Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.



Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

К VI в. до н. э. в разнообр. культурах происх. настоящий взрыв интеллект. энергии.
Термин "фил. "впервые возник в Др. Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обознач. особой науки термин "фил." впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозгл. любовь к ней. Таким образом, возникновение фил. в социокульт. пространстве Др. Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам фил. восходит к стихийному мировоззр. человека, в кот. сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действит. соц. опыт наблюдения над процессами развития природы и общества. Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Др. Греции, - это одаренность греч.народа, благопр. геогр. положение, истор. обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происх. фил. сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.
Мифогенная концепция анализирует предысторию фил., вскрывает переходные формы от мифологии к фил., анализирует мифол. мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифол. к религии, не видит отличит. особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
В рамках гносеогенной концепции показ. значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Поэтому у истоков формирования фил. стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Фил. это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Фил. не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самост., предельное.
Фил. возникла в VI в. до н. э., в так называемое "осевое время", когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в разл. культурах сформировалась "своего рода полоса древней цивилизации", которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования фил. стояла мифология, от кот.фил. унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происх. мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, фил. рассуждает на уровне рацион. познания. Фил. судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необход. обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.
Такие "вечные" фил. вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В истор. динамике менялись акценты в решении осн. фил. проблем, однако уже в древних фил. учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения

2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззрение - это целостная система взглядов человека на мир и своё место в этом мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1).Познавательный компонент. Базир. на обобщённых знаниях - повседневных, проф., научных. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира.

2).Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.

В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формир-ся в определённую иерархию ценностей.

Следствием оценки чел своих отношений с другими людьми являются соц нормы: моральные, этич, религ, правовые и т.д. Нормы регулируют повседневную жизнь как отдельного чел, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом.

3).Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывать в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психол. установки на готовность действовать.

4).Практический компонент. М - это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений, установки, а реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обстоятельствах.

Соответственно структуре мировоззрения, оно выполняет следующие функции: 1) гносеологическая (познавательная) мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практич) позволяющ стать рук-вом к действию

3. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей: онтологии (о бытии), гносеологии (о познании), аксиологии (теория ценностей) Онтология -раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерн. бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – прир., культурно-символич., духовной или личностно-экзистенциальной. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Гносеология образует своеобр посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаим-е между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отлич от онтологии, кот ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, кот интересует его ценностное человеч измерение, гносеологию занимают следующие«?»: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

Фундамент. пробл.Ф возникли вместе с самой Ф.Круг охватывает Ф.проблемы,а в соответствии с этим и предмет Ф.исторически изменялся с развитием общества, науки и самого фил. знан. Можно выделить следующие основные проблемы Ф,которые и сост ее предмет.

1) Пробл окр мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего. 1й вопрос, с кот нач Ф. познания – это «Что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее». В различные ист эпохи отв на данные вопросы приобретают различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя различные знания Ф. углубляется в раскрытии сущности мира, его первооснов и принципов.

Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.

Также рассматривается вопрос связ. с поиском идеальной модели общества и гос-ва.

Ни одна из выше перечисленных проблем не может быть изолирована друг от друга, т.к. они взаимодополняют и развивают др. друга.

Пифагорейская школа.

Основателем является ф. Пифагор, (архее - число)который занимался улучшением своих умств. способностей, учил умению слушать и наблюдать. Ф. основанием данной школы явл. учение о числе. Пифагорейцы утвержд., что всё есть число. Числа рассматр. как принципы, причины и структуры всех вещей.

Сократ (470 - 399 г. до н.э.)

С. подвергал сомнению очевидные для человека истины, т.к. утверждал, что мы не можем доказать с абсолютной точностью ни одно суждение, поэтому его степень достоверности можно установить в процессе диалога или обсуждения, т.к. беседуя и споря люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отделоности кажутся истинными. Он разработал диалектику, в рамках которой исследовал истинности суждения, мнений.

В этике С. изображал позицию этического рационализма, где он утверждает, что счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство, а для этого нужно верно знать в чем оно состоит.

«Иронические диспуты Сократа», «я знаю что я ничего не знаю», «познай себя»

Платон (428 – 348 г. до н.э.). идеал влести - монархия

Был учеником Сократа. Создал собственную школу в Афинах, котор. назвал академией. В Ф. он разработал учение об идеях – праобразы сущности и гипотезы всех вещей, а также предел, к которому все вещи стремятся, но никогда не достигают. Окружающий мир для Платона состоит из 2-х основ:

1) был мир идей - божественный мир, куда стремится попасть любой чел.;

2) мир вещей – мир действительный, мир окружающих предметов и идей.

Человек способен постигать мир идей (1) благодаря диалектике. Диалектикой он наз. учение ставить вопросы и давать на них ответы. П. разработал учение об идеальном государстве. В таком обществе он видел 3 основных сословия: 1 - философы, 2 - воины, 3 - работники.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Ученик Платона, поэтому признавал его учения об идеях. Он утвержд., что сущности всех вещей неизменны и не зависят от челов. субъективности. Он критиковал Платона за то, что тот ориентировал всех людей на достижение божеств. мира идей. А. утвержд., что у всякой вещи есть свои причины: 1) форма, 2) материя), 3) движение, 4) цель.

А. занимался систематизацией всех наук и поэтому классифицировал осн. знания:

1) теоретические (философия, математика, физика);

2) практические (этика, политика);

3) созидательные (искусство).

Он также исследует проблемы гос-ва и выделяет правильные формы гос-ого устройства.

1) монархия, 2) аристократия, 3) полития.

9. Соотношеиие разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Категория веры как нерац.способа постижения действит. становится одной из главных в христианской фил.. Религиозн. фил. Тертуллиан (около 160- 220 гг.) отстаивал тезис о несовместимости религиозной веры и фил. знания. Он исходил из принципа " верую, потому что абсурдно " и чем парадоксальнее религиозный тезис, тем сильнее должна быть вера. По его мнению, смерть божьего сына достовер­на, ибо она ни с чем несообразна; его воскрешение после смерти несомнен­но, ибо невозможно. Единств.авторитетный источник знания - Еванге­лие, а фил. разум несовместим с верой, так как он ведет к ереси. В средневек.фил. можно выделить два осн. периода: патристика и схоластика.

Патристика (от лат. "pater" - отец) представляла совок. религи­озно- фил. учений "отцов церкви", т.е. тех, кто разработал теорет. основы христианства. Выдающимся христ. мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354 - 430 гг.), прозванный Блаженным. Вначале Августин придерживался языческих взглядов на мир, затем принял христиан­ство. Написал множество религиозных трактатов, среди них главные: "Исповедь", "О троице", "О граде божьем " и др. Все его исследования теоцентричны, основанием и стержнем его философских суждений является учение о Боге. По мнению Августина, Бог представляет вечное, неизменное, абсолют­ное, духовное бытие, существующее вне времени и пространства. Как суб­станция (существенная основа мира) Бог является источником любого друго­го бытия, т.е. творцом Вселенной и вершителем судеб людей. Предметы и яв­ления сотворенного Богом мира изменчивы, относит., существуют во времени и пространстве, определяются божественной волей.

По сути своей чел.внутренне противоречив, он сост. из тела и души. Душа, как частичка Бога в человеке, бессмертна, но она обременена телесной природой, которая сама по себе есть воплощение духовной сущно­сти. Августин разработал новую концепцию бытия, человека, познания, от­личную от античного понимания. Он акцентировал внимание на осмыслении внутр. мира человека, его познавательных способностях, идее общест­венного развития.

В конце XI в. начинается новый период средневековой Ф. - схоластика (от.лат. scholastika - школьный, учебный). Она преподавалась в монастырских школах, а затем университетах и была тесно связана с теоло­гией.

Главной целью схол. было рац.обоснование христианских догматов. Она исходила из того, что истина дана в Библии и сочинениях "от­цов церкви", но её нужно актуализировать, т.е. вывести из "священного пи­сания" посредством системы силлогизмов.

10. Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).

Нач период в развитии средневековой фил наз. периодом апологетики (2-3 в. н.э.). Представитель – Ориген., Тертулиан («защита от язычников») В рамках данного периода происходит защита христ. от язычников. В борьбе против язычников учавствуют различные христ. писатели, кот впоследствии наз. апологетами (от греч. - защита).

Патристика (4-8 в. н.э.). Представит. Аврелий Августин, Григорий Богослов.

В рамках данного периода выдвигаются 2 вида патристики: 1) греческая (восточная); 2) латинская (западная). Слово патристика (лат. патер - отец). В данный период происходит разработка основ христианского вероучения, в котором участв. ряд мыслителей, чьи произведения в последствии стали назыв. патриотическими, а самих мыслителей – отцами церкви. +вопрос 9

А.Шопенгауэр

-«мир как воля и представление» - раб.

-мир основан на принципах разума, всем управляет воля

-воля в природе – стремление к сохранению жизни

-воля в обществе – воля гос-в, полит.деятелей и отдельных личностей.

-проявл. В страхах и эмоциях.

-мир не стал лучше из-за развития науки и техники

-каждый чел. Имеет 3 блага(здоровье, молодость, свободу), но понимает это когда теряет.

-Сторонник древнеиндийской фил.

С.Кьеркегор. Его осн. произв. – «Страх и трепет», «Стадии жизненного пути».

Он критикует предшеств. фил. традиции (классич. ф.), за рационализм, который по его мнению сосредоточен на общих отвлеченных сущностях и понятиях. На место рац. постижения мира он ставит переживание или существование человека, который игнорировался в прежней философии. Он утв., что необходимо обратить внимание на внутр. жизнь человека, его переживание, т.к. в них и заключается истинное чел.знание. Он утв., что сложная, многогранная и противоречивая жизнь не поддается усилиям рассудка, он делал акцент на изменчивости, неустойчивости и текучести чел. сущ-я, обреченности человека на смерть, страдания, страх и сомнения. Поэтому, только в ситуации критич.выбора можно прикоснуться к подлинности человеческого существования и определить путь индивидуальной жизни человека.

Ф. Ницше. Влияние его ф. присутствует во всех значимых фил. концепциях и культурных течениях 20 в. Однако, при своей жизни, он не создал ни одной ф. школы, т.к. утв., что для его ф. тесны рамки любой ф. школы. Утвержд., что всякое знание человека начинается с критики. Воспитанный на почве зап. традиций, он заявил свой критицизм как требование переоценки всех ценностей, чем ставит под вопрос прежние идеалы и ценности всей зап. культ-ры, которую он наз. как « ценности упадка и ложь тысячелетий». Центральным понятием в его ф. является понятие воля к власти. Он утв., что воля к власти является самой внутр. сущн. любого человека и всего того, что тянется к жизни.

Философия XX столетия.

XX век - это век революций, это две мировые войны, распад колониальной системы, возникновение и рост социалист. системы, научно-техническую революция, разрушение и деградация природной среды, разрушение, вытаптыванием тысячелетиями складывавшегося, яркого и веселого ландшафта мировой культуры.ХХ век поставил мировую культуру на грань духовного коллапса

Образ философской мысли XX века можно описать следующими основными чертами: Плюрализм, множественность философских направлений, течений и школ как выражение чрезвычайного усложнения, расширения и углубления обществ.практики и научно-теоретического освоения реальности, форм взаимод. человека с природой и обществом, саморефлексии, самосознания общества и человека.

Более отчетливое выражение принимает разработка фил. проблематики по 2 основопол. направлениям --материализма и идеализма. Фил. идет по пути проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы обществ. развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, фил. не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом фил. анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать “чистую фил.”, свободную от воздействия науки и обществ. практики, в очередной раз заканчиваются крахом.

философски исследования от вопросы бытия, мироздания, путей развития общества как целого, все более перемещается в сторону человека, к обоснованию его уникальности, становления личности на путях творческой свободы.

XX век проходит под знаком противостояния подавляющей части фил. школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм (а в последующем – марксизм-ленинизм) становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунист.идеалы. В стремлении доказать несостоятельность фил. принципов марксизма многие фил. течения отдали дань их неаргументир.критике.

Неопозитивизм

Одним из распространенных фил. течений в XIX веке был позитивизм. Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с фил. школой его основопол. О. Конта. Вторая истор.форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843-1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет 3 этап и являет себя в различн. вариантах: логич.позитивизм, фил. Лингвист. анализа или лингвист. фил. и т. д. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены разл.способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвист. анализу.

Осн. задача фил. состоит в логич. анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математ.логику и аксиоматич.метод. В отношении науки фил.призвана осуществить не разбор тех или иных конкретн.научн. теорий, а выполнить логич. анализ языка теории (совокупности готового знания).

Философия науки

Стремительные темпы развития науки, эволюция ее методов выдвинули немало проблем, решение которых не могло быть получено без привлечения фил.. Это проблемы уточнения предмета наук, истинности знания, детерминизма и причинности, взаимосвязи прибора и наблюдателя, возможности предсказания результатов эксперимента и другие методологич. аспекты познания структуры материальн.мира.

Представилели: Карл Поппер, Т. Кун. Широкую известность получила его книга “Стр-ра научн. революций”, в кот. рассмотрены важные проблемы науки.

Философская антропология

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной фил. к человеку. Множество фил. концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую фил. антропологией. Осн. смысл этого термина отражает нацеленность фил. мысли на углубленное познание чел. природы, выявление жизнен. проблем и возможн. чел..

В 70-х годах происходит переосмысление проблематики фил. антропологии, продиктованное стремлением расширить конкретно-научную базу фил.-антропологич. объяснения чел.. Предпринимается попытка на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа чел. природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре, то есть речь идет о “новой антропологии”. Фил.-религиозная антропол.рассматривает чел.как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой завис. от хар-ра отнош. с Богом, с трансцендентным Божеств. началом (Г. Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).

Персонализм

Персонализм (от латинского – личность) – теистическое направление современной фил.. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности – Бога.

Прагматизм

Прагматизм – одно из влиятельных фил. теч.XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греч. слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют фил. дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единств.критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм восприним. как одна из форм некой житейской фил.. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существ. признаков прагматизма. Истоки прагматизма лежат в немецкой фил., в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше.

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. 38. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 39.Основные формы чувственного и рационального познания.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рац. отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у чел. чувственное в ряде моментов пронизывается рац., стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирич. и теоретич., а чувственное и рац. — это способности, на базе которых формируются эмпирич. и теоретич. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделен. из эмпирич.. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художествен. познании, в то время как эмпирич. уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирич. и теоретич. соответственно фрагменты сущн. и целостная сущн. познаваемых предм-в.

Живое созерцание — это скорее не познават.способность,а результат реализации этих способ-ей или сам процесс познания указан.стор. объектов.

Познавательные способности чел. связаны прежде всего с органами чувств. Чел. организм имеет экстерорецептивную систему, направлен. на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан. с сигналами о внутр. физиол. сост. организма.

Основания объединять все эти спос-ти в 1 группу и называть все это способностью к чувствен. отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств чел.

Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действ-ти. Мы говорим о «чувственном» как о «сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином «чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского «sensitiv» — «воспринимаемый чувствами». Да и в истории фил. мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Познание выступает как диалектич. процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)

Формы логического познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движ. и выражение мысли в рез. чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение (это движение мысли, при кот. из одного или неск. суждений выводится новое заключение)

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по сущн. и не дает объясн. и поним.

Этот недостаток преодолевается путем логич. познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувствен. познания (эмпирич.сенсуализм) так и значение логич. познания (рационализм).

Основн. формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Культура и нравственность.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Культура - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

 

Мораль, или нравственность, определяется как совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях деятельности. Нравственные нормы, содержащие запрет или дозволение на совершение каких-либо действий, определяют позиции человека в его отношении к другим людям, коллективу, обществу, семье, государству. И хотя эти нормы – неписанные правила поведения, они выполняют социальную функцию и составляют целую систему требований и запретов, призванных регулировать отношения и поведение людей.

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

К VI в. до н. э. в разнообр. культурах происх. настоящий взрыв интеллект. энергии.
Термин "фил. "впервые возник в Др. Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обознач. особой науки термин "фил." впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозгл. любовь к ней. Таким образом, возникновение фил. в социокульт. пространстве Др. Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам фил. восходит к стихийному мировоззр. человека, в кот. сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действит. соц. опыт наблюдения над процессами развития природы и общества. Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Др. Греции, - это одаренность греч.народа, благопр. геогр. положение, истор. обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происх. фил. сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.
Мифогенная концепция анализирует предысторию фил., вскрывает переходные формы от мифологии к фил., анализирует мифол. мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифол. к религии, не видит отличит. особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
В рамках гносеогенной концепции показ. значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Поэтому у истоков формирования фил. стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Фил. это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Фил. не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самост., предельное.
Фил. возникла в VI в. до н. э., в так называемое "осевое время", когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в разл. культурах сформировалась "своего рода полоса древней цивилизации", которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования фил. стояла мифология, от кот.фил. унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происх. мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, фил. рассуждает на уровне рацион. познания. Фил. судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необход. обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.
Такие "вечные" фил. вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В истор. динамике менялись акценты в решении осн. фил. проблем, однако уже в древних фил. учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения

2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззрение - это целостная система взглядов человека на мир и своё место в этом мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1).Познавательный компонент. Базир. на обобщённых знаниях - повседневных, проф., научных. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира.

2).Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.

В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формир-ся в определённую иерархию ценностей.

Следствием оценки чел своих отношений с другими людьми являются соц нормы: моральные, этич, религ, правовые и т.д. Нормы регулируют повседневную жизнь как отдельного чел, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом.

3).Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывать в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психол. установки на готовность действовать.

4).Практический компонент. М - это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений, установки, а реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обстоятельствах.

Соответственно структуре мировоззрения, оно выполняет следующие функции: 1) гносеологическая (познавательная) мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практич) позволяющ стать рук-вом к действию

3. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей: онтологии (о бытии), гносеологии (о познании), аксиологии (теория ценностей) Онтология -раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерн. бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь – прир., культурно-символич., духовной или личностно-экзистенциальной. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Гносеология образует своеобр посредствующее звено между онтологией и аксиологией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.086 с.)