Раздел Второй. Семинарские занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел Второй. Семинарские занятия



ВВЕДЕНИЕ

Вопросы:

1. Россия и Запад: факторы взаимодействия.

Отечественная историческая наука о взаимоотношениях России и Запада.

I. Вопросы для повторения лекции.

1. Какие факторы указывают на принадлежность русской истории к истории европейской?

2. В чем проявляется различие между природными условиями России и стран Западной Европы? Каким образом эти различия влияли и влияют на социальные процессы?

3. Почему геополитическую ситуацию России отечественные историки оценивают преимущественно негативно?

4. Приведите примеры уникальности и вместе с тем типичности геополитической ситуации России.

5. Назовите характерные черты верховной власти на всем протяжении русской истории.

6. В чем состоит своеобразие взаимоотношений верховной власти и православной церкви в России?

7. Почему доминирующим подходом в современной отечественной историографии взаимоотношений России и Запада является консервативный?

 

8. Укажите достоинства и недостатки цивилизационной теории.

 

9. Какие теоретические положения евразийской концепции не были подтверждены историей?

 

10. Каковы, на ваш взгляд, причины популярности теории заговора в нашей стране применительно к русской истории?

 

11. Применимы ли к объяснению русской истории теории модернизации и цикличности?

 

12. Что общего и в чем различие между исторической теорией марксизма и теорией миросистемного анализа?

 

 

II. Тестовые вопросы.

 

1. Серединное географическое положение в своей истории переживало государство

1) США;

2) Испания;

3) Англия;

4) Франция.

 

2. Научный подход, в соответствии с которым исторический процесс представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, получил название

1) либеральный;

2) консервативный;

3) марксистский;

4) евразийский.

 

3. Научный подход, в соответствии с которым русская история сравнивается с Западом и оценивается как нереализовавшаяся западная модель, называется

1) консерватизм;

2) марксизм;

3) либерализм;

4) цивилизационная теория.

 

 

4. Проявлением геополитического фактора в русской истории считается

1) скачкообразность развития общества;

2) чрезвычайная устойчивость общинных институтов;

3) серединное положение России между Западом и Востоком;

4) неразделимость этики и права в духовной сфере общества.

 

5. Теория цикличности русской истории, в соответствии с которой прошлое России представляет собой чередование эпох либеральных реформ и консервативных контрреформ, относится к одному из подходов в отечественной историографии

1) марксизму;

2) либерализму;

3) консерватизму.

 

6. Патриархальная модель государства означает

1) абсолютную власть патриарха;

2) древнейший тип отношений власти и общества;

3) уподобление глав государства домовладыке;

4) единство власти с подвластным обществом.

 

7. Одним из существенных недостатков цивилизационной теории является

1) отрицание уникальности русской истории;

2) неопределенность понятия цивилизации;

3) абсолютизация материального фактора в истории;

4) отрицание преемственности между Русью и Россией.

 

 

III.Дискуссионные вопросы.

1. Какие факторы – материальные или метафизические – в большей степени объясняют устойчивую тенденцию русской цивилизации к освоению новых территорий?

 

2. В истории нашей страны найдется немного примеров прорыва России из состояния периферии в центр миросистемы. Таковым является образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., представлявшего собой модель экономической интеграции стран Восточной Европы во главе с Советским Coюзом. Объясните с точки зрения теории миростемного анализа причины исторической неудачи этой модели.

 

 

IV.Темы докладов и сообщений.

1. Теория евразийства и современность.

2. Теория заговора против России и русский менталитет.

3. Новейшие тенденции в отечественной либеральной историографии истории России.

 

 

ТЕМА 1. РОЖДЕНИЕ СРЕДЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Вопросы:

1. Падение Западного Рима и образование германских государств.

Византийская империя – мост между Западом и Востоком.

Рождение и расцвет арабо-мусульманской цивилизации.

Восточные славяне в древности.

Древнерусское государство.

Киевская Русь и Европа: два вектора развития.

I. Вопросы для повторения лекции.

1.1. Укажите различие в периодизации европейского средневековья, принятой в отечественной и западной историографии.

1.2. Назовите причины падения Западной Римской империи.

1.3. В чем выразился процесс «романизации» германских племен?

1.4. Каково значение правления вождя франков Хлодвига?

1.5. Какие социальные явления укрепились в Западной Европе в эпоху Карла Великого?

2.1. Почему Восточная Римская империя (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие?

2.2. При каком византийском императоре произошла кодификация римского права?

2.3. Какова роль государственного аппарата в истории Византии?

2.4.В чем заключалось особенное положение церкви в Византийской империи? Была ли Византия теократической монархией?

2.5. Развитие каких общественных процессов привело к гибели Византийской империи?

3.1. Чем можно объяснить стремительное распространение ислама в VII – VIII вв.?

3.2. Какую разновидность монархии представлял собой Арабский халифат?

3.3. Почему Арабский халифат, размеры которого превышали территорию Западной Римской империи, не распространил своего влияния на ее бывших владениях?

4.1. Чем была вызвана славянская миграция в Восточную Европу?

4.2. Дайте характеристику общественного строя восточных славян в до второй половины IX в.

5.1. На правление какого киевского князя приходится расцвет Древнерусского государства?

5.2. Каковы, на ваш взгляд, причины распада Киевской Руси?

6.1. В чем обозначилось принципиальное расхождение векторов развития между Западной Европой и Русью с X–XII вв.?

6.2. Почему в Киевской Руси так и не сложился институт частной земельной собственности?

 

II. Тестовые вопросы.

1. Римляне называли соседние германские племена варварами потому, что те

1) носили грубую одежду;

2) говорили на не понятном им языке;

3) были язычниками;

4) не знали моногамного брака.

 

2. Основателем государства франков был

1) Аларих;

2) Аттила;

3) Хлодвиг;

4) Гонорий.

 

3. Кодификация римского права впервые была осуществлена в

1) Папском государстве;

2) Западной Римской империи;

3) Восточной Римской империи;

4) империи Карла Великого.

 

4. Арабский халифат по типу правления являлся монархией

1) теократической;

2) раннефеодальной;

3) абсолютной;

4) просвещенной.

 

5. Не являлось характерной чертой северной хозяйственной системы восточных славян

1) подсечно-переложный способ землепользования;

2) наличие побочных от земледелия промыслов;

3) формирование единоличного хозяйства;

4) коллективный тип хозяйствования.

 

6. До принятия христианства князем Владимиром религия восточных славян основывалась на верованиях

1) мусульманства;

2) иудаизма;

3) католицизма;

4) язычества.

 

7. Широкие династические связи с европейскими христианскими дворами Древняя Русь начала осуществлять при

1) Ольге;

2) Владимире Святом;

3) Ярославе Мудром;

4) Владимире Мономахе.

III. Дискуссионные вопросы.

1. В чем заключаются причины различия между католической и православной конфессиями христианства? Что привлекало киевских князей в византийской модели отношений светской и духовной властей?

2. Какую теорию происхождения государства – божественную, норманнскую, договорную, эволюционно-историческую, теорию насилия или иную – иллюстрирует политическая история Киевской Руси IX–X вв.?

3. Почему население русских городов не вело борьбу за достижение городского самоуправления?

 

IV. Темы докладов и сообщений.

1. Карл Великий как государственный деятель.

2. Понятие византийства в политической культуре.

3. Вклад арабо-мусульманской цивилизации в мировую культуру.

4. Общественный строй Киевской Руси.

 

 

ТЕМА 2. ЕВРОПА И РУСЬ В XII – XV вв.: «ЛЕТО» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вопросы:

Европа в XII –XV вв.: расцвет феодализма и новые тенденции.

Русские земли в XII –XIII вв.: модели развития.

Русь и Золотая Орда.

Образование Московской Руси.

I. Вопросы для повторения лекции.

1. 1. Объясните происхождение термина «феодализм».

1.2. В чем состояла сущность системы вассалитета в Западной Европе?

1.3. Каково было правовое положение западноевропейского крестьянства в XIII –XIV вв.?

1.4. Чем характеризуется сословно-представительная монархия как этап развития европейской государственности?

1.5. Почему города поддерживали королевскую власть в процессе централизации феодальных государств?

1.6. Определите значение папской революции XI –XII вв. в политической истории средневековой Европы.

1.7. Укажите на катастрофические социальные процессы в Западной Европе XII – XIV вв. К каким последствиям они привели?

2.1. Правомерно ли считать, что в механизме государственного устройства Новгорода XII –XV вв. функционировал принцип разделения властей?

2.2. Почему Галицко-Волынское княжество было разделено в XIV в. между Литвой, Польшей и Венгрией?

2.3. Каковы причины формирования авторитарной власти на Владимиро-Суздальской земле в домонгольский период русской истории?

3.1. Изложите сущность евразийской концепции истории отношений между Русью и Золотой Ордой.

3.2. В чем выразилось влияние Орды на процесс формирования русской государственности?

3.3. Назовите причины политического лидерства Московского княжества в Северо-Восточной Руси в XIV – XV вв.

4.1. Определите предпосылки становления самодержавного типа власти в Московском государстве.

4.2. Объясните механизм функционирования государства вотчинного типа, каким была Московская Русь второй половины XV в.

4.3. Какими достижениями характеризовалось правление Ивана III?

 

II. Тестовые вопросы.

1. В западноевропейской иерархии XI –XIV вв. король мог быть вассалом

1) императора Священной Римской империи;

2) Римского папы;

3) архиепископа своего королевства;

4) арабского халифа.

 

2. Кортесы, орган сословно-представительной монархии, функционировали в

1) Англии;

2) Франции;

3) Польше;

4) Испании.

 

3. Важнейшим результатом коммунального движения в европейских городах XI –XIII вв. стало

1) формирование бюргерства;

2) распространение чумы;

3) учреждение парламентов;

4) увеличение инфляции.

 

4.Политический режим Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. можно определить как монархию

1) деспотическую;

2) вассально-сеньориальную;

3) раннефеодальную;

4) абсолютную.

 

5. Московские князья приобретают право получения ярлыка и не выпускают его из своих рук при

1) Иване Калите (1325- 1340);

2) Семене Гордом (1340 –1353);

3) Иване Красном (1353-1359);

4) Дмитрии Донском (1359-1389).

 

6. Формирование концепции «Москва – третий Рим» связано с

 

1) завершением объединения русских земель вокруг Москвы;

2) женитьбой московского князя Ивана III на Софье Палеолог;

3) принятием Иваном III титула «государя всея Руси»;

4) прекращением уплаты дани Русью Золотой Орде.

 

7. Свод законов, установивший правило Юрьева дня, вошел в историю под названием

1) Судебник;

2) Русская правда;

3) Соборное Уложение;

4) Указ об урочных летах.

 

III. Дискуссионные вопросы.

1. По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города Западной Европы X –XI вв. уступали городским центрам Арабского халифата, Византии и Киевской Руси. Но именно в Западной Европе состоялась так называемая коммунальная революция, в результате которой большинству городов удалось добиться городского самоуправления. Чем можно объяснить это историческое явление?

2. Из истории отношений Новгорода и Золотой Орды известны следующие факты.

1) В феврале 1238 г. монголо-татары во главе с Батыем вторглись в пределы Новгородской земли, осадили Торжок и, не сумев его взять, продолжили наступление на Новгород. Но, не доходя ста верст до города, внезапно повернули на юг и ушли в степь.

2) Новгородские ушкуйники в 1375 г. совершили дерзкий поход по течению Волги и разорили столицу Золотой Орды город Сарай. Затем они спустились по реке к ее устью. Правитель Астрахани хан Салгей, напуганный разгромом Сарая, тотчас выплатил дань, затребованную новгородцами.

Предположите, почему эти яркие события героического прошлого Руси традиционно игнорируются авторами учебников по отечественной истории?

IV.Темы докладов и сообщений.

1. Роль и значение католической церкви в общественной жизни Западной Европы XI – XIV вв.

2. Борьба гвельфов и гибеллинов в средневековой Италии.

3.Особенности общественно-государственного строя Великого Новгорода.

4. Вооружение и боевая тактика монголо-татарского войска.

5. Падение Византийской империи и Московская Русь.

 

 

ТЕМА 3. ЕВРОПА В XVI в.: ВРЕМЯ «ВЕЛИКОГО ПРОРЫВА»

Вопросы:

Генезис капитализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.062 с.)