Сущность и специфика философского знания, основные философские направления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и специфика философского знания, основные философские направления.



Изменение объекта и предмета философии в истории культуры. Проблема основного вопроса философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Мировоззрение и методология – основные функции философского знания. Диалектика и метафизика.

 

Античная философия

Концепции первоосновы мира в Античной философии. Антропологическая концепция в античной философии (софисты, Сократ). Философия Платона. Философия Аристотеля.

Философия европейского средневековья

Формирование христианской философии. Патристика. Номинализм и реализм.

Доказательства бытия бога.

 

 

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

 

Индукция и чувственное познание у Ф.Бэкона. Сенсуализм Т.Гоббса и Д.Локка. Р.Декарт как родоначальник рационализма. Рационализм Б.Спинозы и В.Лейбница.

 

Идеалистический эмпиризм XVIII века.

Д. Беркли - родоначальник идеалистического эмпиризма – субъективного идеализма. Агностицизм Д.Юма.

 

Немецкая классическая философия.

Философия Канта. Философия Гегеля. Философия Фейербаха.

 

Западная философия XX столетия.

Эволюция позитивизма, неопозитивизм, пост-позитивизм. Экзистенциализм. Неотомизм. Геременевтика.

 

Объективная реальность и основные формы ее существования.

Реальность и материальность, материя и ее атрибуты. Метафизические и диалектические представления о пространстве и времени. Движение. Проблема классификации форм движения.

 

Всеобщие законы развития. Метафизика и диалектика о развитии.

Причина развития и противоречие. Характер развития – диалектика качества и количества. Направленность развития – процесс отрицания отрицания.

 

Детерминизм – относительная необходимость развития.

Диалектика возможности и действительности. Реальная и абстрактная возможности. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм. Монизм или плюрализм?

 

Антропосоциогенез и сущность сознания.

Отражение как атрибут материи. Природные и социальные предпосылки сознания. Сознание, познание и язык

 

Истина и заблуждение в познании.

Чувство и разум на пути к истине. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Роль практики в познании. Догматизм и релятивизм.

 

Методы и формы научного познания.

Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действительности. Методы эмпирического уровня познания. 3. Методы и формы теоретического уровня познания.

 

Причина, характер и направленность в истории развития общества. Диалектика человеческой истории.

Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действительности. Методы эмпирического уровня познания. 3. Методы и формы теоретического уровня познания.

 

Социальная сфера жизни общества.

Метафизические концепции социальной стратификации и субъективно-идеалистическая трактовка общественного развития. Диалектико-материалистическое понимание социальной структуры.

 

Общественное сознание и его структура.

Общественное сознание – типы, сферы, уровни и формы. Роль общественного сознания, его обратное воздействие на общественное бытие.

 

Общество и личность – противоречивое единство.

Индивид, человек, личность. Личность и общество. Смысл и цель человеческого существования.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Используются лекционные и семинарские занятия, проведение тестирования.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Виды и формы текущего контроля успеваемости (текущая аттестации)

 

Используются следующие виды и формы текущего контроля:

- устный опрос

- тестирование в электронной и письменной форме

- контрольная работа

 

Текущий контроль производится на лекциях и семинарах с помощью балльно-рейтинговой системы оценки знаний и осуществляется на всех занятиях со студентами. Текущий контроль занимает часть учебного занятия (до 30 минут).

 

 

Таблица балльно-рейтинговой оценки знаний студентов

Виды учебной деятельности и сроки контроля Количество часов Максимальное количество баллов за семестр
Лекции 1.1. Посещаемость лекций (0,5 балла за одну лекцию) 1.2. Конспекты лекций (до 1 балла за лекцию)    
Семинары    
2.1. Посещаемость семинаров (0,5 балла)   4,5
2.2. Подготовка конспектов учебной и научной литературы к каждому семинару (до 2 баллов)      
2.3. Подготовка и выступление с докладами на семинарах (не более 10 минут) (до 5 баллов)    
2.4. Активное участие в работе семинара (до 2 баллов)    
2.5. Контрольная работа на семинаре (до 2 баллов)    
Премиальные баллы 3.1 Подготовка докладов на «Недели науки» (до 10 баллов) 3.2. Научно-исследовательская работа (до 10 баллов)    
4.1.Промежуточная аттестация (половина курса) 1. «Отлично» за 45 – 39 баллов 2. «Хорошо» за 38 – 34 балла 3. «Удовлетворительно» за 33 – 27 баллов        
Итоговый контроль 5.1. Зачет (до 10 баллов)    
Общее максимальное число баллов   100 (без учета премиальных)
Зачет   100 – 60 баллов

Виды и формы промежуточной аттестации

 

Промежуточная аттестация осуществляется в середине и конце семестра. Форма завершающей аттестации - дифференцированный зачет, проводимый в виде устного опроса или с применением технических средств контроля

 

Самостоятельная работа

Эффективность подготовки студентов зависит во многом от целенаправленной самостоятельной работы студентов, поскольку в силу ограниченности времени на проведение лекционных и семинарских занятий невозможно осветить все актуальные проблемы философии. Самостоятельная работа способствует формированию научного мировоззрения, диалектической культуры творческого мышления, развития критичности самосознания, более глубокого усвоения знаний.

При подготовке текущей контрольной работы предполагается обязательное изучение первоисточников, учебной, научно-исследовательской, справочной литературы, возможно использование интернет-ресурсов. Контрольная работа по объему должна быть около 1-2 страниц рукописного или 1 стр. электронного (если контрольная проводится в компьютерном классе) текста.

Вопросы к контрольной работе составляются преподавателем к каждой теме. Вопросы составляются таким образом, чтобы студент, владеющий темой, мог письменно ответить на вопрос за 10 – 15 минут. Количество вопросов к теме должно превышать количество студентов в группе. Каждый студент выбирает напечатанный билет с вопросом, или получает в случайном порядке вопрос на свой компьютер (в компьютерном классе).

По истечению 15 минут преподаватель просит студентов сдать ответы (или закрывает их работу на компьютере). Работа над контрольными и выставление баллов производится преподавателем во внеаудиторное время. На следующем семинаре преподаватель оглашает результаты и просит членов группы самим прокомментировать некоторые ответы, оценить их истинность, после чего оценивает уже эти комментарии, учитывает активность студентов в обсуждении письменных ответов их товарищей.

Перечень примерных тем контрольных работ

1. Место и роль философии в науке и практике.

2. Типы и формы мировоззрения, философия как мировоззрение.

3. Объективные и субъективные основания возникновения и развития философии.

4. Главные философские направления и школы – критерии различия и классификации.

5. Диалектика и метафизика как противоположные методы познания и преобразования действительности.

6. Предпосылки становления Античной философии.

7. Философия Милетской школы.

8. Философская школа элеатов.

9. Философия Пифагора и его школа.

10. Философия Гераклита Эфесского.

11. Философия Сократа.

12. Философия Платона.

13. Философия Аристотеля.

14. Философия Демокрита.

15. Философия Эпикура.

16. Борьба номинализма и реализма в философии позднего средневековья.

17. Социальная философия Т.Мора, Т.Кампанеллы.

18. Гуманизм Эразма Роттердамского.

19. Философские искания Б.Паскаля.

20. Скептическая философия П.Гассенди

21. Философия Ф. Бэкона.

22. «Монадология» Г. Лейбница.

23. Социальная философия Ж.–Ж. Руссо.

24. Философский пантеизм Б. Снинозы.

25. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

26. Механика и натурфилософия И.Ньютона

27. Французский материализм VIII столетия.

28. Философия Канта.

29. Философия Гегеля.

30. Основные черты марксистской философии.

31. Эволюция позитивизма.

32. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше.

33. Основные черты русской религиозной философии XIX – XX в.в.

34. Анализ языка и значения: аналитическая философия, структурализм, герменевтика.

35. Технократизм и технократические утопии.

36. Феноменология Э. Гуссерля.

37. Философия экзистенциализма.

38. Философия неотомизма.

39. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.

40. Современные представления о материи и её уровнях организации.

41. Пространство, время и движение – атрибутивные и релятивные трактовки.

42. Закон единства и борьбы противоположностей – мировоззренческое и методологическое значения.

43. Закон единства количественных и качественных изменений – мировоззренческое и методологическое значения.

44. Закон отрицания отрицания - – мировоззренческое и методологическое значения.

45. Основные принципы диалектики.

46. Детерминизм и индетерминизм.

47. Объективные основания возникновения и сущность сознания.

48. Отражение как атрибут материи.

49. ознание как отражение – различные уровни и формы познания.

50. Истина – сущность и критерии.

51. Основные методы и формы научного познания.

52. Информация – атрибут или модус?

53. Диалектика и синергетика.

54. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

55. Проблема человека в западной философии XX века.

56. Феномен человека в русской философии.

57. Проблема смысла жизни в произведениях А.Камю.

58. Человек и машина. Научный прогноз.

59. Религиозные концепции бытия человека.

60. Общественное бытие и общественное сознание, их структура и взаимодействие, материальное производство.

61. Специфика законов общественного развития.

62. Материальное и идеальное в обществе.

63. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

64. Свобода и ответственность человека.

65. Концепции общественного прогресса в истории философии.

66. Теория информационного общества

67. Самосознание и самоопределение личности.

68. Ценностная иерархия личности.

69. Свобода как ценность.

70. Духовное состояние современного общества.

71. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

72. Стихийность и сознательность в историческом процессе.

73. Личность и общество.

74. Смысл и цель человеческого существования.

75. Объективно-идеалистические концепции истории общества.

76. Субъективно-идеалистические концепции истории общества.

77. Концепция социальной стратификации и мобильности П.Сорокина.

78. Единство чувственного и рационального в познании.

79. Понятие и критерий истины в современных философских концепциях.

80. Взаимосвязь языка, мышления и мозга.

81. Функции практики в процессе познания.

82. Исторические формы взаимодействия теории, науки и практики.

83. Истина, правда и правильность в познании.

84. Специфика социального познания.

85. Моделирование как метод научного познания.

86. Философские основания науки.

87. Современный техногенный мир и природа человека.

88. Сущность и перспективы НТР.

89. Философия как проект возможных вариантов общественного развития.

90. Философский анализ техники М. Хайдеггера.

91. Философский анализ техники К.Ясперса.

92. Философский анализ техники Х. Ортега-и-Гассета.

93. Современная философия техники: Л. Мамфорд, Ж.Эллюль.

94. Темы технологической агрессии в творчестве Н.А. Бердяева.

95. Технократическая концепция Т. Веблена и его последователей.

96. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

97. Концепции исторического прогресса.

98. Критерии общественного прогресса и будущее человечества.

Эссе является традиционным философским жанром, позволяющим наиболее полно отразить внутренний мир автора. Студентам предлагается попробовать написать философское эссе, в котором он должен продемонстрировать понимание поставленной проблемы, умение использовать необходимую, но достаточную теоретическую и фактическую аргументацию в защиту своего мнения по рассматриваемой проблеме. Для облегчения студентам предлагаются вопросы, отвечая на которые он сможет глубже проникнуть в сущность текста. Анализируя первоисточники студенты приобретают и развивают навыки аналитического мышления. Материалы для практических работ изложены в учебных пособиях: «Огородников В.П., Ильин В.В. Философия. – СПб. ПГУПС, 2010», «Философия ХХ века. - Спб., ПГУПС, 2009

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ НА ЗАЧЕТЕ ПО ФИЛОСОФИИ

(Дневное отделение)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.051 с.)