Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с.



Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2006. – №9. – С. 67-86.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2007. – №3. – С. 50-69.

Шипилов А.В. О русском и нерусском: заметки по истории допетровской Руси // Общественные науки и современность. – 2006. – №3. – С. 23 – 31.

Содержание первого вопроса

1) Проанализируйте предпосылки образования древнерусского государства: природные, экономические, социально-политические и внешние.

2) Раскройте сущность норманнской и антинорманнской теории создания древнерусского государства. Дайте им оценку с точки зрения современной исторической науки.

3) Охарактеризуйте политический строй, социальную структуру и экономику Киевской Руси. В чем состояло господство княжеской власти над населением в X в.?

4) Расскажите о значении принятия христианства, о его влиянии на развитие культуры, просвещения и нравственности общества.

5) Выделите основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XI вв.

 

Содержание второго вопроса

1) Что такое удельный период? Каковы его хронологические рамки?

2) Проанализируйте причины раздробленности на Руси и особенности развития феодальных отношений.

3) Каковы были экономические и политические последствия феодальной раздробленности?

 

Содержание третьего вопроса

1) Назовите причины монголо-татарского нашествия на Русь.

2) В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?

3) Охарактеризуйте отношения между Русью и Золотой Ордой.

4) Покажите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и долговременные сдвиги в русском обществе.

 

Самостоятельная работа студента

Темы для докладов и сообщений

1. «Повесть временных лет» как исторический источник.

2. Значение принятия христианства для Руси.

3. Проблема происхождения названия “Русь”.

4. Взаимоотношения Руси с Византией, Хазарией, Волжской Булгарией, с кочевниками.

5. Киевские князья Игорь и Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах: краткая характеристика.

6. Роль городов на Руси.

7. Золотая Орда: мифы и реальность.

 

Работа со словарем

Двоеверие, вече, князь, полюдье, вира, дружина, тысяцкий, воевода, вервь, варяг, поместье, вотчина, феодализм, генезис, язычество, ярлык, баскак, выход, удел, «мир», великое переселение народов, «из варяг в греки», смерд, холоп, закуп, рядович, усобицы, иго, «тьма», «темник», «курултай».

Выполните тесты:

1 Древнерусское государство образовалось в результате объединения двух политических центров восточных славян:

а) Владимира и Киева

б) Киева и Новгорода

в) Москвы и Киева

г) Владимира и Новгорода

д) Москвы и Владимира

2 Управляющий феодальным хозяйством на Руси в XI-XV вв.:

а) холоп

б) баскак

в) воевода

г) тиун

д) князь

3 Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:

а) о порядке владения отчины

б) о порядке замещения киевского престола

в) о введении «Юрьева дня»

г) о принятии «Русской правды»

д) о строительстве Москвы

4 Христианство на Руси было принято при князе:

а) Олеге

б) Ярославе Мудром

в) Игоре и Ольге

г) Владимире I

д) Владимире Мономахе

5 Первое упоминание о Москве связано

а) с Дмитрием Донским

б) с Александром Невским

в) с Андреем Боголюбским

г) с Владимиром Мономахом

д) с Юрием Долгоруким

6 Русское войско на Куликовом поле возглавлял:

а) Александр Невский

б) Дмитрий Донской

в) Юрий Долгорукий

г) Андрей Боголюбский

д) Владимир Мономах

7 Поход 1237 года на Русь возглавлял:

а) Тамерлан

б) Мамай

в) Тохтамыш

г) Батый

д) Чингисхан

8 С конца XIII в. в борьбе за главенство в русских землях на первое место выдвинулись княжества:

а) Смоленское и Рязанское

б) Московское и Новгородская республика

в) Суздальское и Переяславское

г) Печерское и Московское

д) Рязанское и Переяславское

9 Первые монголо-татарские ханы были:

а) мусульманами

б) христианами

в) буддистами

г) язычниками

д) иудеями

10 Последний крупный поход Золотой Орды на Русь совершил:

а) Тамерлан

б) Кучум

в) Ахмат

г) Мамай

д) Тогтамыш

 

 

1.2 Россия в XV–XVIII вв. (4 часа)

(Тема 2)

 

Первое занятие

1) Образование единого централизованного государства. Установление самодержавия. Иван III – первый государь всея Руси.

2) Эпоха Ивана IV Грозного.

3) “Смутное время” на Руси.

 

Рекомендуемая литература

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: в трех кн. Кн.1 – СПб.: Кристалл, 2000. – 704 с.

2 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех кн. Кн.1 – М.: Мысль, 1995. – 572 с.

3 Платонов С. Ф. Иван Грозный. – М., 1998. - 221 с.

4 Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. – М., 2007. - 495 с.

5 Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М., 1999. - 380 с.

 

Содержание первого вопроса

1) Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства?

2) Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя Тверь, Новгород и другие русские города?

3) Назовите факторы, способствующие созданию единого централизованного государства.

4) Покажите процесс становления самодержавной власти Ивана III.

 

Содержание второго вопроса

1) Охарактеризуйте реформы Избранной рады.

2) Назовите причины перехода от политики реформ “Избранной рады” к опричному террору. Каковы сущность и результаты опричнины?

3) Оцените роль личности Ивана IV Грозного в истории России.

 

Содержание третьего вопроса

1) Как вы понимаете термин «Смутное время»?

2) Назовите причины, повод, этапы Смутного времени.

3) Почему в начале XVII в. стало возможным появление самозванцев?

4) Каким образом России удалось выйти из периода Смуты?

 

Самостоятельная работа студента

Темы для докладов и сообщений

1. Специфические черты российского феодализма.

2. Опричный террор Ивана Грозного: причины, сущность, оценки историков.

3. Этапы оформления крепостного права на Руси.

4. Церковный раскол в XVII в.

5. Соборное Уложение 1649 года.

 

Работа со словарем

Самодержавие, Смута, кормления, крепостное право, Судебник, опричнина, Боярская Дума, Земский собор, приказ, местничество, Семибоярщина, старообрядцы, стрельцы, посад, детинец, наместник, удельные князья, «Избранная рада», «челобитная», «заповедные лета», народное ополчение.

 

Выполните тесты

1 Во время правления Ивана III не было:

а) введения Судебника 1497 г.

б) введения приказной системы управления

в) введения «Юрьева дня»

г) окончания монголо-татарского ига

д) походов на Казанское царство

2 Какие из перечисленных деятелей не являлись современниками:

а) Иван III и Софья Палеолог

б) Иван IV и Иван Федоров

в) Лжедмитрий I и Василий Шуйский

г) Борис Годунов и Степан Разин

д) Иван IV и А. Курбский

3 Начало законодательного оформления крепостного права на Руси положил (а,о):

а) Судебник 1497 г.

б) Судебник 1550 г.

в) Сборное уложение 1649 г.

г) «Русская правда»

д) церковный раскол

4 Отметьте дату окончательного закрепощения крестьян:

а) 1497 г.

б) 1550 г.

в) 1606 г.

г) 1649 г.

д) 1725 г.

5 В 1565 – 1572 гг. страна разделена на:

а) уделы

б) уезды и волости

в) губернии

г) опричнину и земщину

д) провинции

6 Инициатором созыва первого Земского собора был:

а) Иван III

б) Иван IV

в) Сергий Радонежский

г) Патриарх Никон

д) Ярослав Мудрый

7 Сословно-представительная монархия – это:

а) власть, при которой монарх обязан регулярно совещаться с представителями всех сословий

б) монархия, при которой каждое сословие управляет своим выборным органом

в) ничем не ограниченная власть монарха

г) власть монарха, ограниченная Конституцией

д) монархия, при которой функционирует Земский Собор

8 Целью Ливонской войны был выход:

а) к Балтийскому морю

б) к Азовскому морю

в) к Северному морю

г) к Черному морю

д) к Каспийскому морю

9 Второе ополчение против поляков в Нижнем Новгороде возглавил(и):

а) И. Болотников

б) князь Д.Долгорукий

в) Василий Шуйский

г) К. Минин и Д. Пожарский

д) Степан Разин

10 Характерные черты сельского хозяйства в России в XVII в.:

а) распространение картофеля

б) распространение табака

в) усиление роли подсечно-огневого земледелия

г) складывание всероссийского зернового рынка

д) начало освоения черноземной полосы

11 Система распределения служебных мест у феодалов при их назначении на службу с учетом происхождения, служебного положения и личных заслуг:

а) поместье

б) местничество

в) погост

г) вотчина

д) кормление

 

Второе занятие

1) Преобразования Петра I и их роль в истории России.

2) Россия в эпоху дворцовых переворотов и правления Екатерины II.

 

Рекомендуемая литература

1 Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления

государством при Петре I // Вопросы истории. – 2006. – №2. – С. 15–30.

2 Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях Петра I // Общественные науки и современность. – 2006. – №4. – С. 107–115.

3 Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. – 2006. – №12. – С. 107–115.

4 Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. – №3. – С. 35–51.

5 Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства // Отечественная история. – 2007. – №4. – С. 21–33.

6 Марасинова Е.Н. О политическом сознании русского общества во II половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2007. – №12. – С.81 – 92.

7 Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации // Вопросы истории. – 2006. –№2. – С. 113–123.

8 Серов Д. Палач взялся за топор. Сенаторы и губернаторы перед судом Петра I //Родина. – 2006. – №8. – С.27 – 32.

9 Шипилов А.В. “Благородство” против “подлости” (Специфика формирования сословной культуры русского дворянства) // Общественные науки и современность. – 2007. – №1. – С. 132–144.

 

1.2.2.1 Содержание первого вопроса

1) Проанализируйте исторические условия и необходимость преобразований в жизни страны.

2) Объясните цели, сущность и методы петровских преобразований и их значение.

3) Чем было обусловлено первостепенное внимание, уделяемое военным реформам?

4) Попытайтесь определить историческое место петровских преобразований, личности Петра I как государственного деятеля.

 

Содержание второго вопроса

1) Выясните причины и последствия дворцовых переворотов для страны.

2) Дайте оценку преобразованиям Екатерины II.

3) Покажите изменение положения различных сословий (дворян, крестьян, казаков, духовенства, купцов и др.).

4) Проанализируйте причины военных успехов России во второй половине XVIII в.

 

 

Самостоятельная работа студента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.048 с.)