Через сознание человека мировой разум постигает себя в своей духовной первосущности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Через сознание человека мировой разум постигает себя в своей духовной первосущности.



Разработка принципов диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Диалектичен сам мир. Диалектика вне нас. Она отражается в нашем сознании, которое само д\б диалектичным, чтобы верно отражать диалектический мир. Гегель разрабатывает диалектику мышления, диалекти-ку понятий, основных категорий логики. Гегель обожествляет человеческий разум. Диалектичны сами понятия. Гегль приходит к выводу об универсальности борьбы противоположностей (антино-мий).

Причины развития. Все причинно обусловлено в мире, но причины могут быть разного ран-га. Внешние факторы влияют на развитие системы, развитие которой идет под воздействием глу-бинных причин. Т.о., внешние причины оказываются случайными по отношению к внутренним.

Ф. Гегеля – высшая точка развития чел-го духа. Недостаток его Ф.: дух развивается, материя неизменна, здесь Гегель сделал несколько шагов назад по сравнению с франц. мат-ами.

Гегель пытался представить себе ход развития чел-го общества как единый закономерный про-цесс. Но невозможно увидеть движущих сил этого процесса. Мировой разум влияет на ход истории через разум людей. Фаталистическая концепция. Но Гегель не отвергает идею сильной историче-ской личности. Эти люди – те, кто лучше других поняли замысел автора пьесы – мирового духа. На-полеон – «мировой дух на белом коне».

Направление истории прогрессивное. Прогресс идет в расширении свободы. Раньше был свободен один чел-к (в деспотических гос-вах), потом горстка людей, в будущем д\б все свободны.

Проблема отчуждения. Отчуждение – 1. превращение продуктов труда (практических и теоретических) и свойств и способностей чел-ка в нечто независимое от людей, 2. искажение в сознании людей сути явлений и отношений. У Гегеля весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Задача развития состоит в том, чтобы снять это отчуждение.

Проблема соотношения сознательного планомерного действия и стихийного процесса в целом (пример: поджог дома).

После смерти Гегеля: 1. старогегельянцы – сторонники монархии, религиозных устоев.

2. младогегельянцы – «левые», сторонники демократических республи-канских преобразований. Их привлекала диалектика. Фейербах, Энгельс, Маркс.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.


Идеалистические умозрительные системы немецких философов Канта и Гегеля в интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось преодолеть, удержав то ценное, что в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом. Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека.

В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

Социально-экономические, естественнонаучные и теоретические источники марксизма.

1.Английская политэкономия (А.Смит, Д. Риккардо), создавшие теорию трудовой стоимости, но считавшие, что обогащение – результат обмена. Маркс показал, что источником обогащения собственника ср-в пр-тва яв-ся отчуждение результатов чужого труда в форме прибавочной стоимости и присвоение ее собственником ср-в пр-тва. В этом суть эксплуатации.2.Научный коммунизм имел своим источником французский утопический социализм-Фурье, и английский утопический социализм – Оуе, к-е разоблачали пороки капитализма, описывали прекрасное будущее, но не указывали способов, методов достижения цели. Это было сделано Мрксом и Энгельсом.3.Марксистская философия опирается на философию Гегеля и Фейербаха, и построена новая философская система. Маркс развивал философскую сис-му, основанную на принципах объективного идеализма, применяя идеи саморазвития и всеобщей связи, т.е. диалектический метод. Марксизм очистил диалектику Гегеля от идеалистической шелухи, разработав её материалистические принципы. Мат-изм был заимствован из антропологической фил-ии Фейербаха, к-й рассматривал человека – как центральный элемент, как результат развития природы, но в человеке Фейербах видел природное, биологическое существо, не понимая социальной сущности человека. В воззрениях на общество, Фейербах был идеалистом. Материализм Фейербаха был метафизическим, механическим, созерцательным, идеологическим в воззрениях на об-во, поэтому Маркс и Энгельс преодолели все недостатки, соединив материализм с диалектикой. Впервые создали фил-ю нового типа. Противники марксизма уверяют, что Маркс-кая фил-я ничего нового не представляет, что оня яв-ся простым соединением диалектики Гегеля и мат-ма Фейербаха. Такое соединение практически осуществить невозможно, т.к. диалектика Гегеля была идеал-кой, а мат-изм Фейербаха – метафизическим.Заслуга Маркса и Энгельса в том, что критически переработав теоретические источники, впервые была создана материалистическая диалектика и диалектический материализм, т.е была преодалена пропасть м\у методом и системой.

 

Марксисткая философия.


Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) критически использовали немец. классич-ю философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф. марксизма было показано, что общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество - это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика - критерий истины, истина - основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Мир материален по природе, а сознание – свойство мозга, продукт его деятельности. Сознание (познание) – это отражение материи. По содержанию наше познание носит объективный характер. Маркс считает, что нельзя сводить чел-ка только к природному существу. Чел-к – это не абстрактное существо, а совокуп-ть обществ. отношений в своей действит-й сущности.
Соц. фил-я Маркса – это учение об общественно-экономических формациях. Самая высокая ступень развития общества – коммунизм. Экономический базис и надстройка (общественное, политич., правовое сознание, нравственность, наука, искусство и т.д.). Маркс выделяет ступени общ-ва – оно дифференцировано (развитие – движение по ступеням).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.004 с.)