Основные философские направления хх века. Общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления хх века. Общая характеристика



Основные особенности:
1) категория абсурда
2) многозначная логика, теория нечетких множеств, изучение случайных процессов (индетерменизм)
3) появление теории систем (синергетики)
4) лингвистический поворот - изучение соотношения языка и мышления, языка и культуры; мир - это текст;
5) открытие бессознательных мотивов сознательного поведения

Философия постмодернизма: во Франции:

Посструктализм
Структурализм
Конструктивизм
Деконструктивизм

Р. Барт, Ж. Бодийяр, М. Фуко, Ж. Делез

Мир - это текст. (структурализм). - разрабатывал Ролан Барт
Все явления несут информацию.

Гиперреальность - вытеснение реальности знаками реальности. Имидж, пластическая хирургия, косметика, вкусовые заменители.
"гибель автора" - у людей нет своих мыслей и своих действий. Есть просто
Деконструкция - попытка избавиться от клише и стереотипов.
Авангардная живопись
Ризона -
Шутки про слона и деконструкция в архитектуре.
Неологизмы
Позитивизм - новая философия должна обобщать данные науки.
О. Конт
Неопозитивизм - все философские вопросы связаны с неточностью языка. Язык определяет мышление. Теория языковой относительности (теория Сепира-Уорфа). Язык майя. Язык и восприятие цвета. Пытались разработать однозначный язык науки.
Б. Рассел
Л. Винтгенштейн

Герменевтика - философское направление, которое положило в основу познания интерпретацию.

Г. - искусство понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений. (Дельтей)

Герменевтический круг - автор<> текст целое <>части.

Понимание целого дает понимание частей, а понимание частей - понимание целого. Да нет наверное.

Единство индукции и дедукции.

Герменефтический метод - метод интерпретации многозначных явлений: экономический кризис, диагноз болезни, толкование законов.

В. Дальтей, Г. Гадамер

 

Георг Гадамер - понимание всегда исторично и мы не можем понять Платона и Аристотеля, если не будем использовать

Объяснение - подведение частного под общее.

//понимание - вчувствование, вживание в образ, "живознание"

Феноменология

Берет свое начало от Платона и средневековой схоластики.

intentio prima reflexio intention secunda

Рефлексия - направленность сознания на себя.

Интенциональность - направленность сознания на объект, который конструируется самим сознанием.

Константность восприятия -

Интерсубъективность - субъективное ставшее в обществе объективным благодаря действию и мышлению людей. (ПДД, частная собственность)

Ф. Брентано, э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс

Бергман и Лукман "Социальное конструирование действительности"

Дж. Серль два типа фактов: факты физические и факты институциональные.

Розов "Социум как волна"

 

Диатрибутивное мышление - очередь в магазин

 

Атараксия — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. (ввел Демокрит)

Эпохе — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе́ является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии. Осуществляя эпохе́, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. Воздержание от суждения.

Агностицизм — объективная действительность не познаваема

Гедонизм — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм. (Аристипп)

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни. Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

Аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. (Будда, Диоген)

Социоантропоморфизм — боги подобны людям и отношения богов похожи на общественные отношения.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

Фидеизм — превосходство веры над разумом. (Тертуллиан)

Теодицея — учение, направленное на оправдание доброты и разумности бога в связи с мировым злом.

Теизм — бог находится за пределами материального мира. Книга// икона. Бог в теизме антропоморфен.
Зло от материи.

Деизм — бог находится за пределами материального мира, но не учавствует в делах мира. В эпоху Возрождения. Причина зла - это свобода воли.

Пантеизм — бог во всем. Нога// волосы, пальцы. Гегель: если есть только бог, то из чего он сделал мир? Зло от бога.

Телеология — (телеос - цель, логос – учение) — все процессы в мире подчинены высшей цели. Телеономические системы - системы, которые сами себя регулируют (кислород, пожары и деревья)

Теология — учение о боге

Категорический императив — это нравственные правила ради правил. Гипотетический императив - правило ради пользы.

Антиномия — появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Понятие «А.» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы нек-рые А., относимые ныне к семантическим («Лжец»). Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие «А.» в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

1. Мир конечен - мир бесконечен.

2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого.

3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира.

 

Диалектика — мир состоит из противоположностей их борьбы и единства. Законы диалектики: переход количество в новое качество, борьба и единство, отрицание отрицания

Априоризм — все знания существуют до опыта. (Кант)

Эмпиризм — Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.182 (0.013 с.)