Экономика и управление малыми предприятиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и управление малыми предприятиями



ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ТОРГОВЛИ

 

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов

 

для студентов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

 

 

Самара 2012

 

Экономика и управление малыми предприятиями торговли: Методические указания для самостоятельной работы студентов /Автор-составитель Г.В.Погодина – Самара: МИР, 2012, 36с.

 

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу ««Экономика и управление малыми предприятиями торговли» содержат программу курса, рекомендации по выполнению курсового проекта, планы семинарских и практических занятий, тестовые задания, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемых источников.

Методические указания для самостоятельной работы студентов предназначены для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

Рецензенты:

 

Печатается по решению методического совета

Международного института рынка

 

Составление: Погодина Г.В., 2012

Международный институт рынка, 2012


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Экономика и управление малым предприятием в торговле» рассматривает в комплексе весь механизм деятельности малого предприятия. Содержит основной круг организационных, экономических и финансовых вопросов, необходимых для принятия управленческих решений оперативного и стратегического характера.

Программа курса охватывает широкий круг вопросов, связанных с теорией и практикой организации управления малым предприятием в торговле, как существенного сегмента отрасли.

Объектом изучения является субъект малого предпринимательства. Предметом – анализ организационных и экономических методов работы, используемых при управлении малым предприятием, мер государственной поддержки и регулирования малого бизнеса.

При изучении курса студенты осваивают вопросы истории малого предпринимательства, государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России, организации работы малого предприятия в торговле, действующее законодательство по системе налогообложения малых предприятий, специфику учета и отчетности малого предприятия.

Методология преподавания дисциплины должна исходить из необходимости сочетания теоретических и практических положений с учетом реальных ситуаций и действующих нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность малых предприятий.

Цель курса – приобретение студентами теоретических и прикладных знаний о сложном механизме деятельности малых предприятий, овладение навыками принятия управленческих решений оперативного и стратегического характера.

Задача курса сформировать у будущих специалистов комплекс знаний и практических навыков в области теории и практики деятельности малого предприятия в торговле.

Студент должен знать историю развития малого предпринимательства в России;

основные критерии определения субъектов малого предпринимательства в РФ и других странах рыночной экономики;

основные законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий в РФ;

ответственность малых предприятий за соблюдение законодательства, отраслевых нормативных актов, заключенных договоров;

особенности принятия решений по основным вопросам, касающимся учета, планирования, анализа деятельности на малых предприятиях;

специфику менеджмента малого предприятия.

Студент должен уметь применять на практике навыки ведения отчетности по основным направлениям деятельности малого предприятия;

решать проблемы, связанные с оптимизацией торговой деятельности, торгово-технологического процесса, управления рисками, обеспечением прибыльности.

Студент должен приобрести навыки создания малого предприятия и выбора наиболее подходящей организационно-правовой формы;

разработки планов функционирования малого предприятия;

расчета основных показателей использования ресурсов малого предприятия, анализа их взаимосвязи с показателями экономической эффективности деятельности предприятия;

определения потребности в финансовых, трудовых и пространственных ресурсах.

Базовыми дисциплинами для изучения курса «Экономика и управление малым предприятием в торговле» являются «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Предпринимательское право», «Логистика», «Организация предпринимательской деятельности». Наряду с другими учебными дисциплинами этот курс способствует всесторонней подготовке специалистов в области торговли.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Общая характеристика малого предпринимательства.

1.1. Критерии определения субъектов малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой. Место и роль малого бизнеса в рыночной модели общественного воспроизводства. Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса в зарубежных странах.

1.2. История развития малого предпринимательства в России. Зарождение малого бизнеса в современной России. Динамика развития малого предпринимательства. Основные этапы становления малого предпринимательства. Проблемы функционирования малых предприятий на современном этапе.

1.3. Субъекты малого предпринимательства по законодательству РФ.

Раздел 2. Государственная поддержка малого предпринимательства России.

2.1. Значение малого предпринимательства для экономики России. Особенности функционирования малых предприятий, их преимущества по сравнению с крупными и средними предприятиями. Роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений.

2.2. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. Роль государства в процессе становления и развития малого предпринимательства. Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в РФ. Региональные программы поддержки малых предприятий. Международные соглашения по поддержке малого бизнеса.

Негосударственные и общественные структуры по поддержке малого предпринимательства. Бизнес-парки, как элемент инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Раздел 3. Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле

3.1.Законодательные и ведомственные акты, касающиеся малых предприятий. Формирование правовой среды функционирования малых предприятий. Основные направления регулирования деятельности малых предприятий. Защита прав потребителей. Лицензирование. Техническое регулирование. Контроль и надзор за деятельностью малых предприятий.

3.2 Ответственность субъектов малого предпринимательства. Сущность юридической ответственности. Формы и виды юридической ответственности. Гражданская ответственность. Способы исполнения обязательств. Налоговые правонарушения. Налоговые санкции. Уголовная ответственность. Преступления в сфере экономической деятельности. Виды наказаний за преступления в сфере экономической деятельности.

Административная ответственность. Основные виды административных правонарушений. Формы административной ответственности.

Раздел 5. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.

5.1 Системы налогообложения РФНалогообложение субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход. Порядок начисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль для малых предприятий. Льготы по налогообложению малых предприятий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект должен быть выполнен на высоком научно-теоретическом и профессиональном уровне с использованием законодательных актов, инструктивных материалов, литературных источников и материала лекционного курса. Курсовой проект должен отражать степень теоретической подготовки студента: способность самостоятельно работать с различными литературными источниками; умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формировать и обосновывать собственные выводы, логически и корректно излагать свои мысли

На разработку курсового проекта студенту необходимо, как правило, 2,5-3 месяца. Процесс подготовки курсового проекта можно определить как последовательное выполнение следующих этапов:

• выбор темы исследования:

• предварительное ознакомление с литературой;

• составление плана;

• изучение литературы и отбор теоретического материала;

• компоновка, исследование и анализ отобранного материала;

• формулирование выводов и предложений по теме исследования;

• оформление курсового проекта;

• получение разрешения на защиту.

Тематика курсовых проектов, утвержденная кафедрой, приведена в разделе 2 настоящих методических указании, (студент может выбрать любую тему из приведенного перечня либо предложить свою тему). В последнем случае тему необходимо согласовать, с кафедрой или руководителем курсового проекта.

Непосредственное руководство выполнением студентом курсового проекта осуществляет руководитель, который оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует ход исследования, вносит определённые коррективы, а также дает письменное заключение (рецензию) о готовности работы в целом и её представлении к защите. При этом основная задача руководителя развивать творческую инициативу студента и поощрять его самостоятельность в решении вопросов темы.

Успешному выполнению курсового проекта способствует обстоятельное и внимательное ознакомление студента со специальной литературой. Студент должен использовать различные литературные источники и нормативные документы, не ограничиваясь только учебной литературой, рекомендованной программой по соответствующей дисциплине.

В ходе изучения нормативных документов возможно использование информации на электронных носителях (справочные системы «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и др.; глобальная информационная сеть Интернет). Недостатком использования электронных документов является то, что версии этих документов не являются официальными. Поэтому достоверность полученной первичной информации следует подтвердить по официальным источникам. Знакомство с научными изданиями следует проводить в порядке, обратном хронологическому.

После изучения литературы составляется развернутый и план курсового проекта, в план должны быть включены чётко сформулированные узловые вопросы, раскрывающие содержание проблемы. Подробно структура курсовых проектов рассмотрена в разделе 3 настоящих методических указаний. В качестве помощи студентам представлены особенности содержания каждой из предложенных тем. Составленный план согласовывается с научным руководителем. Только после этого студент может приступить к написанию работы.

Курсовой проект - авторское произведение, поэтому студенту как автору курсового проекта следует излагать собственное понимание сущности вопросов темы, избегая простого пересказа прочитанного. И, тем более, не допускается делать монтаж работы путём выписки фраз из литературных историков.

При изложении материала для подтверждения собственных доводов ссыпкойна авторитетный источник либо для критики какого-либо тезиса существенная роль отводится цитатам. Цитировать текст следует полностью, без малейших изменений и произвольных сокращений. Пропуск слов и предложений при цитировании допускается без искажения цитируемого текст и обозначается многоточием. При этом важно сохранить смысл, который был вложен автором в приводимую выдержку из текста. При цитировании каждая цитат должна сопровождаться ссылкой на источник.

Письменная речь имеет свои синтетические особенности. Текст курсового проекта должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на источник сообщения (кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение). Смысловая точность - одно из главных условий, определяющих культуру письменной речи. В работе должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими нормативными документами, а при их отсутствии - общепринятые в научной литературе.

Стиль письменной речи можно определить как безличный монолог. Для исключения необходимости употреблять личное местоимение в тексте рекомендуется применять следующие конструкции: неопределённо-личные предложения (например, «финан­сово-хозяйственную деятельность предприятия анализируют...»), предложениясо страдательным залогом (например, «разработан комплексныйподход к анализу...»), а также форма изложения от третьего лица ( например, «автор полагает...»).

 

Тематика курсовых проектов

1. Управление коммерческой деятельностью малого предприятия.

2. Оценка управления торгово-технологическим процессом розничного торгового предприятия.

3. Оптимизация организационной структуры управления предприятия малого бизнеса.

4. Управление малым предприятием в форме общества с ограниченной ответственностью.

5. Управление рисками в малом бизнесе.

6. Управление трудовыми ресурсами в малом предприятии.

7. Оплата труда работников торгового предприятия.

8. Управление товарооборотом предприятия розничной торговли

9. Управление стимулированием труда работников предприятия торговли.

10. Возможности использования современных информационных технологий и программных продуктов для повышения эффективности деятельности предприятия.

11. Экономический механизм функционирования торгового предприятия.

12. Управление инвестиционной деятельностью торговой организации.

13. Организационная культура малого предприятия.

14. Эффективность менеджмента на малом предприятии.

15. Формирование и использование пространственных ресурсов торговой организации.

16. Лизинг – форма финансирования создания и обновления основного капитала малого предприятия.

17. Управление доходами от основной деятельности торгового предприятия.

18. Разработка управленческих решений по экономии издержек обращения на торговом предприятии.

19. Влияние состава и структуры товарных запасов на экономические показатели предприятия.

20. Формирование ценовой политики малого предприятия в розничной торговле.

Предприятия.

Коммерческая деятельность включает следующие процессы: информационное обеспечение деятельности предприятия; коммерческая работа по оптовым закупкам; формирование ассортимента и управление товарными запасами; коммерческая работа по розничной продаже товаров; рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров. Организацию коммерческой деятельности следует рассматривать в увязке с внешней средой предприятия.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Содержание коммерческой деятельности на потребительском рынке

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Исследование организации коммерческой деятельности и её эффективности

3.1. Организация коммерческой деятельности объекта исследования

3.2. Рационализация коммерческой деятельности предприятии

Практический результат исследования: анализ компонентов управления коммерческой деятельностью, увязка структуры управления предприятием с коммерческой работой, расчет рекомендуемых показателей, разработка конкретных рекомендаций.

Рекомендуемые источники: 7, 9, 14, 15, 16, 17, 22, 23, 28, 37, 38, 40, 49.

Предприятия малого бизнеса.

Одним из признаков организации является наличие организационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего единство их действий в достижении целей. Различия в структуре организаций, в особенностях их функционирования накладывают существенный отпечаток на управленческую деятельность, а в ряде случаев оказывают на нее определяющее влияние. Данная тема одна из основных в отечественной теории и практике управления, в достаточном объеме освещена в специальной литературе.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Типы организационных структур управления и факторы, оказывающие на них влияние.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Анализ структуры управления объекта исследования и пути ее совершенствования.

3.1. Основные функции и структура аппарата торгового предприятия.

3.2. Пути совершенствования организационной структуры предприятия.

Практический результат исследования: анализ существующей структуры управления, расчет показателей эффективности структуры управления, оценка функций, реализуемых в системе общеорганизационного контекста аппарата торгового предприятия; разработка рекомендаций по оптимизации, проектирование оптимальной структуры, разработка комплекта организационных документов.

Рекомендуемые источники: 1, 2, 4, 7, 12, 13, 20, 24.

Торговли.

Товарооборот отражает экономическое содержание процесса продажи (реализации) товаров и количественно характеризует объем деятельности (мощность) торгового предприятия. Данная тема является традиционной для торговых предприятий, поэтому достаточно разработана в теоретическом и практическом планах. Исследование можно проводить на материалах не только предприятий розничной торговли, но и оптовой или оптово-розничной (изменив при этом формулировку темы).

Примерная структура вопросов по теме:

1. Экономические основы управления товарооборотом торгового предприятия.

1.1. Товарооборот - основной показатель коммерческой деятельности торгового предприятия.

1.2. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Механизм управления товарооборотом объекта исследования.

3.1. Анализ общего объема и состава товарооборота.

3.2. Анализ факторов, определяющих объем и состав товарооборота

3.3. Планирование товарооборота на предстоящий период.

Практический результат исследования: план продаж; нормирование товарных запасов; бюджет товарного обеспечения.

Рекомендуемые источники: 2, 7, 11, 20, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31.

Предприятия торговли.

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики России является проблема совершенствования оплаты и стимулирования труда. Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника. Совершенствование системы стимулирования трудовой деятельности на малых предприятиях предполагает, помимо материального стимулирования, реализацию социальных, моральных и творческих стимулов человека. Необходимость изучения мотивирующих функций оплаты и стимулирования труда подчёркивает актуальность избранной темы.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Управление организацией оплаты и стимулированием труда на предприятии торговли.

1.1. Системы и формы оплаты труда работников торговли.

1.2. Управление стимулированием труда.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Совершенствование системы оплаты и стимулирования в оплате труда работников торговли.

3.1. Оценка мотивационного процесса на малом предприятии.

3.2. Проектирование системы стимулирования труда на предприятии.

Практический результат исследования: выявление влияния мотивов и стимулов на трудовое поведение персонала, выбор оптимальной формы оплаты труда работников, разработка положения о вознаграждении.

Рекомендуемые источники: 3, 4, 7, 12, 13, 15, 16, 20, 23, 24, 29, 31.

 

Деятельности предприятия.

Создание и развитие действенной системы управления в настоящее время – ключевая проблема большинства отечественных торговых предприятий. Информационная технология это совокупность приемов, методов использования технических средств в процессах сбора, передачи, обработки, хранения, предоставления и использования информации при решении управленческих задач. Данная тема активно исследуется в отечественной теории и практике управления.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Роль информационных технологий в управлении предприятием.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Применение информационных технологий и программных продуктов в деятельности предприятия

4. Оценка эффективности применения программных продуктов.

Практический результат исследования: система организации применения информационных технологий в управлении торговым предприятием; роль и значение программных продуктов в практике управления и оценка их эффективности, расчет возможных затрат по применению программных продуктов.

Рекомендуемые источники: 2, 7, 10, 11, 15, 17, 20, 27, 31.

 

Предприятия.

Любое предприятие объединяет многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые и другие. Задача предпринимателя - превратить неорганизованные ресурсы в общую систему для достижения поставленных целей. Предложенная тема является сложной и трудоемкой и требует от студента системного подхода к исследованию экономики малого предприятия.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Экономическая сущность и функции торгового предприятия.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Оценка и анализ предпринимательской деятельности торгового предприятия.

3.1. Оценка экономического потенциала торгового предприятия.

3.2. Анализ торговой деятельности

3.3. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

4. Система внутрифирменного планирования: содержание и последовательность разработки.

Практический результат исследования: организация системы управленческого учета в соответствии со спецификой экономики предприятия; модель комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; разработка текущего плана предприятия (плана продаж, плана по труду и заработной плате, плана издержек обращения. плана прибыли).

Рекомендуемые источники: 2, 7, 11, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31.

Организации.

Инвестиционные решения являются ключевым инструментом стратегического управления. В зависимости от объекта инвестирования различают реальные и финансовые инвестиции. Торговые организации осуществляют преимущественно реальные инвестиции, обеспечивающие процесс воспроизводства, но в ряде случаев обращаются и к финансовым инвестициям. Данная тема широко освещена в специальной литературе, но является сложной для исследования, так как имеет комплексный характер.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Инвестиционные решения как способ достижения стратегических и финансовых целей.

1.1. Стратегия развития малого предприятия. Соотношение стратегических и финансовых целей.

1.2. Понятие инвестиций. Реальные и финансовые инвестиции торговой организации.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Инвестиционная деятельность объекта исследования.

3.1. Основные направления стратегического развития.

3.2. Бизнес-план инвестиционного проекта.

Практический результат исследования: обоснование направлений и инструментов инвестирования; разработка плана инвестиционных мероприятий.

Рекомендуемые источники: 1, 2, 5, 6, 7, 20, 24, 25, 27,30.

 

Торговой организации.

Пространственные ресурсы являются материальной основой любого бизнеса и составляют значительную часть активов. В рамках данной темы исследуется процесс управления пространственными ресурсами, которыми малое предприятие располагает на данный момент или хочет приобрести.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Пространственные ресурсы торговой организации.

1.1. Понятие пространственных ресурсов. Факторы, влияющие на эффективность использования недвижимости. Стоимость недвижимости.

1.2. Выбор способа доступа к пространственным ресурсам.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

3. Пространственные ресурсы объекта исследования.

3.1. Характеристика пространственных ресурсов, которыми располагает объект исследования. Эффективность их использования.

3..2 Критерии принятия решения о способе доступа к пространственным ресурсам объекта исследования.

Практический результат исследования: определение возможных условий использования пространственных ресурсов; оценка эффективности их использования; определение потребностей и затрат.

Рекомендуемые источники: 3, 7, 9, 11, 12, 15, 20, 23, 25, 29, 30.

Предприятия.

Предприятия торговли формируют свои доходы из различных источников. К доходам торгового предприятия в зависимости от их характера и условий формирования относятся доходы по основной деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы. Исследование по данной теме требует от студента комплексного подхода, поскольку предполагает изучение особенностей не только финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, но и внешней среды.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Экономическое содержание доходов от основной деятельности. Источники их формирования.

2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

3. Формирование доходов от основной деятельности торгового предприятия.

3.1. Анализ доходов от основной деятельности малого предприятия.

3.2. Экономическое обоснование величины доходов от основной деятельности.

Практический результат исследования: бюджет доходов или прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Рекомендуемые источники: 2, 7, 11, 20, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31.

 

Розничной торговле.

Выбор механизма ценообразования зависит в первую очередь от конкурентной стратегии предприятия. Однако, даже в рамках определенной стратегии существует возможность корректировки цен с целью максимизации прибыли. Предложенная тема представляет собой исследование на стыке маркетинговых и финансовых проблем. Некоторую сложность представляет то, что в литературе вопросы ценообразования рассматриваются преимущественно односторонне: либо с маркетинговой, либо с финансовой точки зрения. Для разработки обоснованных практических рекомендаций необходимо опираться на результаты маркетинговых исследований.

Примерная структура вопросов по теме:

1. Концепция ценообразования с позиции микроэкономики.

2. Ценовые стратегии и методы определения цен, используемые в рыночной экономике.

3. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Управление ценообразованием на малом предприятии.

4.1. Ситуационный анализ системы ценообразования малого предприятия.

4.2. Оптимизация экономического механизма ценообразования на малом предприятии.

Практический результат исследования: обоснование ценовой политики; расчет цен для ключевых товарных позиций; разработка прогноза прибыли и убытков для исходного и предложенного вариантов ценовой политики.

Рекомендуемые источники: 2, 7, 11, 20, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31.


Структура курсового проекта

Курсовой проект должен включать следующие структурные элементы в порядке их расположения:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) главы основной части;

5) заключение;

6) список литературы;

7) приложения.

Титульный лист является первой страницей курсового проекта и заполняется в соответствии с требованиями кафедры.

Содержание помещается после титульного листа. В содержании приводятся наименования структурных элементов курсового проекта (введение, заголовки глав, параграфов, заключение, список литературы, приложения) с указанием страниц, с которых начинаются составные части работы.

Введение должно содержать оценку современного состояния рассматриваемой темы, основные теоретические предпосылки. Иными словами, во введении излагается краткое обоснование актуальности темы курсового проекта, определяются цели, задачи и варианты решения исследуемой проблемы. Определяется объект исследования, теоретическая и методологическая основа работы, информационная база. Объём введения составляет 2-3 страницы.

Первая глава по содержанию излагаемого материала является теоретической. Здесь студенту необходимо сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов, дать их критический анализ и на этой основе определить свою позицию. Примерный объём первой главы – до 10-15 страниц.

Вторая глава представляет собой характеристику объекта исследования. Здесь необходимо раскрыть основные аспекты организационной структуры и экономической деятельности предприятия, в частности: историю создания и развития предприятия; его организационно-правовую форму; основные цели, задачи и виды деятельности предприятия; перспективы развития; оценку материально-технической базы с точки зрения соответствия современным требованиям; оценку основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности за последние два года. Аналитические данные оформляются в виде таблицы и сопровождаются пояснительной запиской и выводами о конкурентоспособности предприятия. Примерный объём второй главы – до 10 страниц.

Третья глава содержит практические рекомендации по рассматриваемой теме на материалах конкретного предприятия, студенту необходимо привести свои творческие предложения по решению поставленных задач. Предложения и рекомендации третьей главы должны иметь экономическое обоснование и возможность практического подтверждения. Эта глава имеет наибольшее значение, и её объём должен быть порядка 15 страниц.

Заключение является резюмирующей частью курсового проекта. Заключение должно содержать в краткой форме выводы и оценку рассматриваемых вопросов по данной теме, а именно, обоснованные предложения и область возможного использования практических рекомендаций. Объём заключения составляет 2 - 3 страницы.

Список использованных источников должен включать не менее 10-15 научных, учебных и справочных источников. Сначала в списке указывают законодательные и нормативные акты, далее – специальная литература.

Приложения к курсовому проекту дополняют текст. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, практические документы и др.

На последней странице работы ставится дата (число, месяц, год) окончания работы и подпись автора. Объём работы не должен превышать 50 страниц машинописного текста.

Оформление курсового проекта

Курсовой проект выполняется на листах бумаги формата А4 (210×297) на одной стороне листа с использованием компьютера и принтера (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через полтора интервала). Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Страницы проекта следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. включая титульный лист. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер страницы не проставляют.

Логическое изложение материала предполагает чёткое подразделение текста на отдельные соподчинённые части: главы, параграфы, пункты и др. Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. При этом номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. Введение, заключение и список использованных источников не нумеруются.

Главы, параграфы должны иметь заголовки, которые пишутся с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая (симметрично тексту). Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждую главу работы рекомендуется писать с новой страницы, при этом каждую главу, параграф и перечисления записывают с абзацного отступа.

Приложения оформляют как продолжение курсового проекта, располагая в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху у правого края страницы слова «Приложение» (с прописной буквы) с указанием порядкового номера без точки после него. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В содержании курсового проекта указывают слово «Приложения» с обозначением номера страницы первого приложения. Все приложения в содержании не перечисляют.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Общая характеристика малого предпринимательства.

1. Роль малого бизнеса в развитии общественного воспроизводства.

2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой.

3. История развития малого предпринимательства в РФ (по этапам).

4. Распределение малых предприятий по отраслям экономики и территории РФ.

5. Значение малого бизнеса для развития экономики России.

6. Особенности функционирования малых предприятий в торговле и сфере услуг.

7. Семейный бизнес в России и за рубежом.

8. Гендерный аспект малого предпринимательства.

9. Развитие малого предпринимательства в странах СНГ.

Семинар 2. Государственная поддержка малого предпринимательства.

1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в РФ.

3. Роль финансово-кредитных институтов в развитии малого бизнеса.

4. Сущность лоббирования в странах с развитой рыночной экономикой.

5. Роль общественных предпринимательских структур в формировании предпринимательского класса.

6. Феминистские организации и их влияние на развитие женского предпринимательства.

7. Международные соглашения по поддержке малого предпринимательства.

Семинар 3. Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле.

1. Законодательные и ведомственные акты, касающиеся малых предприятий (Защита прав потребителей, Лицензирование, Стандартизация, Сертификация, Техническое регулирование).

2. Контроль и надзор за деятельностью предприятий торговли.

3. Фискальная и денежная политика в отношении малого предпринимательства.

4. Экология и предпринимательство: взаимовлияние и взаимопроникновение.

5. Социальная ответственность малого бизнеса.

Семинар 4. Управленческие процессы на малых предприятиях.

1. Стадии развития малого предприятия.

2. Маркетинговые стратегии малого предприятия.

3. Управление технологическими процессами на предприятии торговли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.224 с.)