Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила техники безопасности при работе в химической лабораторииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории Опыт, накопленный в течении многих лет, показывает, что при несоблюдении техники безопасности, работа в химической лаборатории небезопасна для здоровья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, всем без исключения студентам, следует изучить имеющиеся в лаборатории инструкции по технике безопасности. Каждому студенту, работающему в химической лаборатории, следует знать и выполнять строго все правила техники безопасности: 1. При выполнении всех работ следует соблюдать осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство со свойствами веществ, с которыми ведется работа, могут повлечь за собой несчастный случай. 2. Химические опыты следует проводить, следуя условиям, указанным в руководстве. 3. При проведении опытов со спиртовками беречь глаза: пробирку, в которой нагревается жидкость, следует направить в сторону от себя и соседа. 4. Взяв вещество для опытов, необходимо внимательно прочитать этикетку (использовать реактив без этикетки нельзя!). 5. Нельзя пробовать вещества, находящиеся в лаборатории. 6. Не уносить приборы, реактивы общего пользования на свое рабочее место. Не путать пробки от склянок с реактивами. 7. Не расходовать реактивы больше требуемого количества (см. методические указания). 8. Внимательно наблюдать за ходом опыта, отмечая и записывая каждую особенность (выпадение или растворение осадка, изменение окраски раствора ит.д.)
Введение в титриметрический анализ. Важная роль для медицины принадлежит аналитической химии. С ее помощью можно узнать состав различных биологических сред, понять сущность процессов, протекающих в организме, научно обосновать методы лечения. Диагностика многих заболеваний основана на сравнении результатов анализа данного больного с нормальным содержанием определенных компонентов крови, мочи, желудочного сока и других биологических жидкостей и тканей организма. Поэтому будущим врачам необходимо знать основные принципы, причины и методы аналитической химии, в частности методы количественного анализа. В основе всех методов лежат два важнейших химических закона: закон эквивалентов и закон постоянства состава, согласно которым все вещества взаимодействуют между собой в количествах, пропорциональных их химическим эквивалентам, и, вещество имеет определенный химический состав.
В химическом количественном анализе различают два метода: - гравиметрический -измерение массы определяемого вещества или его составных частей, выделяемых в химически чистом состоянии. -титриметрический (объемный)- измерение объема жидких, твердых или газообразных веществ или их водных или неводных растворов. Титриметрический анализ нашел широкое применение в медико-биологических исследованиях. В своей практике врач довольно часто сталкивается с необходимостью количественного определения состава биологических сред: крови, мочи, желудочного сока и т.д. В санитарно-гигиенических исследованиях питьевой воды, промышленных стоков. Почвы и др. Цель занятия 1. Усвоить основы титриметрического анализа. 2. Выучить способы выражения состава вещества (концентрации), используемые в анализе. 3. Научиться выполнять расчеты, связанные с объемно-аналитическими определениями. 4. Научиться оценивать достоверность полученных результатов. Сущность титриметрического анализа заключается в измерении объема титранта (раствора точно известной концентрации), затраченного на реакцию с определяемым веществом. Процесс постепенного добавления титранта к анализируемой пробе называется титроанием, а момент завершения реакции – точкой эквивалентности, при котором число молей эквивалента титранта равно числу молей эквивалентов анализируемого вещества. Состояние эквивалентности при титровании обычно определяется с помощью индикатора. Индикатор – это вещество, вызывающее изменение цвета раствора или осадка в момент наступления состояния эквивалентности (в точке эквивалентности).
Посуда, используемая в объемном анализе Мерные колбы –предназначены для приготовления растворов точной концентрации (титранта), для разбавления растворов. Мерные колбы бывают различного объема (25, 50, 100, 200, 250, 500, 1000мл и т.д.), на узком и длинном горлышке колбы имеется метка, а на широкой части колбы указывается номинальный объем.
Пипетки – предназначены для точного отбора определенного объема анализируемой пробы. Для заполнения пипетки нижний конец ее опускают в анализируемый раствор, грушей засасывают раствор выше метки, после чего закрывают верхний конец пмпетки указательным пальцем и контролируют объем. Для выливания жидкости из пипетки нижним ее концом прикасаются к внутренней поверхности посуды и, прикрывая отверстие, дают жидкости стечь строго по объему. Бюретки – представляют собой калиброванную стеклянную трубку, снабженную внизу краном или другим запорным механизмом. Для правильного проведения титрования бюретку устанавливают в штативе строго вертикально, наполняют через воронку титрованным раствором выше нулевой отметки. Затем освобождают кончик бюретки от пузырьков воздуха, после чего снимают воронку и устанавливают титрант на нулевой отметке. Колба для титрования – колбы различного объема, в которые наливают измеренную пипеткой анализируемую жидкость. Для измерения объемов вспомогательных растворов используют менее точную мерную посуду: пробирки, цилиндры и др.
Возможные ошибки в объемном анализе Точность объемно-аналитических измерений зависит: - от точности измерения объемов реагирующих веществ - от правильного приготовления точной концентрации титранта - от правильного выбора индикатора и его чувствительности. Точность определений составляет 1,0÷2,0%.
Лабораторная работа. Титриметрическое определение концентрации соляной кислоты методом нейтрализации.
Приборы и реактивы: Концентрированный раствор соляной кислоты, 0.1 N NaOH, ареометр, бюретка для титрования, мерная колба на 250 мл, коническая колба на 100 мл, индикатор метилоранж, мерная пипетка на 10 мл. Выполнение работы 1. Приготовление 100 мл раствора 0.1 N HCl. С помощью ареометра измерьте плотность концентрированного раствора соляной кислоты. По таблице плотностей растворов установите концентрацию HСl в нем. Рассчитайте объем концентрированного раствора кислоты, который необходимо взять для приготовления 100 мл 0.1 N HCl. Из мерной бюретки отлить в мерную колбу рассчитанный объем концентрированной соляной кислоты. Долить в колбу воды до метки. Содержимое колбы тщательно перемешать. 2. Уточнение концентрации приготовленного раствора. Получить у лаборанта раствор 0.1N NaOH. С помощью мерной пипетки отобрать в коническую колбу 10 мл этого раствора. Добавить в колбу 1-2 капли раствора метилоранжа. Залить анализируемый раствор соляной кислоты в мерную бюретку. Добавлять по каплям раствор из бюретки в колбу до момента начала изменения окраски раствора с желтой на оранжевую. Записать объем прилитого раствора кислоты. Повторить титрование 3 раза. Рассчитать средний арифметический объем трех измерений - V(HCl). Рассчитать точную концентрацию приготовленного раствора по закону эквивалентов: CN(NaOH)·V(NaOH) = CN(HCl)·V(HCl), 0.1 моль/л ·0,01 л =? · результат титрования. Рассчитать относительную ошибку, допущенную при приготовлении раствора: d = [СN(HCl) - 0.1]/0.1. 3. Определение массы NaOH в исследуемом растворе. В чистую бюретку залейте приготовленный вами ранее раствор соляной кислоты с известной концентрацией.
С помощью мерной пипетки залейте в коническую колбу 10 мл полученного для анализа раствора щелочи. Добавьте 1-2 капли индикатора. Произведите титрование исследуемого раствора. Повторите титрование 3 раза. Рассчитайте средний объем раствора соляной кислоты, пошедшей на титрование. Рассчитайте по закону эквивалентов концентрацию щелочи в анализируемом растворе. Рассчитайте массу NaOH в выданном вам для анализа растворе. Проверьте результат у лаборанта. Рассчитайте ошибку анализа.
Контрольные вопросы и задачи: 1. Сущность кислотно-основных реакций. 2.Рабочий раствор для определения кислотности желудочного сока. 3. Обосновать выбор индикаторов для определения кислотности желудочного сока. 4. Как приготовить 200 мл 0,098 н раствора едкого натрия? 5.К 10 мл 0,1 н раствора соляной кислоты добавим 5 мл 0,1н раствора NaOH. Вычислить рН полученного раствора. 6.В литре раствора содержится 4,9 г серной кислоты. Рассчитать нормальную (эквивалентную) концентрацию, молярную и титр раствора. 7. Навеску КОН массой 1,204 г растворили в мерной колбе на 250 мл. На титрование20 мл полученного раствора пошло при титровании 14,8 мл 0,1 н раствора соляной кислоты. Рассчитать процентное содержание КОН в навеске 1,204 г. 8. содержание соляной кислоты в желудочном соке человека составляет 0,4-0,5 %. Вычислите рН желудочного сока, приняв его плотность за 1 г/мл. 9. Рассчитать рН 0,1 н раствора NН4OH, если αg = 0,01. 10. Рассчитайте содержание соляной кислоты и общую кислотность желудочного сока, если диметиламинбензолом на титрование 10 мл его израсходовано 3,1 мл 0,098 н раствора NaOH, а с фенолфталеином- 6 мл NaOH. 11. При титровании желудочного сока установлено, что общая кислотность равна 55 т.е., свободная кислотность равна 30 т.е. Имеются ли отклонения от нормы. 12. Больной с пониженной кислотностью желудочного сока вместо рекомендованной врачом соляной кислоты принимает уксусную. Полноценна ли эта замена. 13. У пациента установлено отсутствие соляной кислоты в желудочном соке. Как это отразится на пищеварении? 14. Рассчитать концентрацию ионов водорода в венозной крови с рН 7,36. 15. В желудочном соке здорового человека содержании соляной кислоты колеблется в пределах 0,07-0,15 %. Рассчитать пределы изменений рН, допуская, что коэффициент активности γ=1, плотность 1 г/мл. 16.
ВВЕДЕНИЕ Объемный химический анализ является одним из методов количественного анализа. Сущность метода заключается в измерении объема раствора реактива известной концентрации, затраченного на реакцию.
При анализе раствор реактива, концентрация которого известна, из калиброванного по объему сосуда (бюретки) по каплям приливают к исследуемому раствору до тех пор, пока тем или иным способом не будет установлено, что все вещество в исследуемом растворе прореагировало с добавляемым реактивом. Эта процедура называется титрование. При титровании важно точно установить точку эквивалентности, т.е. момент, когда и реактив, и вещество в исследуемом растворе прореагировали полностью (без остатка). Для установления этого момента используются вещества, претерпевающие какие-либо легко наблюдаемые изменения (перемена окраски, выпадение осадка и т.д.) в точке эквивалентности. Такие вещества называются индикаторами. Для кислотно-основного титрования в качестве индикаторов используют лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый и др. В этой работе мы будем пользоваться метиловым оранжевым (метилоранжем). Лабораторная работа Задание: 1. Разбавлением концентрированного раствора соляной кислоты (HCl) приготовить раствор с концентрацией СN = 0.1 моль/л. 2. Уточнить концентрацию приготовленного раствора соляной кислоты титрованием раствором щелочи с известной концентрацией СN = 0.1 моль/л. 3.Используя приготовленный раствор кислоты методом объемного химического анализа определить содержание щелочи в выданном для анализа растворе. Приборы и реактивы: Концентрированный раствор соляной кислоты, 0.1 N NaOH, ареометр, бюретка для титрования, мерная колба на 250 мл, коническая колба на 100 мл, индикатор метилоранж, мерная пипетка на 10 мл. Выполнение работы 1. Приготовление 250 мл раствора 0.1 N HCl. С помощью ареометра измерьте плотность концентрированного раствора соляной кислоты. По таблице плотностей растворов установите концентрацию HСl в нем. Рассчитайте объем концентрированного раствора кислоты, который необходимо взять для приготовления 250 мл 0.1 N HCl. Из мерной бюретки отлить в мерную колбу рассчитанный объем концентрированной соляной кислоты. Долить в колбу воды до метки. Содержимое колбы тщательно перемешать. 2. Уточнение концентрации приготовленного раствора. Получить у лаборанта раствор 0.1N NaOH. С помощью мерной пипетки отобрать в коническую колбу 10 мл этого раствора. Добавить в колбу 1-2 капли раствора метилоранжа. Залить анализируемый раствор соляной кислоты в мерную бюретку. Добавлять по каплям раствор из бюретки в колбу до момента начала изменения окраски раствора с желтой на оранжевую. Записать объем прилитого раствора кислоты. Повторить титрование 3 раза. Рассчитать средний арифметический объем трех измерений - V(HCl). Рассчитать точную концентрацию приготовленного раствора по закону эквивалентов: CN(NaOH)×V(NaOH) = CN(HCl)×V(HCl), 0.1 моль/л ´ 0,01 л =? ´ результат титрования. Рассчитать относительную ошибку, допущенную при приготовлении раствора: d = [СN(HCl) - 0.1]/0.1.
3. Определение массы NaOH в исследуемом растворе. В чистую бюретку залейте приготовленный вами ранее раствор соляной кислоты с известной концентрацией. С помощью мерной пипетки залейте в коническую колбу 10 мл полученного для анализа раствора щелочи. Добавьте 1-2 капли индикатора. Произведите титрование исследуемого раствора. Повторите титрование 3 раза. Рассчитайте средний объем раствора соляной кислоты, пошедшей на титрование. Рассчитайте по закону эквивалентов концентрацию щелочи в анализируемом растворе. Рассчитайте массу NaOH в выданном вам для анализа растворе. Проверьте результат у лаборанта. Рассчитайте ошибку анализа. Контрольные вопросы 1. В чем сущность метода объемного анализа? 2. Что такое точка эквивалентности и как она определяется? 3. Какие индикаторы относятся к кислотно-основным? 4. В чем суть закона эквивалентов? Как этот закон используется в объемном анализе? 1. Почему для растворов HСl и NaOH эквивалентная и молярная концентрации одинаковы?
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории Опыт, накопленный в течении многих лет, показывает, что при несоблюдении техники безопасности, работа в химической лаборатории небезопасна для здоровья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, всем без исключения студентам, следует изучить имеющиеся в лаборатории инструкции по технике безопасности. Каждому студенту, работающему в химической лаборатории, следует знать и выполнять строго все правила техники безопасности: 1. При выполнении всех работ следует соблюдать осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство со свойствами веществ, с которыми ведется работа, могут повлечь за собой несчастный случай. 2. Химические опыты следует проводить, следуя условиям, указанным в руководстве. 3. При проведении опытов со спиртовками беречь глаза: пробирку, в которой нагревается жидкость, следует направить в сторону от себя и соседа. 4. Взяв вещество для опытов, необходимо внимательно прочитать этикетку (использовать реактив без этикетки нельзя!). 5. Нельзя пробовать вещества, находящиеся в лаборатории. 6. Не уносить приборы, реактивы общего пользования на свое рабочее место. Не путать пробки от склянок с реактивами. 7. Не расходовать реактивы больше требуемого количества (см. методические указания). 8. Внимательно наблюдать за ходом опыта, отмечая и записывая каждую особенность (выпадение или растворение осадка, изменение окраски раствора ит.д.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.038 с.) |