Антропологический принцип - совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его развития и изменения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический принцип - совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его развития и изменения.



Один из важных трактатов Александра Николаевича Радищева – «О человеке, его смертности и бессмертии» написан в ссылке в 90-е годы XVIII века. В первой части трактата он выявляет место человека на лестнице природы. Разрабатывает антропологический принцип философии незадолго до Фейербаха.

Во второй его части он доказывает, что душа смертна, т.к. является произведением материи, она взрослеет синхронно с мозгом, нервной системой и увядает, когда тело дряхлеет.

В третьей части он доказывает, что душа бессмертна, т.к. он неделима, значит, не может разрушаться. Во-вторых, по закону постепенности возвышения уровня организации существующего, причем все перемены на лестнице природы – переход из одной противоположности в другую и сверъестественное существование души после смерти – совершенное состояние естественного, то, что существует сверх естественного.

В-третьих, в силу закона сохранения количества вещества и движения в природе, которое всегда остается одним и тем же, значит, душа, будучи субстанцией или энергией, не может превращаться в ничто.

4-я часть трактата посвящена вопросу зависимости бессмертия души, ответ на который уже заложен в эпиграфе, фразе Лейбница: «настоящее чревато будущим». До какой степени совершенства душа достигает душа человека при жизни, зависит степень инд.бессмертия его души.

Радищев задается еще одним вопросом: каково будет бытие души после смерти тела - более совершенным, чем в земной жизни, или менее совершенным? Ответ на него почти очевиден в свете рассуждений Радищева о человеке как высшем существе природного мира, самой целью сотворения которого было достижение наибольшей доступной для природы степени совершенства: ".цель его на земле есть совершенствование, та же пребудет целию и по смерти; а из того следует, как средство совершенствования его было его организацией), то должно заключать, что он иметь будет другую, совершеннейшую и усовершенствованному его состоянию соразмерную". В конце своего трактата Радищев воспроизводит со ссылкой на Лейбница известную метафору, в которой смерть сравнивается с актом превращения червяка в бабочку.

 

Распространено мнение, что если Радищев в своём трактате вначале приводит доводы за смертность души, а затем доводы за бессмертие души, то это он делает не потому, что одновременно как бы придерживался двух противоположных мнений по одному и тому же вопросу, а скорее для того, чтобы со всей убедительностью показать несостоятельность доводов в пользу бессмертия души.

Философия общего дела» Н.Ф.Федорова и природа человеческих потребностей

Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова.

При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде. Название «Философия общего дела» было дано корпусу сочинений Фёдорова его друзьями и учениками В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном, которые собрали и издали их под этим наменованием в 1906—1913 годах

Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь — это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра и зла: «жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло».[9] Природа предстаёт для Фёдорова источником зла, страданий и смерти — слепой механической силой, которая должна быть подчинена и управляема человеком.

Смерть не только должна быть побеждена — Фёдоров ставит целью «всеобщее возвращение жизни, всеобщее воскрешение» всех наших предков, всех когда-либо живших людей. Всякий человек живёт за счёт смерти своих предков, живёт, вытесняя их, и это делает каждое поколение виновным в смерти предшествующего, делает нас преступными; этот счёт должен быть оплачен. Именно и только всеобщее спасение и бессмертие — а не индивидуальное, не только для ныне живущих поколений, и не для одних только праведников — Фёдоров считает единственно моральным. Это чувство ответственности каждого за всех и стремление к всеобщему спасению Бердяев называет характернейшей чертой русского духа, нашедшей предельное выражение в учении Фёдорова[10].

Для осуществления этого общего дела должно быть достигнуто братское единение людей и синтез культуры. Должно произойти объединение всех народов, всех сословий — учёных и неучёных (интеллигенции и народа), верующих и неверующих; синтез науки и искусства, который воплотится в религии, синтез теоретического и практического разума в общем деле человечества — овладении природой для победы над смертью.

Своё учение Фёдоров связывает с христианством, считая его живым, подлинным воплощением христианских, в особенности православных, идеалов. Тем не менее в некоторых существенных вопросах учение Фёдорова значительно отступает от христианского мировоззрения.

 

В основе философии Фёдорова лежит категория родства, семейственность. Человечество мыслится как братство сынов, помнящих отцов. При этом именно сыновство является здесь фундаментальным отношением, ибо «только по отцу люди братья».

Отдельный организм по Федорову – интеллектосфера. Центр ее – в истинном разуме, в который все должны прийти, чтобы никто не погиб, но чтобы все объединились в деле сынов человеческих.

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:

Натурализаторский -

Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).

Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).

Экзистенциальный -

Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:

Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.

Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическоесходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

· разум,

· воля к самосовершенствованию,

· духовность,

· высокий уровень абстракции,

· совесть,

· эстетические чувства,

· религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.012 с.)