Все наше познание начинается с ощущений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все наше познание начинается с ощущений.



Примечание

Еще Прантль (1885) предостерегал от интер­претации этого места в духе элементарного сенсуализ­ма. Совершенно очевидным это становится в сопос­тавлении с приводимыми далее отрывками. Не следует забывать, что формула: «все наше познание начинает­ся с ощущений» вслед за Аристотелем повторялась и в схоластике, встречается, в частности, у Фомы, хотя звучит там иначе.

W. An. I, 13 v.

Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы; и так как рассуждения такие рождаются от скудости ума, то бедны всегда такие умозрители, и если богатыми родились, бедными к старости умрут, так что кажется, будто природа мстит им.

Tr. 33 r.

Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерцает.

I. 18 r.

Природа полна бесчисленных оснований, которые никогда не были в опыте.

Примечание

Оснований - в подлиннике: ragione, а не causa, т. е. скорее разумное основание или цель, чем действующая причина.

E. 55 r.

И хотя природа начинается с причин и кончает опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину.

C. A. 147 v.

Нет действия в природе без причины; постигни причину, и тебе не нужен опыт.

C. A. 154 r.

Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня в обманчивости. Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными и, ожидая от него в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив. Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях.

Примечание

Эту апологию опыта поучительно сравнить с возражениями против Эпикура, утверждавшего, что видимая величина солнца есть его истинная величи­на (см. 278, 280 и др.). В сущности и здесь, и там реши­тельно отвергается наивно-реалистическая и наив­но-сенсуалистическая точки зрения.

T. P. 1.

Наукой называется такое разумное рассуждение, которое берет исток у своих последних начал, помимо коих в природе не может найтись ничего другого, что [также] было бы частью этой науки.

Примечание

Леонардо приводит дальше пример геомет­рии, первым началом (principio) коей является не по­верхность и не линия, а точка, к которой сводится и поверхность, и линия, которая является общей всем предметам геометрии.

G. 8 r.

Увлекающиеся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда. практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата - перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи.

Примечание

Вошло также в трактат о живописи: Т. Р. 80. Мысль стоит в связи со стремлением поднять живо­пись от ремесла до науки, но по существу отражает вообще взгляд Леонардо на взаимоотношения тео­рии и практики. О значении термина «перспектива» ср. примеч. 273.

31. J. 130 [82] r.

Наука - капитан, и практика - солдаты.

C. A. 5 v. a.

Вот верный способ жарить мясо, потому что, смотря по тому, умерен или силен огонь, жаркое движется медленно или быстро.

Примечание

Один из многочисленных примеров приложе­ния науки к практике. Механический вертел описан позднее падуанцем Витторио Цонка (1568-1602) в «Novo teatro di machine» (Падуя, 1607). О нем упоми­нает также Монтень, видевший подобный вертел в 1580 г. в Бриксене. Слова «жарит мясо» и «жаркое движется» вычеркнуты так, что их едва видно. Это за­ставляет полагать, что мы имеем дело с собственным изобретением Леонардо, пожелавшим его скрыть.

Комментарий

В самом начале т. н. Кодекса Арунделя, или Кодекса Британского музея (см. отрывок 1), Леонардо харак­теризует его как «беспорядочный сборник». Это по существу относится ко всем научным дневникам Лео­нардо, столь противоположным по своему стилю словесному лоску гуманистов, стилю тех ненавист­ных Леонардо «словесников», против которых он так страстно восстает (2). Неизмеримо выше чтения авторов Леонардо ставит опыт (3), хотя это отнюдь не мешает ему самому искать книги старых авторов и знать всю их цену (4-9). Но в противоположность «словесникам», книги для него - не первоисточник знания, а такой же стимул для самостоятельных изыс­каний, как рассказы хозяек, ремесленников или ита­льянских купцов (10-12). «Изобретателей» Леонардо противопоставляет «пересказчикам чужого», опыт - слепому авторитету (13-14). «Лучше хорошее даро­вание без учености, чем хороший ученый без дарова­ния» (15). Отвергая слепое доверие к писаниям древних, Леонардо восстает против их огульного отрицания (16). "Чистый опыт - вот истинный учитель", провозглашает он (17), прислушиваясь ко всякому, кто хоть час­тично прошел эту школу. Но - двойственная игра ис­торических противоречий! - странным отголоском старинных легенд звучат в его дневниках отрывки о сказочной василиске и амфисбене (18 и 19), хотя бы они и были продиктованы интересами художника, а не ученого. Только та наука истинная, не устает по­вторять Леонардо, которая прошла «сквозь чувства» (20) и освободилась от химер воображения (21); ведь «все наше познание начинается с ощущений» (22) и «мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты» (23). Это не значит, конечно, что наше позна­ние исчерпывается ощущением (24-25), - оно дви­жется от опыта к причинам или основаниям (26-27), и если опыт сам по себе не ошибается, то вполне мо­гут ошибаться те, кто делает из него ложные выводы (28), т. е. ложно выводит причины. К этим отрывкам, содержащим гносеологию Леонардо, примыкает Леонардово определение науки (29). Без науки, говорит он, практика - корабль без руля и компаса (30), сол­даты без капитана (31). И наука способна подарить практической жизни все, вплоть до механического вертела (32). Перевод сделан Зубовым В.П.

БАСНИ

Увидала бумага, что вся она покрыта темной чернотой чернил, и стала на это печаловаться; а те доказывают ей, что из-за слов, которые на­несены на ней, ее и сохраняют.

 

Ручей нанес так много земли и камней себе в ложе, что и сам принужден был покинуть свое русло.

C. A. 67 V.

Зайдите на этот сайт
Главная → Произведения → Художественная проза → Басни → 836. C. A. 67 v.

Устрица: она во время полнолуния раскрыва­ется вся, и когда краб видит ее, то бросает ей внутрь какой-нибудь камешек или стебель, и она уже не может закрыться, отчего и делается пи­щей для того самого краба. Так бывает с тем, кто открывает рот, чтобы высказать свою тайну, ко­торая и становится добычей нескольких подслушивателей.

Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии. Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусных судов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя коробку передач, соединенную с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его. Леонардо упоминает и другой вид платформ, оснащенных косами.

Эта конструкция была названа ученым "мушкет в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.01 с.)