Вопрос № 48. Общественное бытие и общественное сознание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 48. Общественное бытие и общественное сознание.



Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней ло-: гике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к.^ду-ховным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие само-* го О. б. Абсолютное противопоставлен ние этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Историко-материали-стическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практичен ски решать проблемы общественной жизни.

 

 

Вопрос № 49. Философия истории. Модели истории.

Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»

История философии может быть представлена пятью моделями:

I. Формационная модель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие общественного строя, в рамках которого функционирует та или иная философская система. В этой модели выделяют следующие типы философии: 1. Философия рабовладельческого общества. 2. Философия феодального общества.

3. Философия капиталистического общества. 4. Философия коммунистического общества.

Эта модель основана на формационном подходе к пониманию истории.

Согласно формационному подходу история человечества есть последовательная революционная смена одного общественного строя другим, более прогрессивным общественным строем.

Основой формационной модели является тезис о том, что в определенном типе общества формируются соответствующие философские идеи. Внутренним источником саморазвития признается борьба материализма и идеализма в мировоззрении и борьба диалектики и метафизики в методологии.

История философии в этой модели предстает как периодическая смена материализма и идеализма, диалектики и метафизики, отражающих борьбу классов (эксплуататоров и эксплуатируемых). При этом материализм и диалектика связываются с деятельностью прогрессивных классов, а идеализм и метафизика с деятельностью консервативных классов. Эта модель довольно успешно объясняет связь философии с общественными отношениями, раскрывает причины изменения мировоззренческих установок, однако, имеет существенный недостаток. Это – игнорирование многообразия философских учений, нивелирующее их индивидуальные различия и попытка ограничить философию борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. В целом в формационной модели за основание типологии берется общественный строй, являющийся по отношению к философии фактором внешним.

II. Цивилизационная модель. Эта модель за основание типологии философии берет своеобразие цивилизации, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система.

Термин «цивилизация» используется в трех значениях: – как антоним варварства; – как синоним культуры; – как индустрия, отражающая уровень развития техники и технологии.

По месту и роли индустрии в жизнедеятельности людей выделяют следующие типы философии: – философия доиндустриальных обществ; – философия индустриальных обществ; – философия постиндустриальных обществ. Недостатком этой модели являются: – Слишком большой отрезок времени, охватываемой каждым типом философии. Поэтому не удается раскрыть качественные отличия одного учения от другого. – Размытость различий внутри типологии, не позволяющая индивидуализировать то или иное философское учение. Цивилизационная модель фиксирует, исключительно, сходства философских учений, игнорируя моменты различия. Кроме того, индустрия является тоже внешним фактором. Тем не менее, эта модель используется и представлена во многих исследованиях и обобщающих работах.

III. Эпохальная модель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие эпохи, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система. Эпоха – своеобразный духовный фон развертывания исторических событий. Эпоха не есть отрезок исторического времени, а специфическая характеристика исторического времени, не само время, а его как бы аура.

В этой модели выделяют следующие типы: 1. Философия эпохи Античности. 2. Философия эпохи Средневековья. 3. Философия эпохи Возрождения. 4. Философия эпохи Реформации. 5. Философия эпохи Нового времени. 6. Философия эпохи Просвещения. 7. Философия эпохи Классицизма. 8. Философия эпохи Новейшего времени. 9. Философия эпохи Современности.

Не трудно заметить, что данная модель в основном совпадает с принятой в исторической науке периодизацией европейской истории. Кроме того, она более адекватно отражает своеобразие философских учений, ибо за основание типологии берется духовное явление.

Однако, и эта модель основание типологии философии усматривает вне самой философии.

IV. Модель Ф. Энгельса. Фридрих Энгельс за основание типологии философии предлагает основной вопрос философии (ОВФ). Ф. Энгельс – основоположник философии диалектического материализма, сподвижник К. Маркса. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», во втором разделе, Энгельс развивает учение об основном вопросе философии. По Энгельсу, философия есть учение о предельных основаниях бытия. Бытие есть все то, что окружает человека и происходит вокруг него и в нем самом. Поэтому бытие предстает двояким образом по отношению к человеку: а) объективное бытие (природа, общество), существующее вне и независимо от человека; б) субъективное бытие (мысли, чувства), характерное для сознания человека. Поэтому предельные основания бытия следует искать либо в объективном бытии (материи), либо в субъективном бытии (сознании). По Энгельсу, третьего не дано. Энгельс формулирует основной вопрос философии следующим образом: «Основной вопрос философии – это вопрос об отношении духа к природе, материи к сознанию».

V. Культурологическая модель – модель истории философии, основанная на своеобразии картин мира. Она за основание типологии философии берет своеобразие картины мира, вырабатываемой в ту или иную историческую эпоху. Картина мира есть то, что составляет конечный результат философии. В конце концов, любая философская система так или иначе вырабатывает картину мира. Люди картиной мира называют представление о том, на чем «держится мир», вокруг чего «мир вращается». Вокруг этих представлений вырабатывается определенная культура мышления, его парадигма.

В этой модели выделяют следующие типы философии: Космоцентризм. Теоцентризм. Антропоцентризм. Знаниецентризм. Этатоцентризм. Логикоцентизм. Социоцентризм. Космизм. Гуманизм.

Культурологическая модель увязывается с «эпохальной» моделью. Она основана на своеобразии человеческого способа бытия, где приоритет отдается разумному началу, духовным факторам.

Культурологическая модель позволяет понять мыслительную культуру эпохи, которая выражается в парадигмах

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.011 с.)