Познавательной деятельности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательной деятельности учащихся



Изучение типа памяти методом воспроизведения

По-разному воспринятых слов

Для проведения исследования студент-практикант должен заготовить три ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I – для запоминания на слух, II – для запоминания при зрительном восприятии, III – для запоминания при слухомоторном восприятии.

Например:

I II III
1. Рыба 1. Самолет 1. Коньки
2. Лампа 2. Бревно 2. Собака
3. Гроза 3. Свеча 3. Бочка
4. Лист 4. Журнал 4. Шутка
5. Чашка 5. Малина 5. Трава
6. Книга 6. Белка 6. Ключ
7. Попугай 7. Окно 7. Дождь
8. Яблоко 8. Завод 8. Весло
9. Власть 9. Пирог 9. Солнце
10. Ножницы 10. Лилия 10. Дрова

Экспериментатор читает испытуемым вслух I ряд слов (интервал между словами 5 с). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 5мин. Затем экспериментатор показывает ребятам слова II ряда, которые они должны записать по памяти. После 5-минутного перерыва экспериментатор читает вслух слова III ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. После окончания чтения ряда ученик должен записать запомнившиеся слова.

Обработка результатов. Проверить правильность воспроизведения слов I ряда (экспериментатор зачитывает, а ученикиотмечают знаком + слова, воспроизведенные правильно) и подсчитать количество правильно воспроизведенных слов. Аналогичная работа проводится со словами II и III рядов. Составляется таблица и рассчитывается коэффициент разных видов памяти.

Вид памяти Количество слов в ряду (а) Количество правильно воспроизведенных слов (в) Коэффициент памяти (с)
1. Слуховой      
2. Зрительный      
3. Слухомоторный      

С=(в/а)100 %

Изучение логической и механической

Памяти учащихся

Экспериментатор зачитывает ученикам два ряда слов. В первом ряду между словами существуют логические связи, во втором ряду они отсутствуют.

1. Музыкант – скрипка 2. Пенал – ручка 3. Кошка – мышь 4. Роща – береза 5. Снег – зима 6. Слон – цирк 7. Девочка – коса 8. Трава – луг 9. Пчела – мед 10. Море – пароход 11. Роза – сад 12. Солнце – загар 13. Огонь – пожар 14. Туча – дождь 15. Счастье – улыбка 1. Книга – шар 2. Крапива – самолет 3. Лампа – песок 4. Праздник – дуб 5. Дым – карандаш 6. Зеркало – гора 7. Чайник – шляпа 8. Огурец – сказка 9. Пятно – шкаф 10. Корень – смех 11. Звонок – океан 12. Стадион – рыба 13. Машина – сочинение 14. Железо – луна 15. Дыня – часы

Студент-практикант зачитывает 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Читать слова надо громко, отчетливо, однотонно.

Обработка результатов. Экспериментатор зачитывает материал, который должны были запомнить ученики (слова в первом ряду), а ученики знаком + отмечают правильно воспроизведенные слова. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов первого ряда (в1) и вычисляется коэффициент логической памяти (С1).

С1=(в1/а1)100 %, где а1 – количество предъявляемых слов (15).

Аналогично рассчитывается коэффициент механической памяти.

С2=(в2/а2)100 %.

Изучение скорости протекания мыслительного

Процесса методом заполнения недостающих букв в словах

Ученикам предъявляются написанные на плакате или на доске 4 группы слов с пропущенными буквами.

п – ро к – са р – ка г – ра п – ле з – р – о д – р – во к – м – нь х – л – д к – в – р з – р – о т – ч – а к – и – а к – ы – а п – е – а к – п – с – а к – с – а – ник у – и – ель с – е – о – а а – е – ь – ин

Группе учащихся предлагается вписывать недостающие в словах буквы. Экспериментатор отмечает время, потраченное на работу каждым учеником.

Обработка результатов. Проверяется правильность выполнения задания. За каждую допущенную ошибку (неверный ответ) или невыполнение задания вычитается от показателя времени 25 с. Затем находится среднеарифметическое время выполнения заданий учениками. Показатель времени выполнения задания отдельным учеником следует разделить на среднеарифметический показатель и ответ выразить в процентах. Результаты выполнения задания заносятся в протокол.

Протокол исследования

№ п/п Фамилия ученика Время выполнения задания Отношение индивидуальных показателей к среднегрупповому в процентах
       

Выявление наличия или отсутствия

У школьников одного из компонентов

Теоретического мышления – теоретического анализа

Учащимся (6–8 человек) предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Они должны по данным анаграммам найти исходные слова.

1) ЛБКО 4) ЕРАВШН 7) ОКАМДНРИ

2) РАЯИ 5) РКДЕТИ 8) ЛКБУИНАК

3) УПКС 6) АШНРРИ 9) РБКАДОЛЕ

Фиксируется время выполнения задания и ведется наблюдение за способом решения задач.

Обработка результатов. Находится среднее время выполнения задания всеми испытуемыми. Показатель времени отдельного испытуемого делится на среднеарифметический показатель. Результаты выполнения задания заносятся в протокол.

Протокол исследования

№ п/п Фамилия ученика Время выполнения задания Отношение индивидуальных показателей к среднеарифметическому в процентах
       

Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на две группы. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (анаграмму) они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ.

Учащиеся из второй группы после некоторого размышления быстро находят ответы на все анаграммы. При решении нескольких первых задач они обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку – надо брать буквы парами и читать их справа налево, например, лбко – лб+ко – бл+ок – блок. Обнаружив это общее правило (на эту деятельность и направлених мыслительный анализ), школьники быстро и без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о наличии у них теоретического анализа.

 

Изучение типа мыслительной деятельности

Школьников

Студент-практикант просит учеников взять листы, на которых они указывают фамилию,имя(одним из испытуемых должен быть ученик, характеристику которого Вы собираетесь писать). Экспериментатор зачитывает утверждения, которые характеризуют особенности поведения, настроения, мнения человека. Если ученик считает, что названная характеристика у него присутствует, то он должен поставить знак + напротив утверждения, если нет – знак –.

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма положительных ответов на утверждения 1, 2, 5, 8, 9 (I ряд) и 3, 4, 6, 7, 10 (II ряд).

1. Если сумма положительных ответов на 1, 2, 5, 8, 9 больше, чем сумма ответов на 3, 4, 6, 7, 10 утверждения – это значит, что у ученика преобладает логический тип мышления и поэтому ему легче даются те виды деятельности, где требуется логический склад ума.

2. Если сумма положительных ответов на утверждения 3, 4, 6, 7, 10 превышает сумму ответов на вопросы 1, 2, 5, 8, 9 – то преобладает образное мышление. Ученик такого склада полагается больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий.

З. Если суммы положительных ответов на I и II ряд утверждений совпадают, то в одинаковой степени выражены логическое и образное мышление.

 

 

8.6. Выявление особенностей

интеллектуальной деятельности методом наблюдения

Для оценки интеллектуальных способностей учащихся, их умения оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли, обратите внимание на следующие характеристики их интеллектуальной сферы:

1) наличие или отсутствие системности в изложении ответа на уроке, в процессе общения;

2) глубина анализа (поверхностный анализ) излагаемых фактов;

3) обоснованность (необоснованность) заключения;

4) противоречивость собственным посылкам;

5) абсурдность заключений, выводов;

6) способность (неспособность) понять переносный смысл шуток и пословиц, наличие чувства юмора и остроумия.

9. ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.017 с.)