Гораздо больше аналогии можно найти, сравнивая концепцию В. Парето (его антропологию) с теорией 3. Фрейда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гораздо больше аналогии можно найти, сравнивая концепцию В. Парето (его антропологию) с теорией 3. Фрейда.



В. Парето выступает против рационалистической модели человека, утверждающей, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что задумал. С точки зрения В. Парето все наоборот, человек сначала действует, а затем придумывает обоснование своим уже совершенным поступкам, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их.

Подобно 3. Фрейду, В. Парето рассматривает человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Как и 3. Фрейд, он стремится исключительно рационально объяснять иррациональные основания человеческого поведения. Сам В. Парето заявлял, что единственная цель его «Трактата» состоит в «исследовании экспериментальной реальности посредством применения в социальных науках методов, которые оправдали себя в физике, химии, астрономии, биологии и других подобных науках».

В этом смысле В. Парето можно было бы считать позитивистом, но сам В. Парето заявлял, что название «позитивная» применительно к социологии О. Конта не должно вводить в заблуждение - его социология остается догматичной В сущности, теории О. Конта, Г. Спенсера и многих других - это религии. Подлинно научной социологией, по мысли В.Парето, является социология экспериментальная. Для того, чтобы стать таковой, она должна базироваться на «логико-экспериментальной точке зрения». Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее экспериментальной науки существуют), но лишь к общим принципам. Затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности. При этом даже общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы.

Логико-экспериментальный метод не дает знанияо «сущности» вещей, о «необходимых» связях между ними. Этот методдает сугубо вероятностное знание; устанавливаемые в нем Логико-экспериментальный метод не дает знания о «сущности» вещей, о «необходимых» связях между ними. Этот метод дает сугубо вероятностное знание; устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, жестко ограниченные определенными, известными нам пространственно-временными рамками.

Даже законы формальной логики, строго говоря, должны интерпретироваться подобным образом. Так, например, известный силлогизм: «Все люди смертны; Сократ - человек; следовательно, Сократ смертен», с экспериментальной точки зрения должен выглядеть следующим образом: «Все люди, о которых мы смогли узнать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он относится к категории этих же людей; следовательно, весьма вероятно, что Сократ смертен». Но если законы формальной логики носят подобный вероятностный характер, то тем более это относится к законам социологическим.

46. Теорія соціальної поведінки В. Парето.

Основу теорий социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические.

Основанием различения на логические и нелогические действия для В. Парето является соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах. «Есть действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или в субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствами мореплавания».

Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их обнаружить? В. Парето отвечает; «мы будем называть «логическими действиями» операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т.е. действяя, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться «внелогическими», что не означает «противоречащие логике».

Классификацию действий по В. Парето:

Первый род действий 2-го класса (или нелогически действий), когда средства не увязаны с целью ни в сознании, ни в реальности, согласно В, Парето, встречается крайне редко, поскольку людям свойственно хоть каким-либо образом определять цели своих поступков. Чаще всего встречаются поступки второго и четвертого родов. Ко второму роду относятся те действия, когда поступок логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, что используемые им средства приводят к желанной цели (например, жертвоприношения). К четвертому роду относятся те действия, результат которых логически связан с используемыми средствами, но субъект приводит иную связь между целями и средствами так, что объективяая последовательность не соответствует субъективной (например, революционеры: желают одних результатов, а достигают других). Третий род - неосознанные действия, вызывающие логически связанный с этими действиями результат (например, рефлекторные, инстинктивные действия). Сфера логических действий - это главным образом естественные науки, экономика, технолог, а также некоторые военные, политические, юридические области. Вообще логические действия довольно редки в социальной жизни доминируют нелогические действия Логические действия основаны на рассуждении, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение. Его роль в нелогических действиях состоит в «логизации», то есть в рационализации этих действий, поскольку люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели как раз и служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теорий. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве. Сами же по себе чувства неуловимы - это своего рода «вещи в себе». Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Возвращаясь к тому, как В. Парето определял социальную науку, следует сказать, что В. Парето утверждал, что наука не определяет целей логическим путем. Наука может продвигаться вперед, только определяя действенные средства достижения целей, а определение целей - не ее сфера. Не существует научного решения проблемы поступка, нет больше и научного решения проблемы организации общества. Всем современникам, которые беспрестанно провозглашали, что наука требует той или иной организации общества, В.Парето наперед отвечал: подлинная, а не псевдонаука не может нам указать, что такое решение социальной проблемы.

47. Теорія еліт В. Парето.

Согласно широкому определению, в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерархии. Парето говорит: «Допустим, что во всех областях деятельности каждый индивид получает индекс своих способностей, приблизительно так, как ставят оценки на экзаменах по разным предметам в школе. Дадим, например, тому, кто превосходно делает свое дело, индекс 10. А тому, чьи успехи сводятся только к наличию единственного клиента - индекс 1, так чтобы можно было поставить 0 кретину..-Тому, кто сумел заработать миллионы-(неважно, хорошо это или плохо), мы поставим 10, а умирает с голоду, «оставим 1, а помещенному в приют для неимущих-0.(...) Ловкому жулику, который обманывает людей и не попадает под уголовный кодекс, мы поставим 8,9 или 10 в зависимости от числа простофиль, которых он заманил в свои сети, и количества денег, которые он выманил у них. Нищему мелкому жулику, крадущему столовые приборы у трактирщика и вдобавок схваченному за шиворот жандармами, мы поставим 1. (...) Шахматистам можно присваивать более точные индексы, основываясь на количестве и качестве выигранных им партий. И так далее для всех сфер деятельности... Таким образом, мы составим класс тех, у кого самые высокие индексы в их сфере деятельности, и назовем это элитой».

Это определение элиты, по В. Парето, оказывается объективным и нейтральным. Не нужно искать глубокого метафизического или морального смысла понятия элиты - элиту составляют те, кто достоин хороших оценок в конкурсе жизни или вытянул счастливые билеты в лотерее «общественной» жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.007 с.)