Через историю социологии осуществляется теоретическое осмысление и логическое изложение проблем социологии, опыта ее исторического развития, самосазнание и рефлексия науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Через историю социологии осуществляется теоретическое осмысление и логическое изложение проблем социологии, опыта ее исторического развития, самосазнание и рефлексия науки.



Через историю социологии осуществляется теоретическое осмысление и логическое изложение проблем социологии, опыта ее исторического развития, самосазнание и рефлексия науки.

История социологии – это система знаний о развитии и функционировании социологии как теоретико-прикладной науки. Изложение предмета истории социологии требует выяснения ряда существенных вопросов. К ним относятся: вопрос о соотношении социологии и истории социологии, соотношение их предметов, переодизация процесса развития истории социологии и ее критерии, проблематика истории социологии и ее эволюция.

Предмет истории социологии – это изучение целостной системы знаний о возникновении, развитии и функционоровании социологии, ее основних етапах и направлениях. Через историю социологии осуществляется самосознание науки и рефлексия. История социологии предполагает историческую память забвения.

2. Проблема періодизації історії соціології та можливі критерії виділення періодів в історико-соціологічному процесі.

История социологии предполагает определенную систематизацію полученного знания. Можно выделить ряд этапов в развитии зарубежной и отечественной социологии. Этапы развития: 1)период позитивизма в социологии; 2) период органицизма; 3) етап развития исследований на основе анализа поведения и взаимодействия социальных групп в различных сферах жизни; 4) возникновение и развитие институциональной сферы социологического знания.

В работе Дж. Тенрера «Структура социологической теории» дается хар-ка ряда теоретических концепцій в социологии на основе выделения парадигм, т.е. ряда принципиальных положений, позволяющих анализировать социальные науки, используя критерии науки. Автор выделил 4 парадигмы: функционализм, конфликтную теорію, интеракционизм и теорию обмена.

Дж. Ритчер выделял следующие признаки, по которым можна анализировать все теоретические парадигмы: образцовое исследование, носящее мировоззренческий характер представления о предмете социологии; методы исследования и модель теоретического объяснения. Исходя из этого выделял 3 парадигмы: 1)парадигму соц фактов, 2) парадигму социальных дефениций, которая может называться конструкционистской или интерпретативной, 3) бихевиористскую парадигму, где решаюшая роль принадлежит анализу поведения, а доминирующий метод – эксперимент.

Переодизация теоретических знаний может быть осуществлена на основе комплексного критерия, здесь важны: круг приоритетных проблем, тенденции их разрещения, хар-ка орпеделенных направлений, течений и школ, конкретные представители, общий уровень развития социологии в данную эпоху, изучаемые методы, развитие методики и техники получения и обаботки эмпирического материала.

3. Методологічна проблематика та її еволюція.

Методологические проблемы прежде всего связаны с методами познания, к которым обращается наука.

Методология конкретной науки – это совокупность методов, котре позволяют ей получить новое знание, найти новое подтверждение преждних знаний; это специальные технические приемы, которые разрабатываются и пременяются учеными.

Социологическая методология, по своей характеристике, более широкое понятие. Сюда включены количественные и качественные методы, описание и объяснение, обоснование и оценка.

Методологические проблемы истории социологии – это метод изучения историко-социологического материала. Это формулировка основных методологических проблем, это вопросы периодизации и выделения приоритетных направлений изучения, это особенности развития социологии в странах и регионах, это вопросы институционализации социологического знания.

Методология имеет особое значение для социальных наук, т.к. в них до сих пор не особенно успешно представляется возникновение всеобщей теории об обществе и общественном феномене. Прежде всего в социологии дискуссия о теории имеет все еще методологический характер. Из широкого спектра методологической проблематики лишь некоторые центральные проблемы будут рассматриваться в данных рамках.

Основная методологическая проблема социальных наук заключается в объективности научного знания, в том, что ученые оказывают субъективное влияние на познание научных объектов, т.е. вносится субъективная оценка в процесс научного познания мира. Ученые стараются придерживаться методологического принципа свободы от субъективных оценок.

Выводы: методологическими проблемами социальных наук являются:

1) особенности и комплексность предметной области социальных наук;

2) ограниченные программы теоретического образования, различные парадигмы, исторически не уступающие друг другу;

3) система различных понятий социологии;

И вытекающий из предыдущих пунктов дефицит теорий.

Методологические проблемы социальных наук увеличиваются в связи с изменениями социальных структур в пространственно-временном континууме, т.к. общество рассматривается в динамике.

Итак, методология является метатеорией социальных наук, которые развиваются и в которых отражаются противоречия существующих теоретических направлений.

4. Особливості виникнення та розвитку соціології в окремих країнах (Франція, Великобританія, Німеччина, Італія, Росія, США та ін.).

Предпосылки возникновения социологии как науки сформировались к середине 19в. К этому времени возникает интерес к осмыслению соц реальности. Активно анализируются две позиции в понимании общества, которые были определены еще в античную эпоху: 1) общество – это естественное образование, а челевек по своей природе изначально социален и альтруистичен; 2) общество - это искусственное образование, а человек – эгоистичен и антисоциален. Общество – искусственный механизм, он сконструирован для индивида и его благ.

В 17-18в. в Европе широко распространяется теория естественного состояния и общественного договора, который рассматривался как способ обоснования легетимности государственной власти. Эти теории значимы такими положениями: люди в естественном состоянии равны между собой, а общество равно государству, которое является результатом общественного договора.

Идея общества и социальности с начала 19в. реализуется через различные «социальные движения», их теоретическое осмысление и активное противопоставление индивидуализму и эгоизму отдельных людей. Особую роль начинают играть проблемы свободы, утверждение о том, что неправильное социальное устройство – источник бед и несчастья людей. Развивается социалистическое движение. В 30-40-е г. термином «социализм» хар-сь учения социальных реформаторов, «утопистов» Анри де Сен-Симона, Шарля Фурге и Роберта Оуена.

(Эфендиев)

Социальные условия

К середине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний.

Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Привычный порядок феодально-абсолю­тистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией эко­номической, общественно-политической и духовной жизни людей вытеснялся процессом становления общества, утверждавшим тор­жество прав и свобод человека, духовную, экономическую незави­симость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорга­низующегося общества возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных соци­альных явлений и процессов.

Качественное расширение границ свободы человека, существен­ное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражда­нина к знанию основ жизни социальной группы, общности, со­циальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффек­тивностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодаль­но-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной вла­сти, то в самоорганизующемся обществе свободным и независи­мым людям требуются конкретные знания и понимание интере­сов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаи­модействию, и т.д.

С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, поли­тике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, на­сколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их пред­почтений.

Отметим и еще один момент. В условиях обретенной свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, ин­тересов. Тоталитарное общество предельно стандартизирует лю­дей, усредняя их. Гражданское общество — это состязание, комп­ромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную мас­су, а учитывать его дифференцированность, многоплановость. Та­кая точка зрения становится'условием жизни в самоорганизую­щемся обществе.

Вследствие этих и других причин сформировалась настоятельная потребность в достаточно конкретном, дифференцированном, точ­ном доказательном, приближенном к реальной социальной прак­тике знании. Социология и была ответом на потребность развиваю­щегося гражданского общества (такая потребность явно ощущается сейчас в'России) в определенном типе науки, которая в силу сво­ей достоверности, доказательности, обращенности к практике пред­ставляет качественно новую форму социального познания.

Хронологический – предполагает інтерес к определенному историческому етапу. В центре внимания пространственно-временной ход развития социологии. Важной является проблема критерия выделения того или юного этапа.

В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистические идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы позитивной философии и социологии.

7. О. Конт про завдання соціології.

Головним завданням соціології в цих умовах для Конта є опис взаємодії законів функціонування й розвитку суспільства і вироблення оптимальної з цієї точки зору позитивної політики. Він однаково гостро виступає як проти реакціонерів — захисників старого ладу, так і проти радикалів, які стояли за революційне нищення віджилого устрою. Конт мріє про суспільство, в якому соціальний порядок не приводив би до застою, а прогрес — до революційної анархії та свавілля. Вчення Конта про позитивну політику як шлях поступового, наперед передбачуваного і науково забезпеченого реформування суспільства на засадах розуму та інтелекту виступало антитезою до ідей марксизму, які в цей час почали широко проникати у Францію.

Отже, предметом соціології для Конта виступає не конкретно-історичне суспільство, а суспільство в цілому, як системав її минулому і сучасності. Він розробляє також методи соціології і вважає, що основними для цієї науки є спостереження і експеримент (оперті на соціологічну науку), метод порівняння (соціальних процесів, різних суспільств, різних станів одного й того ж суспільства) та історичний метод (дослідження послідовних станів суспільства з врахуванням тісного зв'язку минулого, сучасності й майбутнього).

Таким чином, місце вчення Конта в історії соціології є надзвичайно важливим. Він вперше:

• обгрунтував необхідність наукового підходу до вивчення суспільства і можливість пізнання законів його розвитку;

• визначив соціологію як особливу науку про суспільство, оперту на емпіричні дослідження, що мало забезпечити її об'єктивність та неупередженість;

• розглянув суспільство як систему з її статичними та динамічними закономірностями, привернув увагу до вивчення соціальних інститутів і структури цієї системи, механізмів її змін.

8. Закон трьох стадій інтелектуального розвитку О. Конта.

Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук [1].

Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую (господствует спонтанно-возникшее воображение, человеческий разум стремится найти или начальне или конечне причины явлений, стремление к абсолютному знанию), метафизическую (преобладают персонифицорованные, абстрактне, сущностные начала, объясняет внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, способи х образования, етап критического мышления) и позитивную (рождение промышленного производства, развитие естествознания, активное развитие науки, особую роль играет експеримент, который научно-обоснован). Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе — метафизикой, а третье — наукой. Как видим, в законе «трех стадий», или «двойственной эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и теология, это относится также и к третьей стадии, которая несет в себе и философское, и научное знание, этой стадии не чужда и теология.

9. Особливості біолого-еволюційної соціології.

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.

В его представлениях первое место принадлежало биологической аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о естественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина.

Суть социал-дарвинистской теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универсальный способ существования человеческого общества.

В целом, органическое направление и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе стремятся свести социальные явления к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы – психологический, политический, экономический и т. д.

Теория биологической эволюции, разработаная в трудах Дарвина, оказала влияние на современников и основне понятия этой теории: «естественны отбор», «выживание сильнейшего» становятся хар-ми для всей соц. Науки того времени. Социал- дарвинисткое течение особое значение придает учению Дарвина. Переносится и абсолютизируется его мисль о борьбе за существование и естественном отборе к объяснению соц. Явлений, конфликтов, расових и классовых противоречий.

Географическое течение особую роль отводило географической бреде. Внимание сосредотачивалось на отдельных компонентах среды: ландшафт, реки климат. Под. влиянием географического детерминизма сложились концепции Мечникова, Соловьева, Ключевского.

Расово-антропологическое течение отдает предпочтение хар-ке биологических особенностей человека и их вличние на общественную жизнь и ее компоненты. Основне положения: соц жизнь и культура – результат действия расово-антропологических факторов; расы – это основные субъекты социально-исторических процессов, они не равны между собой по своим возможностям, должна быть определенная чистота рас, соц поведение детерминировано биологической наследственностью. Представители: Гобино, Ляпуж, Аммон.

Спенсер сравнивал соц институты с органами в организме человека. Рассматривал систему по аналогии с организмом. Но в организме органы функционируют для деятельности организма,а в социальной системе-структура существуют ради функционирования соц институтов.

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

10. Органіцизм Г. Спенсера, його вчення про загальну еволюцію.

Герберт Спенсер (1820--1903 гг первым из социологов наиболее полно использовал аналогии и термины из области науки о живых существах (биологии), уподобляя и сопоставляя общество с биологическим организмом, тщательно анализируя черты сходств и различий в принципах их построения (структуры) и развития (эволюции). Результатом подобного уподобления и сопоставительного анализа стало обнаружение некоторых закономерностей и стадиальности органической жизни, например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация) - с последующим перенесением обнаруженных закономерностей в истолкование стадий эволюции и функционирования различных обществ и государств.

Наблюдаемые в обществе процессы роста и усложнения их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов) их дифференциации. Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных групп в более крупные и сложные, которым он дал название “агрегаты”, этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как: союз племен, города-государства, империи. Было принято во внимание, что раз возникнув эти объединения испытывают воздействие иных факторов и перемен - социально-классовой дифференциации, специализации в виде разделения труда, образование органов политической власти (регулятивная система), а также возникновение земледелия, ремесел, возникновение специализированной “распределительной системы”.

Исходным положением для оценки общественных структур и остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага всех членов, а не члены существуют для блага общества

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Развитие общества происходит путем объединения,т. е. с помощью все большего слияния групп. Таким образом, Спенсер говорит об эволюционном движении от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам.

Спенсер также предлагает теорию эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние — воинственные — общества характеризуются тем, что их струк­тура определялась наступательными и оборонительными надобностями войны. Бу­дучи критически настроенным в отношении войны, Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) И создание более крупных человеческих совокупностей, необходимых для развития индустриального общества. Однако с появлением индустриального общества война теряет свой функциональный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении достижений, а не врожденных качеств, и добровольной кооперации высоко дисциплинированных индивидов. Такое общество объединяет­ся добровольными договорными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества носят менее воинственный характер, чем ранние общества. Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возмож­ность периодических возвратов к войне и более воинственным обществам.

Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неорганическая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.

Предмет социологии (по Спенсеру) – изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).

11. Характеристика соціального організму через його функції.

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты«социального организма» и выявлвял общие системные принципы, делающие егопохожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

12. Передумови виникнення психологічного напрямку в соціології.

У Конта и Спенсера говорится о общих законах функционирования общества, но крайне мало говорится о поведении людей. Такая позиция позволяет что-то понимать в развитии общества, но ничего не говорит о том, на чем основывается собственно жизнь общества и посредством чего реализуется развитие общества. Т.е одной из первой предпосылкой стала неудовлетворенность существующим объяснением бщества и его развития.

Тем не менее, переход от натурализма, в понимании общественной жизни к психологическим объяснениям был значительным шагом вперед в становлении социологии, поскольку показывал, что развитие общества происходит не иначе как под влиянием интеллектуальных, эмоциональных, волевых действий людей, а не путем спонтанного, фаталистического развития.

Основные концепции психологического направления в социологии: Психолгия народов; Психология толпы; Теория подражания; Эволюционно-психологическое направление в американской социологии; Инстииктивизм; Иитеракционизм.

13. Психологія народів (В. Вундт).

В XIX веке, особенно в Германии, весьма популярными были идеи «народного духа», которые встречаются у Г.В.Ф. Гегеля, И. Гердера и представителей немецкого романтизма (Гете, Шиллер и др.). Воплотить эти идеи в концепцию попытались Моритц Лацарус (1824 - 1903) и Хейнман Штейнталь (1823 -1899)которые основали «Журнал психологии народов и языкознания». Основные идеи этой концепции состояли в слудующем:

- субъектом истории является народ;

- каждый народ является воплощением так называемого «духа целого, то есть обладает своим «народным духом»;

- народный дух проявляется в общности черт характера, морали, языка, мифологии, верований и т. д. и объединяет людей в единое целое, в народ;

- каждый человек выступает как представитель данного народа, как воплощение народного духа, как его продукт.

Одной из особенностей данной концепции, как мы видем является преувеличение роли всеобщего и приуменьшение (либо даже игнорирование) роли индивидуального в рассмотрении общества.

Позднее идеи развивал немецкий психолог, языковед Вильгельм Вундт (1832 – 1920), автор десятитомного труда «Психологии народов». Развивая идеи предшественников, В. Вундт не разделял их взглядов о том, что человек является всего лишь продуктом «народного духа». Он подчеркивал, что индивидуальность человека и его сознания нельзя сводить лишь к проявлению народного сознания, ибо для человека хар-ныиндивидуальные воля, чувства, представления. Общая для того или иного народа мораль, язык, мифология, быт являются результатом взаимодействия народного (коллективного) и индивидуального сознания.

Концепции психологии народов принадлежит важная роль в разработке темы изучения культуры, взаимодействия культуры и индивидуального сознания, сравнительных исследований и т, д., особенно учитывая, что предыдущие социологические концепции (О. Конт, Г, Спенсер) крайне мало внимания уделяли различиями между обществами, культурами, обращая свой первоочередной интерес к культурным универсалиям.

14. Психологія натовпу (Г. Лебон).

Впервые идеи психологии толпы обосновал итальнский криминолог Сципио Сигеле (1868 - 1913). Далее развил и популяризовал их французский археолог, антропол, путешественник, изобретатель Гюстав Лебон (184-1931).

Его основные работы:

«Психология толп» (1895);

«Психологические законы эволюции народов» (1894).

По Г. Лебону, цивилизация - это продукт творческой элиты, которая в современных условиях оттесняется от участия в историческом процессе, поскольку развитие промышленности, урбанизация, возрастание роли и влияния средств массовой информации увеличивают значение в этом процессе масс, и на смену «эре злит» приходит «эра масс», эра слепой и стихийной толпы. (В то время эти идеи были довольно популярными - достаточно вспомнить, например, Ф. Достоевского, философию жизни Ф. Ницше, О, Шпенглера («Закат Европы») и др.)

В центре внимания Г, Лебона лежит констатация очевидного факта - факта различия в поведении человека в обычных условиях и в группе людей, где под влиянием толпы человек совершает такие поступки, которые в обычных условиях когда не совершил бы. Этот факт оказывается, непосредственно наблюдаемым проявлением социальности, а потому обращение на него внимания - важный шаг в развитии социологии.

Такие изменения в поведении человека в толпе Г. Лебон
объясняет как следствие гипноза и внушения. При этом толпы, массы он отождествляет вообще со всеми социальными группами, предлагая их классификацию:

- Гетерогенная (однородная)- 1) анонимная (уличная толпа), 2) неанонимная (суд, парламент);

- Гомогенная – 1) секты, 2) касты, 3)классы

По Г. Лебону, масса (толпа) - разрушительная сила, лишенная способности к рациональной деятельности. Масса гипнотизирует индивидов, и они начинают действовать неосознанно, под влиянием эмоционального возбуждения. В толпе индивидом управляют нетерпимость, догматизм, ощущение силы, утрата личной ответственности за свои действия. Личность нивелируется, в толпе все превращаются в нечто безлико-единое, с единой волей и целью. Это объясняется тем, что рациональное в личности угнетается иррациональными действиями толпы с ее «коллективной душой». Особую роль здесь играет и фигура «вождя».

Характеристики толпы, выделенные, Лебоном, в целом довольно верны - так, в современной психологии толпа определяется как «бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, и общим объектом внимания». Недостаток его концепции, замеченный еще его современниками, состоял в отождествлении всего, что не является элитой, с толпой. Тем не менее, самим обращением внимания и попыткой изучения феномена толпы Лебон внес существенный вклад в развитие социологии.

15. Теорія наслідування (Г. Тард).

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Соц конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на мех-м подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие соц явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, обьединение разнородных незнакомых друг другу элементов.

Вывод: Тард объяснял всю соц жизнь О в терминах интерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из кот один подражает другому. Элементарный соц факт - это результат соприкосновений и взаимодействий неск умов.

16. „Генезис” та „телезис” в концепції Л. Уорда.

Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек - наполовину природное, наполовину общественное существо.

В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то можно сделать вывод, что базой социологии служит психология.

Первичной социальной силой оказываются желания - голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные - интеллект, моральные, эстетические силы - желания. Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.09 с.)