Создание великого княжества Литовского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание великого княжества Литовского



С XIII в. белорусские земли входили в состав ВКЛ – сильного феодального средневекового государства.В современной исторической науке есть несколько взглядов относительно процесса образования и этнической характеристики ВКЛ.Среди основных концепций ВКЛ выделяются следующие:1) «Консервативная» (Л. Абецедарский) ее смысл, что Беларусь до 1919 г. (образование БССР) не имела своей государственности, до середины XIII в. белорусские земли развивались в составе единого древнерусского государства – Киевской Руси, затем в ВКЛ под угнетением литовских феодалов. ВКЛ государство чисто литовское, захватившее белорусские земли.2) «Левая» (Н. Ермолович). Не Литва (в современном понятии), а западно-славянские земли (Новогрудское княжество) инициатор ВКЛ. Гипотеза об «исторической Литве» (Гродненщина). ВКЛ с самого начала государство белорусское, а литовская знать ассимилирована белорусской знатью.3) «Центристская». ВКЛ – это полиэтническое государство, федерация белорусско- литовско-украинских земель. Оно прошло разные этапы: до XV в. более значительную роль играет литовская знать, XV в. – выравнивание ролей, с XVI в. преобладает восточнославянская знать.

Образование ВКЛ результат внешних и внутренних причин.Внутренние:а) развитие городов и ремесла;б) общность языка;в) господство византийского христианства, поддерживающего идею сильной страны.Внешние: внешние угрозы XIII в. (монголо - татары и крестоносцы). Процесс образования ВКЛ начинается с возвышения Новогрудского княжества. Именно Новогрудская земля, вместе с соседними литовскими, стала ядром ВКЛ. Первым князем ВКЛ был Миндовг. Новогрудок был столицей с 40-х годов XIII в. до 1323 г., затем Вильно.Процесс строительства длителен (с первой половины XIII в. до второй половины XIV в.).Пути вхождения земель в ВКЛ были разными:а) на основе соглашений («добровольно-договорной») – Полоцкое, Витебское, Смоленское, Киевское княжества и др.;б) путем захвата.ВКЛ было полиэтническим феодальным государством. Об этом свидетельствует эволюция названия – Литовское княжество, с середины XV в. – ВКЛ и Русское, позже ВКЛ, Русское и Жемойтское.До конца XIV в. ВКЛ совокупность отдельных княжеств и уделов. Вначале они возглавлялись местными династиями, затем назначаемыми великим князем воеводами и наместниками (государственные должности в ВКЛ были пожизненными, утратить их можно было по решению суда, за преступления).«Федерализм» в конце XIV в. уступает место централизации, когда великий князь Витовт на протяжении 1352-1396 гг. уничтожил систему местного княжения и разделил ВКЛ на 6 воеводств и 2 староства.Система государственного управления прошла свою эволюцию. Центральная власть в государстве в руках великого князя. Он – высший судья, глвнокомандующий, администратор. Он избирался из представителей рода Гедиминовичей, затем Ягеллонов, с конца XV в. избирается на Вольном сейме.Власть Великого князя в XV-XVI вв. ограничена. Ее ограничивала Рада (вначале совещательный орган не имеющий четких функций и состава). Но по привилею Александра 1452 г. Рада должна выразить согласие по основным вопросам жизнедеятельности государства.С XV в. оформляется Сейм – законодательный орган. Обычно из каждого повета воеводы назначали по 2 посла, с XVI в. послы избирались на поветовых сеймиках.В городах ВКЛ существовало Магдебургское право (магистрат-рада, лава). Первым - Вильно 1387 г., вторым - Брест 1390г.Государственным языком ВКЛ был старобелорусский. Кодификация права проведена в судебнике Казимира 1468 г., более подробно государственный строй ВКЛ изложен в статутах 1529, 1566, 1588 г. (все на белорусском языке).

Система управления

ВКЛ было полиэтническим феодальным государством. Об этом свидетельствует эволюция названия – Литовское княжество, с середины XV в. – ВКЛ и Русское, позже ВКЛ, Русское и Жемойтское.До конца XIV в. ВКЛ совокупность отдельных княжеств и уделов. Вначале они возглавлялись местными династиями, затем назначаемыми великим князем воеводами и наместниками (государственные должности в ВКЛ были пожизненными, утратить их можно было по решению суда, за преступления).

«Федерализм» в конце XIV в. уступает место централизации, когда великий князь Витовт на протяжении 1352-1396 гг. уничтожил систему местного княжения и разделил ВКЛ на 6 воеводств и 2 староства.Система государственного управления прошла свою эволюцию. Центральная власть в государстве в руках великого князя. Он – высший судья, глвнокомандующий, администратор. Он избирался из представителей рода Гедиминовичей, затем Ягеллонов, с конца XV в. избирается на Вольном сейме.

Власть Великого князя в XV-XVI вв. ограничена. Ее ограничивала Рада (вначале совещательный орган не имеющий четких функций и состава). Но по привилею Александра 1452 г. Рада должна выразить согласие по основным вопросам жизнедеятельности государства.

С XV в. оформляется Сейм – законодательный орган. Обычно из каждого повета воеводы назначали по 2 посла, с XVI в. послы избирались на поветовых сеймиках.

11. Люблинская уния 1569 г.: ее истоки и сущность. 1 июля 1569 г. на карте Европы появилось новое государство Речь Посполитая. Это была конфедерация двух государств – ВКЛ и Польского королевства. причинами этого стали:1) борьба ВКЛ и Московского княжества за объединение земель Восточной Европы под своей властью. Результат – Ливонская война (1558-1582 гг.). Войскам И.Грозного удалось в 1563 г. взять Полоцк и ВКЛ необходим был союзник;2) польская шляхта хотела получить земли в ВКЛ;

3) шляхта ВКЛ недовольна всесильем магнатов в ВКЛ и хотела таких же вольностей, как и в Польском королевстве;4) уния подготовлена и предыдущими соглашениями между ВКЛ и Польшей.Польские феодалы использовали тяжелое военное положение и добились передачи в состав Польши некоторых земель ВКЛ: Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины, что сократило территорию ВКЛ до белорусских и литовских земель. новое государство было конфедерацией, столицей стала Варшава. Правит в стране единый король, который избирается на общем сейме. Поляки могли приобретать земли в ВКЛ, а жители ВКЛ в Польше. В сейме РП ВКЛ имело только 46 мест (причем 34 от белорусских земель). Сеймы проводятся только на территории Польши. Законы ВКЛ, которые противоречат польским – отменяются и наоборот. Т.о. ВКЛ попало в подчиненное положение по отношению к Польше, это привело к борьбе ВКЛ за расширение своих прав в РП:1) ВКЛ добилось, чтобы каждый третий сейм РП проводился на территории ВКЛ (как правило в Гродно);2) стали созываться сеймики ВКЛ (Слоним или Волковыск);3) с 1681 г. стала действовать высшая судебная инстанция ВКЛ – главный трибунал;4) в статуте ВКЛ 1588 г. нет упоминания о Люблинской унии. Статут отменил право на уроженцев княжеств (в т.ч. и поляков) приобретать земли и занимать должности в управлении ВКЛ. Статут вновь подтвердил государственность белорусского языка на территории ВКЛ.И все же со временем ВКЛ уступает перед окатоличиванием и ополячиванием. В 1696 г. белорусский язык вытеснен из официальной сферы, прекратилось книгопечатание на нем, шляхта переходит на польский.Борьбу с этим продолжали православные братства (национально-религиозные объединения), распространенные в городах.

12Феадальнае землеўладанне. Гарады на Беларусі. Магдэбургскае права.

Для защиты своих ремесел создаются ремесленные цеха в 16в. Они объединяли определенные ремесла одного города. Функции: 1)Утверждение монополий на данный вид ремесла. Порточи – не входящие в цеха. В цех 60-70 человек. Мастер – полноправный член цеха. Свои ученики (3-5 лет) и подмастерия (3-4 года). 2) Контроль над производством ремесленных изделий. Цех устанавливал какую, сколько, какого качества, сколько учеников и т.д. 3) Военнополитическая функция. Во время войны каждый цех выставлял свой отряд. В мирное и военное время отводилась своя часть стены. 4) «Профсоюзная».В начале 17в. Могилев – 21 цех (самый развитый), в Париже – 300 цехов (14в.). Развивается торговля в двух формах: Торги (1-2 раза в неделю, обычно в пятницу) и ярмарки в крупных городах (1-2 раза в год). Дороги гостиниц. Способствовали торговли. Вдоль дороги строились постоялые дворы. Эти дороги охранялись. Самая крупная дорога через всю Беларусь с востока на запад. Объединения торговцев – гильдии. Те же функции, что и у цеха. В 13-16вв. Рост городов. К 16в. 83 города (1.5-3 тыс. чел.). Самый крупный Полоцк – 50 тыс. чел. В городах существовало Магдебургское право – получило название от города. Система городского самоуправления 1-й город на Бел. – Брест (1390г.). Во 2 половине 16в. почти все города имели это право. Во главе города стоял Войт (назначался князем). Горожане выбирали раду, лаву (судебная власть) вместе – магистрат (управление полицией, собирал налоги, устанавливал правила, судил по незначительным вопросам). Право было выгодно всем (князь получал налоги, город сам себе устанавливал правила).

Реформация

Месца царквы ў ВКЛ доўгі час вызначаецаа існаваннем дзвюх канфесій (плыняў) хрысціянства. Праваслаўнай веры патрымлавалася ў 16 ст. большасць усходнеславянскага насельніцтва (беларусы, украінцы). Каталіцкая вера распаўсяджвалася і паступова замамоўвала свае пазацыі на бел. землях, дзякуючы палітыцы вялікіх князёў літоўскіх, якія апякалі каталіцтва як сваю рэлігійную ўладу. Пасля заключэння Люблінскай уніі 1569 г. праваслаўная царква пачала страчваць сваё вядучае становішча на Б. Яна ў той час вельмі павольна ўспрымала перамены, якія адбываліся ў свеце.

Рэфармацыя – шырокі грамадска-палітычны рух, накіраваны супраць усеуладдзя каталіцкай царквы. У адрозненні ад зах. Ев. рэфармацыйны рух не стаў у ВКЛ народным, а ахапіў толькі вышэйшыя колы грамадства – у першую чаргу магнатаў. Такія магнацкія семейства як Радзівілы, Сапегі, Хаткевічы далучыліся да рэфармацыі з палітычным разлікам. Найбольш адметны прадстаўнік рэфармацыйнага руху на Б быў Мікалай Радзівіл Чорны.

Ва ўсіх краінах Ев., дзе пратыстанты займелі ўплыў, у др. пал. 16 ст. разгарнуўся рэлігіена-палітычны рух супраць рэфармацыі – контррэфармацыя. Галоўнымі яго ўдзельнікамі сталі іезуіты. Пачалі зачыняцца пратэстанскія друкарні і пачатковыя школы.

Берастейская уния 1569г

Белорусские земли находились на границе существования православия и католицизма. После провала добиться объединения христианства во Вселенском масштабе (Флорентийская уния 1439 г.) на землях ВКЛ вызревает идея унии в масштабах одного государства. Этому способствовали и войны между ВКЛ и Московской церковью, т.к. Патриарх Московский поддерживал московскую сторону.В 1596 г. произошел Брестский церковный собор, который принял церковную унию, образовал греко-католическую церковь. Глава – Папа Римский, обрядность православная, в богослужении использовался белорусский язык. Введение униатства вызвало протесты и в 1623 г. в Витебске был даже убит униатский архиепископ И.Кунцевич.Но реформаторская деятельность униатских митрополитов Я.Руцкого, Р.Корсака, монашеского ордена униатов – базилиан способствовали мирному расширению в XVII в. униатства на Беларуси. Необходимо отметить вклад униатской церкви в сохранении белорусского языка.

ОБРАзование и культура16-18ст

Гістарычныя ўмовы развіцця культуры Беларусі значна ўскладніліся ў сярэдзіне XVII — XVIII ст. шматлікімі войнамі.3 сярэдзіны XVIII ст. у Рэчы Паспалітай пачаліся змены ў школьнай адукацыі. Ствараецца Адукацый-ная камісія, якая праводзіць вялікую работу па рас-паўсюджванню асветы і пісьменнасці. Гэта было пер-шае ў Еўропе Міністэрства адукацыі. За 20 гадоў дзейнасці камісіі было адкрыта 20 школ. Яны з'яўля-ліся сярэдняй ступенню навучапня. Пасля паспяхо-вага заканчэння гэтых школ давалася магчымасць паступлення ў дзве вышэйшыя навучальныя ўстано-вы Рэспублікі — Кракаўскі і Віленскі універсітэты.У пачатку 80-х гг. XVIII ст. на той частцы Бела-русі, якая засталася ў Рэчы Паспалітай, намагання-мі Адукацыйнай камісіі працавала 200 пачатковых школ, у якіх займалася 2500 чалавек (з іх 30% былі сялянскія дзеці).У другой палове XVIII ст. значную ролю ў рас-паўсюджванні навуковых ведаў адыгрывала мед-ыцынская школа ў Гродне (кіраўнік — французскі вучоны Ж. Э. Жылібер). Ідэі асветніцтва прапаган-дуюць у сваіх творах Казімір Нарбут, Саламон Май-ман, Ігнат Быхоўскі і інш. У беларускім грамадстве расце цікавасць да гісторыі мінулага. Ураджэнец Піншчыны Адам Нарушэвіч стварае «Гісторыю польскага народа».Вялікі ўплыў на дзеячаў беларускай культуры аказвалі ідэі французскіх асветнікаў Ф. Вальтэра. Д. Дзідро, Ш. Л. Мантэск'е, Ж.-Ж. Русо. Распаўсю-джваюцца творы рускіх, польскіх асветнікаў: А. Ра- дзішчава, С. Сташыца, Г. Калантая. Працягваюцца традыцыі кнігадрукавання. У 1776 г. выйшла ў свет першая газета — «Газета Гродзенска» (на польскай мове). Расце колькасць кніжнікаў. Шмат кніг мелі ў сваіх маёнтках Радзівілы, Сапегі, Храптовічы. Кні-гавыдавецтвам заняўся ўраджэпец Мсціслаўшчыны Ілля Капіевіч (1651—1714).Вядомым вучоным другой паловы XVII— XVIII ст. быў Казімір Семяповіч — аўтар меўшай по-спех ва ўсёй Еўропе кнігі «Вялікае мастацтва артыле-рыі». Ён адным з першых стварыў праект шматсту-пенчатай ракеты і лічыцца папярэднікам стваральні-ка тэорыі палётаў у касмічную прастору К. Цыялкоў-скага. Марцін Пачобут-Адляніцкі (1728—1808) — вучоны-прыродазнаўца, які вывучаў планету Мерку-рый, адкрыў невядомае сузор'е, рэктар Галоўнай школы ВКЛ. Адным з найболып значных дзеячаў бе-ларускай і рускай культуры стаў ураджэнец Полац-ка, паэт, вучоны, мысліцель і асветнік Сімяон Полац-кі. Ён лічыцца першым у Расіі пісьменнікам. Быў вы-хавацелем царскіх дзяцей, заснаваў друкарню ў Крамлі і Славяна-грэка-лацінскую акадэмію.Шырокую вядомасць атрымалі атэістычныя по-гляды Казіміра Лышчынскага (1634—1689). Пакі-нуўшы ордэн іезуітаў, ён напісаў трактат «Аб неісна-ванні Бога». У 1689 г. Лышчынскі быў спалены на кастры.У XVIII ст. магнацкія маёнткі становяцца цэнтра-'мі культурнага жыцця. Па праектах лепшых еўрапей-скіх архітэктараў (Я. Глаўбіца, Дж. Сака, К. Спампа-ні) узводзяцца і перабудоўваюцца магнацкія палаца-паркавыя ансамблі ў Ружанах, Дзярэчыне, Слоніме, Шчорсах, Гродне. Пакоі палацаў упрыгожваюць габе-лены, партрэты прадстаўнікоў магнацкіх родаў.Беларускія майстры здабылі сабе славу не толькі на Радзіме. Іх ведалі і ў Маскоўскай дзяржаве. Так, яны прынялі ўдзел у будаўніцтве Каломенскага па-лаца. Імі былі выкананы ўсе разьбярныя работы. Бе-ларускія іканапісцы стварылі шэраг іканастасаў у Маскве.Самай чароўнай з'явай у беларускай культуры • другой паловы XVIII ст. стаў прыгонны тэатр. Най-болыл вядомы ў Беларусі былі прыгонныя тэатры Радзівілаў у Нясвіжы і Слуцку, Гародзенскі тэатр Тызенгаўзаў, Слонімскі — Агінскага, Ружанскі — Сапегаў, Свіслачскі — Тышкевічаў.Шырокую еўрапейскую славу меў Слонімскі тэ-атр Міхала Казіміра Агінскага, дзядзькі Міхала Кле-афаса — аўтара паланеза «Развітанне з Радзімай».Многія выхаванцы прыгонных тэатраў потым услаўлялі сцэны Варшавы, Пецярбурга. Цераз ста-годдзі дайшлі да нас прозвішчы таленавітых прыгон-

ных акцёраў, музыкантаў, танцоўшчыкаў — Я. Ценціловіч, А. Бжазінскай, А. Дарэўскай, М. Чаклінскай, Мацея з Карэліч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.016 с.)