Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет постепенности и очередность приоритетов.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тому, что сказано о типах призываемых, натурах людей, о внимании к поводам, противополагается рассмотрение того, к чему призывают. Несомненно, мудрость требует рассмотрения постепенности в делах призыва, чтобы люди шаг за шагом усваивали их. Так, проблемы догматики, основы шариата и вероисповедания выступают на первый план. Если они не истинны у раба Божьего, то ему не пригодятся хорошие поступки и добрые дела, ибо Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают наилучшим образом. Тех, которые отвергли знамение Господа своего и то, что они предстанут пред Ним. Тщетны их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим [на весах справедливости] им никакого веса» (Сура «Пещера», аяты 103 —105) В призыве есть общие вещи и частности, обязательное и одобряемое, запрещаемое и порицаемое, большие проблемы и маленькие. Каждую вещь ты должен знать и поместить её в соответствующее место. Мне представляется это дело настолько очевидным, что не нуждается в рассмотрении. Возьмите в качестве примера курс, которого придерживался представитель призыва, посланный в Йемен, Му‘аз бин Джабаль, . Этот курс ему определил посланник, , сказав: «Ты приезжаешь к людям, имеющим Писание. Да будет первым, к чему ты их призовёшь, — свидетельство о том, что “нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Аллаха”. И если они послушаются тебя в этом, то сообщи им, что Аллах обязал их совершать пять молитв ежедневно. Если они послушаются тебя и в этом, то сообщи, что Аллах предписал им «садака» в виде того, что забирается у их богатых и возвращается к их бедным [2] ».
Признаки мудрости в методах призыва
Под методами здесь имеются в виду пути и формулировки, используемые призывающим, благодаря которым он добивается донесения до людей истины, их просвещения в том, что им полезно, и удержания от того, что им вредно. В своей совокупности эти методы связаны с речью и словами или прямым деликатным и располагающим к себе обращением с призываемыми, когда призывающий не обращает внимания на их упущения и использует обе методики: вызов желания и устрашение, непримиримость и расположение к себе.
Далее речь пойдёт об этих методах. Признак первый. Доброе слово. Если призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть мудрости. Аллах, Всемогущий и Великий говорит: «И говорите людям приятное». (Сура «Корова», аят 83) Тальха бин Омар говорит: “Я сказал ‘Ата: «Ты человек, у которого собираются люди с различными прихотями, а я резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкое». И он ответил: «Не делай этого. Аллах Всевышний сказал: “ И говорите людям приятное ”», — и добавил: «Этот аят включает в себя иудеев и христиан. Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!»” Комментируя этот аят, аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, приводит хадис со слов Аиши, которая поведала, что пророк, , сказал: «О Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человек». В своём комментарии аль-Куртуби отмечает: «Это — побуждение придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой, лицо — приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. И со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать мазхабу собеседника». Речь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не отягощена излишествами, а её течение определяется биением живого сердца и искренними помыслами души. Речь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности — не очень краткая, что может помешать её понять, и не слишком длинная, способная наскучить. Именно такими были проповеди пророка, , как об этом говорится в достоверном хадисе, который приводит Муслим со слов Джабира бин Самуры, . Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. Перед нами Хусайн аль-Хуза‘и — отец Имрана. Курейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с Мухаммадом, , о их богах, которых Мухаммад, поминая, поносил. Хусайн пришёл с курейшитами, которые сели вблизи двери пророка, , и вошёл в дверь. Когда пророк, , увидел его, он сказал: «Дайте пройти шейху!» И Хусайн сказал:
— Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов. — О Хусайн! Скольким богам ты поклоняешься? — Семерым на земле и одному на небе. — А если тебя постигло несчастье, кого ты призываешь? — Того, кто на небесах. — А если ты лишился средств, кого призываешь? — Того, кто на небесах. — Он Один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Хусайн! Прими ислам и ты спасёшь себя! И он принял ислам, после чего к нему подошёл его сын Имран и поцеловал его голову, руки и ноги. Когда Хусайн захотел уйти, посланник Аллаха, , сказал: «Проводите его до дома!» Удивительно: он вошёл богохульником, злым, помышляющим о мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись курейшиты со своим ставленником и знаменитостью! Сюда же относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и сострадания. Так, Ибрагим, мир ему, обращается к своему отцу со словами, полными сострадания: ««Зачем ты, отче, поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? Поистине, отче, даровано мне знание, коего нет у тебя; следуй же за мной, и я поведу тебя по прямому правильному пути. Отче, не поклоняйся шайтану, ибо шайтан ослушался Милостивого! О отче, поистине, я боюсь, что тебя постигнет наказание Милостивого и что ты станешь подручным шайтана!» [Отец] сказал: “Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрагим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями! Оставь же меня на некоторое время!” [Ибрагим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он милостив» (Сура «Марйам», аяты 42 - 47)
Каждый пророк говорил своим сородичам: «О, мои соплеменники!», — напоминая об узах родства, о любви и жалости к ним. И Мухаммад, , говорит западающие в душу слова своим соплеменникам о призыве своего Господа: «Предводитель не обманывает своих. Клянусь Аллахом, если бы я лгал всем, то вам бы я не лгал. И если бы я обманывал всех, то вас бы не обманывал». Признак второй. Прямое высказывание И использование намеков. К добрым речам относится стремление обойтись намёком, дать понять опосредованно, не высказываясь в открытую. Открытое высказывание лишает другого человека авторитета, побуждает перейти в наступление и порождает хвастовство нарушениями, упорство и упрямство. Использование же намёков располагает к тебе благородные души, умные головы, блестящий разум. У Ибрагима бин Адхама спросили: «Если человек заметил что-то у другого или ему сообщили что-то о нём, должен ли он ему сказать об этом?» И он ответил: «Это может быть воспринято как оскорбление. Нужно намекнуть». Всё это делается, чтобы не поставить людей в затруднительное положение и чтобы призывающий мог вызвать у них положительные эмоции, ведь использование намёков — традиция, заложенная пророком, , который, обращаясь к своим сподвижникам, говорил: «О чём думают люди, когда делают (так-то), и говорят (так-то)?!» Признак третий. Совет, а не позор Я хотел бы здесь отдельно упомянуть совет, хотя он содержится во всём, что было сказано ранее. Более того, под советом имеется в виду величайшая составляющая призыва, если не весь призыв к Аллаху.
Однако здесь хотелось бы указать на этику советования как на одно из проявлений мудрости в призыве, и, особенно, если мы хотим, чтобы оно не стало причиной дискредитации и позора. Это видно из того, что нам оставил аль-Хафиз ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах: «Сове-тование — это благодеяние по отношению к тому, кому ты советуешь из жалости, сострадания к нему и переживая за него. А посему оно является чистым благодеянием из жалости и доброты душевной, которое совершается ради Лика Аллаха, ради того, чтобы вызвать Его удовлетворение, помочь Его созданиям...» Оно представляет собой призыв к исправлению, в котором Аллаху должна быть явлена искренность, щадя чувства того, кому советуют так, как об этом говорилось в связи с предыдущими признаками, чтобы советование не превратилось в противостояние, спор, зло, конфликт. То, что нужно быть весьма деликатным в этом деле, подтверждается тем, что напоминание человеку того, что ему неприятно, относится к разряду запрещаемого. Одного праведного предшественника спросили: «Хотелось бы тебе, чтобы кто-то сказал тебе о твоих недостатках?» И он ответил: «Если этим он хочет причинить мне боль, то нет». Едва ли что-нибудь другое, кроме намерения, мотива, стремления скрыть уязвимость другого, отделяет друг от друга совет и желание пристыдить. Пророк, , запретил господину поносить свою рабыню (т.е. упрекать её за грехи). Так он, , сказал: «Если рабыня прелюбодействовала и её прелюбодеяние стало очевидным, то пусть он накажет её плетьми, но не поносит...». Аль-Фудайль в этой связи говорит: «Верующий прикрывает и советует, а распутный порочит и поносит». На этот счёт также говаривали: «Кто посоветовал что-либо своему брату на людях —опозорил его». Это связано с тем, что искренне советующий не преследует цель разнести по белу свету пороки того, кому он советует. Его цель — исправить плохой поступок и спасти своего брата от его последствий. И до чего же большая разница между тем, кто стремится дать совет, и тем, кто стремится опозорить — их не спутаешь! И как сказала об этом Умм ад-Дарда: «Кто увещевал своего брата скрыто от других, тот украсил его, а кто увещевал его на людях, тот опозорил его». Признак четвертый.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.016 с.) |