Проблема форм бытия материи: движение, пространство, время. Проблема антропного принципа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема форм бытия материи: движение, пространство, время. Проблема антропного принципа.



Мир находится в постоянном движении. миллиарды звезд, которые кажутся нам неподвижными, движутся сложным образом с колоссальными скоростями. Наша Галактика движется относительно других галактик. На определенном этапе развития некоторые звезды взрываются. Вся поверхность нашего Солнца бурлит и извергается. Огромные фонтаны пламени – протубертанцы – бьют на сотни тысяч километров в высоту. Потоки внутреннего тепла изливаются в пространство в виде радиации.

Движение – любые изменения, охватывающие диапазон от механич. перемещения до мышления. Движение разнообразно. В организмах животных и людей совершаются сложные физиологические процессы. В обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, трудовой и познавательной деятельности людей. Движение – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Героклид: «Движение – неотъемлемое свойство материи» Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и вообще, проявляясь в виде конкретных форм движения. если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность – конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они связаны с уровнями структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Элементарные частицы явл-ся носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра – нос-ми ядерной формы движения, эл-ты атома – носителями внутриатомной формы дв. и т.д. до социальной формы дв., которая в ряду известных движений является высшей.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение, наз. системой отсчета.

Движение внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Так, любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осущ-ся при сохранении опред. моментов, а каждое сохранение происходит только через движение. В потоке непрекращающегося движения всегда сущ-ют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния движения, в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный хар-р. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. двигаться – значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там. Такова диалектика движения. На реальную противоречивость движения еще в древности указывал Зенон.

Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание новых возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, наз. развитием. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны.

Недопустимость абсолютизации энергии. В истории ф-фии и естествознания существовала точка зрения, абсолютизировавшая энергию. Так, нем. химик и физик В.Оствальд считал, что в дей-ти существует лишь энергия, все представляет собой обмен энергией. Всюду, где люди привыкли осязать и видеть материю, они, по мнению Оствальда, осязают и видят лишь «чистую энергию». Заблуждение О. состояло в абсолютизации энергии. Чистая энергия – одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов.

В процессе научного познания нередко приходится выделять лишь энергетическую сторону процессов, отвлекаясь от их носителя. Это правомерная и плодотворная абстракция. Например, пока реальная структура элем. частиц неизвестна приходится ограничиваться лишь энергетич. описанием процессов взаимных превращений частиц. Но абсолютизация ведет к пониманию энергии как неуничтожимой, устойчивой субстанции, от которой производны элем. частицы. Иногда фотоны отождествляются с «чистой энергией». Эксперим. открытие Лебедевым светового давления показало, что фотоны (свет) – мельчайшие сгустки материи, обладающие не только энергией, но и массой.

В духе энергетизма истолковывается закон, связывающий массу и энергию материальных объектов: Е=мс2 (з-н Эйнштейна эквивалентности массы и энергии), где энергия Е равна произведению массы м на квадрат скорости света с. Смысл формулы в том, что с возрастанием массы растет и энергия, и наоборот, матер. объект обладает опред. массой и соответствующей массе энергией. Масса – не материя, а одно из ее свойств. Материя не может превращаться ни в одно из своих свойств. Масс – мера таких свойств материи, как инерция и гравитация, а энергия – мера движения.

 

Проблема пространства и времени и их связи с материей.

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.

Зададимся вопросом, каков смысл категорий «пространство» и «время».

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами – выступать как первые, наиболее общие характеристики пространства.

Пытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени, как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Весьма интересна и другая гипотеза, которая связывает чувство времени с состоянием обмена веществ. Высказывается предположение, что, поскольку в связи со старением интенсивность обмена веществ уменьшается, замедляется ход нашего внутреннего биологического «часового механизма». В молодости он «тикает» быстрее, чем в старости, а значит, с возрастом наши внутренние «секунды» как бы растягиваются. А поскольку с ними сопоставляются все внешние события, то возникает ощущение ускорения внешнего времени.

«Биологические часы», то есть периодические ритмические циклы, есть у любого организма. Они есть у животных, и у растений. С их помощью организм приспосабливается к внешней среде, к ее ритмам: смене дня и ночи, времен года. Чувство времени развивается в процессе этого приспособления. Важно, однако, что в основе этого чувства лежит примерно тот же принцип, какой лежит и в основе образования понятия времени, - это сравнение, сопоставление различных процессов движения: одного, функционирующего как эталон, и другого, сравниваемого с этим эталоном.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство – время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями и движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя.

Идея специальной теории относительности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются органично сплавленными между собой.

Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.

Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

Понятия и представления о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории пространства. В ней находят отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.

Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категория пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь.

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей – мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Антро́пный при́нцип — аргумент «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». С точки зрения физики, этот принцип объясняет, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни.

Современная наука показывает, что наша астрономическая Вселенная, мир, в котором мы живем, по-видимому, является лишь одним из возможных миров. Причем оказывается, что в уже особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения. Существуют физические величины, так называемые мировые константы, которые определяют характер действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий, управляющих превращениями элементарных частиц и образованием из них более сложных материальных систем. Эти константы удивительным образом «подогнаны» друг к другу так, что они позволяют сформироваться сложным формам движения материи из более простых. Оказывается, значения всех мировых констант таковы, что они в принципе позволяют в нашей Вселенной появиться химическим взаимодействиям, возникнуть жизни и человеческому обществу.

В современной космологии описанные идеи входят в содержание так называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким образом, что он допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи. Современная космология допускает существование и таких миров, которые бедны, пусты, в которых есть только примитивные формы движения материи и нет высших форм. в этом смысле человек и человеческое общество предстают как такая организация материи и такая форма движения, которые обусловлены свойствами целого нашей Вселенной, свойствами нашей Метагалактики, фундаментальными характеристиками космоса. Таким образом, социальная форма движения является космическим феноменом. Возникает понимание уникальности человеческой жизни. Антропный принцип порождает 2 крайних подхода:

- человек возник по необходимости. Это дало начало развитию телеологии, которая предполагает наличие в мире некоей цели – мирового разума, архитектора, «часовщика».

- Возникновение человека – случайность, которая опять-таки предполагает наличие Творца.

Эти крайности ведут к представлениям религиозно-идеалистического характера. Проблема должна решаться с точки зрения диалектики необходимости и случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей. Нельзя выхватывать и абсолютизировать что-то одно. Не впадая в крайности, нужно понять процесс во всей сложности.

 

Проблема сознания в истории философской мысли и естествознания. Основные подходы к ее решению. Основные характеристики феномена сознания. Проблема его происхождения. Проблема души. Сознание и самосознание. Их общественно-исторический характер. Философия языка.

Это одна из интереснейших и труднейших проблем Ф.

Сложность? связана с тем, что его экспериментальное изучение началось недавно. Раньше принимала упрощенные формы, как? о душе.

Николай Мисюк: «Человек способен только представлять себе, что душа не является телом, но каково существо ее – не знает.»

В естествознании существует много концепций:

1.Витализма (для живого организма хар-но действие мистической силы, которая делает тело живым)

2.Психо-физический параллелизм (физиологические процессы действуют параллельно психическим == приводят в соответствие гармонию)

Свойства сознания:

1.свойственно не всей материи, а только высокоорганизованной.

2.Является не веществом, а телесностью, не частью материи, а функцией высокоорганизованной материи.

3.Вторично, производно от материи, является результатом ее развития.

4.Обладает относительной самостоятельностью:

2 линии развития

- материи от сознания(метафизический материализм: сознание пассивное, зеркальное отражение)

- сознания от материи (идеализм: первичность сознания)

Надо учитывать обе линии развития == сознание обладает самостоятельностью, но не абсолютной, а относительной.

5.Имеет общественно-исторический хар-р, вне человечества его нет.

6. ему свойственно опережающее отражение – способность прогнозирования, созн. – высшая форма отражения, отражение – всеобщее св-во материи.

7.Содержание созн. – знание, оно активно, понятивно, абстрактно.

Сознательное и бессознательное.

Ни одно произвольное действие ч-ка не бывает на всех этапах своего существования одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в импульсивных действиях, когда ч-к не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

Существуют 2 вида неосознанных действий:

1.Никогда не осознававшиеся действия.

2.Ранее осознававшиеся действия.

Многие наши действия находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем уже совершаются неосознанно. Сама сознательная деятельность ч-ка возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием и интуицией.

Г. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни.

Р. Декарт исходил из тождества психики и сознания, он считал, что за пределами сознания протекают чисто физиологические процессы.

Платон считал, что ч-к не искал бы того, что ему не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе.

Взгляды на решение вопроса о душе.

Материализм:

1.Вульгарный (мозг выделяет мысль подобно тому как печень выделяет желчь) эта точ. зр. не нашла подтверждения.

2.Гиллозоизм (гиллоз – «вещество»; зоя – «жизнь»)

Вся материя обладает свойством чувствительности, в неживой природе эта чувствительность инертна, пассивна.

(Дидро)

3.Панпсихизм (пан – «всеобщий»)Эту точку зрения разделял Циолковский и на этом строил выводы

4.Диалектический мат-зм (сознание-это функция высокоорганизованной материи мозга, заключающейся в отображении действительности.)

Ленин: «Назвать мысль материальной значит сделать шаг к смешению материализма и идеализма».

В мире есть и материальные процессы. В этом случае нужно учитывать материальные системы мозга. Как может материальное тело порождать нематериальные Функции? Недоразумение в том, что нельзя сознание назвать материей, т.к. теряется критерий различия материализма и идеализма.

Душа особая субстанция, не связанная с материей. Но как нельзя отделить работу машины от машины, так нельзя отделить сознание, душу от тела.

Проблема происхождения сознания как высшей формы отражения. Биосфера и ноосфера. Философия языка. Сознание и самосознание. Их общественно-исторический характер и структура. +аргументы в пользу своей оценки событий типа «Маугли».

В религии сознанием человека наградил Бог.

Согласно философской точки зрения, сознание – высшая форма отражения.

Человек живет в 3-х мирах: 1) в объективном (мир непреобразованного материального), 2) субъективном (мир психический, внутренний мир человека), 3) мир слов, язык.

В процессе отражения субъективным миром объективного могут происходить некоторые сбои, нарушения, неадекватность.

Но еще большая неадекватность происходит при отражении мира объективного миром слов.

Сознание – высшая форма отражения. Отражение – всеобщее свойство материи. Но нельзя отождествлять сознания и отражение.

Отражение, как всеобщее свойство материи, - результат воздействия одной материальной системы на другую в процессе взаимодействия, взаимопроникновения.

Отражение – это воспроизведение в иной форме изменений особенностей одной системы в изменениях особенностей другой системы.

Классификация форм отражения очень похожа на описание типов движения материи: 1) механические отражения (соударения шаров), 2) физические отражения (теплообмен), 3) химические отражения (взаимодействие химических веществ)

В истории происхождения сознания различают два осн. скачка:

1) переход неживой природы в живую,

2) возникновение собственно человеческого сознания.

1 – это проблема не решена до конца. По ее поводу существует несколько концепций: 1) живое – продукт только тех процессов, которые происходят на нашей планете, 2) жизнь зарождается во взаимодействии Космосом, 3) жизнь занесена из Космоса, т.к. живое не может появиться из неживого, живое также вечно как и неживое.

Но решающих решений этой проблемы еще нет, несмотря на множество гипотез.

2 – разделяется на 2 этапа: 1) возникновение способности чувствовать, 2) возникновение абстрактного мышления.

Свойство психики начинает зарождаться и развивается с развитием нервно системы.

Основные формы чувствительности и чувственного отражения:

· ощущение – непосредственная связь субъекта и объекта. В форме ощущения отражают внешние свойства вещей, их признаки

· восприятие – целостный образ взаимосвязи свойств, признаков предмета.

· представление – обобщающий, чувственный образ предмета

Особым достижением было возникновение памяти – способности запоминать ощущения и восприятия.

Основные формы абстрактного понятийного отражения:

· понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражены наиболее общие и существенные свойства предметов

· суждение – форма отражение, которая фиксирует наличие или отсутствие того или иного свойства. Это связь понятий (большая страна, дорогой человек)

· умозаключение – форма абстрактного мышления, когда из одного или нескольких посылок выводится новое суждение-следствие, то есть новое знание.

Ноосфера и биосфера.

Биосфера – сфера живого, совокупность живых организмов как область природы, включая и флору и фауну.

Ноосфера – сфера живого и разумного на нашей планет (ввел Вернандский). Она является естественной средой человека, оказывающей на него формирующее воздействие. Объединение в этом понятии двух моментов (биологического и социального) – расширение понимания термина «среда».

Язык и сознание.

Язык также важен как и сознание. Язык также древен как и сознание. Он является уникальным свойством человека, у животных нет речи, для того, о чем они хотят сообщить друг другу она не требуется. Животные для общения пользуются мимикой, отдельными звуками, телодвижениями, но у них нет языка, равного человеческому. И то, что выражается животными – это простейшие желания на уровне жажды, голода, страха.

Сущность человеческого языка – это объединение двух важнейших функций – общения и орудия мышления. Язык – непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание и язык образуют единство и невозможны друг без друга. Язык, на котором говорит человек, влияет на построение его мыслей. Справедливо и обратное. Свою речь мы строим в соответствии с нашей логикой.

С помощью языка мы оперируем понятиями, которые имеются в нашем сознании. Новые понятия фиксируются языком. Слово – материальная оболочка мысли, именно с ее помощью мысль сама становится материальной.

Но единство это противоречиво. Язык влияет на сознание, но не полностью контролирует его, лишь направляет и модифицирует его. Создает некую принудительность, ставит в определенные рамки.

Но не все выразимо с помощью языка. Есть поэзия, музыка, живопись.

Сознание и самосознание.

Это не одно и то же. Особенно на ранних стадиях развития человеческого общества были индивиды, но личности сложились не сразу, а на протяжении тысячелетий. Каждый человеческий индивид не выделял себя из своего рода, общества. Таким образом, сознание было (родовое сознание как свойство мозга), а самосознания не было.

Различают 3 осн. этапа в развитии самосознания:

1) Выделение себя из природы, как особой системы с характерными свойствами и т. д.

2) Формирование человеческой личности, осознание себя как структурного элемента человеческого общества.

3) Осознание «я» как личности с осознанием ответственности и т.д.

4) Способность к рефлектированию, отражению действительности.

Необходимо учитывать и социальные и психологические факторы и связь человеческого сознания с языком.

 

 

Проблема периодизации истории.Способ производства материальных благ как основа и источник развития общества.Понятие общественно-экономической формации и цивилизации, их значение для понимания истории.

Наличие опр. этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Перед собой каждый из них ставил задачу преодоления ошибок и заблуждений прошлого и отыскания общественного устройства, в наибольшей мере соответствующего абсолютной истине, челов. природе. Соответственно этому история чел-ва расчленялась на 3 этапа: естественное, или природное (дообщественное), состояние, общественное состояние, не отвечающее природе человека, и разумное/идеальное об-во будущего. Обозначение этих этапов встречается уже у Платона.

Основы научной типизации историч. процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают реальные люди, но вместе с тем в ней осущ-ся некая объективная логика. Ступени истории – это этапы самопознания мирового духа, прогресс в сознании свободы. При этом каждая ступень находит наиболее адекватное выражение в духе определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории. Гегель выделял 3 таких историч. ступени (типа об-ва): восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были положены критерии, в известной мере отражавшие логику историч. процесса.

Долгое время в исторической науке наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации был довольно ясно выражен временной фактор, но отсутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

Преодолеть недостатки методологии историч. исследования, поставить историю, как и другие гуманит. дисциплины, на научную основу попытался в сер. 19 в. нем. мыслитель К. Маркс. Он провел научное членение истор. процесса и обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно-экономич. формаций. В рез-те вся история чел-ва предстала как закономерный процесс развития и смены общ-эк. формаций, ступеней этой истории, ее поступат. движения. Формация – социально-философское понятие. неверно считать, что каждую формацию можно отнести к определенному веку. нельзя отождествлять формацию и с какой-нибудь страной. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Переход от одной общественно-экономич. формации к другой осущ-ся на основе социальной революции – качественное изменение в обществен. от-ниях, всей их сис-ме. экономич. основа соц. революции – конфликт м/у новыми производственными силами и старыми произв. отношениями. формационный подход в позании и объяснении истории не лишен недостатков: 1) создает опр. трудности в отражении многообразия, многовариантности историч. развития; 2) принижается человеческое, личностное содержание; 3)абсолютизацмя роли конфликтных отношений; 4) содержит эл-ты соц. утопизма.

Методологии формационного подхода в совр. историч. науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цив. п. в объяснении историч. процесса начал складываться еще в 18 в., получил полное развитие в конце 19-20 вв. (Вебер, Тойнбии, Шпенглер, рос. Данилевский, Леонтьев, Сорокин). Осн. структурной 1цей истор. процесса явл-ся цивилизация (от лат. «civil» - городской, гражданский, государственный). Первоначально термином цив-я обоз-ли опр. уровень развития об-ва, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства, появление городов, письменности, соц. расслоения об-ва, государственности. В более широком плане под цив-ей понимают высокий уровень развития культуры об-ва. В эпоху Просвещения в Европе цив-ия связывалась с совершенствованием нравов, з-нов, ис-ва, ф-фия-фии. Для цивилизационного подхода к историч. процессу более существенное зн-е имеет понимание цив-ии как целостной общественной сис-мы, включающей в себя различные эл-ты (религию, культуру, экономич., политич. и социальную организацию), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают опред. территорию и имеют характерные только для них особенности культурного и социального развития. Данилевский насчитывает 13 типов «самобытных цивилизаций», тойнби – 6 типов, Шпенглер – 8 типов. Сильные стороны цивилизационного подхода: 1)универсальность (принципы применимы к истории любой страны/группы стран); 2)представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе; 3)целостность, единство человеч. истории, использование сравнительно-историч. метода исследования; 4)можно оценить уровень достижений стран и их вклад в развитие мировой цивилизации; 5)роль человеч. духовно-нравственного и интеллектуального факторов высока. Слабость методологии цивил. подхода – в аморфности (расплывчатость) критериев выделения типов цивилизаций.

Современный этап эволюции общества называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной. Главное в этих дефинициях – рост значения информации в жизни общества в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Для философского анализа главное в данном процессе – то, что изменилось положение и роль чел. в мире, его взаимоотношение с природой и техникой. Рядом современных мыслителей высказывается обеспокоенность нынешним положением. Ортегаи-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества: перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, разрыв традиции и глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением, научное доктринерство, в частности, бихевиористкую доктрину, ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни чел. как интегральный показатель уровня развития общества. При всех успехах науки и техники, создании огромного мира вещей и банка информации жизнь чел, в основном не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Рост числа техногенных катастроф заставляет вернуться к оценке и переоценке сис-мы ценностей современного мира. Реальности информационного об-ва, нов. угрозы и опасности, которые оно несет чел. и чел-ву, заставляют обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений. Еще в 1915 г. выдающийся мыслитель и гуманист Альберт Швейцер сформулировал этический принцип «благоговения перед жизнью», значение которого колоссально возросло на рубеже 20-21 вв.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.107 с.)