Средневековая философия и средневековая архитектура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековая философия и средневековая архитектура



II в. по РХ - к. XIV (, когда появились христианские апологеты и вступили в защиту христианской истины и веры.) - (истины получили статус автономных друг от друга («концепция двух истин») и секуляризирован- ный «разум» стал проявлять активность, положив тем самым начало эпохе Возрождения.)

Доминантная черта сред. философии - христианская теология, используя свой «административный ресурс», «приватизировала» философию и превратила её в свою «служанку». -Почему это произошло? -Что должна была делать философия, оказавшись в «богословском пленении»?

Черты

•Теоцентризм (в центре Бог)

•Философия стала служанкой теологии (укрепл. христ. веры)

•Изменяется личность философа (философы были священниками)

•Изменяется философ. Проблематика (исчезла проб. смысла жизни, идеал. полиса)

•Новый способ философствования экзегеза – (толкование священного писания).

▪ Теодицея (оправдание бога)

 

Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушл(Аверроес), Ибн-Хальдун. Их влияние на европейскую философскую мысль. Влияние написать

X ‒ XIV ВВ.

арабском мире возникла новая мировая религия ‒ ислам, а вслед за ней появилась и арабо-мусульманская философия

Её черты

▪ картина мира в мусульманском мировоззрении не имела принципиальных отличий по сравнению с картиной мира в мировоззрении христианском: она также была монотеистичной, но только в более строгом её варианте (скажем, в ней отсутствовало учение о троичности Бога); ▪ более лояльное отношение ислама к знанию по сравнению с христианством (в том числе и нерелигиозному), в силу чего у мусульманских мыслителей были более комфортные условия для философского творчества по сравнению с их христианскими коллегами; ▪ появление взгляда на теологию и философию не как на противоположности, а как на два варианта одной и той же истины. (Позднее этот взгляд переняли европейские мыслители в форме «концепции двух истин»); ▪ дискуссия о свободной воле человека, поскольку в Коране (священной книге мусульман) по этому вопросу нет однозначности: в одних аятах (стихах) Корана говорится о том, что такая свобода есть, а в других ‒ о том, что её нет. Эта неоднозначность отразилась и на философских позициях: джабриты отрицали свободу воли человека, а мутазилиты её утверждали; ▪ полемика о характере процесса появления мира, первоисточником кото-рого является Аллах (креация или эманация); ▪ введение в философский оборот различения понятий «сущность» и «существование», впоследствии перенятого европейскими мыслителями.

ИБН СИНА (АВИЦЕННА). (980‒1037).

Был не только философом, но и теоретиком медицины: его «Канон врачебной науки» для европейских медиков вплоть до XVII в. служил основным руководством.

* «Книга знаний», «Указания и наставления»

Идеи

▪ абсолютным бытием обладает только Бог, остальное ‒ бытие в возможности;

▪ деистическое понимание Бога (он рассматривается лишь как создатель (Первоисточник) мира, который не в вмешивается в его дальнейшую судьбу;)

▪ мир возник в результате эманации;

▪ различение понятий «сущность» и «существование».

 

ИБН РУШД (АВЕРРОЭС). (1126 ‒ 1198).

* «Опровержение опровержения», «Рассуждение относительно связи между религией и философией».

Идеи

▪ утверждение о совечности материи миру (её несотворённость Богом);

▪ тезис об ограниченности Божественного знания (Оно является лишь знанием об общем и не включает знания о единичных предметах и явлениях);

▪ утверждение об общем для всех людей разуме (монопсихизм).Этот разум извне воздействует на каждого отдельного человека;

▪ высказывание о «параллелизме» теологии и философии (В Коране есть два смысла:

- буквальный (морально ‒ правовой). Он постигается теологией.

- скрытый («внутренний»), постигаемый с помощью философии).

 

 

ИБН ХАЛЬДУН (1332‒1406).

Он стоял у истоков новой отрасли философского знания ‒ философии истории.

* «Исцеление вопрошающего», «Большая история»

Идеи

▪ взгляд на историю общества не как на «хронику царей и пророков», а с точки зрения выявления её закономерностей;

▪ утверждение о закономерном характере социального развития и о возможности, в связи с этим, создания науки об обществе

▪ утверждение о том, что в основе социального развития лежит способ производства материальных благ: «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию».

▪ на жизнедеятельность людей влияют не только социальные факторы, но и факторы географические;

▪ эволюция как способ появления человека (Обезьяна является переходным типом между животными и человеком).

В основных чертах арабская философия сходна со схоластикой в Западной Европе. Но ее расцвет в хронологич. отнош. предшествует европейской схоластике, что позв. рассм. арабскую философию как связующее звено между античной философией и последующей ступенью европейской философии - схоластикой.

Арабско-греческая философия - звено, посредством кот.осущ. передача европейской средневековой культуре наследия древнегреч.науки и философии. Их вклад в науку и философию предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества, которым ознаменовалась в Европе эпоха становления буржуазных отношений. Жизнерадостное мировоззрение, перешедшее от арабов и питавшееся вновь открытой греческой философией, подготовило материализм XVII -XVIII вв.

 

Философия эпохи Возрождения. Ее черты и направления.

ΧV- ΧVІ вв. - стремления возродить (с учётом новых социальных реалий) античное культурное наследие.

Гносеологические предпосылки возрожденческой философской мысли

 секуляризация разума в эпоху схоластики: (Появление концепции «двух истин»);

 возникновение в тот же период номинализма как гносеологического направления, что способствовало пробуждению интереса к единичным вещам (т.е. к конкретным материальным объектам).

Её черты

Поскольку античная культура становится духовным авторитетом, то из античного философского наследия возрождается:

▪ антропоцентризм как мировоззренческая установка;

▪ убеждённость в могуществе человеческого разума;

▪ интерес к земной жизни, признание её ценности и красоты;

▪ начатое Платоном создание моделей «идеального» общества;

▪ пантеистическое понимание Бога;

▪ поиск внерелигиозных оснований морали.

Вместе с тем в данную эпоху появляются и философские новации:

 решающим в человеке стало признаваться его творческое начало;

 новое понимание творчества по сравнению с античностью (Если в античности под творчеством имелось в виду или копирование идей (Платон) или подражание природе (Демокрит) и т.д., то в эпоху Возрождения под творчеством стало пониматься самовыражение личности;

 возникают новые ценности:

 гуманизм (Одно из проявлений гуманизма в архитектуре Возрождения – это сомаштабность архитектурных объектов человеку»);

 время (Был выдвинут даже девиз: «Используй время как можно лучше!»);

 новым содержанием наполняется понятие «познание» (Оно становится не познанием «вечных идей», «всемогущего Бога» и т.д., а познанием пространственно-временного мира).

Идеи возрожденческой философской мысли.

• Античного антропоцентризма (возврат, но не отрицание христианства) • Уверенность в могуществе чел разума (изобретения открытия) • Интерес к природе и телесной красоте • Традиции создания совершенного общества. Утопия • Взгляд на человека как на активную творческую личность • Отсутствие связи между религией и нравственностью • Античный пантеизм. Бог – природа • Интерес к природе

Новая ценность – гуманизм (человеколюбие)

 

Положения философского учения Н. Кузанского

Н. КУЗАНСКИЙ. (1401 ‒ 1464).

* «Наука незнания», «Конъектуры», «Простец об уме»

Идеи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.009 с.)