Общественное движение в России во второй четверти XIX В. (фактор, особенности, общественное движение 1820-1830-х гг. , общественное движение 1840-х гг. , «мрачное семилетие» 1848-1855 гг. , итоги). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное движение в России во второй четверти XIX В. (фактор, особенности, общественное движение 1820-1830-х гг. , общественное движение 1840-х гг. , «мрачное семилетие» 1848-1855 гг. , итоги).



Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевской реакции, несмотря на правительственный террор, революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из сложившегося положения. В 30-40-е годы эти идейные поиски происходили на фоне заметной активизации массового движения в стране. Причиной целого ряда волнений стали жесткие, а иногда и бессмысленно жестокие карантинные меры, предпринятые правительством для предотвращения распространения эпидемий чумы и холеры в конце 20 - начале 30-х годов. В июне 1830 г. вспыхнуло восстание матросов и солдат в Севастополе. Восставшие несколько дней удерживали город в своих руках, убили наиболее ненавистных начальников, в том числе и военного губернатора Столыпина. Стянув к городу надежные войска, правительство подавило восстание и расправилось с его участниками: 7 человек было расстреляно, свыше 1,5 тыс. привлечены к суду, а затем наказаны шпицрутенами, сосланы в Сибирь, на каторжные работы и поселения. В ноябре 1830 г. “холерный бунт” вспыхнул в Тамбове, в июне 1831 г. ситуация повторилась уже в С.-Петербурге, где огромная толпа народа разгромила центральную холерную больницу на Сенной площади, В июле 1831 г. в Старой Руссе началось восстание военных поселян Новгородской губернии, охватившее в дальнейшем 13 из 14 местных поселенных округов. Поводом к нему также стала эпидемия, но причины недовольства коренились гораздо глубже - в той обстановке жестокой эксплуатации и злоупотреблений, которые царили в военных поселениях. Восстание было жестоко подавлено. 4 тыс. человек предали суду, несколько сотен - забили насмерть во время экзекуций. Осознавая опасность дальнейшего существования военных поселений (особенно вблизи столицы), правительство в 30-е годы преобразовало военные поселения в округа пахотных солдат (последние отбывали рекрутскую повинность на общих основаниях). К 1834-1835 гг. относятся волнения в государственной деревне Пермской и Оренбургской губерний, летом 1839 г. широкое крестьянское движение прокатилось по 12 губерниям. Поводом к нему послужили многочисленные пожары, возникавшие во время сильной засухи (среди крестьян циркулировали слухи, что виновниками этих пожаров были помещики). Новая вспышка крестьянских выступлений произошла в 1840-1843 гг, в государственной деревне, где крестьяне протестовали против реформ, проводимых П.Д.Киселевым. Неспокойно было и на национальных окраинах. В 1830-1831 гг. правительство подавило восстание в Польше, в 1832-1835 гг. на Правобережной Украине характер настоящей партизанской войны приобрело движение под руководством Устима Кармалюка, в 1841 г. произошло Гурийское восстание в Грузии. В первой половине 40-х годов волновалось крестьянство Прибалтийских губерний (Эстонии, Латвии). Социальная напряженность, нарастающая в стране, не могла остаться незамеченной царским правительством. Оно пыталось найти выход из кризиса путем консервации существующей политической системы, основой которой по-прежнему являлось самодержавие. В области идеологии эта тенденция проявилась в теории “официальной народности”, суть которой отражала формула “самодержавие, православие, народность” (автором ее был министр просвещения С.С.Уваров). В соответствии с этой теорией стержнем всей русской общественной жизни признавалось самодержавие, служение которому становилось высшей гражданской доблестью. Духовной опорой самодержавия было православие. Единение народа и монарха (”народность”) объявлялось третьим “коренным чувством” в России. Пресса, близкая к правительству (Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, О.И.Сенковский), постоянно пропагандировала теорию официальной народности, ее теоретическим обоснованием занимались профессора М.П.Погодин и С.П.Шевырев. Несмотря на разгром декабристских организаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков конца 20-х - первой половины 30-х годов. Характерно, что возникали они уже не в столице, а в Москве. В 1826-1827 гг. в московской студенческой среде возник кружок братьев Критских, которые считали себя преемниками декабристов. Этот кружок просуществовал недолго и был вскоре разгромлен жандармами. В начале 30-х годов студентами Московского университета во главе с В.Г.Белинским создается демократическое “Литературное общество 11-го нумера” (по номеру занимаемой им комнаты). В эти годы Белинский пишет антикрепостническую драму “Дмитрий Калинин”, за что был исключен из университета, а возглавляемый им кружок распался. К 1831 г. относится существование в Московском университете “Сунгуровского общества” (по имени бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П.Сунгурова, выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации). Общество, вынашивавшее планы революционного переворота, было разгромлено в зародыше. Еще один кружок студентов университета был организован А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, за что его участники были высланы из Москвы. В 1833 г. сложился кружок Н.В.Станкевича, члены которого деятельно изучали передовую европейскую философию. Этот кружок просуществовал до 1837 г. (до отъезда его основателя за границу). Вторая половина 30-х годов ознаменовалась спадом общественного движения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования. Эти настроения отразились в знаменитых “Философических письмах” П.Я.Чаадаева. Они были проникнуты глубоким пессимизмом, разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее. Главную причину этого Чаадаев видел в оторванности страны от передового европейского мира. Эта оторванность, по его мнению, имела исторические корни, уходящие во времена принятия христианства. Россия, заимствовав православие у Византии, поставила себя вне европейского развития, движущей силой которого был католицизм. Письма Чаадаева, при всей ошибочности взглядов их автора, сыграли важную роль в пробуждении русского общества от летаргического оцепенения. Правительство поспешило расправиться с издателем, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Период идейного кризиса переживал в это время и В.Г.Белинский. Пытаясь найти внутреннюю опору в положениях философии Гегеля, он пытался примириться с русской действительностью. Однако это примирение продолжалось недолго. На рубеже 30 - 40-х годов наступает оживление общественной жизни. Постепенно складываются такие идеологические течения, как славянофильство и западничество, формируется и революционно-демократическая идеология.

 

30. Культура Древней Руси X-первой трети XIII вв. (культура как социальное явление, ее структура и формы, особенности, письменность и образование, оригинальная древнерусская литература, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка).

Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами. Просвещение. Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей. Их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X века. А в конце XI века сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами. Кругозор горожан, простых посадских людей, был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своей небольшой общине. Горожане видели иноземных купцов, ездили сами в другие земли, обычно были грамотны, знали секреты различных ремесел, умели хорошо считать. Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических находок. Берестяные грамоты новгородцев XI – XIII вв. говорят о широком применение письменности: писали жалобы, приглашения, распоряжения о мелких хозяйственных делах, извещения о приезде, о ценах и многом другом. Кроме берестяных писем, о грамотности горожан говорят многочисленные надписи на вещах в разных городах Руси. Гончары писали по сырой глине на своих изделиях, кузнец выковывал своё имя на изготовленном им мече, девушки надписывали пряслица своих веретен, чтобы не перепутать их на посиделках. Много надписей сделано горожанами на стенах церквей. Здесь мы слышим как бы живые голоса древних киевлян, смолян, новгородцев: то запись странника-богомольца, то эпиграмма на соседа, заснувшего во время церковной службы, то запись о каком–либо событии. Среди надписей, нацарапанных на стенах древних зданий, есть автографы исторических лиц: Владимира Мономаха, боярина Ставра Гордятинича, о котором сложена былина. Одна надпись 1054 года о смерти Ярослава Мудрого особенно драгоценна – она свидетельствует о том, что Ярослав имел титул «цесаря» - «царя». Архитектура. Живопись. В Киеве ещё в середине X века появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками. Учителями русских были византийские мастера. Громадное влияние на архитектуру оказали традиции славянского деревянного зодчества.

В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева и Новгорода, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор Владимира и многие другие произведения. В XII – начале XIII в. Во всех крупных русских городах шло широкое строительство крепостных стен, башен, теремов и церквей. Архитекторы возводили высокие великолепные здания с богатым скульптурным и живописным убранством. Кирпичными или белокаменными постройками восхищались современники, записывая в летопись дату строительства, любуются ими и потомки. Рост городов, появление двух – трёхэтажных зданий заставили архитекторов строить церкви большей высоты, чем раньше. На рубеже XII – XIII вв. появился новый, башнеобразный тип церковной постройки. Из таких величественных храмов сохранились Михайловский в Смоленске, Пятницкие в Чернигове и в Новгороде. Живопись представлена иконами и фресками. Иконы писались на древних досках. Расписывая красками сырую штукатурку в зданиях, художники создавали фрески. Мастерство художников стояло очень высоко. Мировосприятие человека средневековья было всецело религиозным. В сюжетах из библейской истории, из жизни святых художники искали ответы на волновавшие их современников нравственные и политические вопросы. В городах процветало художественное ремесло. Мастера золотых и серебряных дел украшали оружие, рукописные книги, столовую утварь, одежду и создавали исключительной красоты драгоценные украшения для женского убора: кокошники со спускающимися золотыми цепями, серьги, монисты и тонкой отделки браслеты. Всё это отделывалось многоцветной эмалью, золотой наводкой, тонким металлическим кружевом и самоцветами. В рисунках на золоте и серебре мы видим сказочных зверей, птиц, танцующих девушек, воинов. Многих мастеров прикладного искусства мы знаем по именам, так как они с гордостью подписывали свои изделия. Летописи. Общественная мысль. В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей. Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной строчки за год) теперь летописцы пишут подробные отчёты о сражениях, дипломатических переговорах, закладке храмов, описывая события нередко день за днём, час за часом. Историки XII – XIII вв. жили интересами своего времени, нередко были пристрастны, субъективны. Летописи являются для нас исключительно важным историческим источником: они сообщают нам сведения о событиях и исторических деятелях, раскрывают нам общественную мысль того времени. Интересным выразителем надежд служилого человека был Даниил Заточник, написавший в самом конце XII века челобитную (письмо с просьбами) новгородскому князю. «Моление Даниила Заточника» всё состоит из искусно подобранных мудрых изречений из Библии и других религиозных книг. О княжеской власти он отзывается положительно: «Дуб крепок множеством корней; так же и город наш - твоею державою». О себе он говорит, что «беден одеждою, но разумом богат, мыслью паря по воздуху, словно орёл…». Поэзия. Самым значительным поэтическим произведением Древней Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака.

31. Русская культура середины XIII-ХV вв. (особенности, литература и устное народное творчество, архитектура, живопись).

В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Борьба против монголо-татар – главная тема фольклора II половины XIII–XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания). Ведущий жанр этого времени – воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь). Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII–XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.). Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций. В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. – тверской, псковской, московской и вологодской. XIV в. – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-х годах XIV в. Произведения Ф. Грека – фрески, иконы – отличает монументальность, драматическая выразительность, смелая живописная манера. Им расписана церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте. Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 – 1427/30) – монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица», созданная для Троице – Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры. Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве – все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

 

 

32. Русская культура в XVI в. (особенности, литература и общественно-политическая мысль, архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство).

Успехи объединительного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине XVI в. продолжает переживать подъем. Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культура все теснее связывается с политическими задачами общества. В XVI в. падает интерес к повествовательной беллетристической литературе, характерной для второй половины XV в. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы. В легендарно-историческом повествовании "Сказание о князьях Владимирских" (начало XVI в.) обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а Владимиру Мономаху приписывалось получение царских регалий от византийского императора. Напряженные поиски решения проблем, вставших перед современниками: о характере и происхождении государственной власти, о законе и справедливости, о роли и месте церкви в государстве, о землевладении и положении крестьян - нашли отражение в публицистических произведениях иосифлянина митрополита Даниила, нестяжателей В.И. Патрикеева и прибывшего в Россию в 1518 г. афонского переводчика и справщика Священного писания Максима Грека (в миру греческий монах Михаил Триволис). В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает "Никоновский свод", вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. и подчиненный идее возвеличивания власти царя. В середине XVI в. на основе "Никоновского свода" было начато составление иллюстрированной всемирной истории - "Лицевого летописного свода". Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название "Царственной книги". Значительным историческим произведением официального характера стала "История о Казанском царстве" (1564-1566). К тенденциозным сводам примыкала "Книга степенная царского родословия" (1561-1563), составленная под руководством митрополита Макария. Она представляет собой цельное историческое произведение, в котором события расположены по 17 "степеням" - княжениям, от Ольги и Владимира до Ивана Грозного, а все изложение подчинено задаче объяснить политическое объединение русских земель под властью самодержавного правителя из рода Рюриковичей и значение церкви в этом процессе. К XVI в. относится появление монументальных историко-литературных трудов, большая часть которых создавалась участниками кружка митрополита Макария. Крупнейшим литературным произведением Макария и его единомышленников стали "Великие Четьи-Минеи" - 12-томное (по числу месяцев) собрание "всех книг, чтомыхна Руси" - житий святых, библейских сказаний, сочинений отцов церкви, исторических повестей и других произведений, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Фактически "Четьи-Минеи" вобрали всю существующую на Руси литературу. Развивается устное народное творчество. Сказания, песни и сказки XVI в. повествуют о разгроме Казани, завоевании Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярством и др. Подъем русской публицистики, развитие литературы и устного народного творчества свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди населения, что говорит о возрастании грамотности. Увеличившаяся потребность государства в грамотных людях нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 г. о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские "мастера грамоты", открывавшие своеобразные частные двухгодичные школы. В 1574 г. была издана первая печатная русская грамматика. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В XVI в. высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде. Крупным событием культурной жизни стало книгопечатание. Начало ему положило издание в 1553-1555 гг. в Московской типографии "Триоди постной" и "Евангелия" неизвестными мастерами. Но подлинный подъем книгопечатного дела на Руси связан с именем Ивана Федорова. В 1564 г. он выпустил первую русскую печатную датированную книгу "Апостол", отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства. Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Рост торговли и денежного обращения способствовал развитию арифметичесих знаний. Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. Умножались познания в практической медицине. В 1543 г. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника "Вертоград". А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская, остается деревянной. Принесенные итальянскими зодчими ренессансные черты (образцом итальянской архитектуры является построенный Алевизом Новым Архангельский собор Кремля, 1509 г.) почти не имели продолжения в русской архитектуре, обратившейся к возрождению владимиро-суздальского наследия. Обращение к национальным истокам особенно ярко выразилось в появлении в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного; 1555-1560), возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой на Красной площади в честь взятия Казани. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гг. Петр Фрязин строит каменный нижегородский кремль. Много церквей строится на средства богатого купечества (Ю.Г. Бобынина, В. Бобра, Ф. Вепря). Около 1516 г. заканчивается возведение кирпичного Московского Кремля, который сменил белокаменный Кремль времен Дмитрия Донского. В конце столетия Федор Конь строит крепостную стену с башнями и воротами вокруг Белого города (ныне Бульварное кольцо) в Москве и кремль в Смоленске. Расширяется тематика живописных произведений. Общий подъем культуры периода образования единого государства сменился заметным спадом ее развития. Период Ливонской войны и опричнины был неблагоприятным временем для русской культуры. Книгопечатание, живопись и архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация творческой мысли. Многие культурные процессы уходят вглубь (художники, например, обращаются к развитию техники письма, формируется строгановская школа иконописи). Новый подъем происходит лишь в следующем столетии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.011 с.)