Социально-экономический аспект возникновения средневековой Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономический аспект возникновения средневековой Европы.



Средний век возник в Италии в 15-16 вв, в эпоху Возрождения. От этого термина возникла медиевистика – наука о средних веках. Поначалу средними веками называли европейский период, отделяющий античность от нового времени. Не очень интересный период, темные века. Затем, благодаря исследователям, Карлу Марксу, стало ясно, что в основе смены этапов истории: Античность, Средневековье, Новое время лежит закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. При этом античность – это рабовладение, Средние века – господство феодализма, Новое время – становление и развитие капитализма, буржуазного развития общества.

Вместе с тем стало ясно, что схему: древность, средние века, новое время можно и нужно применять не только к Европе. Она имеет всемирно-исторический характер. И есть общие типологические черты средневекового этапа развития человечества.

Общественно-экономическая сущность Средневековья – возникновение, развитие и упадок феодального способа производства.

Специалисты в истории советского периода сужали свой взгляд на историю средневековья в том отношении, что считали, что их главная задача проследить как зарождается, развивается и приходит в упадок феодальный способ производства. Нас интересуют культурные вопросы, что у Маркса является надстройкой. Периодизация советских историков проста и примитивна для нас. Три периода:

1. Раннее средневековье 5-11 в

2. Развитой феодализм 11-15 вв

3. Позднее средневековье 16-перв пол 17. Зарождение капиталистических отношений

Здесь нет эпохи возрождения (14, 15, 16 вв.) С точки зрения историков это тоже средневековье.

Существовала наследственная земельная собственность, феод. Владение им связано с несение службы и выполнением обязательств в пользу сеньора, который в юридическом смысле был собственником, а высшим собственником был король, который может отобрать и подарить землю. Крестьяне внизу социальной лестницы тоже не мыслили себя вне данной земли. Платили ренту – барщина, натуральный оброк и денежный оброк. Крестьяне кормят, феодалы защищают, священники – посредники бога.

Слитность людей того времени с землей, природой. Ее нельзя было продать, купить и считать своей. Социальная роль пописана еще до его рождения, мало места инициативе и свободы. Отсюда знаковость. Каждому поступку приписывается символическое значение.

Средневековое общество – это общество безграмотных людей. Люди не мылись годами, стыдились собственного тела, ели без вилок и ложек, руки вытирали о волосы пажа. Отсутствовало мыло. Отсутствие канализации, скученность. Жизнь была короткая и полна опасностей. Была эмоциональной и страстной.

Имя возникало как имя плюс место откуда пришел человек.

Идеократический аспект. Христианство. Именно христианство обеспечивала формирование такого политического строя, при котором правящая этита руководствуется в первую очередь идеологической доктриной, обеспечиваемой христианством. В мусульманских странах – ислам.

Христианство (от греч Христос) в употребление вошло в 1 в н.э.

Одна из мировых религий наряду с исламом и буддизмом.

Христианство вместе с иудаизмом и исламом образуют три Авраамические религии, признающие Библию.

Христианство возникло в 1 в. в Палестине как одно из мессианских движений иудаизма. Оказывается в конфликте с иудаизмом, порывает с ним.

Вестминстерский словарь идеологических терминов дает следующее определение: Христианство – религия основанная на жизни, учении и деяниях Иисуса Христа.

Христианство о самом себе говорит, что основано на божественном откровении. Это служит достаточным основанием для веры и нравственности. Факт сошествия Иисуса Христа на землю, история жизни, смерти, воскресения и вознесения на небо. Свидетельство – Евангелия (благая весть). Которые были написаны учениками Иисуса Христа. Канонические книги написаны Марфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Апокрифические – официально не признанные церковью.

Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. В 5 в н.э. Западная Римская империя пала, но церковь осталась. Борьба между Западной и Восточной римской империями закончилась разрывом единой церкви. Предали друг другу анафеме. Западная – Католическая, восточная – греко-католическая, православная.

Чт 27.01.11 17.00 К 413. Основа общества. Доверие. Философский клуб.

Католицизм сосредотачивает понятие церкви в лице Папы, который непогрешим. В православии – церковь непогрешима.

Протестантизм – продукт европейской реформации 16 в. Он переносит право толкования откровения на каждого члена религиозной общины. Здесь непогрешимость ставится в соответствие непогрешимости каждого перед святым духом.

Греко-римская культура эпохи эллинизма оказала огромное влияние. Римляне преследовали христиан, выглядели нарушителями обычаев и государственных культов, но в 324 г император Константин I Великий объявил христианство государственной религией Римской империи. В 325 г в г. Никеи состоялся первый вселенский собор христианских церквей, где утвержден догмат о триединстве бога. Основа средневековой Европы как одна из скрижалей возникает на первом вселенском соборе. Роль религии как идеологического фактора трудно преувеличить. Особая роль вселенских соборов. 381 г Константинопольский, 431 г Эфесский собор, 451 г Халкедонский собор, второй Константинопольский, Третий Константинопольский. Где шла корректировка догматов и разбор ересей.

Христианство несло идеи иудиазма из Старого завета. Мысль о спасении пришла из иудаизма. Только иудеи ожидали спасителя и не полагали, что он был и это Иисус Христос. 10 заповедей Моисея – нравственные заповеди иудейской культуры.

1. Не будет у тебя других богов кроме меня

2. Не сотвори кумира

3. Не поминай бога напрасно

4. Помни день субботний

5. Помни родителей

6. Не убивай

7. Не прилюбодействуй

8. Не кради

9. На лжесвидетельствуй

10. Не желай чужого

Возлюби ближнего как самого себя. Поступай с другими так, как хочешь чтоб с тобой поступали люди. В этом закон и пророки. Золотое правило нравственности.

Стоики как поздние философы эллинизма пропагандировали отказ от земных благ. Этика долга, ригоризма. Л.Н. Толстой повторял: «Делай, что должно и будь, что будет». Эпикурейцы – стремление к счастью.

Раб есть человек равный по натуре другим людям.

Фенон Александрийский 25 в до н.э. дал один из первых комментариев на Старый завет. Развил учение о божественном логосе – бог действует на мир при помощи нематериальных сил логоса. Высший логос – сын божий. Логос – это слово, соединяющее бога с человеком. Подражание богу путем аскетизма и страдания.

До союза с государством христианство было для низших слоев общества, учение о социальной справедливости отличалось большим радикализмом. Далее христианство становится государственной религией. Учение становится формой идеологии, защищающей интересы социального верха.

Идеология – набор идей, с целью достичь практических целей, сформировавшихся группой людей. Важной становится тогда, когда создается властными структурами с целью оказывания влияния на всё общество. Пропаганда – навязывание обществу идеологии. Связано с оценкой действительности. Философия – служанка теологии.

Догматическая литература. Первые авторы – отцы церкви: из Каппадокии, Малая Азия. Кесарея дала Святого Василия Великого 4 в н.э. Нисса Григорий Нисский, г. Назианз Григорий Богослов Назианзин, г. Неокесария Григорий Неокесарийский. Сделали понятным христианское учение, используя понятие эллинистической культуры, мысли, упорядочили литургическую жизнь церкви и укрепили дисциплину, монашество распространение в Малой Азии, богословские вопросы триединства бога, антропология, мистика, аскетика и проч. Догматика представлена разными жанрами. Была под прицелом внимания интеллектуалов того времени, которые общались между собой и были неравнодушны к тем идеям, которые они выражали. Диспуты – характерная форма общения средневековья.

Средневековая культура не была монолитной, не смотря на то, что стремилась к единству, монолитности. В ней шла струя иудаизма, эллинской культуры античности и встроила в свой контекст Аристотеля, Платона вплоть до атомизма Демокрита. Пласт народной культуры стран западной Европы. Синтез народной культуры и привнесенной христианской. Споры о влиянии идей языческих и иудейских и собственно христианских характерны для средневековья.

2. Основные элементы христианского мировоззрения и его главный источник Библия

Библия с греч. «Книги». Ветхий завет перешел от иудаизма 5-4 в.в. до н.э.

В 3-2 в.в. до н.э. перевод с древнееврейского на греческий прежде всего для евреев, говоривших на греческом языке.

В 419 г на вселенском соборе в Карфагене (Африка) был окончательно утвержден список книг ветхого завета канонических и апокрифических, пришедших от гностиков.

Ветхий содержит 15 апокрифических книг. Веками Библия – общепринята для чтения.

Основа всего обучения и библейские тексты имели силу закона. В светском смысле библия имеет высокую культурную ценность как литературный памятник письменности. Перевод библии на национальные языки положил мотивации написания художественной литературы на национальных языках. Виклиф, Ян Гус, Мартин Лютер перевели библию на европейские языки.

Мировоззрение в библии. Отличие христианства от предшествующих религий в образе Иисуса Христа, что необычно для предыдущих религий. Человеческая и божественная природа Иисуса Христа.

Л.Н.Толстой считал, что Иисус – это человек.

Бог максимально сближается с человеком в христианстве, встает вровень с ним, проявляет подвиги покорности и смирения. На тайной вечере омыл ноги своим учениях, проявив акт смирения. Идея нового человека. До Христа человек обладает чертами Адама и Евы. Первородный грех. Адам и Ева изгнаны и понесли греховную природу. Христос – новый человек. Новое сознание, отношения между людьми. Жертва Христа избавляла всё человечество от первородного греха, но для этого надо поверить в Иисуса Христа.

Возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя.

Идея вочеловечивания Бога необычна для Греков. Необычен физический и нравственный облик Иисуса Христа. Греческий герой – это атлет. Иисус не совершает подвигов в обычном смысле этого слова. Тургенев стихи в прозе «Христос». Сближают с Христосом Сократа. Его красота духовная, внутренняя, но не внешняя. Не боится погибнуть. Общается с отпетой публикой. Не проявляет желания блеснуть способностями и показать свою божественную силу. Что за бог позволяет себя убить? Установка на страдания – необычная установка бога как такового. Вина и грех искупается страданием. Грехи других взял на себя Христос. Мысль о единстве человечества, единстве всех людей. Не телесном, а духовном. О сущности людей, которая заключается в их духовном содержании. В этом смысле они являются братьями и сестрами. Единство не по крови, а по духу. Говорит как мудрец, говорит притчами.

Мировоззрение включает гносеологию, онтологию, аксиологию.

Теоцентричность христианства в отличие от античного космоцентризма. Бог – центр мира. Бог творит природу из ничего, с помощью слова.

Провиденциализм одна из важных онтологических идей. Идея зависимости всего в мире от воли божьей. Иисус посылает учеников проповедывать учения и видит их сомнения. Идеи закономерности, без которых невозможно создание математического естествознания. Дополняется идеей подлинной реальности мира, созданного богом. Тому, что создал бог, даровано собственное и самостоятельное свободное бытие. Современная философия склоняется к иллюзорности мира. Разрушительно действует на научное мышление. Миф и магия ставят природу в зависимость капризных и злых демонов. Эта мысль не укрепляет научное мировоззрение.

Иерархизм окружающего мира наиболее четко выразил Фома Аквинский. Говорил о лестнице телесных веществ и существ. О мельчайших элементарных целостностях синолах. «Син» - единственный, «холос» – целый.

Далее тела неодушевленные. Растения. Животные организмы, способные к чувственному познанию. Затем люди. И небеса устроены по типу иерархии небесных существ, заканчивающейся божественной троицей.

Христианское мировоззрение утверждает единство человеческой истории. Равенство всех перед богом и человечество как разросшаяся семья Адама и Евы. Идея линейности истории. Последовательно от сотворения мира к жизни на земле Иисуса Христа к его второму пришествию. Провиденциализм – божественный промысел. Предопределение земной истории небесной. Борьба добра и зла, бога и сатаны, которая развертывается в душе каждого. Свободен в выборе добра и зла. Эсхатологическая теория – идея конца света. Второе пришествие, страшный суд, конец света. В гносеологическом плане находим идею о том, что истина не требует своего открытия, она открыта, дана в священном писании. И Иисус является самым главным свидетелем истины. «Я на то родился, чтобы свидетельствовать об истине».

Познать истину позже земного существования Иисуса – читая Библию. До – слушая его слово. Через познание природы, так как природа создана богом. Познавая природу, познаешь мудрость ее создателя. Требует понимания, истолкования того, что написано в божественном слове. Слово – воплощение божественной мысли, высшая реальность. Книга – самый важный продукт, артефакт средневековой культуры. Интеллектуал античности – беседующий Сократ. Интеллектуал средневековья – чтец и комментатор библии. У средневекового ученого нет другого пути быть автором, кроме как возможности добавить свой текст в иерархию уже созданных. Библейское слово имеет разные смыслы. Прямой исторический буквальный. Иносказательный, аллегорический, намекающий на жизнь Иисуса Христа. Моральный смысл, назидательный, нравственный. Мистический, тайный, апагогический (косвенный). Намекающий на будущую жизнь праведной души. Иерусалим – земной город. Если иносказательно – это церковь. Назидательно – праведная душа. Мистически – небесная родина.

3. Средневековые университеты и медицинские школы как прообраз новоевропейской науки

Университеты и школы возникают по инициативе религиозных организаций, монастырей, при кафедрах. Болонский университет в Италии 1158 г, Монпелье Франция 1137г, Парижский 1160 г, Сорбонна, Орлеанский 1230, Оксфорд 1167, Кембридж 1209,Прага 1347. К 1500 г во всей Европе 79 университетов. 50 по инициативе Папы. Не подчинялись светской власти, церковным властям. Это давало автономию университетов. Сорбонна – это название общежитиев.

Внутренний устав обладал свободой. Могли переходить из университета в университет. Студенты и профессора. Ваганты – странствующие студенты. Это отдельная субкультура. Разговаривали на латинском языке. Международный язык ученой братии. Специализация по монашеским орденам.

Не только давал высшее образование, но вел научные исследования. Медицинские школы 9-19 вв. Солернская школа. Бенедиктинский монастырь. Ликер «Бенедиктин»)))))

Школа – светское учреждение, где преподают мужчины и женщины. Анатомия, физиология разрабатывались мало. Терапия. Хирургией занимались палачи, парикмахеры. Основное направление – практически клиническое в русле медицины Гиппократа. В 13 в получила право давать звание врача. Учились 5 лет. Далее занимались медициной при опытном враче. Вскрытие трупов позволялось 1 раз в 5 лет. Бонифаций в 1300 запретил вскрытие и использование в учебе скелетов.

В 16 в Папа Пий IV вскрытия разрешил. Обязательны – с 17 в.

Медицинский факультет Парижского ун-та. Профессор хирургии в 1635 г только. Через 360 лет после основания.

Факультеты: теологический, философский, медицинский и юридический. Младший – артистический, подготовлял слушателей к старшим. Был философским. 7 свободных искусств. Тривиум (трехпутье) положил начало гуманитарным наукам (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (четырехпутье) положил начало естественным наукам (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Новое знание не могло вступить в логическое противоречие с корпусом абсолютных истин священного писания. Под влиянием среды образования, мыслители извлекали философские мысли из процесса преподавания.

Форма учебы была лекция и диспут. Правила диспута определяла диалектика. Её развитие связано с деятельностью Гильома из Шампо (1068-1121 гг.) «Вопросы или сентенции». Сопоставлял противоположные утверждения относительно веры, которые обнаружил в библии. Антитетическая книга Петра Абеляра (1079-1142 гг) «Да и нет».

Споры в университетах и внутри церкви. Спор о природе святой евхаристии (причащении). Рациональное объяснение присутствия в святых дарах тела и крови Христа. Трактат «О священной трапезе против Кланфранка» при освящении святых даров субстанции тела и крови сверхъестественным образом присоединяются к дарам. При этом ни хлеб, ни вино не изменяется, но изменяется их действие. Получили осуждение. Истина восстановлена. Хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа в момент причащения.

Соборы могли осуждать кого-либо.

Гильберт из Пуатье 12 в дважды привлекался суду, обвиняемый в ереси. Но умер в большом почете)))

Герберт, ставший Сильвестром 2 папой. Диспут «О разделении философии». На нем обвинил в подчинении физики математике. Герберт доказал, что физика равна математике. Увенченый славою возвратился домой.

 

4. Соотношение рационализма и иррационализма в развитии европейской средневековой философии

Этапы развития средневековой философии.

1. Патристика 2-6 вв н.э.

a. Ранняя, доникейская патристика до 325 г. Представители Ориген и Климент Александрийский.

b. Посленикейская патристика после 325 г.

c. Греко-византийская патристика Григорий Нисский, Иоанн Домоскин, Максим Исповедник, Дионисий Ареобагид, Василий Великий.

d. Латинская патристика Аврелий Августин, Аниций Боэций

2. Герменевтический период, или анализ возможностей слова. 7-10 вв. Папа Григорий Великий, Исидор Севильский, Бэлер Достопочтенный, Алкуин, Иоанн Скотт Эриугена

3. Схоластика 11-14 вв.

a. Ранняя схоластика. Петр Абеляр, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский. Иоанн Росцелин.

b. Поздняя схоластика 13-14 вв. Фома Аквинский, Иоанн Думс Скот, Уильям Оккам. Творцы экспериментальной философии Роджер Бэкон, Роберт Гросситест. Период влияния арабской философии и философии Аристотеля. Арабские – Авиценна, Авероис.

Проследить проблемы согласования веры и разума, сердца и головы, чувств и мыслей. Патристы серьезно сомневались в роли разума в деле веры.

«Верую ибо нелепо». Ни одно положение религии не может быть принято без проверки разума. Понимать, чтобы верить. Фома Аквинский настаивал на единстве веры и разума. Вера – это не суеверие, не доверие, а часть неодолимой силы созидания. В средневековье мысль – разум не может быть просто разумом, он должен быть верующим разумом. Работа над сближением иррациональным и рациональных элементов сознания. В позднее средневековье концепция двойственной истины. Уильям Оккам (1300-1349 гг) утверждал, что богословие и философия достигают истины различными путями и могут противоречить друг другу. Понятие Схоластик (греч.) впервые применено к римскому философу Цицерону, в том смысле, в котором теперь используется слово ученый. В средневековье – это преподаватель семи искусств. Потом приобретает негативный оттенок: как педант, формалист. Понятие схоласт с появлением теологии как школьной рациональной дисциплины. Теология появляется благодаря Пьеру Абеляру. Полагал, что философия должна опираться на исследованные понятия, которые опираются на эмпирический материал. Теология – должна быть системой применения логики, опирающейся на откровение, священное писание, на конкретные ситуации, связанные с жизнью Иисуса Христа. Утверждает о том, что тривиум и квадривиум – это дисциплины. Из дисциплин развиваются понятия о науке.

 

Лекция 13. Философия и наука в эпоху Возрождения

1. Социальная и культурная характеристика эпохи Возрождения

Термин «Возрождение» впервые использован в XVI в историком искусства Д. Базари, к Итальянской скульптуре, её истории. Возрождение – это особая эпоха, в которой возникли основы новоевропейской культуры и цивилизации, длившаяся с XIV – XVI вв.

Возрождение началось в Италии. Позднее в XV, XVI в Северных странах Европы (заальпийская Европа). Характеризует культуру Европы. Если не уточняют, то речь идет об этой эпохе в европейской истории. Следы Возрождения есть и в арабской культуре, кто-то находит в русской культуре.

Итальянское Возрождение имеет особое название Rinashita, французское – Ренессанс.

В Италии Возрождение делят на три столетия: 1300-е гг – Триченто, 1400-е гг – Кватроченто, 1500 гг – Чиквиченто.

Встав на путь экономического развития в Европе рождается мануфактура, формируется капитализм, торговый капитал. В XI-XIII вв в Италии происходит антифеодальная революция. Во многих городах – республиканская форма правления. Во Флоренции, например. Это центр производства шерстяных тканей. 1289 г Флорентийская республика освободила крестьян от повинностей.

Города завоевывали свободы в борьбе с феодалами. Общая тенденция. Город становится независим от деревни. Город – предместье. Часть поместья феодала. Затем город креп и рос, завоевывал геральдические права.

Возникали комунны – выборные органы. Власть – у коллегии консулов из знати, феодалов, купечества. Законодательная власть – совет доверенных лиц. Парламент – собрание всех полноправных граждан города.

Объединение городов в единое государство не произошло. Возникли города-республики с сельскохозяйственными угодьями. Аналогия с полисами античности.

В силу того, что культура средневековья и Возрождения была придворной она и стала развиваться здесь на основе меценатства. Богатые Северной и Средней Италии занимались меценатством, и именно они обеспечивали процветание культуры.

Семья Медичи – флорентийский род – (1434-1737 гг правление рода). Предки из крестьян, в XII в перебрались во Флор, разбогатели, стали знатью. Козимо Медичи фактически становится правителем города. Формально республика сохранялась. Банкирский дом Медичи самый крупнейший в Европе. На его средства 1462 г основана Платоновская академия, возглавляемая Марсилио Фечино (1433-1499гг), который получил образование в университете Флоренции. В 1473 г стал священником, а потом каноником флорентийского собора, что не мешало ему вести светскую жизнь. Перевел на латинский язык диалоги Платона. Заседания академии проходили на подаренной ему Козимо Медичи вилле. После смерти Козимо, покровителем искусств стал Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный. Он опекал художников. Леонардо да Винчи это не нравилось, и из-за этого он покинул Италию. Расцвет Платоновской академии.

Экономика. Разложение феод отношений. Ликвидация тяж и низ форм ренты, барщины. Оставался денежный оброк. Главная черта – падение крепостной зависимости крестьян от феодалов. Чему способствовали крестьянские восстания, войны.

Жакерия 1358 гг.

Восстание Уота Тайлера в 1381 г. Восстали 25 графств из 40. Восставшие вошли в Лондон. Предъявили королю требования: отмена крепостничества и барщины. С ними справились. Вторая встреча. Требования больших преференций. Тайлера подозвали к свите, отрубили голову, показали ее восставщим, которые немедленно бежали.

Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.

Материальное производство шло бурными темпами. Производили сложные механизмы для откачки, подъемные машины. Совершенствовалось стекольное производство. Изобретен порох, который изменил жизнь Европы. Феодальная раздробленность сменилась укреплением королевской власти, возникла абсолютная монархия. Армию мог содержать только король. В XIII в Европе появилась бумага, ранее компас.

«Государство – это я» Людовик XIV (Династия Бурбонов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.051 с.)