Культура социальной сферы жизнедеятельности общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура социальной сферы жизнедеятельности общества



Адаптация – активное приспособлениечеловекакизменившейся средес частичным принятием ее норм и ценностей.

Аккомодация — вид приспособления, возникающий на основе терпимости, связанный с взаимными уступками, базирующийся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой.

Аккультурация – частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры.

Ассимиляция – вид приспособления,полное погружение в чужую культуру, поглощение более слабой культуры.

Институционализация — превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности.

Культура общности — это совокупность творений, ценностей и способов поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающиеся «обязательным», например, правила приличия, правила общежития и т.д.

Культурная дифференциация – увеличение разнообразия культуры благодаря расширению социальной дифференциации ее носителей.

Культурная самоидентичность – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Впсихологии – самоотождествление индивида с другими людьми. В социологии – механизмы и практика вхождения человека в социальное пространство. Основные формы идентификации: непосредственное эмоциональное отождествление себя с реальными или вымышленными людьми; причисление себя к номинальной социальной группе; отождествление себя с реальной социальной группой.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, которая была передана следующим поколениям и сдала экзамен на устойчивость во времени.

Культурные институты – учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие артефакты, обучающие население культурным ценностям. Устоявшаяся социальная практика, например, цензура.

Культурный процесс – это типические устойчивые повторяющиеся функциональные процедуры: осмысление людьми возникающих в определенных обстоятельствах интересов и потребностей, создание технологий, удовлетворения интересов и потребностей, практическое применение технологий и получение результата; отбор наиболее эффективных способов осуществления деятельности.

Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, возникает психическое напряжение и т.д.

Ментальность — мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Менталъность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Образ жизни – философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

Социализация (от лат. socialis общественный) – 1) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств; 2) процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

Социальный институт культуры — организационная форма комплекса функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы; совокупность материальных учреждений и форм действий, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов сообщества. Наиболее фундаментальные – собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, система коммуникации, воспитание, образование. Структура социальных институтов зависит от типа и формы конкретной культурной деятельности. Функции: регулирование деятельности членов общества; создание возможностей для культурной деятельности, инкультурация и социализация индивида, обеспечение и налаживание коммуникаций, консервация культурно-значимых регламентов, феноменов

Социокультурный анализ — метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

Субкультура — совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Например, городская и сельская субкультура, молодежная субкультура и т.д.

Учреждения культуры – совокупность учреждений, благодаря деятельности которых сохраняются и воспроизводятся культурные формы: музеи, библиотеки, архивы, образовательно-воспитательные учреждения, театры и концертные залы и др.

Тема 9. Культура личности

Аксиология (от греч. axia ценность и logos учение) учение о ценностях.

Архетип — (греч. — начало образ) — прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической психологии К.Юнга понятие «архетип» соотносится с коллективным бессознательным. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, архетип служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находит воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Воспитание – целенаправленное воздействие, передача норм поведения от старшего младшему поколению, включает стихийное усвоение культурных норм.

Идентификация ( греч. – отождествление ) – отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, социальной ролью и т. д. Средством индентификации является социокультурный образец.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм, свойственных данной культуре, критерием являются убеждения и априорные знания. Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации.

Интерес – осознанная потребность, ее конкретное выражение. Выделяют четыре типа: 1) интерес-отношение, проявляется в отношении к культурным ценностям; 2) интерес-действие, осуществление практических действий; 3) интерес-установка, характеризует устойчивость вне зависимости от изменяющихся условий; 4) интерес-ориентация, избирательное отношение к нормам и ценностям.

Информационная культура личности – понятие, формирующееся на стыке образования и культуры; употребляется для характеристики широты знаний специалиста, границы которых еще четко не определены, не смотря на важность этого для более эффективного обучения и воспитания. Как отмечают специалисты, в настоящее время особо важное значение приобретает гуманитарный аспект.

Культура личная индивида — совокупность личных образцов поведения, способов поведения, идей и мыслей, часто неизвестных другим людям.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Мотивы – внутренние побудители действий.

Обучение – «приобретение новых знаний».

Потребности – исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, являются одной из важных форм связи индивида с окружающим миром. Виды: естественные, физиологические (в пище, размножении, безопасности…); в социальных связях; в признании и уважении; в самореализации; в познании; эстетические – способность осваивать и преобразовывать мир по законам красоты; гедонистические – стремление к получению удовольствия, к отдыху и развлечениям.

Профессионализм – практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями; способность обеспечить технологическую надежность и безопасность; совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке информации; корректное принятие решений в проблемных ситуациях.

Профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной. Формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Стимулы – внешние побудители действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.007 с.)