Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1991-2012 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1991-2012 гг.



Языковая политика в Казахстане.
Государство приняло на себя обязательство заботиться о развитии языков всех наций и народностей Казахстана. Закон «О языках Республики Казахстан», который был, принят в 1997 году, устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает, одинаковы уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам.
Вся многогранная социально-экономическая и общественно-политическая жизнь многонационального Казахстана свидетельствует об особо важной роли языковой политики в республике. Главная задача в области языковой политики – это поднять казахский язык до подлинного уровня государственного языка. Этот процесс должен идти одновременно с развитием других языков республики.

Изменения в области образования.
После 1991 года определенный кризис испытывает система образования Казахстана. На 1 января 1993 года в республике было закрыто 303 детских сада на 154 тысячи мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений.
В 1991 году появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицей, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 году в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК «Об образовании», принятом 7 июня 1999 года в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.). В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно- практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы – интернаты для одаренных детей. В конце 1996 года принята государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.

В 2008-2009 годы школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.
Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологии, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.
В 2003 году в Казахстане функционировало 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность школ, где преподавание велось на: казахском языке – 3379; русском языке – 2299; узбекском языке – 72; уйгурском языке – 16; таджикском языке – 3; турецком языке – 1.
Высшее образования.
На начало 2002-2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.
В октябре 2004 году состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-2010 годы средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат–магистратура– докторантура.
Развитие науки.
1991 год является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.
Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 году, стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное общество.
Научный потенциал Казахстана складывается из более 320 исследовательских центров, региональных и специальных институтов. В различных отраслях науки работают 900 докторов и 20 тысяч кандидатов наук. Флагманом в этой сфере является Министерство науки, Академии наук Республики Казахстан, в системе которых действуют 35 исследовательских институтов. Академическими научными исследованиями охвачены практически все области фундаментальной науки как технического и гуманитарного профиля.
Большое количество казахстанских ученых участвуют в международных исследовательских проектах, также проходят стажировку в ведущих научных центрах США, Великобритании, Германии, Франции, Турции и других стран.
Культурное наследие.
2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
Кул-ра КЗ отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики.
В стране действуют более 40 театров различных жанров, осуществляющие постановки на 5 языках, около 30 организаций индустрии развлечений, 2 цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей.
Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов.
В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави.
Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников.
Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира.
Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. Штангисты Илья Ильин, Мая Манеза, Чиншанло, вел-ист Винокуров.

 

Образование, наука и культура Республики Казахстан в 1991-2012 гг.

Сис­те­ма об­ра­зова­ния

В 1991 г. по­яви­лись шко­лы но­вого об­разца и спе­ци­аль­ные сред­ние учеб­ные за­веде­ния: ли­цеи, гим­на­зии, про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­кие шко­лы, кол­леджи. В 1995 г. в Ка­захс­та­не при­нята но­вая Конс­ти­туция, в ко­торой объяв­ле­но о все­об­щем обя­затель­ном бесп­лат­ном сред­нем об­ра­зова­нии.

В за­коне РК «Об об­ра­зова­нии» (при­нятом 7 июня 1999 г.) в об­ще­об­ра­зова­тель­ных шко­лах ут­верж­де­ны три сту­пени обу­чения: на­чаль­ная (1–4 кл.), ос­новная (5–9 кл.), верх­няя (10–12 кл.).

В рам­ках Го­сударс­твен­ной прог­раммы «Да­рын» об­ра­зован рес­публи­канс­кий на­уч­но-прак­ти­чес­кий центр «Да­рын», име­ющий в 8 об­ластях спе­ци­али­зиро­ван­ные шко­лы и шко­лы- ин­терна­ты для ода­рен­ных де­тей.

В кон­це 1996 г. при­нята го­сударс­твен­ная прог­рамма под­держ­ки за­рубеж­ных со­оте­чест­вен­ни­ков. Сю­да вхо­дит так­же обу­чение и пе­ре­обу­чение орал­ма­нов, вер­нувших­ся на ис­то­ричес­кую ро­дину.

В 1997 г. при­нята Го­сударс­твен­ная прог­рамма ин­форма­тиза­ции сис­те­мы сред­не­го об­ра­зова­ния в це­лях обес­пе­чения школ рес­публи­ки компьютер­ны­ми клас­са­ми.

В 2008–2009 гг. шко­лы стра­ны долж­ны бы­ли пе­рей­ти на но­вую мо­дель об­ра­зова­ния, ори­ен­ти­рован­ную на ре­зуль­тат. Сок­ра­ща­ет­ся ко­личест­во пред­ме­тов Госс­тан­дарта, умень­ше­на наг­рузка, сде­лан ак­цент на раз­ви­тие ком­пе­тен­ции школь­ни­ка.

Прог­рамма «О под­го­тов­ке и из­да­нии для об­ще­об­ра­зова­тель­ных школ учеб­ни­ков и учеб­но-ме­тоди­чес­ких комп­лек­сов» пре­дус­матри­ва­ет вве­дение но­вых тех­но­логий, компьютер­ных прог­рамм для эф­фектив­но­го обу­чения ка­захс­ко­му язы­ку.

В 2003 г. в Ка­захс­та­не функ­ци­они­рова­ли 8160 го­сударс­твен­ных об­ще­об­ра­зова­тель­ных школ, из них 2016 го­родс­ких и 6144 сель­ских. Чис­ленность уча­щих­ся школ, где пре­пода­вание ве­лось на: ка­захс­ком язы­ке — 1 млн. 683 тыс. 700 чел.; русс­ком язы­ке — 1 млн. 300 тыс. 200 чел.; уз­бекс­ком язы­ке — 87 тыс. 300 чел.; уй­гурс­ком — 21 тыс. 500 че­ловек.

На на­чало 2002–2003 учеб­но­го го­да в стра­не нас­чи­тыва­лось 177 выс­ших учеб­ных за­веде­ний, в ко­торых обу­чалось 597 тыс. 489 сту­ден­тов. Част­ных выс­ших учеб­ных за­веде­ний бы­ло 127, в них обу­чались 257 тыс. юно­шей и де­вушек.

В ок­тябре 2004 г. сос­то­ял­ся III съезд ра­бот­ни­ков об­ра­зова­ния и на­уки. В 2005–2010 гг. сред­ние шко­лы Ка­захс­та­на пе­рей­дут на 12-лет­нее обу­чение, сис­те­ма про­фоб­ра­зова­ния бу­дет рест­рук­ту­ризо­вана (из­ме­нена струк­ту­ра) в со­от­ветс­твии с меж­ду­народ­ны­ми кри­тери­ями. В ву­зах бу­дет вве­дена трехс­ту­пен­ча­тая мо­дель под­го­тов­ки кад­ров: ба­калав­ри­ат — ма­гист­ра­тура, док­то­ран­ту­ра.

На­ука Ка­захс­та­на. 1991 г. яв­ля­ет­ся на­чалом но­вого пе­ри­ода в раз­ви­тии оте­чест­вен­ной на­уки. 15 ян­ва­ря 1992 г. при­нят за­кон «О на­уч­ной и на­уч­но-тех­ни­чес­кой по­лити­ке Рес­публи­ки Ка­захс­тан», в том же го­ду об­ра­зова­но Ми­нис­терс­тво на­уки и но­вых тех­но­логий. С 1993 г. вве­дена го­сударс­твен­ная экс­пер­ти­за на­уч­но-тех­ни­чес­ких прог­рамм, фи­нан­си­ру­емых из го­сударс­твен­но­го бюд­же­та. Ут­верж­ден еди­ный по­рядок ре­гист­ра­ции от­четной до­кумен­та­ции по про­веден­ным в рес­публи­ке отк­ры­тым опыт­но-конс­трук­торс­ким и про­ект­но-тех­но­логи­чес­ким ра­ботам, соз­да­на нор­ма­тив­но-пра­вовая ос­но­ва пе­рево­да фи­нан­си­рова­ния на­уч­но-тех­ни­чес­ких и опыт­но-конс­трук­торс­ких ра­бот на прог­рамм­но-це­левой ме­тод.

Ре­зуль­та­ты ра­бот, про­веден­ных в на­уч­но-тех­ни­чес­кой сфе­ре, бы­ли по­каза­ны на выс­тавке в Ас­та­не в фев­ра­ле 1998 г. Сос­тавле­ны про­ек­ты го­сударс­твен­ных прог­рамм по раз­ви­тию в стра­не ма­шиност­ро­ения, атом­ной про­мыш­леннос­ти и энер­ге­тики, а так­же зак­лю­чение о раз­ви­тии в рес­публи­ке гор­но-ме­тал­лурги­чес­ко­го комп­лек­са. Уче­ные рес­публи­ки внес­ли свой вклад в обес­пе­чение про­цес­сов го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния, с древ­них вре­мен до на­ших дней исс­ле­дова­на ис­то­рия Ка­захс­та­на, ка­захс­кой фи­лосо­фии, в кон­текс­те вза­имов­ли­яния вос­точной и за­пад­ной куль­тур, сос­тавле­ны но­вая фи­лосо­фия и ме­тодо­логия на­уки, исс­ле­дова­ны раз­ви­тие конс­ти­туци­он­но­го про­цес­са в Рес­публи­ке Ка­захс­тан, ев­ра­зий­ская ин­тегра­ция, ге­опо­лити­ка, под­го­тов­лен прог­ноз де­мог­ра­фичес­ко­го раз­ви­тия.

За­кон «О на­уке», при­нятый 12 июля 200I г., стал ос­но­вой даль­ней­ше­го со­вер­шенс­тво­вания уп­равле­ния, ор­га­низа­ции ин­но­ваци­он­ных и исс­ле­дова­тель­ских про­цес­сов, под­го­тов­ки кад­ров, ин­тегра­ции оте­чест­вен­ной на­уки в ми­ровое на­уч­ное со­об­щест­во.

Зна­читель­ный вклад в раз­ви­тии со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни мно­гона­ци­ональ­но­го Ка­захс­та­на — вно­сит де­ятель­ность 40 на­ци­ональ­но-куль­тур­ных цент­ров и Ас­самб­леи на­родов Ка­захс­та­на.

Пре­зен­та­ции ка­захс­тан­ской куль­ту­ры на ми­ровой аре­не. Ши­рокий меж­ду­народ­ный ре­зонанс в рам­ках ЮНЕС­КО по­лучи­ли празд­но­вания юби­ле­ев в честь ве­ликих лю­дей ка­захс­ко­го на­рода: 1995 г. — 150-ле­тие ве­лико­го Аба Ку­нан­ба­ева и 50-ле­тие По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не; 1996 г. — 150-ле­тие Жам­бы­ла Жа­ба­ева; 1997 г. — 100-ле­тие Мух­та­ра Ауезо­ва; 1998 г. — 500-ле­тие Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати; 1999 г. — 100-ле­тие Ка­ныша Сат­па­ева; 2000 г. — Год под­держ­ки куль­ту­ры; 2000 г. — 1500-ле­тие древ­не­го Тур­кеста­на; 2002 г. — 2000-ле­тие древ­не­го Та­раза; 2003 г. — 200 ле­тие Ма­хам­бе­та Уте­мисо­ва и 100-ле­тие Ал­кея Мар­гу­лана; 2004 г. — 100-ле­тие Абыл­ха­на Кас­те­ева; 2005 г. — 160-ле­тие Абая Ку­нан­ба­ева, 170-ле­тие Шо­кана Уали­хано­ва и 60-ле­тие По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не и др.

Культурное наследие.
2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
Кул-ра КЗ отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики.
В стране действуют более 40 театров различных жанров, осуществляющие постановки на 5 языках, около 30 организаций индустрии развлечений, 2 цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей.
Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов.
В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави.
Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников.
Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира.
Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. Штангисты Илья Ильин, Мая Манеза, Чиншанло, вел-ист Винокуров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.018 с.)