Вводно-организационный. Введение в предмет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводно-организационный. Введение в предмет.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1

ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Определить специфику истории как науки, рассмотреть основные категории истории: историческое время и историческое пространство, общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Определить предмет и задачи дисциплины «История Отечества», рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий. Познакомиться с балльно-рейтинговой системой оценивания работы студентов по данной дисциплине. Выполнить форму входного контроля в виде теста.

 

План.

1. История как наука:

- предмет, принципы и функции исторической науки.

- основные категории истории: общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина.

2. Историческое сознание: сущность, формы, функции.

3. Основные концепции общего исторического процесса.

4. Историческое время. Периодизация Всемирной и Российской истории.

5. Предмет и задачи дисциплины «История Отечества». Организация учебной работы.

 

Cеминар 2

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российские исторические школы. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников.

 

План.

 

1. Проблемы методологии истории. Принципы и методы исторической науки.

2. Историография и вспомогательные исторические дисциплины.

3. Виды исторических источников.

4. Российские исторические школы.

 


 

 

 

Рекомендуемая литература по теме:

 

1. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

3. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

5. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

 

Задания для самостоятельной работы:

· Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, историческое сознание, вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, исторический факт, артефакт, летописи, мемуары.

· Сформулируйте предмет и задачи следующих вспомогательных исторических дисциплин: историография, палеография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика,сфрагистика, историческая антропология.

· Охарактеризуйте вклад в историчекую науку следующих русских историков: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев.

 

Тестовые задания:

1. Первоначальное значение слова «история»:

- исследование

- событие

- рассказ

- развитие

 

2. Объектом исторической науки считается:

- частная жизнь

- социальные группы

- человеческое общество в его многообразии

- человек

 

3. Исторический факт- это:

- интерпретация историка

- реальное событие прошлого

- совокупность сведений

- теория истории

 

4. Окончание афоризма: «Прошлое важно не само по себе, а как пролог в …»

 

5. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:

- XV в.

- XIX в.

- XVII в.

- XX в.

 

6. Одним из методов исторического исследования является:

- индуктивный

- хронологический

- дедуктивный

- интеграционный

 

7. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:

- религиозная

- идеалистическая

- рационалистическая

- материалистическая

 

8. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:

- К. Маркса и Ф. Энгельса

- А. Тойнби и Н. Данилевского

- В. Ленина и Н. Бухарина

- Н. Карамзина и С. Соловьева

 

9. Основоположником формационной концепции истории является:

- К. Маркс

- В. Ленин

- Г. Плеханов

- И. Кант

 

10. Познавательная функция исторического познания заключается в:

- формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

- выявлении закономерностей исторического развития

- выработке научно обоснованного политического курса

- идентификации и ориентации общества, личности

 

11. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

- сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

- классификации исторических явлений, событий, объектов

- последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

- описании исторических событий и явлений

 

12. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности

- Л. Гумилев;

- Л. Мечников;

- В. Докучаев;

- И. Мичурин.

 

13. Сравнительный метод в истории:

- позволяет сравнивать разные исторические периоды

- выделять исторические законы

- видеть прошлое и предсказывать будущее

- пересматривать историю

 

14. Формационный подход к изучению культуры признает:

- уникальность, неповторимость каждой культуры;

- этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры;

- способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры;

- выделение географического фактора в качестве основания культуры.

 

15. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

- рационализмом

- субъективизмом

- методологией

- историографией

 

16. При изучении Отечественной истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:

- больших чисел

- альтернативности

- равновесия

- попадания

 

17. Установите соответствие

1. Н.И. Карамзин

2. С.М. Соловьев

3. С.Ф. Платонов

4. Л.Н. Гумилев

А.«История государства Российского»

Б.«Русь и Россия»

В.«Курс лекций по русской истории»

Г.«История России с древнейших времен»

 

Cеминар 3.

 

ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Цели и задачи семинарского занятия:

Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы.

 

План.

1. Происхождение славян. Этногенез. Индоевропейцы, венеды, анты. Хозяйственно-бытовая и языческая культура славян.

2. Образование древнерусского государства:

· Геополитический фактор в истории Руси;

· «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства;

· Норманнская и антинорманнская теории о происхождении древнерусского государства.

3. Деятельность первых славянских князей.

4. Принятие христианства на Руси:

· Причины и значение принятия монотеистической религии.

· Трансформация духовного мира

· Отголоски язычества в русской культуре.

Темы докладов и сообщений:

1. Теории происхождения древнерусского государства.

2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты).

3. Языческий пантеон Киевской Руси.

4. Княжеские междоусобицы на Руси. Проблема отцов и детей и братоубийственные войны: мораль и политика.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005

2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,2003

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн.1

4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2006

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Кн.1.(любые издания). К вопросу о геополитическом факторе- лекции 2-4.

7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,2006

8. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005

9. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.: АСТ: Астрель, 2006

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Наука, 2007

11. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 2007

12. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии. - М.,2000

13. paganism.msk.ru - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии. Разделы: Боги; Духи; Обряды; Месяцеслов; Приметы; Заговоры; Гадания; Травник; Имена. Библиотека (16 книг - открываются на месте).

14. slavyans.narod.ru - "Славянская слобода" Разделы: Пантеон славянских богов; Духи и существа; Волхвы, ведьмы; Герои сказаний и былин; Древние ритуалы и обряды; Языческие народные праздники, игрища; Одежда; Травник и др. Красивые иллюстрации.

15. oldru.narod.ru сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" -авторская версия. Несколько глав по теме Происхождение и Расселение Славян. Карты.

16. avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". "Публикации" - очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. Раздел "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, Краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь.

17. tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды.

18. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- этом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др.

19. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm

20. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете

Задания для самостоятельной работы:

· Заполните таблицу «Первые русские князья»

№ пп Правители (имена и годы правления) Внутренняя политика Внешняя политика
       
1. Рюрик (…- 879) - Создание древнерусского государства -…     …
2.      
3.      
       

 

- в колонке № 2 в хронологическом порядке расположите имена князей из нижеприведенного списка, указав даты их правления;

- в колонку № 3, 4 из предложенного списка событий внесите те, которые произошли в период каждого княжения. Работая с литературой, дополните данный список и внесите в таблицу.

КНЯЗЬЯ: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

СОБЫТИЯ: Поход против Византии 907-911 гг.; месть древлянам; разгром Хазарского каганата; поход против Византии 941 г.; объединение Киева и Новгорода; крещение Руси; введение «уроков» и «погостов»; создание Русской правды; поход против половцев 1111 г.; строительство Софийского собора в Киеве; создание древнерусского государства; гибель князя во время сбора полюдья.

Тестовые задания:

1. Первая известная древнерусская летопись называется:

- «Слово о полку Игореве»

- «Повести временных лет»

- «Поучение детям»

- «Слово о законе и благодати»

 

2. Теория, созданная в XVIII в. немецкими учеными в России, согласно которой создателями Древнерусского государства были варяги:

- теория камерализма

- норманская теория

- сарматская теория

- теория Дарвина

 

3. Основоположниками норманнской теории считаются:

- В.И. Ленин, Г.В. Плеханов

- Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв

- О. Шпенглер, А. Тойнби

- И. Байер, Г. Миллер

 

4. Князь, объединивший под своей властью Новгородское и Киевское княжества:

- Рюрик

- Олег

- Владимир

- Игорь

 

5. Образование Древнерусского государства относится к:

- II в.

- XIII в.

- V в

- IX в.

 

6.Князь Игорь был убит во время:

- похода на Византию

- посольства к хазарам

- сбора дани с древлян

- подавления восстания в Киеве

 

7. Древний торговый путь из Балтийского моря в Черное море -

- Великий Волжский путь

- Путь «из варяг в греки»

- Путь «из варяг в арабы»

- Ладожско-Киевский путь

 

8. Последовательность исторических событий в Древней Руси:

1). призвание Рюрика в Новгород

2). завоевание Олегом Киева

3). крещение Руси

4). начало политической раздробленности

 

9. Первый князь (княгиня), лично принявший (принявшая) христианство:

- Игорь

- Олег

- Ольга

- Владимир

 

10. Пытаясь реформировать язычество Владимир создал единый языческий пантеон во главе с:

- Перуном

- Велесом

- Сварогом

- Макошью

 

11.Христианство на Руси было принято при князе:

- Ярославе Мудром

- Олеге Вещем

- Владимире I

- Святославе

 

12. Христианство в качестве государственной религии было принято в

- 938 г.

- 882 г.

- 1088 г.

- 988 г.

 

13.Полюдьем в Древней Руси называли:

- сбор дани с подвластной князю территории

- зависимость крестьянина от землевладельца

- передачу части имущества в пользу церкви

- разбирательство межплеменных споров и тяжб

 

14. «Русская правда» древнерусского государства – это:

- былина

- икона

- летописный свод

- свод древнерусского права

 

15. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства XI-XII вв. был: -Киев

- Муром

- Чернигов

- Перемышль.

Семинар 4.

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть причины политической раздробленности. Показать сущность и особенность монголо-татарского иго через различные исторические оценки. Разобрать современный подход к этой проблеме. Изучить предпосылки образования централизованного многонационального российского государства. Выделить особенности процесса образования единого российского государства. Разобрать теорию «Москва – Третий Рим», место России в истории средневековой Европы.

 

План:

1. Причины, сущность и характеристика политической раздробленности.

2. Возникновение и экспансия Монгольской империи. Монголо-татарское иго: сущность политико-экономической зависимости. Последствия ига в культурной, политической и социально-экономической сферах.

3. Борьба против агрессии с Запада: тевтонский Орден и Великое княжество Литовское.

4. Возвышение Москвы и собирание русских земель в единое государство:

1. Предпосылки и этапы объединения.

2. Роль Московских князей в реализации «московского проекта» (Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской)

3. Формирование единого централизованного государства. Иван III, Василий III. Теория «Москва – Третий Рим»

 

Темы докладов и сообщений:

1. Династические браки в истории Древней Руси.

2. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений.

3. Монголо-татарское иго – мифы и реальность.

4. Сергий Радонежский – роль личности в истории.

5. Александр Невский – роль личности в истории.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. (разные издания)

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,1992,стр. 12-156.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн. 1, стр.7-76.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др.- М.: ООО «издательство АСТ-ЛТД»,2003

6. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.,2006

7. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,2005

8. Ключевский В.О. Курс русской истории. (разные издания).

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей.- М.,2005

10. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005

11. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Наука, 2007

12. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 2007.

13. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии.- М.1992.

14. a-nevskiy.narod.ru - "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники.

15. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- наэтом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др.

16. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm

17. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете

 

Задания для самостоятельной работы

· Заполните пустые колонки в таблице «Древняя Русь в период политической раздробленности»:

Название княжества, территории и основные города Характеристика политического строя и экономического развития Характеристика деятельности князей
     
1.   Боярская республика, во главе с посадником, вече  
2. Галицко-Волынское княжество    
3.   - Андрей Боголюбский (1157-1174) штурмом взял и разграбил Киев  
4. Киевское княжество      

 

· Заполните пустые колонки в таблице «Этапы образования единого централизованного Русского государства»:

Князь Политика князя, основные деяния Значение для образования единого государства
     
1. Иван Калита (1325- 1340) 1. 2. …..  
2. Семен Гордый () и Иван Красный () 1. Продолжили курс на сотрудничество с Ордой. 2. Расширяли земли Москвы. 3. Борьба с Литвой, шведами, ливонцами, новгородцами. - Татарские отряды не разоряли княжество, которое получило возможность развиваться. - Укрепление княжества.
- Дмитрий Донской ()    
- Василий I ()    
- Василий II () Феодальная война 1433-1453 гг.  
- Иван III ()   1. 2. ….. Москва объявляла себя преемницей Византии, новым центром истинного православия.

 

· 3. Докажите, опираясь на признаки государства, что в конце XV – нач. XVI в. на Руси сформировалось единое централизованное государство.

 

Тестовые задания:

1. Период политической раздробленности на Руси

- конец X в. – до XI в.

- конец XI в. – до середины XIII в.

- начало XIII в. – 40-е гг. XVI в.

- 30-е гг. XII в. – конец XV в.

 

2. Установите соответствие

1. Батый

2. Тамерлан

3. Мамай

4. Ахмат

А. Козельск

Б. Елец

В. Куликово поле

Г. р. Угра

 

3.Монголо-татарское иго – это:

- уплата дани Золотой Орде;

- система экономической и политической зависимости Руси от Орды;

- назначение великих князей Руси правителями Золотой Орды;

- идеологический контроль над русскими землями.

 

4. Последовательность исторических событий XII-XV вв.

А) Битва на реке Калка

Б) Невская битва

В) Куликовская битва

Г) Стояние на реке Угре

 

5. Невская битва состоялась в:

-1223 г.

- 1240 г.;

- 1380 г;

- 1480 г.

 

6. Первые летописные упоминания о Москве относятся к:

- 988 г.

- 1147 г.

- 1240 г.

- 1380 г.

 

7. Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя:

- Владимира Мономаха

- Юрия Долгорукого

- Даниила Александровича

- Ивана Калиты

- Андрея Боголюбского

 

8. Установите соответствие

1: Александр Невский

2: Дмитрий Донской

3: Иван III

4: Иван IV Грозный

А.Ледовое побоище

Б. Куликовская битва

В. Стояние на р. Угре

Г. Взятие Казани

 

9.Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве...

 

10.«Великое стояние» на реке Угре русских и татарских ополчений привело к:

- поражению Москвы, укреплению Большой Орды;

- ослаблению ига, уменьшению размера дани;

- распаду Большой Орды, укреплению Москвы;

- не имело никаких последствий.

 

11. Установите соответствие имени и титула

1.Олег Вещий

2.Иван III

3.Иван Грозный

4.Петр I

А. Князь

Б. Государь всея Руси

В. Царь

Г.Император

 

12. В 1485 г. титул «Государь всея Руси» принял:

- Иван III

- Александр Невский

- Дмитрий Донской

- Владимир I

 

13. Последовательность исторических событий XIII-XV вв.:

А. битва на реке Калке

Б. нашествие Батыя на Русь

3. Невская битва

4.«Стояние на реке Угре»

 

14.Двуглавый орел на российском гербе появился при:

-Иване Грозном

-Петре Великом

- Дмитрии Донском

- Иване III

 

15. Во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера, стоял

- Дмитрий Донской

- Александр Невский

- Святослав Игоревич

- Иван Калита

 

16. Первое нашествие Батыя на Русь состоялось в

- 1147 г

- 1237г.

- 1380 г.

- 1480 г.

 

17. Князь, сражавшийся с Мамаем на Куликовом поле:

- Дмитрий Донской

- Александр Невский

- Ярослав Мудрый

- Олег Вещий

 

18. Сборник законов, принятый в XV в., сыгравший большую роль в централизации Российского государства:

- «Русская правда»

- «Соборное уложение»

- «Судебник»

- «Табель о рангах

 

19. Московский князь, впервые обнародовавший письменные законы, названные «Судебником»:

- Василий Темный;

- Дмитрий Донской

- Иван Ш;

- Иван Калита

 

20. Грамота «На великое княжение», получаемая русскими князьями от ханов Золотой Орды …

21.

 

22. Куликовская битва состоялась в:

- 1280 г.

- 1380 г.

- 1240 г.

- 1480 г.

Семинар 5.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика, разобраться в причинах неоднозначной оценки его в истории. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Разобраться в причинах смутного времени и его последствиях.

План:

1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны.

2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Цели и итоги.

3. Опричнина: цели, сущность и последствия.

4. Внешняя политика Ивана Грозного: цели, направления, итоги.

5. Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы.

Темы докладов и сообщений:

1. Окружение царя Ивана Грозного времен «Избранной Рады»: Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, Алексей Адашев.

2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков..

3. Феномен самозванничества и русские самозванцы.

4. Медицина эпохи Ивана Грозного.

5. Культура в XV–XVI вв.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного.- Ленинград, 1988

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в.- М., 1991, кн. 1.

3. Ключевский В.О. – любые издания

4. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005

6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2007

8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988

9. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002

10. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003

11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – любые издания

 

Задание для самостоятельной работы:

 

· Дайте определение понятиям и терминам:

 

· Заполните пустые колонки в таблице «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:

Политические события Основные мероприятия и их содержание Значение и последствия
     
1. Принятие титула «царь» 1547г. Коронация в Успенском соборе Московского кремля. 1. Повышение внешнеполитического статуса государства. 2. Укрепление центральной власти.
2. Создание основ сословно-представительной монархии      
3. Реформы центрального управления 1. Создание приказной системы управления. 2.…  
4. Реформы местного управления      
5. Военная реформа    
6. Внешнеполитическая деятельность   1. Установление русско-английской торговли через Архангельск. 2.…  
7.    

 

· Заполните пустые колонки в таблице «Периоды Смутного времени»:

Период Кто у власти (претендует на власть) Основные события Последствия для страны
1.      
2.      
     

 

Тестовые задания

1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве:

а. местничество

б. кормление

в. полюдье

г. пожилое

 

2. Последовательность исторических событий в царствование Ивана IV Грозного

1: Принятие титул «царь»

2: Издание Судебника

3: Взятие Казани

4: Завоевание Сибири

 

3. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы:

А. опричнина

Б. Государев двор

В. земщина

Г. посад

 

4. Первый Земский собор был созван при:

а: Василии III

б: Иване Грозном

в: Владимире Мономахе

г: Михаиле Романове

 

5. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли:

а: рассылаемые царём указы

б: органы центрального управления

в: решения Земского собора

г: распоряжения Боярской думы

 

6. Царь, впервые избранный на Земском Соборе:

а: Михаил Романов

б: Борис Годунов

в: Василий Шуйский

г: Алексей Михайлович Романов

 

7. Великая Смута в России происходила в:

а: начале XVII в.

б: в XVIII в.

в: в XV в.

г: в XIX в.

 

8. Тушинским вором называли:

а: Лжедмитрия II

б: Василия Шуйского

в: Ивана Болотникова

г: Ивана Заруцкого

 

9. Годы правления Ивана IV:

а. 1505-1533гг.;

б. 1533-1584гг.;

в. 1584-1598гг;

г. 1598-1605гг.

 

10. Княгиня, управлявшая в России в первой половине ХVI века в период малолетства сына и проведшая денежную реформу:

а. Ольга;

б. Елена Глинская;

в. Анна Леопольдовна;

г. Наталья Нарышкина.

 

11. Первый русский царь был венчан на царство в:

а. 1547 г.

б. 1682 г.

в. 1487 г.

г. 1359 г.

 

12. «Избранной радой» во времена Ивана IY называли:

а. Земский собор;

б. Боярскую Думу;

в. неформальный кружок реформаторов при царе;

г. оппозиционную группу бояр.

 

13. Деятелями Избранной рады были:

а. А.Адашев;

б. А.Курбский;

в. митрополит Макарий и священник Сильвестр;

г. правильно все перечисленное.

 

14. Сословно-представительная монархия в России оформилась:

а. в конце XY в. при Иване III;

б. в середине XYI в. при Иване IY;

в. при Петре I;

г. при Александре I.

 

15. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы:

а. наместникам;

б. губернаторам;

в. губным и земским старостам;

г. воеводам.

 

16. «Служилые люди по прибору»-это:

а. дворяне;

б. стрельцы;

в. наемные иноземцы;

г. дети боярские.

 

17. «Служилые люди по отечеству»-это:

а. бояре;

б. стрельцы;

в. служилые иноземцы;

г. городовые казаки.

 

18. Опричнина была введена Иваном Грозным в:

а. 1550г.;

б. 1564г.;

в. 1565г.;

г. 1572г.

 

19. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь:

а. взятия Казани;

б. взятия Астрахани;

в. покорения Сибири;

г. в память о погибших в Ливонской войне.

 

20. «Заповедные лета» - это:

а. срок сыска беглых крестьян.

б. запрещение вести междоусобные войны и местнические споры;

в. запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому;

г. период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня.

 

21. Казань и Астрахань были присоединены к России:

а. вXYIIIв. Петром Великим;

б.вXYв.Иваном III;

в. в.XYIв.Иваном Грозным;

г. вXYIIIв.Екатериной Великой.

 

22. Хронологические рамки Ливонской войны:

а. 1549 – 1565 гг.;

б. 1565 – 1572 гг.;

в. 1558 – 1583 гг.;

г. 1584 – 1598 гг.

 

23. Поход Ермака в Сибирь состоялся в:

а. 1552-1556 гг.;

б. 1565-1566 гг.;

в. 1581-1585 гг.;

г. 1589 г.

 

24. Период правления Федора Ивановича:

а. 1598-1605гг.;

б. 1584-1598гг.;

в. 1533-1584гг.;

г. 1606-1610гг.4

 

25. Архитектурный стиль в церковном зодчестве России, появившийся в XVI в.

а. крестово-купольный;

б. шатровый;

в. московское барокко;

г. классицизма.

 

26. Патриаршество было установлено в России:

а. в 1589 г.;

б. в 1605 г.;

в. в 1612 г.;

г. в 1645 г.

 

27. Указ о введении «урочных лет» был принят в:

а. 1497г.;

б. 1550г.;

в. 1581г.;

г. 1597 г.

 

28. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в:

а. 1609 г.;

б. 1612 г.;

в. 1605 г.;

г. 1601 г.;


Семинар 6.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проследить этапы закрепощения крестьян. Деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России.

План:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы.

· Причины выбора Михаила Романова.

2. Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор).

3. Церковь и государство: проблемы взаимоотношений: Алексей Михайлович и Никон

4. Церковный раскол. Никон и Аввакум.

5. Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований:

  • в военном деле
  • в государственно-административном управлении
  • в социально-экономической сфере
  • в культурной жизни.

6. Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги.

Темы докладов и сообщений:

1. Тишайший царь бунташного века.

2. Царевна Софья – невенчанная царица.

3. «Петр для России или Россия для Петра»?

4. Петергоф – резиденция царя морей.

5. «Птенцы гнезда Петрова» - ближайшие сподвижники Петра I: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьев Б.П., Головины А.М. и Г.И., граф Брюс В.Я., князь Репнин А.И., Меньшиков А.Д., Феофан Прокопович.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1.

2. Ключевский В.О. – в любых изданиях

3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993

4. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007

7. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005

8. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm - Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории

9. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография).

 

Задание для самостоятельной работы:

 

Петр I и его реформы в оценках и суждениях

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?…»

(Дм. Мережковский. 1905 г.)

Текст №1

М. В. Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк

Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр <…> Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.

Текст №2

В.О. Ключевский (1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. <…> Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.487 с.)