Натуральным называется хозяйство, при котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натуральным называется хозяйство, при котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.



Три главных вопроса ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ решали собственники хозяйства (они же работники), ориентируясь на запросы своего хозяйства. Большую роль в натуральном хозяйстве играли сложившиеся обычаи и воля вождя.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО - более сложная форма хозяйства по сравнению с натуральным

Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Условием, необходимым для возникновения товарного производства является общественное разделения труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции.

Разделение труда предполагает наличие экономической свободы - возможности выбирать сферу хозяйственной деятельности.

В товарном производстве экономические вопросы ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК И ДЛЯ КОГО решаются самостоятельно производителями.

Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Рассмотрим два из них.

Свойства товара

-способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость)

-способность обмениваться на другие товары (меновая стоимость)

По мнению сторонников ТРУДОВОЙ СТОИМОСТИ (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс), обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат,

По мнению сторонников ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ (К.Менгер, Е Бем-Баверк, Ф.Визер), в основе обмена лежит полезность. Полезность - это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Наиболее удачной оказалась концепция А.Маршалла, который соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

У разных народов в качестве денег применялись особо популярные обменные предметы, ценность которых считалась постоянной. Ими были топоры, ткани, различные меха, кожи, ножи, ракушки, рабы... В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом. Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности... Стоимость золота согласно трудовой теории стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство.

СУЩНОСТЬ денег выявляется также посредством рассмотрения их особых свойств. Деньгам (в основном в их натуральной, наличной форме) должны быть присущи ряд качеств:

1. НЕПОДДЕЛЬНОСТЬ — заключается в сложности изготовления фальшивых денег.

2. УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ достигается за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков.

3. ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ — позволяет использовать деньги в течение продолжительного времени.

4. ДЕЛИМОСТЬ — проявляется в способности денежных единиц делиться на части, что создает возможность размена крупных денег на мелкие.

5. ОДНОРОДНОСТЬ выражается в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены (бумажные, никелевые, золотые).

Функции денег

1.ДЕНЬГИ КАК МЕРА СТОИМОСТИ Стоимость всех товаров получает выражение в деньгах. Деньги служат всеобщим воплощением и мерой товарных стоимостей.

Чем меньше стоимость товара, тем меньше и цена товара. Чем меньше стоимость денег, тем выше цена товара.

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ

Функцию денег, как средства обращения выполняют не идеальные деньги, а реальные. Процесс товарного обращения, по Марксу, выглядит так: Т-Д-Т, то есть продажа Т-Д ради купли Д-Т. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене товаров. В этой функции полноценные деньги могут быть заменены денежными знаками: металлическими, бумажными, банковскими деньгами и в какой-то степени кредитными карточками.

З.ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА.

Товары не всегда продаются за наличные деньги, они могут быть проданы в кредит или с отсрочкой платежа. Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. Являясь средством погашения обязательств, деньги выполняют функцию средства платежа.

4.ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИИ. Деньги - это всеобщее воплощение богатства. Это побуждает людей накапливать их. В этом случае деньги изымаются из обращения и превращаются в сбережения. Для выполнения функции накопления деньги должны быть одновременно полноценными и реальными.

5.МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Мировые деньги обслуживают международную торговлю и финансовые сделки. Они выполняют все вышерассмотренные функции, но в международном аспекте:

-как мера международной стоимости

-как международное средство обращения

-как международное средство платежа

-как всеобщее воплощение богатства

18,2

Индексы цен используются для оценки изменения темпов инфляции, динамики стоимости жизни. Индекс потребительских цен ИПЦ показывает изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года.

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласперейса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

 

 

 

Рtiи Р0i цены i -го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде. Q0i количество i -го блага в базисном периоде.

Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменения в структуре потребления в текущем периоде, например, замену более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.

 

Индекс цен – дефлятор ВНП (ВВП) – рассчитывается по типу индекса Пааше, то есть индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

 

 

Qti – количество i -го блага в текущем периоде.

В отличие от индекса Ласперейса индекс Пааше несколько занижает уровень цен в экономике, так как также не фиксирует динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

Индекс Фишера устраняет недостатки индексов Ласперейса и Пааше, усредняя их значение:

 

 

19,1

Номинальный ВНП – это ВНП, измеренный в текущих ценах.

Реальный ВНП – это ВНП, измеренный в ценах базового года.

На величину номинального ВНП влияет рост цен. Реальный ВНП поэтому более точно отражает состояние экономики. Очень многие макроэкономические показатели по той же причине подразделяются на номинальные и реальные.

Реальный ВНП рассчитывается с помощью корректировки номинального ВНП на индекс цен:

 

 

19,2

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика), на практике эту функцию выполняет ЦБ. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:

 

М0 – наличные деньги;

М1 – М0 плюс депозиты до востребования, дорожные чеки и прочие чековые депозиты;

М2 – М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

МЗ – М2 плюс срочные вклады свыше 100 000 долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и т.п.;

L – МЗ плюс ценные бумаги.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2, а также показатели М0 и показатель «квази-деньги» (QМ).

QМ = М2 - М1

20,1

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена МV = РY.

Предполагается, что скорость обращения V – величина постоянная, так как связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может изменяться, например, в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов.

При условии постоянства V изменение количества денег в обращении М должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (РY). Но, согласно классической теории реальный ВНП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени - постоянен. Поэтому колебания номинального ВНП будут отражать изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных. Это явление получило название «нейтральности денег».

Кейнсианская теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

1) трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок)

2) мотив предосторожности (хранение определенной суммы на случай непредвиденных обстоятельств в будущем)

3) спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее).

Спекулятивный спрос на деньги обоснован на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций. Если ставка процента растет, то цена облигации падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), то есть обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Пример. Пусть мы приобрели облигацию по курсу 100 000 руб., приносящую фиксированный доход в 5 000 руб. в год, что соответствует существующей на этот момент процентной ставке, равной 5%. Затем мы решаем продать эту облигацию. Но ставка процента на рынке изменилась и равна уже 8%. За какую сумму мы сможем теперь продать нашу облигацию при условии, что она приносит те же 5 000 руб. дохода? По курсу 100 000 руб. ее уже не купят, так как эти деньги могут принести 8 000 руб. дохода при существующей рыночной ставке. Предполагая, что 5 000 руб. соответствуют 8% дохода, получаем новый курс облигации.

Общая формула для определения текущего курса облигации такова: В = а/i, где

В – курс облигации в данный момент,

а – фиксированная сумма дохода;

I – текущая рыночная ставка процента.

В нашем примере В = 5000/0,08 = 62 500 (руб.).

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

3)ставка процента.

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская считает основным фактором – ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив их в банк или использовав на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на деньги.

20,2

Основным показателем оценки национального благосостояния является ВВП. При его подсчете и возникает множество проблем. Например, некоторые товары и услуги, которые бы

ли произведены в текущем году, остались на производственных складах, не поступили на рынок. Как следствие, их стоимость не была оценена с точки зрения рыночных цен и включается в ВВП только ее условно начисленная часть. Следует заметить, что многие товары и услуги вообще производятся и потребляются в рамках одного домашнего хозяйства,

что способствует их недоучету в валовом внутреннем продукте.

Так, например, еда, приготовленная дома, не имеет рыночной стоимости и не включается в ВВП, в отличие от еды, приготовленной в ресторане. Аналогично оценивается труд домохозяйки по отношению к объему работ, выполненных уборщицей, прислугой.

Помимо всего прочего, проблемы учета национального производства могут возникнуть при неправильном секторном делении экономики и учета ее ненаблюдаемой части. Так, сегод

ня в России существует 5 проблемных областей.

1. Теневая экономика. Проблема налогообложения, завышенные налоговые ставки привели к тому, что производители, предприниматели стремятся уклониться от уплаты налогов

в государственную казну. НДС равен 18%, единый социальный налог составляет 26,2%, подоходный — 13%. Помимо этого, фирма платит налог с прибыли, налог с продаж, за аренду

и пр. Получается, что практически не остается средств на осуществление технологического развития производства, на освоение научных достижений и разработок, финансирование отде

лов, работающих на рынок, и многое другое. Предприниматели ведут двойной учет (двойную бухгалтерию): официально прибыль регистрируется на минимальном уровне, налоги вычи

таются небольшие, и фирма имеет средства для прогресса. С другой стороны, такая практика наносит ущерб всей эконо_мике, поскольку снижающиеся налоги уменьшают величину

государственного бюджета, могут привести к его дефициту;искаженные данные также не могут служить основой дляпланирования и анализа экономического развития.

2. Незаконное производство. Если в рамках теневой экономики речь шла о тайности результатов деятельности экономических субъектов, то незаконное производство либо вообще запрещено законом (например, наркобизнес, торговля оружием и т. д.), либо становится неприемлемым в результате несоответствия определенным требованиям (отсутствие лицензии и т. д.).

3. Неформальный сектор может быть охарактеризован посредством следующих критериев: штат служащих фирмы невелик, а наемные работники не регистрируются, трудовые догово_

ры не оформляются, что дает предпринимателям возможность избежать взносов на социальное страхование и оплату единого социального налога.

4. Конечное производство домашних хозяйств. Под этим подразумевается совокупность работ для собственного потребления. Примером могут служить дачные работы, растениеводство, животноводство, собственное строительство домов и др.

5. Статистическое теневое производство. Оно может возникнуть вследствие неполного исследования предприятий и фирм, некорректности в публикации данных и т. д.

Для международного сравнения экономик часто применяется показатель ВВП на душу населения. Однако данный показатель не может однозначно дать точную информацию по поводу экономического благосостояния нации. Ведь

две какие_либо страны могут иметь одинаковую величину ВВП на душу населения. Но вследствие того, что уровень рыночных цен везде различен, жители этих стран могут приобрести абсолютно разное количество товаров и услуг, т. е. они поразному удовлетворяют свои потребности.

Таким образом, помимо ВВП на душу населения, ходовыми являются показатели уровня образования, продолжительности жизни, калорийности питания и многое другое. Особенно сильно различаются экономики тех стран, где наблюдается высокая

дифференциация доходов. А страны с низкой дифференциацией даже могут иметь более низкие показатели среднедушевого ВВП, но отличаются более высокими уровнями образования, продолжительности жизни. Дифференциация доходов страшна тем, что она при подсчете ВВП остается скрытой. Порасчетам государственных статистических органов средняя заработная плата по стране может быть определена на достойном уровне. В то же время уровень цен по регионам различен,да и сам показатель получается путем пересчета доходов богатых слоев населения и разброса их на всех жителей, что вовсе не является характеристикой высокого экономического и со

циального развития.

22,1

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. На это указывает приставка «макро» (большой), которая обращает внимание на то, что данный раздел экономической теории посвящен анализу крупномасштабных народнохозяйственных проблем.

Макроэкономика – раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.

Вопросы; Почему объемы производства и уровень занятости периодически падают и как можно снизить уровень безработицы.

2. Каковы источники инфляции и с помощью каких методов можно держать ее под контролем

3. как страна может увеличить темпы своего экономического роста

Для определения состояния экономики в целом необходимо «суммировать» состояние экономики каждой фирмы, каждой компании. В экономической теории такое суммирование называется «агрегированием». В результате получаются данные о количестве производимых во всем обществе товаров и услуг, о совокупных расходах и совокупных доходах всех экономических субъектов, о среднем уровне цен и т.п. Другими словами, агрегирование позволяет получать статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества.

Макроэкономика использует агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.п. Это – макроэкономические показатели.

Во всех странах совокупность соответствующих показателей называется системой национальных счетов (СНС). Она является своеобразным измерителем состояния экономики и основой для выработки экономической политики государства. СНС можно представить в виде баланса, где показаны с одной стороны ресурсы, а с другой – их использование.

Показатели национальных счетов в настоящее время используются в большинстве стран (в России – с конца 80-х годов) и рассматриваются в качестве стандартов и условия для сравнительного анализа динамики экономики разных стран.

Основные показатели национальных счетов:

ВНП – валов ой национальный продукт

ВВП – валовой внутренний продукт

ЧНП – чистый национальный продукт

НД – национальный доход

ЛД – личный доход

 

22,2

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений). Выполняет две важнейшие функции:

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Основной показатель эффективности производства.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом):

П = Д - И,

где П – прибыль, Д – доходы, И – издержки производства.

Валовая (балансовая) прибыль – полученная от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль – это общая выручка за вычетом внешних издер­жек. Внешние или явные издержки, – платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

Пв = Прп + Прф + Пвн,

где Пв – валовая прибыль;

Прп – прибыль от реализации продукции;

Прф – прибыль от реализаций основных фондов, иного имущества предприятия;

Пвн – прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Прп = Вд-НДС-А-И,

где Вд – выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

НДС – налог на добавленную стоимость;

А – акцизы;

И – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия:

Пр.ф.и. = Вр.ф.и. - Сф.и. Минф.,

где Вр.ф.и. – выручка от реализации основных фондов и имущества;

Сф.и.*Jинф. – стоимость основных фондов, скорректированная на

индекс инфляции.

Прибыль от внереализационных операций:

Пвн = Дв- Рв,

где Дв – доходы от внереализационных операций;

Рв – расходы на внереализационные операции.

Чистая прибыль – после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Остается в полном распоряжении предприятия.

Доходы – важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченная заказчиком.

Валовой доход (ТR) – денежная сумма, получаемая от реализации определенного количества товара (выручки). Он равен цене товара, умноженной на это количество товара:

тR=Q*р.

Средний доход (АR) – цена единицы товара.

Предельный доход (МR) – приращение общего дохода за счет бес­конечно малого увеличения количества произведенной и проданной продукции:

MR= ∆TR/∆Q.

 

Чистая прибыль акционерного общества распределяется по схеме: Чистая прибыль = Резервный фонд +Фонд накопления + Фонд потребления.

Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности.

Фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества.

Фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.

Рентабельность - показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратами, благодаря которым получена эта прибыль. Различают «рентабельность производства» и «рентабельность продукции»,

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она опрёделяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:

Ро=(Пб/Фо+Фоб)*100%

где Ро – рентабельность производства, %;

Пб – балансовая прибыль, тыс. руб.;

Фо – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.

Фоб – величина оборотных средств, тыс. руб.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:

Рп = (Пп/Сп)*100%,

где Рп – рентабельность реализуемой продукции (%);

Пп – прибыль от реализации продукции, тыс. руб.,

Сп – себестоимость реализуемой продукции.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

 

23,1

Кривая спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной, а цену на вертикальной оси (рис. 1). Изображаемый процесс заключается в размещении на графике разных вариантов «цена – количество». Кривая спроса имеет нисходящее направление. Это означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

На рис. 3. спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в течение определенного периода времени по вполне определенной цене.

Есть несколько объяснений, почему кривая спроса имеет такую форму:

1. Если цена на данный товар падает, а доходы потребителей и цены на остальные товары остаются неизменными, то жизненный уровень потребителей повышается: можно купить больше данного товара, но не за счет других товаров.

2. Когда мы покупаем какую-нибудь вещь, нам приходится выбирать, так как большинство товаров имеет близкие, конкурирующие между собой заменители. Поэтому, когда цена товара падает, она становится более привлекательной по сравнению с ценами заменителей. Величина спроса на данный товар увеличивается, потому что потребители перестают покупать заменители, которые стали относительно дороже. Например, если упадет цена на масло, многие будут больше покупать масла и меньше маргарина, если упадет цена на яблоки, многие станут покупать больше яблок и меньше других фруктов, например, груш.

Повышение цены товара приведет к обратным результатам.

 

Рис.3. Кривая индивидуального спроса

 

Детерминанты спроса

Детерминанты спроса – это причины изменения величины спроса.

Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

Их называют неценовыми детерминантами, или факторами изменения спроса:

1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение – сокращение спроса.

3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (товары-субституты), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (комплементарные товары), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации.

Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.

23,1=19.1

24=22

25,1=8.1

25,2

Формы безработицы

 

1. Фрикционная безработицы связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным потребностям, требует определенного времени. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.

2.Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Эта безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие НТП. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе и получение рабочих мест связана с профессиональной переподготовкой, которая нередко сопровождается сменой местожительства.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.

З.Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработицы дополняет фрикционную и структурную; в период циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу, а также все, занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Лица не имеющие работу и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного возраста, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратил ее поиски и т.д. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах...).

Уровень безработицы - соотношение численности безработных и численности рабочей силы.

Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания». Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (рис. 4.).

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными, потому что при данном уровне заработной платы (w/Р)() предложение труда L2 превосходит спрос на труд Lь и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

 

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП:

 

1)

 

Y - фактический объем производства

Y* - потенциальный ВНП

u - фактический уровень безработицы

u* -естественный уровень безработицы

β - эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике

циклической безработицы

 

2)

Y - фактический объем производства в текущем году

Y-1 - фактический объем производства в прошлом году

u - фактический уровень безработицы в текущем году

u-1 - фактический уровень безработицы в прошлом году

Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю прошлого года, то темп роста реального ВНП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и НТП. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 2%.

26,1

Субъект собственности, или собственник, - это лица, обладающие объектами собственности, владеющие ими, распоряжающиеся и пользующиеся ими.
Виды субъектов собственности

1. Человек как личность, обладает, прежде всего своим телом, способностями, своей рабочей силой.
2. Семья. Все члены одной семьи совместно обладают семейным имуществом. Однако часть используемых семьей объектов собственности может быть личной.
3. Социальная группа (совокупность людей, добровольно объединившихся на основе общности интересов, целей — религиозные общества, фонды, партии) обладает имуществом, денежными средствами.
4. Группа людей, которых объединяет именно то, что они вместе являются общими собственниками одного объекта (АО, фирма).
5. Трудовой коллектив — работники одного предприятия, соединенные общностью места работы, выступающие в роли единого коллективного собственника (народное предприятие).
б. Население территории, определенного региона, может является общим собственником некоторых объектов (чаще природных), расположенных на данной территории.
7. Народ страны выступает в целом как собственник частей национального богатства страны, представляющих общенародное достояние.
8. Органы управления всех уровней выполняют функции собственников - распорядителей, обладающих правом и возможностями принимать решения об использовании, применении ряда объектов собственности.
Объект собственности — все то, чем обладает собственник.
Виды объектов собственности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.156 с.)