Правотворчество: понятие, принципы, формы, стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы, формы, стадии.



Правотворчество представляет собой особую форму деятельности компетентных органов по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятии нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности.

2. Профессионализм правотворчества - к такой деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность правотворчества. Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции.

4. Научный характер - законопроект должен готовиться со знанием социально-экономических, политических, социокультурных процессов и отношений в стране.

Стадии правотворчества:

1. выявление практической необходимости, целесообразности нормативного регулирования определенных отношений

2. оценка фактических обстоятельств

3. подготовка проекта нормативного документа

4.принятие нормативного документа (его подписание)

5.доведение его содержания до заинтересованных лиц или опубликование

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов - это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, Приказы и инструкции министерств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Систематизация нормативного материала: понятие, виды

В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов выражается в понятии «систематизация законодательства».

Виды систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, направленная на коренную, внешнюю и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового (единого «кодифицированного») нормативно-правового акта. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д.

Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами.

В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).

Инкорпорация – процесс объединения правового материала, при котором он размещается в определенном порядке в сборниках. Содержание актов при этом не меняется, хотя форма может изменяться: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Инкорпорацией могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда (по субъекту) различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Консолидация применяется для устранения множественности нормативных актов, их унификации и создания в структуре законодательства крупных однородных блоков как промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности.

Предмет и метод правового регулирования: понятия, виды

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это определенная форма, разновидность общественных отношений, которая регулируется соответствующей группой юридических норм.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (вещи, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом; г) социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Основные методы правового регулирования:

императивный – метод властных предписаний абсолютно определенного характера, исходящих от компетентного государственного органа или должностного лица, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и обеспечиваемый мерами принудительного характера;

диспозитивный – метод, основанный на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения в пределах, установленных действующим законодательством;

поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

рекомендательный – метод, основанный на предоставлении конкретного, желательного для общества и государства, варианта поведения.

Такое же сквозное значение имеют способы правового регулирования (дозволение, обязывание и запрет), свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. С их помощью право придает поведению субъектов и общественным отношениям строго целенаправленный характер. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.008 с.)