Системообразующие понятия и их структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системообразующие понятия и их структура



Базовый постулат системного анализа заключается в том, что функционирующая макросистема – это развивающийся организм. Процесс функционирования и развития представляет собой особую форму движения, теоретически определяемую соответствующими системообразующими понятиями. Структура соответствуюших понятий системного анализа oтражена на рис 5.

Рис. 5. Структура основным понятий системного анализа

Как показано на рис.5, базовые понятия, определяющие систему,- это элемент, количество, качество, структура, стратегия и структур-стратегия. Количество понимается как наличное числовое мно­жество элементов (компонентов) - составных частей системы (процесса, явления) как целого. Качество характеризует целостную нерасчлененную определенность системы (процесса, явления). Структура - категория, характеризующая распределение и целенаправленное взаимодействие элементов (компонентов) системы (процесса, явления) в пространстве. Стратегия - категория, харак­теризующая распределение и взаимодействие элементов (компонен­тов) системы (процесса, явления) во времени, или программа целе­вого развития системы (процесса, явления) как целого.

Введем также производное понятие, наиболее системно отражающее процесс развития макросистемы. Структур-стратегия - категория, характеризующая пространственно-временное распреде­ление и целенаправленное взаимодействие элементов (компонентов) системы (процесса, явления), или программно-целевое развитие структуры системы (процесса, явления).

Процесс качественных изменений в системе осуществляется по определенным законам - законам функционирования и законам раз­вития.

Законы функционирования (деятельности) - законы, характери­зующие внутреннюю связь элементов системы, условия сохранения целостности и относительной устойчивости ее материальной струк­туры в процессе непрерывных изменений.

Законы развития - законы, характеризующие определенную пос­ледовательность, ритм, темп качественно-количественных изменений элементов системы и целенаправленной качественной эволю­ции системы как целого.

В рамках введенных определений можно утверждать, что разви­тие есть структурная эволюция системы (процесса, явления), про­истекающая по определенной стратегии (целевой программе) и со­провождающаяся изменениями ее количественно-качественных характеристик. В более коротком определении развитие есть про­грессивная эволюция структур-стратегии системы.

С позиции диалектики познания источником развития сложных систем выступают противоречия. Каждое противоречие возникает в ходе «деятельности» системы и требует своего разрешения. С по­зиций системного подхода противоречие отождествляется с пробле­мой или комплексом проблем системного характера, решение отно­сительно которых приводит к качественно новому состоянию сис­темы и, по сути, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целе­направленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобра­зованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегичес­ким) управлением. Системное управление, в свою очередь, включа­ет: определение явно или неявно выраженной конечной цели про­грессивной эволюции системы, планирование последовательности шагов (стратегическое планирование) и мер по достижению цели (программно-целевое планирование), а также реализацию плана раз­вития и контроль достижения поставленной цели.

Цель определяет способ и форму описания объекта, выбор ме­тодов и стратегии анализа и синтеза. Целью анализа диктуется вы­бор уровня обобщения, на котором строится описание системы. Этот уровень фиксируется выбором элементов системы, целостные свой­ства которых составляют границу в детализации описания системы. При этом декомпозиция системы, хотя и носит целевой характер, но определяется не произволом аналитика, а отражает реальное стро­ение объекта в удобной для него форме.

В общем случае при контроле процессов развития системы не­обходима идеальная модель, относительно ко­торой проявляются отклонения в развивающейся системе. В зави­симости от уровня представления и степени детализации различа­ют: теоретическую, концептуальную, математическую, аналитичес­кую, технологическую, информационную, физическую и др. виды идеальных моделей системы. Формирование идеальной модели - наиболее сложный и трудоемкий этап управления. Обычно для ее создания привлекаются теоретики, аналитики, практики самой вы­сокой квалификации, и даже в таких условиях модель эталона сис­темы может оказаться инвариантной.

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию ис­ходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситу­ацию, а также решений, принятых для ее преодоления. Проблемную ситуацию в общем случае определяют: факторы внешней среды, нагрузка на систему, условия и результаты функционирования, ре­шения по оперативному управлению системой.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные от­личительные признаки системного анализа как научной дисциплины:

Объектом анализа является система.

Система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент макросистемы, выделенной из нее по целям, функ­циям, структуре и параметрам динамики эволюции.

Цель системного анализа - формирование системной концеп­ции и стратегии ее реализации.

Главная системная концепция - это прогрессивная эволюция структур стратегии системы или результативная (оптималь­ная, рациональная или эффективная), устойчиво развиваю­щаяся система.

Стратегия достижения цели - последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

Методологическую основу достижения цели составляет систем­ный и развиваемый на его основе целостно-эволюционный под­ходы. Последний обеспечивает гибкое сочетание традиционных и развивающихся подходов с учетом целей системных иссле­дований, эволюции анализируемой системы и ее окружения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.005 с.)