ТЕМА 1.6 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1.6 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.



Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. Стохастико-детермированный характер социально-экономических явлений и виды связей между ними. Общая характеристика методов измерения связи. Понятие о регрессии и корреляции. Причинность, регрессия, корреляция. Основные задачи и предпосылки применения кор­реляционно-регрессионного анализа. Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов и метода группировок. Множественная (многофакторная) регрессия. Оценка существенности связи. Принятие решений на основе уравнения регрессии. Собственно-корреляционные параметрические мето­ды изучения связи. Оценка существенности корре­ляции. Методы изучения связи социальных явлений. Непараметрические показатели связи. Ранговые ко­эффициенты связи.

Методические указания

Одной из важнейших задач теории статистики является исследование объективно существующих связей между явлениями. Социально-экономические явления - это результат одновременного воздействия большого числа причин. Поэтому при изучении данных явлений необходимо выявлять главные, основные причины, абстрагируясь от второстепенных. Первый этапстатистического изучения связей представляет собой качественный анализ явления, связанный с анализом его природы методами экономической теории, социологии, конкретной экономики. В основе второго этапалежитпостроение модели связи. Он базируется на методах статистики: группировки, средних величин, таблиц и т. д. Третий этап этоинтерпретация результатов, вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления. В статистике разработано большое количество методов изучения связей. Выбор же конкретного метода производится исходя из цели исследования и поставленной задачи. Существует классификация связей между признаками и явлениями. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи классифицируются на признаки, обусловливающие изменение других, связанных с ними признаков - факторными и признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков - результативными.Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты, по направлению и по аналитическому выражению.

В статистике различают функциональную связь, и стохастическую зависимость. Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака. Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической.Част­ным случаем стохастической связи является корреляционнаясвязь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.

По степени тесноты связи различают количественные крите­рии оценки тесноты связи. По направлению выделяют связь прямую и обратную.При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение зна­чений результативного. Например, увеличение степени механи­зации труда способствует росту рентабельности строительного производства. В случае обратной связи значения результативно­го признака изменяются в противоположном направлении по сравнению с изменением факторного признака. Так, с увеличе­нием уровня фондоотдачи снижается себестоимость единицы производимой продукции.

По аналитическому выражению выделяют связи прямоли­нейные (или просто линейные) и нелинейные (криволиней­ные).Если статистическая связь между явлениями приближен­но выражена уравнением прямой линии, то ее называют линей­ной связью; если же она выражена уравнением какой-либо кри­вой линии (параболы, гиперболы: степенной, показательной, экспоненциальной и т. д.), то такую связь называют нелинейнойили криволинейной. Необходимо знать такие статистические методы как приведения параллельных данных, аналитических группировок, графический, корреляции, регрессии и уметь применять их на практике для выяснения наличия связи, ее характера и направления.

Литература: [1-8], [11], [14], [20-24], [33], [35].

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие, виды и задачи изучения взаимосвязей социально-экономических явлений.

2. Раскройте основные статистические методы изучения взаимосвязи социально-экономических явлений.

3. В чем состоит отличие между функциональной и стохастической связью?

4. Сформулируйте определение корреляционной связи между призна­ками, характеризующими социально-экономические явления. Дайте определение сущности и классификацию причинно-след­ственных связей.

5. Какими статистическими методами исследуются функциональные и корреляционные связи?

6. В чем достоинства и недостатки метода параллельных рядов и аналитических группировок?

7. В чем достоинства и недостатки метода параллельных рядов и аналитических группировок?

8. Охарактеризуйте основные виды связи между социально-экономическими явлениями.

9. Какие основные задачи решают с помощью корреляционного и регрессионного анализа?

ТЕМА 1.7 Статистическое изучение динамики. Изучение основной тенденции развития. Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование.

Общие вопросы анализа и обобщения статистических данных.

Понятие и классификация рядов динамики. Сопоставимость уровней и смыкание рядов дина­мики. Показатели изменения уровней ряда динамики. Компоненты ряда динамики. Виды трендовой компоненты и проверка гипотезы о существовании тенденции. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики. Методы выявления периодической компоненты. Модели сезонных колебаний. Регрессионный анализ связных динамических рядов. Корреляция рядов динамики. Элементы прогнозирования и интерполяции.

Понятие и основные принципы экономико-статистического анализа. Статистические методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений. Априорный анализ и его роль в исследовании соци­ально-экономических явлений. Многомерный статистический анализ. Комплексное применение математико-статистических методов анализа данных.

Методические указания

Это важный курс теории статистики, так как в большинстве случаев задачей статистического исследования бывает анализ развития тех или иных явлений. Начиная изучение темы, необходимо обратить внимание на классифика­цию рядов динамики, различия между ними, так как отнесение ряда динамики к тому или иному виду имеет важное значение для их изучения. Необходимо усвоить, что выбор соответствующих приемов и способов анализа определяется характером исходных данных и зависит от задач исследования.

Важнейшее направление анализа рядов динамики - это изучение особенностей развития явления за отдельные периоды времени. Для выяснения специфики развития изучае­мых явлений за отдельные периоды времени определяют абсо­лютные и относительные показатели изменения ряда динамики: абсолютные приросты, абсолютное значение одного процента прироста, темпа роста и прироста. Необходимым условием усвоения данной темы является выявление сущности этих показателей, их взаимосвязей, методов расчета.

При изучении данной темы, необходимо усвоить способы приведения рядов к сопоставимому виду.

Важной задачей статистики является так же определение основной тенденции развития в рядах динамики. При анализе рядов динамики и выявления основной тенденции развития явления необходимо выяснить сущность и научиться практически применять следующие методы: укрупнения интервалов, метод скользящей средней,метод аналитического выравнивания. Обратите внимание на достоинства и недостатки вышеперечисленных методов.

Необходимым условием регулирования рыночных отношений является составление надежных прогнозов развития социально-экономических явлений в будущем. Выявление и характеристика трендов и моделей взаимосвязи - основа для прогнозирования. Экстраполяция - это нахождение уровней за пределами изучаемого ряда, т.е. продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. Изучите условия и способы экстраполяции и научитесь применять полученные знания на практике при решении расчетных задач.

Заключительный этап статистического исследования заключается в анализе и обобщении статистических данных на основании которых исследователь делает выводы о тенденциях и закономерностях изучаемых социально-экономических явлениях. Анализ – это метод научного исследования объекта путем рассмотрения его отдельных сторон и составления частей. Задачи статистического анализа сводятся к определению и оценке особенностей изучаемого явления, изучению их структуры, взаимосвязей и закономерностей развития. Обратите внимание на этапы статистического анализа, в состав которых входят следующие: формирование цели анализа; критическая оценка данных; сравнительная оценка и обеспечение сопоставимости данных; формирование обобщающих показателей; фиксация и обоснование существенных свойств, особенностей, сходств и различий, связей и закономерностей изучаемых явлений и процессов, формулировка заключений, выводов и практических предложений о резервах и перспективах развития изучаемого явления. Анализ статистических данных следует начать с априорного анализа, который предшествует непосредственно математико-статистическому анализу и проверяет предпосылки его реализации. В состав данного анализа входят следующие этапы:

· выявление экономически обоснованных и существенных причинно-

следственных связей между признаками и явлениями;

· оценка однородности исследуемой совокупности;

· анализ характера распределения совокупности по изучаемым признакам.

Анализ статистической информации необходимо проводить на основе комплексной методики, включающей два раздела:

1. Методику анализа статистической информации и выявление причинно-следственных связей.

2. Методику анализа и прогнозирования динамики информации.

В зависимости от вида представленной информации выбирают методику. Необходимо знать содержание каждой методики для осуществления ее выбора и уметь практически реализовывать методики анализа статистической информации при выполнении практических заданий.

Литература: [1-8], [11], [14], [20-24], [33], [35].

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании? Каковы принципы и правила построения рядов динамики?

2. Какие различают виды рядов динамики? Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

4. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

5. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда?

6. Каковы причины возникновения несопоставимости динамических рядов? Какие приемы применяются для преобразования несопоставимых рядов динамики в сопоставимые?

7. От чего зависит способ расчета хронологической средней?

8. Как исчисляется средняя для интервального ряда? Приведите примеры.

9. Как исчисляется средняя для моментного ряда? Приведите примеры.

10. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются?

11. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

12.Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

13. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

14. По какой формуле исчисляется средний темп роста?

15. Что собой представляют коэффициенты опережения, ускорения и замедления?

16. Какими наиболее распространенными статистическими методами осуществляется изучение тренда в рядах динамики?

17. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

18. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

19. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

20. Охарактеризуйте технику выравнивания ряда динамики по прямой.

21. Что представляют собой сезонные колебания, в чем практическое значение их изучения? Как исчисляются индексы сезонности?

22. Что такое экстраполяция рядов динамики? Охарактеризуйте нахождение точечных и интервальных прогнозируемых значений методом перспективной экстраполяции.

 

Общие вопросы анализа и обобщения статистических данных.

1.Дайте понятие о статистическом анализе и перечислите его основные этапы.

2.Что представляет собой априорный анализ. Перечислите его основные этапы.

3.Раскройте содержание методики анализа статистической информации и выявление причинно-следственных связей.

4.Раскройте содержание методики анализа и прогнозирования динамики информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.02 с.)