Быстрота: средства и методы воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быстрота: средства и методы воспитания.



Быстрота — это способность выполнять то или иное упражнение в кратчайшее время. Различают обычно три основные формы проявления общей быстроты:

1. Быстрота двигательной реакции.

2. Быстрота одиночного сокращения.

3. Темп движений.

Быстрота двигательной реакции складывается из простой и сложной реакций.

Простая реакция — это такая реакция, когда на заранее обусловленный сигнал организм спортсмена отвечает заранее обусловленным действием. Например, футболист должен сделать рывок и ударить по мячу, как только он покажется в поле зрения.

Сложная реакция —это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Эта реакция особенно важна в футболе. От нее зависит умение быстро оценить обстановку, принять соответствующее решение и выполнить его. Быстрота одиночного сокращения зависит также и от силы сокращения.

Темп движений зависит от способности спортсмена быстро «включать» соответствующие мышцы и уметь быстро расслабляться.

Все эти три формы быстроты движения не зависят друг от друга. У футболиста, к примеру, могут быть отличная двигательная реакция и недостаточный темп движений, и наоборот. Поэтому тренер и спортсмен должны учитывать рациональные средства и методы для воспитания всех форм проявления быстроты. Особенно следует уделить внимание воспитанию быстроты двигательной реакции и сокращения времени латентного (скрытого) периода как простой, так и сложной двигательной реакции. С этой целью в тренировку включаются не только пробегание с максимальной быстротой коротких отрезков, но и различные упражнения на внезапно появившийся мяч, на решение определенных двигательных задач в игровой и соревновательной обстановке.

Упражнения для воспитания быстроты обычно планируют на первую половину недельного цикла подготовительного периода и тогда, когда организм отдохнул, восстановился от предыдущей работы в соревновательном периоде. Некоторые специалисты рекомендуют последующие упражнения для воспитания быстроты выполнять при восстановлении пульса до 120 и меньше ударов в минуту. Упражнения для воспитания быстроты рекомендуется планировать во все периоды годового цикла. Но особенно много времени развитию этого качества уделяется на втором (весеннем) этапе подготовительного и в начале соревновательного периодов.

19. Осанка. Методы оценки и коррекции осанки. Осанка – это привычное положение тела непринуждённо стоящего человека. Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: 1. характера строения и степени развития костной системы. 2. связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата. 3. особенности условий труда и быта. 4. нарушение деятельности и строение организма после некоторых заболеваний, особенно перенесённых в детстве. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функций всех органов и систем организма как единого целого. Наибольшую роль в формировании играют – позвоночник и таз. А так же рост, масса тела, отдельные параметры тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя. Нормально сформированный позвоночник имеет 4 физиологических кривизны в сагиттальной плоскости: 2 из них обращены выпуклостью вперёд: шейные и поясничные лордозы. 2 – назад: грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Хар-ка осанки. Правильная осанка характеризуется симметричным расположением тела относительно позвоночника. При этом: голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи развёрнуты, надплечья расположены на одном уровне, углы образованные боковой поверхности шеи симметричны, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, грудная клетка не имеет западений или выпячиваний и симметрична средней линии, лопатки прижаты к туловищу, их углы расположены на одной горизонтальной линии, треугольники талии симметричны. Формирование дефектов осанки. Существенную роль играют неправильное ФВ и связанное с ним недостаточное ФР ребёнка, плохие условия гигиенического воспитания (стеснённая одежда, мягкая кровать), а так же перенесённые в детстве заболевания (рахит, туберкулёз, инфекционные заболевания). Осанка может измениться под влиянием неблагоприятных рабочих поз, а так же занятия видами спорта как: велоспорт, бокс, лыжные гонки, волейбол, плавание. Систематические занятия ФК помогают выработать правильную осанку. На уроках ФК, а так же самостоятельно необходимо выполнять следующие упражнения: 1. встать спиной к стенке; затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены. Запомнить это положение, затем сделать шаг вперёд и вернуться в исходное положение. 2. то же – стоя у стены, присесть и встать, не отрывая головы, спины и таза от стены. 3. Принять правильную осанку и сделать несколько гимнастических упражнений, снова принять правильную осанку. Проверить её перед зеркалом. Для формирования правильной осанки и устранения её недостатков необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, тренировать навык правильного стояния, лёгкой походки и рационального сидения, т.е. вырабатывать правильный «рефлекс позы».

20. Сколиоз. Профилактические и оздоровительные рекомендации при нарушениях осанки и сколиоза. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено. Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23,0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

недоразвитие;
клиновидная их форма;
добавочные позвонки и. т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1. ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание. Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки:

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

21. Утренняя гигиеническая гимнастика. Методика составления вариантов и проведения УГГ. УГГ—это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость. ГГ доступна и полезна всем, независимо от пола, возраста и физического состояния. Приступая к занятиям, каждый подросток, юноша или девушка, любой человек более старшего возраста, должны помнить о том, что любые физические упражнения приносят пользу только тогда, когда их делают систематически, независимо от погоды и настроения. При ежедневных занятиях по утрам (по 15-20 минут) у занимающихся крепнет мускулатура, увеличиваются показатели жизненной емкости легких, улучшаются сон и аппетит, изменяются в лучшую сторону все физические показатели здоровья. Постепенно, по мере привыкания к нагрузкам, время занятий может быть увеличено до 30 минут и более.

Важной составной частью УГГ являются водные процедуры и обтирание. Индивидуальные занятия лучше всего проводить на свежем воздухе. Для них прекрасно подойдет и зеленая лужайка, и балкон, и двор дома. Каждый, кто начинает заниматься УГ, может сам себе подобрать необходимые упражнения. Упражнения могут корректироваться с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма. В зависимости отдели, которой вы добиваетесь (улучшение осанки, гибкости, подвижность суставов, развитие силы и выносливости), можно увеличивать или уменьшать количество упражнений для различных групп мышц. При самостоятельном подборе упражнений нужно предусмотреть разнообразие их по форме и воздействию на различные мышечные группы. Комплекс упражнений должен охватывать все мышцы тела, начиная отшей и заканчивая ногами. Физическая нагрузка и динамика ее нарастания от занятия к занятию не могут быть для всех одинаковыми. Они строго индивидуальны в зависимости от возраста, пола, состояния общей физической подготовки. Каждый должен уметь научиться усложнять или. наоборот, облегчать физические упражнения. Это достигается как изменением количества проделываемых упражнений, так и изменением степени их сложности. УГГ нельзя превращать в тренировку. При малейшей усталости, появлении испарины надо обязательно отдохнуть и расслабиться. После приседаний или других интенсивных упражнений следует восстановить дыхание: спокойно пройтись, проделать несколько простейших движений, расслабить мышцы. Это позволит снизить нагрузку на сердце и сосуды.

В подборе упражнений для УГГ нельзя упускать один очень важный момент — интенсивность упражнений должна постоянно нарастать в течение первых 10 минут и снижаться к концу занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.008 с.)