Билет 1. Психология как наука: ее объект, предмет, методы и практическое значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Психология как наука: ее объект, предмет, методы и практическое значение



Билет 1. Психология как наука: ее объект, предмет, методы и практическое значение

1. объектом является непосредственно психика

2. предметом выступают частные проявления психики, продукты её деятельности

3. Методы Рубинштейн:

- наблюдение/эксперимент

- изучение результатов продуктивной деятельности

- беседа

- анкета/опрос

4. Методы Ананьев:

- методы организационные ( групповое сравнение по выбранным критериям; исследование фиксированной группы на протяжении определённого периода времени; комплексный подход. исследованием пациента или группы одновременно занимаются разные специалисты)

- методы эмпирические (наблюдение и самонаблюдение; эксперимент; анализ результата и самого процесса деятельности; психодиагностика (анкета); биографический подход)

- метод сбора и анализа данных(качественное описание; математический/ статический анализ

-метод интерпретационный (фило/онтогенетический; типологизация/классификация)

5. Практическое значение (великое)

 

Билет 2.Этапы развития психологического познания

1. Душа

- Донаучный период: мифы, легенды

- Античная психология: первооснова тела

- Средневековье: появление метода интроспекции

2. Сознание

- Возрождение и Новое время: объективность, рациональность. Уменьшение роли бога.

- 18 – середина 19 вв: позновательные процессы, новые подходы к психологии

- Экспериментальная психология: законы психики, эксперементальный метод, интроспекция

- Разделение психологии на школы в начале 20 в -глубинная психология, бихевиоризм, гештальт психология, советская (лол) психология

- Развитие школ. гуманистическая, экзистенциальная; генетическая и когнитивная

- Cовременная психология. Рамки отдельных психологических школ

 

 

4. Взаимосвязи психологии с человекознанием и обществознанием

1. Область человекознания

- содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании; широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть.

2. Психология как методический центр (связь наук+роль как системного фактора, образующего общий научно-метод центр)

- общественные науки (философия: традиционные вопросы изучались с древности, социология: взаимоподдержка в развитии наук + общая методология + общие темы для сравнения и изучения)

- история и педагогика (человек «продукт» мира, в котором живет)

 

5. Естественнонаучные основы психологии

1. Естественнонаучная основа – ВНД (физиология высшей нервной деятельности).

2. Опора на естественные науки - биологические и медицинские(понимание психики)

3. Нервная система – носитель психики

4. Рефлексы гол. Мозга – механизмы приспособления к окр. Среде.

5. Физ. обусловленность многих действий.

6. Ест.научн. основы обеспечивают:

- знания о связи психологии с другими науками

- структура и специфика нервной Системы

- связь н.с. и психики человека

- правильное толкование рефлексов человека

 

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

1. Почему психологию нельзя рассматривать отдельно? (природная и социальная сущность сознания)

2. Связь с науками:

- биология (химические процессы + нервная система)

- педагогика (воспитание)

- физиология (саморегуляция)

- социология (поведение)

- философия (связь между душой – иррациональное, и духом – рациональное, чувства души – любовь, долг, честь совесть)

3. Категория сознания — междисциплинарное понятие.

- сложно смотреть на понятие сознание с одной стороны, проблема определения сущности сознания

- теологи («искра божественного разума»)

- идеалисты (первичность по отношению к материи)

- материалисты (форма отражения действительности свойственная человеку)

- новый взгляд на кат. Сознания: принцип дополнительности применительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.

4. Сущность сознания в двух доминантах:

- рефлексивной (отражательной — объективного в субъективном, реального в идеальном)

- творческой (проектирование реального в идеальном)

5. Основа сознания: Ощущения, восприятие, впечатления, переживания, память, внимание, мышление (субъективизм)

6. Различия идеи (образ некоторой действительности, способной ее реализовать) и субъективного образа

7. Воздействие на окружающий мир, его преобразование в сознании зарождается как стремление улучшить мир, устранить то, чем недоволен, что не устраивает.

8. Понятие общественного сознания (сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: семья, группа, коллектив, общность)

- включает уровень потребностей конкретного социума, уровень развития способностей и культуру, применительно к элементам социума — субкультуру

 

 

Возникновение и развитие психики

1. Психика - свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

2. Связь психического и непсихического

1) Панпсихизм. Душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни).

2) Биопсихизм. Психику есть у всего живого, включая растения

3) Антропопсихизм. Напротив, сильно сужен круг обладателей психики, психика существует только у человека, а животные, как и растения, только «живые автоматы».

4) Нейропсихизм. Психику есть только у существ, обладающих нервной системой и т. п.

3. Критерий психики – функциональный. Организм должен быть способен реагировать на биологически нейтральные воздействия.

4. Раздражимость — это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

5. Чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

(Чувствительность – объективный критерий наличия психики. Ощущение – субъективный.)

6. Два способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды:

Путем изменения строения и функционирования органов

Путем изменения поведения без изменения организации.

- Медленные изменение наследуемых форм поведения — инстинктов.

- Развитии способности к индивидуальному научению, или способности к «разумным действиям».

Стадии развития психики.

1. элементарная сенсорная психика – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;

2. перцептивная психика – деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;

3. интеллектуальная – характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность подготовительных действий для своего решения.

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.

 

 

Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

 

1. Человек как индивид. Признаки

- человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных носитель видовых черт;

- отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.

 

2. общими характеристиками индивида являются:

- целостность и своеобразие психофизиологической организации

- устойчивость во взаимодействии с окружающей средой

- активность

3. Человек как индивидуальность. (Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью.)

4. 2 уровня становления индивидуальности:

- строение нервной системы

- сочетание разнообразных черт характера обеспечивает «своеобразие» человека

4. Человек – субъект.

- субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы

- субъект мира и истории

- субъект деятельности (преобразование)

5. Человек – Личность.

- качества приобретенные человеком в жизни

- большая роль социализации

Билет 8.

Виды психических состояний.

 

1. Психическое состояние - режимы жизнедеятельности человека (физ: энергетические характеристики, псих: система психологических фильтров.)

2. Состояние бодрствования в покое (пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи)

- чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает)

3. Состояние релаксации (молитва)

- прекращение напряженной деятельности

4. Состояние сна (отключение сознания от реальности)

- альфа ритм

-расслабление «Головы» и «тела»

5. Оптимальное рабочее состояние (обеспечение эффективности деятельности)

-бетта диапазон

-концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления

6. Состояние напряженной деятельности (работа в экстремальных условиях: спортсмены экстрималы)

- высокая мотивация, важность цели

Билет 9.

Свойства восприятия

Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность – образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах

Структурность – восприятие не обрывается в момент прекращения воздействия

Константность – постоянство свойств предмета при изменении условий (восприятие цвета при разном освещении)

Осмысленность

Апперцепция (на восприятии сказываются особенности личности человека)

 

5. Представление – результат переработки и обобщения прошлых восприятий.(без восприятия никак)

Виды представлений:

1. Зрительные ( образ человека, предмета, пейзаж)

2. Слуховые

3. Обонятельные

4. Осязательно-двигательные (представление своего тела при прыжке)

 

 

Виды памяти

1) по содержанию психической активности:

а) двигательная (моторная) память – это движений(ходьба, письмо)

б) образная память – это запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

в) эмоциональная память – на пережитые чувства и эмоциональные состояния; важнейшее условие нравственного развития человека. (мотив для повторения действий и поступков и формирования привычек)

г) словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий (присуща только человеку);

2) по степени волевой регуляции:

а) произвольная память – по собственному усмотрению и активному желанию что-то запоминает и воспроизводит;

б) непроизвольная память – (само собой) чаще всего события, явления ярко эмоционально положительно или негативно окрашенные;

3) по продолжительности закрепления и сохранения:

а) кратковременная; б) долговременная память –длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит накопление знаний и при необходимости они актуализируются в сознании человека и затем снова переходят в долговременную память;

в ) ультракратковременная – хранится в сенсорном регистре. Слуховая – до 4 сек, зрительная – до 2 сек.

4) по месту и роли деятельности:

а ) постоянная; б) оперативная память – память, которая служит для осуществления человеком действий, операций, когда он выполняет сложную деятельность;

Билет 20.

Билет 1. Психология как наука: ее объект, предмет, методы и практическое значение

1. объектом является непосредственно психика

2. предметом выступают частные проявления психики, продукты её деятельности

3. Методы Рубинштейн:

- наблюдение/эксперимент

- изучение результатов продуктивной деятельности

- беседа

- анкета/опрос

4. Методы Ананьев:

- методы организационные ( групповое сравнение по выбранным критериям; исследование фиксированной группы на протяжении определённого периода времени; комплексный подход. исследованием пациента или группы одновременно занимаются разные специалисты)

- методы эмпирические (наблюдение и самонаблюдение; эксперимент; анализ результата и самого процесса деятельности; психодиагностика (анкета); биографический подход)

- метод сбора и анализа данных(качественное описание; математический/ статический анализ

-метод интерпретационный (фило/онтогенетический; типологизация/классификация)

5. Практическое значение (великое)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.038 с.)