Основні інструменти монетарної політики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основні інструменти монетарної політики



Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);

регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);

операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…)

валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег)

Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.)


Фіскальна політика з урахуванням пропозиції: сутність, графічна інтерпретація, Крива Лаффера.

Поклонники теории экономики предложения убеждены в том, что мерами фискальной политики можно влиять не только на спрос (кейнсианский вариант), но и на предложение. По их мнению, влияние фискальной политики на совокупное предложение достигается через налоги.Допустим: экономика приобрела тенденции к сокращению пр-ва и увеличения безработицы - государство должно применять стимулирующую фискальную политику в виде снижения налоговых ставок. Рассмотрим модель "сук. спрос - сук. предложение ". Государство снижает уровень налоговых ставок (изменения с СПо1 к СПо2, ВВП - с О1 к О2, цена сЦ1доЦ2).

Но согласно теории экономики предложения налоговый вариант стимулирующей фискальной политики не ограничивается этими последствиями, а дополняется увеличением совокупного предложения. Логика поклонников этой теории:

Во-первых, снижение личных налогов увеличит величину безналогового дохода. В связи с этим увеличатся сбережения домохозяйств, которые превращаются в инвестиции.

Во-вторых, уменьшение налога на прибыль предпр-в повысит чистую доходность инвестиций, что в данной процентной ставки вызовет рост инвестциийного спроса. В конечном итоге это повысит норму накопления капитала и создаст предпосылки для роста пр-ва.

Перечисленные факторы вызовут увеличение совокупного предложения, что повлечет перемещение ее кривой вправо и вниз в положение СПр2. В результате этого произойдет дальнейший рост реального ВВП с О2 к О3. Одновременно снизятся цены с Ц2 к Ц3.

Амер. экономист А. Лаффер считает, что при определенных условиях уменьшения уровня налогообложения до определенного предела может вызвать увеличение ВВП как налоговой базы и тем самым обеспечит также рост налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера отражает связь между налоговыми ставками (ПОС) и налоговыми поступлениями (ПН).

Осн. идея Лаффера заключается в том, что при росте налоговой ставки от нуля до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются от нуля до некоторой максимальной величины (ПН2), а затем уменьшаются снова до нуля. Согласно кривой Лаффера, точка ПоС1 отражает такое положение в экономике, когда действующие налоговые ставки являются чрезмерными. Это означает, что они сдерживают деловую активность, то есть не создают необходимых стимулов для увеличения ВВП как налоговой базы до такого уровня, по которому налоговые поступления могли бы достичь своего максимального значения.

Итак, по кривой Лаффера, если действующие налоговые ставки являются чрезмерными, то их оптимальное значение позволит увеличить пр-во в условиях неизменности или даже рост налоговых поступлений. Опыт применения этой теории на практике не дал однозначного ответа относительно ее эффективности.
101.Грошово-кредитне регулювання економіки: поняття, функції.

Денежно-кредитная, или монетарная, политика является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики. Грош.-кред. политика наиболее эффективно и оперативно выполняет функции регулирования эконом. цикла, предупреждение и преодоление спада пр-ва.

Цель ден.-кред. политики – достижения на нац. рынке равновесия, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Суть этой политики заключается в регулировании объема денежного предложения для стабилизации экономики. Так, во время спада пр-ва монетарная политика сводится к стимулированию роста предложения денег, а в периоды высокой инфляции, наоборот, к ее ограничению..

Глав. субъектом монетарной политики государства является Центральный банк, который осуществляет денежную эмиссию и регулирует грош.-кред. д-ть коммерч. банков.

В своей политике Центральный банк применяет такие методы: операции на открытом рынке, изменение уровня минимальной резервной нормы; определение уровня учетной ставки.

Операции на открытом рынке - суть метода заключается в купле-продаже Центр. банком правительственных ЦБ на открытом рынке. В процессе купли-продажи этих бумаг Центр. банк вступает в отношения с коммерч. банками, нефинансовыми фирмами и населением. Покупая или продавая правительственные ЦБ, Центр. банк способен увеличивать или уменьшать резервы в банк. системе и таким образом влиять на предложение денег.

Если центр. банк продает правительственные ЦБ, то в результате в коммерч. банков, нефинансовых фирм и населения сосредоточиваются ЦБ, а в Центр. банка - деньги. Это сокращает банковские резервы и способность коммерч. банков к кредитованию. Сокращение резервов в коммерч. банков приведет и к сокращению денежного предложения, в результате чего процентная ставка на кредиты и депозиты вырастет, а инвестирование снизится. Это так называемая политика "дорогих" денег, которая является одним из элементов рестриктивной политики государства.

Если правительство, осуществляя политику экспансии, хочет снизить процентную ставку и оживить тем самым инвестиции, то грош.-кред. механизм действует в обратном направлении: Центр. банк начинает скупать правительственные ЦБ в коммерч. банков, нефинансовых фирм и населения, увеличивая таким образом резервы коммерч. банков и их способность к кредитованию. В свою очередь, это увеличивает предложение денег и снижает процентную ставку; инвестиции на рынке капиталов возрастают и в перспективе мультипликативно растет ВВП. Это так называемая политика "дешевых" денег.

Изменяя минимальную обязательную резервную норму, Центробанк также может влиять на кредитные возможности коммерч. банков. Увеличение нормы резерва приведет к сокращению денежного предложения и повышения процентной ставки. Деньги становятся "дорогими", что означает рестриктивную политику. И наоборот, снижая резервную норму, Центр. банк осуществляет экспансионистскую политику, т.е. политику "дешевых" денег.

учетная ставка – это процент, под который Центр. банк предоставляет кредиты коммерч. банкам. Центр. банк может предоставлять непосредственно заем коммерч. банкам, назначая низкую (дисконтную учетную ставку). Поэтому эта политика называется также дисконтной. Она приводит к увеличению резервов в коммерч. банках и роста предложения денег, что снижает процентную ставку на денежном рынке. И наоборот, повышая учетную ставку, Центр. банк сокращает резервы коммерч. банков. В них ухудшаются возможности к кредитованию экономики, предложение денег уменьшается, а процентная ставка растет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.006 с.)