Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности



В систему индивидуальной работы с детьми в процес­се их физического воспитания включается учет особен­ностей физической подготовленности. По характеру фи­зической подготовленности дошкольников условно мож­но разделить на три группы - дети с высокими, средни­ми и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действии, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно прини­мать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно от­сутствие сомнений и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения.

Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризует неравномерность развития основных видов движений, физических волевых качеств, разноплановость двигательного пове­дения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазание и т.п.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения. А некоторые дети проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педаго­га, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

Дети третьей группы с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеют низкий уровень развития физических и волевых качеств в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают определенную активность, которая по мере возникновения но­вых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.). Индивидуальная работа с детьми предполагает учет индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающейся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (игры - соревнования, упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики: "самолет" - лежа на животе, приподнимать от пола голову, грудь, прямые ноги и руки; "колечко" -лежа на животе, согнуть ноги в коленях и стараться до тянуться до головы носками ног, образуя кольцо; «мостик» - лежа на спине приподнимать таз от пола, затем, выпрямляя руки, приподнимать голову и др.

Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений им могут предлагаться специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств, которые у них недостаточно развиты. Так, развитию ловкости может способствовать вы­полнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).

Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых упражнениях, лазании по шесту, канату, общеразвивающих упражнений, выполняемых из исходного положения лежа (на спине, животе).

Для развития быстроты необходимы знакомые упражнения, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Могут быть использованы игровые кон курсы-задания: "Догони обруч", "Кто больше соберет" и др.

Задания, развивающие физические качества, следует подбирать так, чтобы они предусматривали проявление воли, преодоление трудностей при выполнении упражне­ний (на спортивных снарядах, в парах, тройках, с отяго­щающими пособиями, в необычном положении тела и т.д.)

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой физического воспитания. На прогулке особое внимание следует уделять развитию основных видов движений, для чего необходимо создавать условия для игр с движениями, чаще проводить игры, во время которых все дети выполняли бы одинаковые упражнения с уста­новкой на их качественное выполнение.

Характер физической подготовленности детей нужно учитывать и при организации физкультурных занятий. Так, при выполнении общеразвивающих упражнений индивидуализация физической нагрузки будет связана с изменением исходного положения упражнений, увели­чением или уменьшением амплитуды движений, коли­чества повторений.

При подборе методов, обеспечивающих наглядность обучения, необходимо руководствоваться сложившими­ся у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружа­ющего мира. Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена на­глядность. Так, если детям с высоким уровнем физичес­кой подготовленности для создания точных представле­ний о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низ­ким уровнем физических возможностей необходим замед­ленный показ с указанием, на какой элемент техники - необходимо обратить особое внимание. Наиболее слож­ные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок с учетом своих индивидуальных способностей. Педагог при этом разъясняет детали движения.

Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметки и детали обстановки), также тре­бует соблюдения определенных условий его примене­ния: для детей с высоким уровнем физической подго­товленности ориентиры должны располагаться на рас­стоянии их предельных двигательных возможностей, для детей с низким уровнем - на расстоянии, преодо­леваемом ребенком без дополнительных усилии. Это способствует мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворе­ния в самоутверждения при достижении намеченной цели - у вторых.

Осознанному выполнению детьми движений способ­ствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оцен­ка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности. Для детей среднего и высокого уровня в объяснении нужно подчеркнуть осо­бенности выполнения наиболее сложных элементов дви­жения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссы­лаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, име­ющим низкий уровень физической подготовленности.

Среди практических методов особое значение необ­ходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, име­ющих высокий уровень физической подготовленнос­ти, наиболее эффективным является вариативное по­вторение, при котором в характер упражнения вно­сятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подго­товленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготов­ленности наиболее эффективны игры с элементами со­ревнования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.018 с.)