Проект Национальной рамки квалификаций для Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект Национальной рамки квалификаций для Российской Федерации



 

Ниже представлен проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации разработанный Центром изучения проблем профессионального образования, на основании принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам европейских стран и Европейской рамке квалификаций. Эти принципы включают в себя:

  • преемственность и непрерывность развития уровней квалификации от низшего к высшему за счет использования единых параметров описания и правил их сочетания;
  • прозрачность описания уровней квалификации для всех пользователей (органы управления образованием, работодатели, работники и обучающиеся).

Для обеспечения непротиворечивого описания уровней используются три параметра: знания, умения и дополнительные показатели, совокупная актуализация которых в деятельности представляет собой целостные компетенции индивида. При этом каждый отдельный параметр для каждой квалификации может быть измерен как индивидуально, так и в общей целостности осуществляемой деятельности.

Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций. Девятый уровень отражает традиционную для России высшую научную квалификацию докторов наук, которая не имеет аналогов в Европе.

Необходимо подчеркнуть, что критерии уровней, лежащих в основе представленного ниже проекта НРК (также как ЕРК), основаны на универсальных показателях, которые способны обеспечить рамочный характер системного описания. Для дифференциации уровней достаточно изменения в одном из трех показателей.

Соотношение квалификационных уровней НРК с уровнями профессионального образования современной российской системы образования приведено в таблице ниже.

Структура описания уровней квалификации в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации задается аналогично Европейской рамке квалификаций: используются обобщенные показатели «знания – умения – общие компетенции». При этом каждый из них описывается с учетом со следующих дополнительных показателей:

  • Дополнительные параметры - степень самостоятельности/широта полномочий, степень ответственности; сложность выполняемой деятельности, включая элемент неопределенности.
  • Степень самостоятельности/широта полномочий определяется уровнем структурированности/регламентации трудовой деятельности, степенью руководства собственной деятельностью или деятельностью других, степенью участия в руководстве деятельностью других и ее объемом, степенью участия в обучении других и собственном обучении (планировании и организации такого обучения).
  • Ответственность связана с ценой возможной ошибки для подразделения, организации, отрасли (социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями).
  • Сложность деятельности: показатели - множественность выполняемых функций, простота/сложность функций; степень неопределённости трудовой ситуации и непредсказуемости ее развития.
  • Знания: дополнительные показатели - объём и сложность используемых знаний и информации; степень их абстрактности (преобладание фактологических, теоретических/ практических знаний).
  • Умения подразделяются на: простые/сложные, практические, аналитические, умение решать проблемы и управленческие умения.

Таблица 2

Уровни Дополнительные параметры Характер знаний и понимания Характер умений
  Выполнять простые трудовые задания под непосредственным руководством и демонстрировать личную эффективность и ответственность в простых, предсказуемых и стабильных контекстах Ограниченный объем простых базовых знаний, воспроизводимых по памяти Использовать базовые практические умения для выполнения ограниченного набора строго регламентированных простых трудовых заданий с использованием определенного набора методов, инструментов и материалов
2. Деятельность под руководством. Ограниченная ответственность за совершенствование трудовой деятельности в простых, предсказуемых и стабильных контекстах   Воспроизводить по памяти, понимать и применять на практике базовые знания в какой-то области, диапазон знаний ограничен фактами и общими понятиями   Использовать простые практические умения для выполнения трудовых заданий согласно установленным правилам и процедурам. Выбирать и применять базовые методы, инструменты и материалы  
3. Деятельность под руководством с определенной степенью самостоятельности. Ответственность за выполнение трудовых заданий в стабильных контекстах, где могут присутствовать изменяющиеся факторы Ответственность за деятельность подчиненных/членов команды Планирование собственной деятельности Обучение подчиненных на рабочем месте Применять знания в какой-то области, включая знания процессов, способов, материалов, инструментов, оборудования, терминологии и ограниченного объема теоретических понятий, необходимых для трудовой деятельности в этой области   Использовать широкий набор умений в конкретной области трудовой деятельности Осуществлять интерпретацию знаний Выбирать и адаптировать способы выполнения трудовых заданий, выбирать инструменты и материалы Оценивать эффективность выбранных методов  
  Деятельность под руководством с значительной степенью самостоятельности в трудовых контекстах, характеризующихся некоторой степенью неопределенности и наличием множественных факторов, которые могут изменяться или приводить к изменениям Формулировать предложения по улучшению результатов деятельности Руководство стандартной работой других Ответственность за собственную деятельность и деятельность других Ответственность за собственное обучение и обучение подчиненных Планирование собственной деятельности и / или деятельности подчиненных, исходя из поставленной задачи.     Использовать широкий диапазон практических и теоретических знаний в конкретной области для решения различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа трудовой ситуации, ее возможных изменений и последствий этих изменений.   Разрабатывать подходы, включая нестандартные, к выполнению трудовых заданий, посредством использования специальных знаний и экспертных источников информации Оценивать результаты с точки зрения эффективности использованных подходов  
  Самостоятельно управлять трудовой деятельностью, требующей решения проблем при наличии множественных факторов, часть из которых взаимосвязана и приводит к непредсказуемым изменениям Демонстрировать творчество при планировании и осуществлении трудовой деятельности Управлять людьми и оценивать собственную деятельность и деятельность других Обучать других   Широкий диапазон практических и теоретических знаний, часто носящих специализированный характер в рамках какой-либо области профессиональной деятельности Разрабатывать различные, в том числе стратегические и творческие подходы к решению конкретных, в том числе нестандартных проблем Осуществлять перенос теоретических и практических знаний для решения проблем
  Профессиональная деятельность с высокой степенью самостоятельности, Участие в планировании сложных процессов, управлении ресурсами и командами исполнителей в сложных и часто непредсказуемых трудовых и контекстах, требующих решения сложных проблем при наличии множества взаимосвязанных факторов. Демонстрировать творческий подход при решении задач и проявлять инициативу в управлении процессами, включая обучение других Ответственность за результат собственной деятельности и обучения и деятельности и обучения коллектива. Углубленные теоретические и практические знания в какой-либо области, включая инновационные знания, требующие критического осмысления теорий и принципов   Владеть методами и инструментами деятельности, свойственными сложной специализированной области и демонстрировать способность к инновациям в части использования методов решения сложных и нестандартных проблем Критическое осмысление теорий и принципов. Эффективно использовать нестандартные аргументы при обосновании способов и методов решения проблем и сделанных выводов Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.  
  Высокая степень самостоятельности. Лидерство и инновационность в незнакомых, сложных и непредсказуемых контекстах профессиональной деятельности, требующих решения проблем, предполагающих множество взаимосвязанных факторов. Определение стратегии, управление ее реализацией Оценка стратегической деятельности Ответственность за результат собственной деятельности и обучения и деятельности и за планирование и реализацию обучения коллектива   Специализированные теоретические и практические знания, включая инновационные и междисциплинарные, служащие основой для разработки новых идей.   Проводить теоретические и практико-ориентированные исследования, осуществлять творческий поиск решения сложных научных и иных задач путем интеграции знаний из различных/ междисциплинарных областей знания и выносить суждения на базе неполной или ограниченной информации Формировать новые умения/ методы. Демонстрировать критическое осмысление вопросов, связанных со знанием в данной области и на стыке различных областей..
  Лидерство, инновационность и автономность в широких профессиональных контекстах, характеризующихся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости и требующих решения проблем с множественными факторами Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решений и ответственностью за их последствия. Глубокие специализированные знания, на основе которых осуществляется критический анализ, оценка и синтез сложных инновационных идей   Исследовать, разрабатывать, реализовывать проекты/ осуществлять деятельность, в рамках которых создается новое знание и формируются новые научные методы Расширять или переосмыслять существующее знание и/или профессиональную практику в данной области или на стыке областей
  Лидерство и инновационность в инициировании и осуществлении широкомасштабных изменений в профессиональных и социальных контекстах, характеризующихся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости и требующих решения проблем с множественными факторами Руководство сложными социальными, производственными и научными процессами. Ответственность за социальные последствия решений проблем. Широкий спектр и практических инновационных междисциплинарных знаний для критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных идей   Инициировать и быть лидером в реализации сложных социальных, научных и иных проектов, приводящим к системным изменениям в научной, социальной и практической области. Расширять или переосмыслять существующее знание и/или профессиональную практику в данной области или на стыке областей

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.005 с.)