Грамматический строй речи. Умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Изменять личные местоимения по лицам. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматический строй речи. Умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе. Изменять личные местоимения по лицам. )



Педагог предлагает ребенку рассмотреть пары картинок и сказать, что делают изображенные на них животные и люди: кот спит – коты спят, птичка летит – птички летят, мальчик играет – мальчики играют, девочка бежит – девочки бегут.

Затем педагог предлагает ребенку порисовать и рисует сам, а потом задает вопросы: «Что ты делаешь? Что я делаю? Что мы делаем?» Далее педагог показывает картинки, на которых нарисованы рисующий мальчик и рисующие мальчики.

Высокий уровень (В)

Ребенок с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет не словосочетания из двух слов, а простые распространенные предложения (Белый кот спит. – Белые коты спят. Маленькая птичка летит. – Маленькие птички летят.)

Он, не затрудняясь, отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам. При этом он не просто образует словосочетания, а составляет простые распространенные предложения. (Я рисую красивую картинку. Ты рисуешь красивую картинку. Мы рисуем красивые картинки. Он рисует разноцветные шары. Они рисуют разноцветные шары).

Достаточный уровень (Д)

Ребенок без труда справляется с предложенным заданием, без ошибок образует глаголы в единственном и множественном числе, составляет словосочетания из двух слов. Затем отвечает на вопросы педагога и изменяет местоимения по лицам, составив словосочетания: я рисую, ты рисуешь, мы рисуем, он рисует, они рисуют).

 

Средний уровень (С)

Ребенок не может сразу самостоятельно выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 1-2 ошибки при образовании множественного числа глаголов.

Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, и допускает 1-2 ошибки при изменении местоимений по лицам.

 

Низкий уровень (Н)

Ребенок не может самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание и образовать глаголы в единственном и множественном числе. Он выполняет задание только вместе с педагогом после того, как педагог предъявит ему образец выполнения. При этом он может допустить 2-3 ошибки при образовании множественного числа глаголов.

Ребенок испытывает затруднения, отвечая на вопросы педагога, отвечает однословно (… рисую, рисуешь) и допускает 2-3 ошибки при изменении местоимений по лицам.

Грамматический строй речи. Умение употреблять в речи некоторые вопросительные слова.

Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, взрослый организует игру с предметом, который он прячет от ребенка, а потом задает вопросы: «Где мячик? Куда я спрятала мячик? Зачем я спрятала мячик?» После этого педагог дает другой предмет ребенку, предлагает поиграть с ним, спрятать его и задать вопросы: «Спроси меня так же, как я спрашивала тебя».

Высокий уровень (В)

Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с легкостью справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам. При этом он дает развернутые ответы на вопросы педагога: «Вы спрятали мячик, наверное, под стол. Мячик под столом лежит! Вы, наверное, хотели со мной поиграть».

Достаточный уровень (Д)

Ребенок использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием, без ошибок отвечает на вопросы педагога, а потом задает аналогичные вопросы педагогу сам.

 

 

Средний уровень (С)

Ребенок редко задает вопросы и редко использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, справляется с предложенным заданием только с помощью педагога, допускает 1-2 ошибки в ответах на вопросы педагога, только с помощью может сформулировать вопросы педагогу.

Низкий уровень (Н)

Ребенок практически никогда не задает вопросов и не использует в свободной речевой деятельности вопросительные слова где, куда, зачем, с трудом справляется с предложенным заданием даже с помощью педагога, допускает 3-4 ошибки в ответах на вопросы педагога, даже с помощью не может сформулировать вопросы педагогу.

 

Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение отчетливо произносить гласные и простые согласные звуки.

Педагог предлагает вниманию ребенка по одной предметные картинки и называет изображенные на них предметы, а потом просит ребенка повторить эти названия.

Звук [а]: а ист

Звук [о]: о слик

Звук [у]: у тка

Звук [и]: и грушки

Звук [б]: б анан

Звук [бь]: б елка

Звук [п]: п анама

Звук [пь]: п етух

Звук [м]: м ашина

Звук [мь]: м ишка

Звук [в]: в анна

Звук [вь]: в етка

Звук [ф]: ф лажок

Звук [фь]: ф ен

Звук [д]: д ом

Звук [дь]: д ети

Звук [т]: т апки

Звук [ть]: ко т ик

Звук [н]: н осок

Звук [нь]: ко нь

Звук [г]: г уси

Звук [гь]: Г ена.

 

 

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные и простые согласные звуки звучат правильно, смягчения простых согласных нет.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. Все гласные звуки звучат правильно. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.

Средний уровень (С)

Ребенок произносит вслед за педагогом слова с гласными и простыми согласными звуками. При этом нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все простые согласные звуки звучат как полумягкие. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо флажок звучит азёк, вместо машина звучит асина.

Низкий уровень (Н)

Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Иногда ребенок произносит лишь часть слова. Вместо носок звучит сёк, вместо игрушки звучит уськи.

10. Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить отдельные сложные согласные.

Педагог предлагает вниманию ребенка по одной предметные картинки и называет изображенные на них предметы, а потом просит ребенка повторить эти названия.

Звук [х]: х вост,

Звук [хь]: пету х и,

Звук [ы]: кот ы,

Звук [сь]: с емечки,

Звук [с]: с апоги,

Звук [зь]: з има,

Звук [з]: з онт,

Звук [ль]: л ейка.

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок четко произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками. Все сложные согласные звуки звучат как полумягкие, отмечается их легкое смягчение.

Средний уровень (С)

Ребенок произносит вслед за педагогом слова со сложными согласными звуками не всегда правильно, допускает 1-2 ошибки. Нет четкости произношения. Артикуляция смазанная. Все сложные согласные звуки смягчены. Иногда теряется согласный в начале слова, вместо петух звучит итух.

Низкий уровень (Н)

Ребенок отказывается повторять слова за педагогом или произносит слова неразборчиво. Складывается впечатление, что у ребенка «каша во рту». Простые согласные сильно смягчены. Произношение сложных согласных пока недоступно. Чаще всего ребенок произносит лишь часть слова. Вместо петух звучит итук, вместо сапоги звучит апоги.

 

Произносительная сторона речи (звуковая культура речи). Умение правильно произносить звуки в звукоподражаниях.

Педагог демонстрирует ребенку картинки по одной и просит показать, как кричит изображенное на ней животное или изображенный человек.

· А-А-А! (плачет девочка);

· О-О-О! (рычит медведь);

· У-У-У! (гудит поезд);

· И-И-И! (ржет лошадка);

· УА! (плачет малыш);

· АУ! (кричат дети);

· МЯУ! (мяукает кошка);

· ГАВ!-ГАВ! (лает собака);

· ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок);

· КО-КО-КО! (кудахчет курица);

· ГА-ГА-ГА! (кричат гуси);

· МУ! (кричит корова)

 

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки звучат правильно. У ребенка четкая дикция. Ребенок делает умозаключения: «Му! Так мычит корова. Я слышал на даче).

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно произносит звукоподражания.

Средний уровень (С)

Ребенок недостаточно четко произносит звукоподражания. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 1-2 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя.

Низкий уровень (Н)

Ребенок не хочет выполнять задание или произносит звукоподражания с согласными звуками нечетко, смазано. Все согласные звуки смягчены. Ребенок допускает 3-4 ошибки. Например: вместо мяу звучит мя, вместо гав звучит ав и т.п.

 

12. Связная речь. Умение отвечать на понятные вопросы взрослого.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

– Как тебя зовут?

– Сколько тебе лет?

– С кем ты живешь?

– Как зовут твою маму?

– Какие игрушки есть у тебя дома?

– Что ты любишь делать дома?

– С кем ты ходишь гулять?

– Как ты помогаешь маме?

Высокий уровень (В)

Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого, дает развернутые ответы (Меня зовут Андрюша. Мне уже исполнилось два года. Я живу с папой, мамой. Еще у меня есть маленькая сестренка.) и т.п.

Достаточный уровень (Д)

Ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого. Дает полные ответы. (Меня зовут Катя. Мне два года. Я живу с папой и мамой.) и т.п.

Средний уровень (С)

Ребенок отвечает на некоторые вопросы однословно, может допустить 1-2 ошибки.

Низкий уровень (Н)

Ребенок не хочет отвечать на вопросы педагога или не может ответить без помощи педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.061 с.)