Тема 3: «Совокупный спрос и совокупное предложение». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: «Совокупный спрос и совокупное предложение».



Необходимость общей модели.

Модель спроса и предложения для одного товара не дает ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:

1. Почему вообще цены увеличиваются и уменьшаются.

2. Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды, а в другие периоды резко повышается.

3. Что определяет реальный объем национального производства и почему в определенные периоды он увеличивается, в другие периоды резко сокращается по сравнению с предшествующим уровнем.

Для того чтобы ответить на эти важные вопросы, прежде всего, необходимо объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Это значит, что необходимо объединить тысячи цен на самые разные товары в единую совокупную цену или в уровень цен и точно также объединить равновесное количество всех товаров и услуг в единое целое, то есть в реальный объем национального производства. Объединение всех цен в уровень цен и всего количества товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием, а уровень цен и реальный объем национального производства называется агрегатами или совокупностями.

Совокупный спрос.

Определение: совокупный спрос показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители внутри страны, предприятия, правительство и зарубежные потребители готовы купить при любом возможном уровне цен.

«При прочих равных условиях», чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства купят потребители, предприятия, государство и иностранцы и наоборот: чем выше уровень цен, тем ниже спрос на реальный объем национального продукта.

Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной или отрицательной.

 

Кривая совокупного спроса.

На данном этапе анализа принимается допущение, что кривая совокупного спроса стабильна, то есть не смещается.

ур. цен Р

АД AS

 

 

 
 


Объем произ-ва Q

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на о, что чем ниже уровень цен, тем выше спрос на реальный объем производства продукции.

Рисунки показывают, что кривая совокупного спроса АД отклоняется вниз и вправо точно также, как кривая спроса на отдельный товар Д. Однако причины такого отклонения у кривых АД и Д разные.

Для кривой спроса на отдельный товар (кривая Д) причинами являются «эффекты дохода и замещения». Это значит, что при увеличении цены товара, потребитель может купить аналогичный товар по более низкой цене. Следовательно, реальный доход потребителя не изменится. Таким образом, кривая спроса на отдельный товар предполагает постоянные доходы потребителей.

Но эффектами дохода и замещения нельзя объяснить характер кривой совокупного спроса АД, потому что здесь речь идет о совокупностях, об изменении уровня цен в целом, следовательно, принцип «один товар дешевле другого» не применим. Это значит, что движение по кривой АД вниз указывает на снижение уровня цен и, следовательно, рост реальных доходов. Смещение по кривой АД вверх приближает экономику к более высокому уровню цен и, следовательно, свидетельствует об уменьшении реальных доходов.

Таким образом, кривая совокупного спроса предполагает изменяющиеся доходы населения.

Замечание.

Однако известная модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов говорит о том, что увеличение уровня цен не обязательно должно означать снижение общего номинального дохода страны, потому что более высокие цены, уплаченные потребителями за товары и услуги, вернутся к ним же, но уже как поставщикам ресурсов в виде возросших доходов, то есть заработной платы, ренты, процентов, прибыли.

Характер кривой совокупного спроса АД определяют следующие факторы:

1. Эффект процентной ставки.

2. Эффект материальных ценностей или эффект богатства.

3. Эффект импортных закупок.

Эти факторы имеют одну общую черту: являются ценовыми факторами совокупного спроса. Это значит, что они изменяются, когда изменяется уровень цен, и в свою очередь приводят к изменению спроса на реальный объем национального производства.

Эффект процентной ставки.

Этот эффект определяется воздействием изменяющего уровня цен на процентную ставку и, следовательно, на потребительские расходы и инвестиционные расходы предприятий. Когда уровень цен повышается, то повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки в свою очередь приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиции.

 

Уточнение:

Анализируя кривую совокупного спроса на данном этапе анализа необходимо принять допущение, что объем денежной массы в экономике не изменяется. Когда уровень цен увеличивается, то и потребителям и предприятиям требуется больше денег для соответствующих расходов, то есть увеличивается спрос на деньги, а при неизменной денежной массе увеличение спроса на деньги приводит и к росту цены денег (цена за использование денег). Эта цена и есть процентная ставка. При возросших процентных ставках потребители и предприятия сокращают свои расходы, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Вывод:

Таким образом, повышение уровня цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.008 с.)