Анализ нормативно – правовой базы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ нормативно – правовой базы.



Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующей через механизм ценообразования. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Таможенный тариф в зависимости может определятся как:

· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

· свод ставок таможенных пошлин,применяемых к товарам перемещаемых через таможенную границу и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД.

Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь. Республики Казахстан и РФ (утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 и Решением Комиссии ТС от 27 ноября 2009 года № 130) – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

- защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

Основными функциями таможенного тарифа являются:

- протекционистская – связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны – импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством;

- фискальная – обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны;

- балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;

- регулирующая – оказывает определенное влияние на формирование страны производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других.

Виды таможенного тарифа:

- импортный, который делится на простой (тариф, в котором для каждого товара предусмотрена одна ставка таможенной пошлины) и сложный (тариф, который предусматривает применение различных – двух и более ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости от страны происхождения);

- экспортный.

Следует обратить внимание, что в основе формирования таможенного тарифа лежат следующие принципы:

– эскалация ставок таможенных пошлин – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технической обработки продукции (сырье – полуфабрикаты – готовая продукция);

– эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

Структура таможенного тарифа состоит из двух основных элементов: ставок таможенных пошлин и ТН ВЭД. При этом ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таможенная пошлина в соответствии со статьей 4 ТК ТС – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина представляет собой разницу между ценами на мировом рынке на товар и национальными затратами и ценами.

Введение таможенных пошлин влияет на повышение цены импортируемого товара, реализуемого на внутреннем рынке, на доходы местных потребителей, производителей, государство.

Таким образом, рассматривая роль таможенных пошлин можно отметить, что таможенные пошлины выполняют как экономическую роль, с их помощью создаются стоимостные барьеры, повышающие цену импортного товара и государство может стимулировать развитие определенной отрасли, так и торгово-политическую, которая проявляется в защите определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для исчисления таможенных пошлин - таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (статья 75 ТК ТС).

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- защитная (протекционистская), которая реализуется путем установления высоких ставок таможенных пошлин с целью защиты отечественных производителей;

- регулирующая – изменение ставок таможенных пошлин с учетом изменения цен на мировом рынке;

- фискальная – установление высоких ставок таможенных пошлин на товары ввозимые с целью пополнения федерального бюджета.

Говоря об исчислении таможенных пошлин, стоит отметить, что таможенные пошлины исчисляются плательщиками таможенных пошлин. Исчисление сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена ТС, таможенному органу которого подана таможенная декларация (статья 76 ТК ТС). Плательщиками таможенных пошлин являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов ТС и (или) законодательством стран-участниц ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (статья 79 ТК ТС). Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (статья 77 ТК ТС).

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

- адвалорные – начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

- комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По объекту обложения:

- ввозные – устанавливаются на ввоз товаров на таможенную территорию:

- вывозные – устанавливаются на товары, вывозимые с таможенной территории;

- транзитные – применяются к товарам, которые перемещаются по территории государства транзитом.

Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные ЕТТ ТС, для исчисления вывозных пошлин – установленные законодательством государств-членов ТС в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемых комиссией ТС в соответствии с международными договорами государств-участниц ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран (статья 77 ТК ТС).

По характеру таможенные пошлины классифицируются, как:

- сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- специальные – пошлины, которые применяются в случае, если товары, которые ввозятся в страну, в объемах и на условиях, грозящих нанести ущерб отечественным производителям;

- антидемпинговые – пошлины, которые применяются к товарам, которые ввозятся в страну по ценам ниже, чем цены на внутреннем рынке страны экспортера;

- компенсационные – пошлины, которые устанавливаются на ввозимые товары, при производстве которых использовались какие - либо субсидии.

В зависимости от страны происхождения товара (СПТ) таможенные пошлины делятся на:

- минимальные – пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из стран, с которыми подписано соглашение о предоставлении РНБ. Устанавливается базовая ставка таможенной пошлины – соответствует ставкам таможенного тарифа (100%);

- максимальные - пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из стран, с которыми не подписано соглашение о предоставлении РНБ. Устанавливается ставка таможенной пошлины – 200%;

- преференциальные - пошлины, применяемые к товарам, ввозимым на таможенную территорию из развивающихся и наименее развитых стран. Устанавливается ставка таможенной пошлины – 75% и 0% соответственно.

Определение страны происхождения ввозимого товара имеет особую важность, так как устанавливаемые странами ставки импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на их территорию, применяются этими странами, как правило, дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров.

Страна происхождения товара определяется в соответствии с главой 7 Таможенного Кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Перечень товаров, полностью произведенных в данной стране приведен в Соглашении от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (например, полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря; живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта и т.д.). Также в данном Соглашении указаны критерии достаточной обработки и критерии, не отвечающие критериям достаточной обработки, эти критерии определены Комиссией ТС.

В зависимости от страны происхождения товара товар может облагаться льготными таможенными пошлинами или полностью освобождаться от их уплаты – применение тарифных преференций.

Тарифные преференции – благоприятный, чем обычно таможенный тариф, предоставленный какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран. Цель таких преференций – создание условий повышения конкурентоспособности товаров из развивающихся стран на рынках развитых стран. В соответствии со статьями XXXVI – XXXVIII ГАТТ, каждая развитая страна разрабатывает национальную систему тарифных преференций в соответствии с общей системой преференций. В таможенном союзе разработана единая система преференций (ЕСП) с учетом особенности развития экономики государств-участниц, но на принципах, установленных в общей системе преференций.

Принципы построения единой системы преференций:

- обязательное выполнение условий международных соглашений;

- таможенные преференции – невзаимные, односторонние;

- не дискриминационный характер таможенных преференций, т.е. они должны распространяться на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений;

- периодичность пересмотра ЕСП;

- применение режима наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ);

- чувствительности преференциальных товаров;

- прозрачности, прогнозируемости.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;

- перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;

- перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

Важное значение и особую роль при реализации таможенно - тарифного регулирования ВЭД играют тарифные льготы. Тарифные льготы - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).

Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении от 25.01.2008 года «О едином таможенно - тарифном регулировании».

Более специфические виды льгот отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18. Указанные льготы в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС предоставляются в отношении сырья или материалов, которые не производятся или не соответствуют техническим характеристикам аналогов в государствах-участниках таможенного союза

Порядок и случаи предоставления тарифных льгот отражены в Таможенном кодексе ТС (ст.74).

Таким образом, становление и работоспособное функционирование Таможенного союза России, Беларусии и Казахстана это очень сложный и длительный процесс, который требует тщательной подготовки и проработки нормативно-правовой базы таможенно - тарифного регулирования. При формировании нормативно-правовой базы должны учитывать экономические интересы всех стран-участниц Таможенного союза, а так же соблюдены принципы государственного регулирования ВЭД.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.026 с.)