Личностно-ориентир-й подход в образ-и. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно-ориентир-й подход в образ-и.



Теория и практика, которая обозначена названием «личност-о-ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколь-о других названий, за каждым из которых стоит определенный. згляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика» неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концеп­ции можно объединить названием либеральная педагогика, в от­личие от авторитарной и технократической. Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д. Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале ХХ-го века, а затем с середины века направление в психологии — гуманистиче­ская психологияУПервый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрежку, пренебрежение личностью ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок — центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Представители гума­нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программир-го обучения и пед. технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуля­ций. Гуманистич. псих-я и на ее основе педоцентри-стская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цель­ность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потреб-ю в самоактуализации — реализации своих возможно­стей (А. Маслоу), К. Роджерс, создатель психотерапии, «центриро­ванной на клиенте», видит в уч-ке личность, способную разв-ть св. природ. ресурсы, ум и сердце, любознатель­ность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответ-сть, личность, способную вырабатывать собств. ценности в пр-се учебной и другой деятельности.

В свете изложенного представители гуманистической психо­логии предлагают строить обучение на иных (в сравнении с тради­ционной и технократической школой) принципах. Главным среди нихЧяожно считать принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и ^разбудить его собственную активность и внутренне силы, чтобы дон сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. | Согласно Кй. РоджерсуУ задача учителя не диктовать готовое и, | возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собствен-' ную познавательную активность, которая выразится в выборе-и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей, Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) са­мостоятельную деятельность ученика.

В традиционной школе, считает К. Роджерс, проходит авто­ритарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной програм­мы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения — «опытное учение»: это такая организация обучения, при которой школьники учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие лично­сти, ее самосознания, ее самореализация. Знание, школьная ^программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, Необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать ат-:.мосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стиму­лирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществля­ющего «развивающую помощь».

Атмосфера «свободы учения» в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний, старшего члена группы.

К методам, стимулирующим «свободу учения», относятся:

постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;

использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межлично­стному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы «открытого учения» использовать и эмо­ционально окрашенные методы — игру, и рациональные — «учеб-; ные пакеты», программированные пособия.

К достоинствам личностно-ориентированного обучения отно­сится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертро­фия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка — это, как правило, ведет к снижению акаде­мического уровня обучения, что отмечают сами западные педаго­ги, Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй-план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентиро-ванный тип обучения.

^Следует сказать, что педагогика сотрудничества советских учи­телей (70—80-е годы) очень близка позициям гуманистической, педоцентристской педагогики Запада. Идеи учителей-новаторов со­держали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»); задача не только давать зна-: ния, но развивать способности учащихся и воспитывать их в процес­се учения; поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность школьников и их развитие. Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую цен­ность — личность ребенка.

В настоящее время российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разрабатывают личност-но-ориентированную модель образования на основе опыта нова­торов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференци­рованное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематич­ности, снижает уровень обучения.

7. Концепция образов-я в РБ. Осн. пр-пы направления реформиро-я сш.

Была утверждена Кабинетом Министров в 1996г.

Состоит из разделов: 1) общая хар-ка шк-го образования РБ. 2) современное состояние. 3) обоснование необходимости реформирования. 4) цели и принципы реформы. В концепции подчеркиваются негативные тенденции в развитии общеобраз-ых школ РБ: 1. Перегрузка уч-ся. 2. Односторонняя направленность на интелектуальную подготовку и воспит-ие дисциплины. 3. элитаризация. 4. его недоступность многим уч-ся. 5. унификация шк-ой системы. Задачи общеобраз-ой школы: подготовить молодое поколение к полноценной жизни и общественной деят-ти, всестороннее развитие личности.

С 7-8 класса - углубленное изучение отдельных предметов. С 9-10 классов профилирование. Лицейские и гимназические классы (2 года) предназначены для продолжения среднего образ-ия и подготовки к высшему.

Сегодня необходимо сформи­ровать белорусское образование в самостоятельную и гибкую и систему, бази­рующуюся на национально-куль­турной основе и учитывающую об­разовательный опыт и новейшие педагогические технологии разви­тых стран.

К положительным чертам советской школьной системы относятся объем и качество знаний, предоставляемых учени­кам. Школа оснащена учебными программами высокого уровня сложности, обеспеченными эф­фективными методиками. Резуль­таты международных олимпиад наглядно демонстрируют это. К отриц. сторонам отно­сятся: üучебная перегрузка, приво­дящая к резкому ухудшению со­стояния здоровья уч-ков, большинство учеников не в состоянии успевать по всем предметам, üчрезмерная унифицирован­ность нашей школы, недостаток возможностей для учета индиви­дуальных наклонностей и способ­ностей учащихся; üнедостаточное внимание школы к проблемам гражданского воспитания и соци­альной адаптации школьника в ус­ловиях постоянного усложнения общественной жизни, что ведет к росту преступности, другим нега­тивным явлениям; üплохое мате­риальное и финансовое положе­ние нашей школы, учителей, üотток педагогических кадров из систе­мы образования:

Основными целями реформы являются вывод государственной системы образования на совре­менный уровень, по­вышение престижа, реальное зак­репление за сферой образования статуса приоритетности для госу­дарства и общества. Осн. направлениями реформирования должны стать: • переход к оптимальным срокам обучения в общеобразователь­ной сш; • переход на новое содержание технологии образования, опре­деление базового компонента общеобразовательной подготов­ки, обеспечивающего условия для гармоничного развития лич­ности; • изменения организационной структуры средней школы в це-лрх ее лучшего приспособления к современным условиям; • переход к профилированной под­готовке на завершающем этапе получения бщего среднего об­разования.

Гуманистический аспект реформы предполагает введение обязательной 10-летней базовой общеобразова­тельной школы и 5-дневной учеб­ной недели и предлагает структу­ру 12-летнего образования. Гуманитаризация образования состоит в более полном и после­довательном ознакомлении уча­щихся и студентов с достижения­ми национальной и мировой куль­туры в самых различных ее про­явлениях: литературе и поэзии, музыке и живописи, философии и культурологи. Многие фундамен­тальные положения основ наук, изложенные в нынешних школь­ных учебниках, оказались локаль­ными, неполными, устаревшими.

Начальная школа (1—4-е клас­сы, с 6 до 10 лет) ставит перед собой две задачи. 1. по­буждение и развитие устойчивого интереса к учению, к знанию. 2. функцио­нальная грамотность. Сами зна­ния и система их подачи должны быть не абстрактными, а вытекаю­щими из жизненных потребностей и психологии ребенка. Цель основной школы (с 5 по 10-й класс) будет состоять в подго­товке детей к жизни (а не к поступ­лению в вуз). Знания, полученные в 10-летке, должны быть логически завершенными. Подготовка в 8—10-х классах будет значительно дифференциро­вана. Государственный обязатель­ный для всех стандарт будет со­ставлять 70—75% школьной про­граммы. Остальное — по возмож­ностям школы и желаниям учени­ков и родителей А третья ступень школы (11— 12-и классы) будет фактически полностью. разделена на 5 специализаций: гуманитар­ная, естественнонаучная, политех­ническая, эстетическая и общая.

Современное состояние и тенденции развития образования и воспитания

В сфере образования и воспитания происходили негативные процессы: разрушение нац. шк., установление жесткой централизации управле­ния, чрезмерной унификации содержания и форм обучения и воспитания. Педагогические профессии стали малопрестижными, в основном женскими, что еще больше обострило проблемы обу­чения и особенно воспитания. Недостаточным было и остается матер. и фин. обеспечение. В рез-­те сегодня учебно-матер. база образования и особенно воспитания не отвечает современным требованиям. В городах 70% школ работают в 2-3-сменном режиме, у 60% сельских школ нет центрального ото­пления, водопровода, канализации. Только 30% школ имеют помещения для занятий физической культурой и спортом. Вызывает большую тревогу состояние здоровья дошкольников, уча­щихся и студентов. Ситуация еще более обострилась в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и социально-экономическим кризисом общества. Все больше обостряются проблемы воспитания, растет пре­ступность среди подростков.

В последнее время практически все развитые страны осу­ществляют интенсивное реформирование своих образова­тельных систем на основе специальных национальных программ. При этом определяются следующие тенденции: üповышение роли образования в обществе как реальной культурообразующей и производительной силы; üсочетание разнообразных государственных и не­государственных форм образования; üобновление содержания, усиление фундаментальнос­ти образования; üмодернизация учебно-материальной базы на ос­нове новейших достижений науки, техники и педаго­гических технологий; üдемократизация и гуманизация обучения и воспита­ния, переход образовательно-воспитательных систем на свободное саморазвитие в соответствии с изменчивы­ми условиями существования общества и личности; ü раннее выявление и всесторонняя поддержка талантли­вой молодежи; üактивизация деятельности учебных заведений в каче­стве социокультурных центров, расширение их взаи­модействия с родителями и общественностью.

Главная цель обучения и воспитания — ста­новление и развитие образованной, творческой, нацио­нально сознательной, нравственной и физически здоровой личности. Важнымицелями национального образо­вания и воспитания также являются: •воспитание жителей республики как граждан Беларуси, пред­ставителей своей нации и земной цивилизации; * жизненное самоопределение молодежи, ее профессиональ-i ная ориентация, подготовка специалистов и рабочих кадров на уровне мировых требований; * помощь жителям республики в овладении государствен­ным языком, содействие им в изучении иностранных языков; •распространение психолого-педагогических знаний среди населения республики; •содействие укреплению семьи и повышению ее роли в решении образовательно-воспитательных вопросов, обеспечение подготовки молодежи к исполнению ро­дительских обязанностей; • социальная адаптация и подготовка детей с недостат­ками в умственном и физическом развитии к посильной трудовой и общественной деятельности; •оказание помощи взрослым в получении необходимых им общеобразовательных и профессиональных знаний; •повышение эффективности общественного воспитания через взаимодействие со средствами массовой информа­ции, культурно-просветительными и другими учреждениями и организациями.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования и воспитания основывается на следу­ющих принципах :

Гуманитаризация обр-ния: *приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание жителей республики сведущими в миро­вой истории, уважительными к политическим, эконо­мическим и социальным правам, культуре и традици­ям всех народов; *национально-культурная основа, широкое и глубокое приобщение обучающихся к сокровищам духовной и материальной культуры, развитие само­сознания и воспитание лучших качеств характера белорусов;

гуманизм, обращение к конкретному человеку, внимание к его склонностям, интересам, возможностям свободной самореализации, а также установление взаи­моотношений сотрудничества и заботы, поощрение и поддержка стремлений людей к улучшению жизни обще­ства;

доступность – право каж. на образ-ние.

дифференциация – реализация творч. и интеллект. способ-стей.

экологическая направленность, содействие осо­знанию учащимися своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе, жи­вотному и растительному миру, подготовка экологически грамотных рабочих и специалистов, в том числе по радиа­ционной безопасности;

научность, достоверность и постоянное совершен­ствование содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с новейшими достижениями на­уки;

ориентация на мировой уровень образования, изучение и использование опыта развитых стран, обес­печение условий признания за границей эквивалент­ности документов, выдаваемых белорусскими учебны­ми заведениями;

связь с общественной практикой, взаимодейст-; вие образования с производством и социокультурной дейст­вительностью, адаптация личности к различным формам жиз­недеятельности общества;

преемственность и непрерывность, согласованность содержания и форм обучения и воспитания на разных уровнях образования, создание условий для перехода с одной ступени на другую и получения необходимых человеку знаний в любой период его жизни;

единство обучения, духовного и физического со­вершенствования, целостное развитие человека, его фи­зических, социальных и культурных сил, органическое со­четание основных элементов мировоззрения: знаний, нравственно-ценностных ориентации, эмоционально-по­веденческих отношений;

демократизм, уважение и доверие между педаго­гами, учащимися и родителями, расширение их прав и по­вышение осознанной ответственности, децентрализация управления и самостоятельность учебных заведений при обеспечении ими государственных требований к образо­ванию;

светский характер, гражданское обучение и воспитание в государственных учебных заведениях, свобода совести и вероис­поведания человека;

поощрение таланта и образованности, создание условий для выявления и развития способностей людей, использования их в интересах личности и общества, все­сторонняя поддержка стремлений повысить уровень об­разования;

обязательность базового образования как необ­ходимого уровня обучения для дальнейшего получения общего и профессионального образования или начала самостоятельной трудовой деятельности;

сочетание семейного и общественного воспита­ния, повышение роли семьи в жизни человека, созда­ние условий для реального исполнения родителями своих воспитательных функций.

8. Совр.тенденции развития образования в мире. Хар-ка заруб-ых образ-х систем.

1.Повышение роли и знач.обр. в жизни общества, 2. Формирование целостной и гибкой перманентной системы обр.(семья, дет.сад, универ), 3.Сочетание традиций и альтернатив(гос,обществ.и частн), 4. Модернизация базы классно-урочной системы, обновление содержания обр. в целях а. Гармоничного развития Л., б. Использование достижений совр.техники и новых технологий, в. массовой профессионализации и поддержки одаренных. 5. Гуманист. направленность, 6.Демокр. шк.системы 7.Дифференц.обр.(с учетом культ., этнич., соц., индивид. особенностей), 8.Повышение фундаментальности и логизации сод.обуч. 9.Построение субъект.-субъект отнош.на основе пед. сотрудничества.10.Активизация работы уч.зав. как социокульт.центров.11. Интеграция шк.и внешнего восп.и обр. 12.Непрерывность обр., Интернационализация(выработка единых стандартов), 13. Создание новых типов общеобраз. школ: объединенные шк. в Англии, общие шк.в Германии.

Дидактические концепции в зап.пед.:1. Традиционная парадигма(сохранение консервативной роли обр. как ретранслятора культ.прошлого. Обр.-передача молод.поколению элементов культуры пршлого.Мажо и Кро: дать новую жизнь систематич.акедемич.обр., 2.Рационалистическая модель(усиление проблемного усвоения через обр.), 3.Феноменологическое направление: гуманистическая направленность ВиО, мысль о персональном обучении.

Сисгема обр. в Германии: детский сад(1-6), начальная шк(4г.), ориетировочный период(2г.) общая шк., реальная и основная шк(до 11 кл.), к-е дают право обучения в проф.тех.училищах, гимназии(до 13 кл.), университет, высшие гехнические школы. Дуальная система проф.обр: 1-2 раза в неделю учащиеся посещают занятия в профшколе, остальное время-практические занятия на предприятиях.

 

9. Пед. Диагностика в уч-воспит процессе.

Происходит от греческого “диагнозис” = распознавание. Этот традиционный мед термин в педагогике появился недавно. Пед диагн =система способов определения результативности пед-го процесса. Различают: - диагностирование обученности; -диагност-ие воспит-ти.

Технологически более разработано 1-ое, кот осуществ-ся путем традиц проверки и оценки предметных знаний, умений и навыков. Но дидакт-ую диагн-ку нельзя сводить к оценке и отметке, т.е. к констатации успеха или неуспеха. Диагн-ние как процесс включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование уч-воспит-го процесса, принятие мер по его усовершенствованию.

В структуру дидакт-ой диагн-ки входит диагн-ка обучаемости. Обучаемость -способн-ть уч-гося к овладению уч предметом, уровню успешности.

Показатели обучаемости: 1. темпы обучения. 2. затрата времени и сил. 3. качество уч деят-ти. 4. уровень самостоят-ти и творческости.

Диагностика об-ти упрощает проблему дифференц-ии обучения, т.е. подбор уч-ся в группы, подгруппы. До последнего времени форм-ие групп было на примитивном уровне, т.к. осуществлялось по успеваемости.

Менее распространена пед диаг-ка воспит-ти. Сложность связана с тем, что воспит-ый процесс =многофакторный, +отодвинутость результатов в будущее.

Интегративный показатель воспит-ти -направленность личности (соц-ая и ясоц-ая).

Критерии воспит-ти: внешние поведенческие проявления (поступки); внутренние признаки воспит-ти (мотивы, убеждения, ценностные ориентации).

Для выявления уровня воспит-ти главное = наблюдательность педагога. При этом следует иметь ввиду, что полнее всего ученик раскрывается в конфликтных ситуациях. Во 2-ом случае используются анкетирование, пел тесты, сочинение, диспуты.

Диагностика -система мер, направленных на получение достовер информ-ции об эффект-ти уч процесса и воспит, на субъект этого процесса. Это изучение уч-ка и колл-ву их обучаемости, учителя, его профмастерства.

Задачи ПД: оптим-ть пр инд обуч., опред результаты; свести к мин ошибок. Основные методы: наблюдение, беседы, анкет-ие, опрос, социометр иссл-ия, изучение хар-к. Аспекты диагн деят-ти: уравнение, анализ, прогноз-ие, интерпрет-ие, доведение до свед рез-ов диагн деят-ти, контроль за возд-ем на участие методов. Цель -оптимиз-ция, соверш-ие пед процесса.

 

10. Процесс обучения, его структура, функции и принципы.

Процесс обучения —это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения—часть целостного педагогического процесса. В уч. пр-се не ставиться задача открытия новых истин, а требуется лишь творческое их усвоение. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Функции. Всесторонне гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Процесс обучения призван осуществлять 3 функции — образоват-ю, восп-ю, разв-ю.

Грани между образованием, восп-ем и развитием весьма относительны и нек-ые аспекты их взаимно перекркщиваются. Например, в понятие образования часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных мений и навыков. Само образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности и др.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций

Воспитательная функция формирует у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связьЖ от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения.

Развивающая функция прявляется в развитии двигательной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной и мотивацинной сферы учащихся. В связи с этим в дидактике применяется понятие развивающего обучения: т.е. обучение должно идти впереди развития.

Все функции находятся в связях и взаимообуславливают друг друга.

Структура. При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения. В процессе обучения функционируют также процессы общения преподавателей и обучаемых. Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию в учении, на формирование положительного отношения к учебе. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения.

Составные компоненты процесса обучения:

Целевой —отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом.

Стимулирующе-мотивационный —предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности решения перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач.

Содержательный— определяется учебным планом, гос. учебными программами и учебниками по данному предмету.

Операционно-деятельностный —отражает наиболее процессуальную сущность обучения, т.к. в деятельности педагогов и учащихся реализуется задача присвоения школьниками социального опыта человечества.

Контрольно-регулировочный —предполагает контроль препода за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ.

Оценочно-результативный —предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов.

Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения:

1. Научность и идейно-политическая направленность обучения

Глубокое раскрытие каждого научного положения изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механизма зазубривания.

2. проблемность

Когда учащийся сталквается с проблемами, лишь тогда он включается в процесс обучения, проявляет мыслительную деятельность. Поэтому необходимо ставить перед ним проблемы и задачи

3. наглядность

Обучение выступает как средство познания окружающего мира. На ранних этапах ребенок мыслит образами, а не понятиями. Легче осмысление понятий, если они подкреплены образами и конкрктными фактами. Наглядность повышает интерес к знаниям.

4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения

Умелое использование разнообразных приемов способствует возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, приданию учебному процессу проблемного характкра. Приучение учащихся к постановке вопросов перед учителем после осмысления материала

5. доступность

Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей и недопустимости чрезмерной усложненности и прегруженности материала.

6. системат-сти и последов-сти

Последовательное усвоение учащимся определенной системы знаний в разных областях науки.

7. прочности и его цикличности

Овладение знаниями и умениями происходит тогда, когда они осмыслены, хорошо усвоены и продолжительно сохраняются в памяти

8. единство образовательной, воспитательной и развмвающей функций обучения.

 

11. Системы и формы орг-ции обучения. Общедидакт. требования к совр. уроку.

Осуществление обучения требует знания и умелого исп-ния разнообр. форм. Но нет четкого определения формы обучения, что ведет к терминологич. путанице. Нельзя смешивать понятия “метод” и “формы”. Метод – это способ осущ-ния раб. и орг-ции по решеню дидактич. задач, т.е. метод- хар-ка содержательно-процессуальной, т.е. внутр. стороны.уч. пр-са, а формы орг-ции обуч-я – это внеш. сторона орг-ции обуч-я, связ-я с кол-вом уч-хся, временем и местом обуч-я, порядком его осущ-ния. Но они связаны: одня и та же форма по-разному модифицируется в зав-сти от задачи и места (напр., экскурсия: а) изучение нов. мат-ла, б) закрепление и практич. применение изученного) В зав-сти от кол-ва обучаемых формы классифицируются: 1) массовые (олимпиады, учеб. конференции, производств. практика), 2) групповые (урок, экскурсия, лаб. раб., фокультатив), 3) индивид. (дом. раб., доп. занятия, консультации, собеседования, зачет, экзамен). Наиб. распростр. и популярная – классно-урочная система. Суть: 1. уч-еся одного возраста распред-ются по классам, 2. занятия – поурочно и по расписанию, 3. все уч-еся занимаются по одним и тем же мат-лам.

На совр. этапе отношения к классно-урочной системе изм-лись в сторону увеличеня критики, причем однозначные сторонники малочисленны, в основоном- противники (требования вообще ликвидировать классно-урочную с-му как изжившую себя, протест против культа среднего уч-ка), а также сторонники- преобразователи (урок – прочный фундамент учеб. процесса, но надо очистить его от формализма путем стимулирования творчества уч-хся и уч-лей). Один из путей – идея индивид-ции в пределах классно-урочной с-мы – групповое обучение: вместо “уч-ль-ученик” – “уч-ль-группа-уч-к”. Положительные стороны этого пути: усиление персонального наряду с коллективным духом обуч-я, здоровая конкуренция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.072 с.)