Развитие налогообложения в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие налогообложения в России



Развитие налогообложения в России

Рассматривая налогообложение в России, необходимо отметить, что первые налоги в нашем государстве появились в конце IX в. в Древней Руси. В данный период в Древнерусском государстве существовали подданные отношения, и в качестве основного налога выступали поборы в княжескую казну - "дань".

В Древней Руси существовали и косвенные налоги, которые взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый мыт - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси были введены пошлины за каждую повозку, которая провозила товар по территории владельца земли.

В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу монголо-татарских ханов ("выход"). В XIV - XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань, но и дань (как государственную подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значение, когда была прекращена уплата "ордынского выхода" (1480)

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы:

- торговый сбор - взимался за право торговли;

- гостиная дань - взималась за провоз товаров;

- сбор за перевоз - взимался за перевоз товаров и людей через водную преграду.

В период правления Ивана III фактически заново начала создаваться древнерусская система налогообложения. В 1480 г. были введены новые прямые и косвенные налоги и сборы, произошло упорядочение налоговых платежей в государстве.

Основными государственными налогами в конце XV - начале XVI в. были:

1) прямые налоги, к которым относились:

- деньги с черносошных крестьян и посадских людей;

- ямские деньги;

- пищальные деньги;

2) сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др.

Налоговая реформа 1678 - 1680 гг. отменила многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение было заменено подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы.

В XVII в. после ликвидации остатков прежней феодальной раздробленности и в результате укрепления централизованного государства появляются специальные акты органов центральной государственной власти. Данные указы были посвящены регулированию исключительно налоговых отношений и установлению новых правил налогообложения.

К таким указам относятся следующие:

- царский указ от 7 февраля 1646 г., который предусматривал замену множества прямых налогов одним косвенным - налогом на соль;

- царский указ от 5 сентября 1679 г., устанавливавший подворную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пищальных денег и некоторых других.

Особую роль в становлении и развитии налоговых отношений приобрел период правления Петра I (1672 - 1725). Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с одной души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

В период правления Екатерины II (1729 - 1796) финансовая система, в том числе и налоговая система, продолжает совершенствоваться.

В 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы:

- экспедиция государственных доходов;

- экспедиция ревизий;

- экспедиция взыскания недоимок.

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

В XIX в. появляются нормативные правовые акты, регулирующие систему земских сборов и повинностей. Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги.

В 1898 г. Николаем II были введены такие налоги, как:

- промысловый налог;

- сбор с аукционных продаж;

- сбор с векселей и заемных писем;

- налоги за право торговой деятельности;

- налог с капитала для акционерных обществ;

- процентный сбор с прибыли;

- налог на автоматический экипаж;

- городской налог за прописку и т.д.

В этот период большое значение также имел налог с недвижимого имущества.

После революции 1917 г. основным доходом советского государства выступила эмиссия денег, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог.

Переход на новые экономические отношения в Советской России начался с Доклада В. Ленина от 15 марта 1921 г. "О замене продразверстки продовольственным налогом", посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям. Таким образом, первые налоговые преобразования относятся к эпохе нэпа.

Налоговая реформа СССР 1930 - 1932 гг. (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.) полностью упразднила систему акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли.

В связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В 1970 - 1980-е годы около 90% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от народного хозяйства. Налоги с населения составляли лишь 7 - 9% всех поступлений в бюджет.

Эпоха перестройки с середины 1980-х годов привела к реформированию системы платежей в бюджет и объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который урегулировал многие налоговые правоотношения в стране.

В начале 1990-х годов была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В данный период были приняты основополагающие налоговые законы:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об основах налоговой системы);

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

- Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость";

- Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

Таким образом, в декабре 1991 г. была практически сформирована налоговая система России.

Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации происходит совершенствование законодательства о налогах и сборах.

Наука налогового права

Налоговое право как отрасль юридической науки представляет собой систему знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права.

Наука налогового права является составной частью науки финансового права.

Наука налогового права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность структурированных и материально закрещенных знании, теоретических положений и выводов о содержании, роли, значении, а также о развитии налогового права как составной части российского права.

Наука налогового права изучает:

нормы налогового права и их развитие;

пути совершенствования законодательства;

общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и развития налоговой системы России;

общественные отношения, формирующиеся в процессе уста­новления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участ­ников налоговых правоотношений. Наука налогового права - это выстроенная в определенную сис­тему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются в научных стать­ях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

Система налогов и сборов.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения системы налогов и сборов. Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумеваетсовокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ). На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. ст. 13 - 15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ, предусматривающими соответственно единый сельскохозяйственный налог, единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации. Вполне возможна ситуация, когда обозначенные в Налоговом кодексе РФ налог или сбор не введены на территории Российской Федерации, однако наличие их даже в перечне налогов может означать, что федеральный законодатель полагает возможным их введение на территории Российской Федерации.

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием "система налогов и сборов" в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство терминов "система налогов и сборов" и "налоговая система", смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации - система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве. И.И. Кучеров справедливо отмечает, что "важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство" <1>. Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию названный автор выделяет три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств <2>. В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма - системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

НК РФ: В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Доп. вопросы

См ответ на вопр 2 доп

 

Элементы налога.

Система правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов.

Обязательные элементы включают две группы.

1.Основные элементы это - объект налогообложения. И ставка налога или сбора.

2.Дополнительные элементы это:

– налоговые льготы

- предмет, база, единица налогообложения;

- источник уплаты налога;

- методы, сроки и способы уплаты налога;

- особенности налогового режима;

- бюджет или фонд поступления налога (сбора);

- особенности налоговой отчетности.

Факультативные элементы. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Например ведении специальных кадастров по имущественным налогам специфических реестров, бандерольный способ уплаты и т.д.

Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут присутствовать в налоговом механизме, а могут и не использоваться.

В общем, элементы механизма налога определяют содержание и особенности реализации налоговой обязанности, что очень важно. Так, в ст.17 НК определено. Что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Доп Проведите разделение налогов и сборов на виды в зависимости от различных критериев (субъектов налога, времени взимания налога, назначения налогового платежа и др.). Верно ли утверждение о том, что деление налогов на федеральные, региональные и местные осуществляется в зависимости от того, в какой бюджет поступают соответствующие налоги?

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

1. В зависимости от плательщика:

1) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций, в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. (необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица; вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства);

2) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

3) общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в соб-ственности лица (например, земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

1) прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:

• личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);

• реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, земельный налог);

2) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложении формальным пла-тельщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налога является потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).

3. По территориальному уровню:

1) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы);

2) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъ-екта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

3) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).

4. В зависимости от канала поступления:

1) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;

2) местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;

3) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;

4) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

5. В зависимости от характера использования:

1) налоги общего значения, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются; таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

2) целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).

6. В зависимости от периодичности взимания:

1) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход);

2) регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.

Что касается положения о том, что деление налогов на федеральные, региональные и местные осуществляется в зависимости от того, в какой бюджет поступают соответствующие налоги, то об этом можно сказать следующее:

В первую очередь, налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

Указанные налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Развитие налогообложения в России

Рассматривая налогообложение в России, необходимо отметить, что первые налоги в нашем государстве появились в конце IX в. в Древней Руси. В данный период в Древнерусском государстве существовали подданные отношения, и в качестве основного налога выступали поборы в княжескую казну - "дань".

В Древней Руси существовали и косвенные налоги, которые взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый мыт - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси были введены пошлины за каждую повозку, которая провозила товар по территории владельца земли.

В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу монголо-татарских ханов ("выход"). В XIV - XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань, но и дань (как государственную подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значение, когда была прекращена уплата "ордынского выхода" (1480)

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы:

- торговый сбор - взимался за право торговли;

- гостиная дань - взималась за провоз товаров;

- сбор за перевоз - взимался за перевоз товаров и людей через водную преграду.

В период правления Ивана III фактически заново начала создаваться древнерусская система налогообложения. В 1480 г. были введены новые прямые и косвенные налоги и сборы, произошло упорядочение налоговых платежей в государстве.

Основными государственными налогами в конце XV - начале XVI в. были:

1) прямые налоги, к которым относились:

- деньги с черносошных крестьян и посадских людей;

- ямские деньги;

- пищальные деньги;

2) сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др.

Налоговая реформа 1678 - 1680 гг. отменила многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение было заменено подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы.

В XVII в. после ликвидации остатков прежней феодальной раздробленности и в результате укрепления централизованного государства появляются специальные акты органов центральной государственной власти. Данные указы были посвящены регулированию исключительно налоговых отношений и установлению новых правил налогообложения.

К таким указам относятся следующие:

- царский указ от 7 февраля 1646 г., который предусматривал замену множества прямых налогов одним косвенным - налогом на соль;

- царский указ от 5 сентября 1679 г., устанавливавший подворную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пищальных денег и некоторых других.

Особую роль в становлении и развитии налоговых отношений приобрел период правления Петра I (1672 - 1725). Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с одной души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

В период правления Екатерины II (1729 - 1796) финансовая система, в том числе и налоговая система, продолжает совершенствоваться.

В 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы:

- экспедиция государственных доходов;

- экспедиция ревизий;

- экспедиция взыскания недоимок.

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

В XIX в. появляются нормативные правовые акты, регулирующие систему земских сборов и повинностей. Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги.

В 1898 г. Николаем II были введены такие налоги, как:

- промысловый налог;

- сбор с аукционных продаж;

- сбор с векселей и заемных писем;

- налоги за право торговой деятельности;

- налог с капитала для акционерных обществ;

- процентный сбор с прибыли;

- налог на автоматический экипаж;

- городской налог за прописку и т.д.

В этот период большое значение также имел налог с недвижимого имущества.

После революции 1917 г. основным доходом советского государства выступила эмиссия денег, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог.

Переход на новые экономические отношения в Советской России начался с Доклада В. Ленина от 15 марта 1921 г. "О замене продразверстки продовольственным налогом", посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям. Таким образом, первые налоговые преобразования относятся к эпохе нэпа.

Налоговая реформа СССР 1930 - 1932 гг. (Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.) полностью упразднила систему акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли.

В связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В 1970 - 1980-е годы около 90% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от народного хозяйства. Налоги с населения составляли лишь 7 - 9% всех поступлений в бюджет.

Эпоха перестройки с середины 1980-х годов привела к реформированию системы платежей в бюджет и объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который урегулировал многие налоговые правоотношения в стране.

В начале 1990-х годов была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В данный период были приняты основополагающие налоговые законы:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об основах налоговой системы);

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

- Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость";

- Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

Таким образом, в декабре 1991 г. была практически сформирована налоговая система России.

Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации происходит совершенствование законодательства о налогах и сборах.

Наука налогового права

Налоговое право как отрасль юридической науки представляет собой систему знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права.

Наука налогового права является составной частью науки финансового права.

Наука налогового права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность структурированных и материально закрещенных знании, теоретических положений и выводов о содержании, роли, значении, а также о развитии налогового права как составной части российского права.

Наука налогового права изучает:

нормы налогового права и их развитие;

пути совершенствования законодательства;

общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и развития налоговой системы России;

общественные отношения, формирующиеся в процессе уста­новления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участ­ников налоговых правоотношений. Наука налогового права - это выстроенная в определенную сис­тему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются в научных стать­ях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.098 с.)