Ценностные установки молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные установки молодежи



 

 

Для молодежи региона наиболее значимыми являются ценности личной безопасности, отношений в семье, состояния здоровья, материального благополучия и возможности достижения поставленных целей (Таб. 40). Наименее важны такие аспекты как экономическая и политическая обстановка в стране, а также климат.

Территориальные различия почти не выражены. Можно лишь отметить, что для молодежи Вологды несколько более значимо наличие качественной социальной и культурной инфраструктуры.

 

Таблица 40 Насколько важны для Вас сейчас или будут важны в будущем следующие моменты?

 

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
Личная безопасность
Важно, скорее важно 97,2% 96,7% 97,6% 97,2%
Скорее не важно, не важно 1,7% 2,0% 2,0% 1,3%
Затрудняюсь ответить 1,1% 1,3% 0,4% 1,5%
Отношение в семье
Важно, скорее важно 97,0% 95,7% 98,6% 97,0%
Скорее не важно, не важно 1,9% 2,7% 1,0% 1,?%
Затрудняюсь ответить 1,1% 1,7% 0,3% 1,3%
Состояние здоровья
Важно, скорее важно 96,1% 94,6% 96,3% 97,1%
Скорее не важно, не важно 2,9% 3,6% 3,4% 2,0%
Затрудняюсь ответить 1,0% 1,7% 0,3% 0,9%
Материальное положение
Важно, скорее важно 95,8% 96,0% 94,2% 96,6%
Скорее не важно, не важно 3,2% 3,0% 5,1% 2,0%
Затрудняюсь ответить 1,0% 1,0% 0,7% 1,4%
Возможность достижения поставленных целей
Важно, скорее важно 95,3% 95,6% 94,9% 95,2%
Скорее не важно, не важно 2,9% 2,3% 3,4% 3,0%
Затрудняюсь ответить 1,8% 2,0% 1,7% 1,7%
Работа
Важно, скорее важно 94,3% 92,3% 94,6% 95,8%
Скорее не важно, не важно 4,3% 5,7% 4,7% 2,8%
Затрудняюсь ответить 1,4% 2,0% 0,7% 1,5%
Дружба, общение
Важно, скорее важно 94,1% 94,3% 92,2% 95,2%
Скорее не важно, не важно 4,4% 3,3% 6,8% 3,6%
Затрудняюсь ответить 1,5% 2,3% 1,0% 1,2%
Социальная инфраструктура (школы, больницы и т.д.)
Важно, скорее важно 89,3% 91,3% 87,5% 88,9%
Скорее не важно, не важно 8,0% 5,7% 10,1% 8,4%
Затрудняюсь ответить 2,7% 3,0% 2,4% 2,8%
Наличие досуга и возможность его организации
Важно, скорее важно 88,6% 90,8% 89,2% 86,4%
Скорее не важно, не важно 8,8% 6,2% 10,2% 9,9%
Затрудняюсь ответить 2,6% 3,1% 0,7% 3,6%
Экология
Важно, скорее важно 85,1% 84,3% 84,8% 86,0%
Скорее не важно, не важно 12,3% 13,0% 12,9% 11,2%
Затрудняюсь ответить 2,6% 2,7% 2,4% 2,8%
Положение в обществе
Важно, скорее важно 84,5% 85,6% 82,8% 84,9%
Скорее не важно, не важно 13,2% 11,0% 16,5% 12,6%
Затрудняюсь ответить 2,3% 3,3% 0,7% 2,5%
Творческая самореализация
Важно, скорее важно 83,3% 82,3% 85,8% 82,5%
Скорее не важно, не важно 14,1% 14,0% 14,2% 14,2%
Затрудняюсь ответить 2,5% 3,7% 0,0% 3,4%
Экономическая и политическая обстановка в стране
Важно, скорее важно 77,6% 77,3% 76,0% 79,0%
Скорее не важно, не важно 18,6% 17,7% 21,9% 17,0%
Затрудняюсь ответить 3,8% 5,0% 2,0% 4,1%
Комфортный климат, погода
Важно, скорее важно 69,0% 67,9% 68,2% 70,4%
Скорее не важно, не важно 29,1% 30,1% 30,1% 27,6%
Затрудняюсь ответить 1,9% 2,0% 1,7% 2,0%

 

42,0% молодежи региона предпочло бы иметь средний или даже низкий заработок, но трудиться на безопасном производстве и жить в экологически безопасной среде (Таб. 41). Среди молодых людей Череповца, такой позиции придерживается 46,3% респондентов.

 

 

Таблица 41 Какую из следующих альтернатив Вы бы предпочли, если могли бы выбирать?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
Иметь высокие доходы, но жить в неблагоприятных климатических условиях и работать на вредном производстве 19,7% 18,7% 21,1% 19,6%
Иметь средний и даже низкий заработок, но работать на безопасном производстве и жить в экологически благоприятной среде 42,0% 42,1% 46,3% 38,8%
Затрудняюсь ответить 38,3% 39,1% 32,6% 41,7%

 

Основные интересы молодежи связаны с семьей (41,3%, Таб. 42), учебой (16,3%) и высоким уровнем материального дохода (12,8%). Духовная жизнь, общение и профессиональная самореализация смещены на периферию потребностей. По отношению к 2012 году, за счет молодежи Вологды и Череповца на 4,2% снизился (больше статистической погрешности) интерес, связанный с работой.

 

Таблица 42 В какой области находятся Ваши главные интересы?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
               
Мои главные интересы связаны, прежде всего, с моей работой 13,8% 9,6% 15,1% 7,8% 15,6% 9,5% 13,3% 11,2%
Мои главные интересы в семье и доме 41,3% 43,9% 40,9% 42,7% 34,9% 42,2% 42,4% 46,1%
Главные интересы в области учебы, образования, повышения квалификации 17,5% 16,3% 18,3% 18,1% 14,3% 17,6% 18,0% 13,7%
Для меня самое важное – это общение с определенным кругом людей 7,6% 8,4% 7,0% 8,5% 12,5% 8,8% 6,8% 8,1%
Главное дело – обеспечить приличный заработок 11,3% 12,8% 12,2% 11,3% 12,0% 13,9% 11,0% 13,3%
Для меня главное – мои духовные интересы, культура 4,0% 7,2% 4,9% 8,5% 5,5% 7,8% 3,6% 5,5%
Другое 1,0% 1,6% 0,3% 2,7% 1,8% 0,3% 1,0% 1,6%

 

Половина молодежи (50,9%, Таб. 43) полагает, что успех в жизни связан, прежде всего, с «наличием хороших связей с нужными людьми». Кроме связей, важен профессионализм (42,1%) и трудолюбие (35,3%).

Для молодежи Вологды, выше среднего по региону значения, важны связи, влиятельные родственники и профессионализм, для молодых людей из районов особенно значимо наличие высокооплачиваемой работы.

 

Таблица 43 Как Вы думаете, за счет чего люди чаще всего добиваются успехов в жизни?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
Наличия высшего образования 26,6% 26,1% 24,5% 28,7%
Наличия высокооплачиваемой работы 23,5% 22,4% 19,8% 27,1%
Наличия хороших связей с нужными людьми 50,9% 54,2% 50,7% 48,4%
Умения хорошо работать 35,3% 36,1% 34,2% 35,4%
Наличия хорошей специальности 13,3% 11,7% 13,1% 14,9%
Удачной женитьбы (замужества) 12,3% 12,4% 12,4% 12,3%
Наличия влиятельных родителей, родственников 25,7% 28,4% 25,8% 23,2%
Удачи (хорошо быть человеком, которому везет) 16,9% 17,1% 18,5% 15,7%
Профессионализма в своем деле 42,1% 48,2% 43,3% 36,0%
Другое 1,4% 1,3% 1,3% 1,6%
Затрудняюсь ответить 3,1% 3,0% 2,3% 3,7%

 

Молодежь региона предпочитает из доступной культурной инфраструктуры регулярно посещать парки и кинотеатры (Рис. 70). 86% молодых людей редко или совсем не пользуются услугами музеев, а 88% - практически не бывают в театрах.

Рисунок 70 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы пользуетесь услугами учреждений и участвуете в праздничных мероприятиях?»

 

24,2% молодежи районов никогда не посещало кинотеатры, 31,1% - музеи, 51,9% театры (Таб. 44). Это не может быть объяснено только слабым развитием соответствующей инфраструктуры в муниципалитетах, так как от четверти до трети молодых людей из Вологды и Череповца также никогда не посещали музеи и театры.

 

Таблица 44 Как часто Вы пользуетесь услугами учреждений и участвуете в праздничных мероприятиях?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
Кинотеатры
Регулярно (более 10 раз в год) 24,3% 32,1% 29,5% 13,7%
Часто (3-10 раз в год) 29,0% 35,5% 34,2% 19,5%
Редко (1-3 раза в год) 35,3% 28,4% 33,2% 42,6%
Никогда 11,5% 4,0% 3,1% 24,2%
Музеи
Регулярно (более 10 раз в год) 2,0% 1,7% 1,7% 2,4%
Часто (3-10 раз в год) 12,8% 13,2% 16,0% 10,2%
Редко (1-3 раза в год) 58,6% 62,0% 57,8% 56,4%
Никогда 26,6% 23,1% 24,5% 31,1%
Театры
Регулярно (более 10 раз в год) 2,7% 4,4% 1,7% 2,1%
Часто (3-10 раз в год) 9,8% 14,5% 10,5% 5,2%
Редко (1-3 раза в год) 48,5% 53,0% 53,7% 40,8%
Никогда 39,0% 28,0% 34,1% 51,9%
Клубы, дискотеки
Регулярно (более 10 раз в год) 11,6% 12,8% 8,8% 12,6%
Часто (3-10 раз в год) 20,8% 25,9% 16,3% 19,6%
Редко (1-3 раза в год) 36,6% 31,0% 39,8% 39,1%
Никогда 31,0% 30,3% 35,0% 28,8%
Библиотеки
Регулярно (более 10 раз в год) 12,5% 10,1% 15,2% 12,4%
Часто (3-10 раз в год) 22,6% 23,6% 24,3% 20,4%
Редко (1-3 раза в год) 41,3% 41,6% 38,9% 42,8%
Никогда 23,7% 24,7% 21,6% 24,4%
Парки
Регулярно (более 10 раз в год) 37,9% 47,1% 37,7% 29,9%
Часто (3-10 раз в год) 32,4% 32,0% 34,7% 30,9%
Редко (1-3 раза в год) 22,8% 18,5% 21,9% 27,2%
Никогда 7,0% 2,4% 5,7% 11,9%
Городские праздники
Регулярно (более 10 раз в год) 19,7% 20,1% 15,5% 22,5%
Часто (3-10 раз в год) 33,2% 37,8% 25,3% 35,0%
Редко (1-3 раза в год) 38,0% 35,1% 45,6% 35,0%
Никогда 9,0% 7,0% 13,5% 7,5%

 

 

60,9% молодежи свободное время проводит в сети интернет и этот показатель вырос, по сравнению с 2012 годом, на 4,3% (Таб. 45). Вместе с тем, за три года резко снизился просмотр телевидения (на 8,9%) и увеличилась доля занимающихся спортом, чтением и личными увлечениями.

В Вологде молодежь больше, чем в среднем по региону, проводит время в интернете (66,6%), но зато активнее увлечена личными хобби и чтением. В Череповце молодые люди больше предпочитают занятия физкультурой и спортом (30,3%). Активнее смотрит телевизор (38,8%) и занимается хозяйственными делами (36,1%) молодежь из районов.

 

Таблица 45 Как Вы обычно проводите свое свободное время?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
               
Смотрю ТВ 39,8% 30,9% 39,4% 27,1% 28,4% 24,6% 41,8% 38,8%
Занимаюсь хозяйственными делами 37,4% 33,1% 34,2% 30,1% 28,4% 32,7% 39,4% 36,1%
Прогуливаюсь на свежем воздухе 29,1% 31,5% 30,4% 32,4% 34,1% 31,0% 28,0% 31,2%
Занимаюсь физической культурой и спортом 17,2% 26,8% 15,4% 25,4% 16,9% 30,3% 17,5% 25,4%
Сижу в сети интернет 56,6% 60,9% 62,6% 66,6% 57,6% 59,3% 55,5% 57,2%
Играю в компьютерные игры 12,8% 11,0% 12,2% 9,4% 14,6% 11,1% 12,5% 12,3%
Занимаюсь личным увлечением (хобби) 26,2% 31,6% 33,9% 35,1% 33,3% 33,0% 23,7% 27,5%
Читаю 14,3% 20,6% 16,5% 26,8% 16,9% 19,9% 13,5% 15,8%
Другое 1,8% 3,8% 0,9% 3,7% 2,1% 5,1% 1,9% 3,1%

 

Хотя бы одну книгу в месяц читает 28% молодежи региона (Рис. 71). Совсем не читают художественную литературу 15% молодых людей.

Рисунок 71 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Читаете ли Вы в свое свободное время художественную литературу?»

20,1% молодежи области так или иначе принимало участие в субкультурных движениях (Таб. 46). За 3 года доля такой молодежи в Вологде и Череповце немного снизилась, а в районах возросла (в пределах статистической погрешности). Больше всего прямых участников неформальных объединений по-прежнему в Череповце – 7,8%.

 

Таблица 46 Участвовали ли Вы когда-нибудь в субкультурных/неформальных движениях прямо или косвенно

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
               
Прямо участвовал в движении 4,5% 5,6% 6,1% 4,4% 10,2% 7,8% 3,2% 5,0%
Косвенно участвовал в движении 11,9% 14,5% 17,4% 16,8% 17,7% 15,5% 10,0% 11,6%
Никогда не участвовал в субкультурных движениях 83,6% 79,9% 76,5% 78,8% 72,1% 76,7% 86,7% 83,4%

 

Самые популярные среди молодежи региона субкультуры – это рокеры, спортивные фанаты и рэперы (Таб. 47). Среди молодежи Вологды, выше чем в среднем по региону, пользуются популярностью пацифисты и хипстеры, в среде череповецкой молодежи – спортивные фанаты, рэперы, анимэшники. В районах в молодежной среде известны рокеры, спортивные фанаты, рэперы, эмо и металлисты.

 

Таблица 47 Если Вы участвовали в субкультурном движении, то укажите в каком?

Субкультурное движение Область Вологда Череповец Районы
Рокеры 25,4% 24,2% 24,3% 27,8%
Спортивные (футбольные) фанаты 19,9% 12,9% 22,9% 24,1%
Рэперы 19,1% 14,5% 22,9% 20,2%
Хип-хоп 17,5% 17,7% 17,1% 17,6%
Анимэ, отаку 13,4% 6,5% 18,6% 15,5%
Панки 11,5% 11,3% 12,9% 10,4%
Пацифисты 9,7% 19,4% 7,1% 2,1%
Хиппи 9,4% 9,7% 10,0% 8,6%
Эмо 9,2% 3,2% 11,4% 13,2%
Металлисты 8,6% 4,8% 7,1% 14,2%
Хипстеры 8,2% 11,3% 5,7% 7,4%
Паркур 7,6% 8,1% 4,3% 10,4%
Готы 7,5% 8,1% 5,7% 8,6%
Граффити 7,1% 6,5% 5,7% 9,3%
Растаманы 6,3% 9,7% 4,3% 4,9%
Скинхеды 5,2% 6,5% 4,3% 4,9%
Хакерство 4,8% 0,0% 8,6% 6,0%
Ролевики 4,1% 1,6% 5,7% 5,1%
Толкинисты 3,6% 4,8% 2,9% 3,0%
Райдеры, байкеры 3,4% 3,2% 0,0% 7,2%
Дигеры 2,4% 3,2% 2,9% 1,2%
Киберготы 1,6% 3,2% 0,0% 1,6%
Киберпанки 1,6% 0,0% 2,9% 2,1%
Риветхед 1,4% 1,6% 1,4% 1,2%
Антифа 1,4% 1,6% 1,4% 1,2%
Другое 1,2% 1,6% 0,0% 1,9%
Яппи 1,1% 1,6% 0,0% 1,6%
Геймеры 1,0% 1,6% 1,4% 0,0%
Другое 4,9% 4,8% 5,7% 4,2%

 

Участие в субкультурном движении у молодежи, как правило, ограничивается следованием правилам неформальной «моды», и, прежде всего, в одежде и аксессуарах (Таб. 48).

 

Таблица 48 В чем выражалось Ваше участие в субкультуре?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
Одежда 66,3% 69,0% 66,7% 63,2%
Аксессуары 34,2% 29,3% 40,6% 32,7%
Изменение прически 16,5% 17,2% 15,9% 16,5%
Украшения 14,7% 12,1% 13,0% 19,1%
Следование ритуалам 14,4% 15,5% 13,0% 14,8%
Окраска волос 12,9% 12,1% 8,7% 18,1%
Пирсинг 8,2% 6,9% 8,7% 9,1%
Татуаровки 6,2% 3,4% 4,3% 11,0%
Музыка 5,1% 5,2% 7,2% 2,9%
Другое 4,2% 5,2% 2,9% 4,5%
Танцы 1,1% 1,7% 1,4% 0,0%
Другое 9,8% 6,9% 11,6% 11,0%
Затрудняюсь ответить 1,2% 3,4% 0,0% 0,2%

 

Считают себя религиозными 59,0% молодежи региона («да», «скорее да», Таб. 49). По сравнению с 2012 годом, доля таких молодых людей увеличилась в Вологде и сократилась в Череповце.

 

Таблица 49 Считаете ли Вы себя религиозным человеком?

Вариант ответа Область Вологда Череповец Районы
               
Да, скорее да 58,6% 59,0% 56,5% 61,4% 58,3% 54,4% 58,9% 60,4%
Скорее нет, нет 28,6% 32,6% 32,8% 30,5% 32,0% 38,9% 27,3% 29,7%
Затрудняюсь ответить 12,9% 8,4% 10,7% 8,1% 9,6% 6,7% 13,8% 9,9%

 

Чем выше уровень образования у молодежи и чем старше возраст, тем уровень религиозности выше (Таб. 50).

 

Таблица 50 Считаете ли Вы себя религиозным человеком?

Вариант ответа Образование Возрастные категории (лет)
Неполное среднее; среднее, в т.ч. ПТУ со средн. образованием Среднее спец. (техникум и др.) Незаконч. высшее; высшее; послевузовское (аспирантура) 14-17 18-30
Да, скорее да 54,6% 60,4% 64,7% 54,8% 61,1%
Скорее нет, нет 36,3% 31,0% 28,0% 35,6% 31,0%
Затрудняюсь ответить 9,0% 8,6% 7,4% 9,5% 7,8%

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Основным источником информации для молодежи является интернет, на втором месте по популярности – телевидение. При ознакомлении с основными событиями, происходящими на уровне населенного пункта и региона, сохраняется значение таких традиционных СМИ как печатные периодические издания.

Среди телевизионных каналов, которым молодежь отдает предпочтение – Первый канал, ТНТ и СТС. Это указывает на выбор молодежью преимущественно развлекательного контента.

Половина молодежи Вологодской области слушает радио «Европа плюс». Информационное радио (Маяк, Эхо Москвы, Радио России) в совокупности слушает 6% молодежи региона.

Среди печатной продукции наибольшим вниманием пользуется Городок и Красный Север. Основную долю читаемых печатных СМИ составляют районные газеты. 14% молодежи области не читает периодических печатных изданий.

73% молодежи области пользуются интернетом через смартфоны, 64% - ноутбуки. Молодежь выходит в интернет, прежде всего, для поиска нужной информации, общения, прослушивания музыки и просмотра фильмов. При этом, молодежь в возрасте от 14 до 17 лет пользуется возможностями интернета активнее, чем более старшая возрастная группа.

Среди интернет-сервисов наибольший охват молодежи области у социальной сети Вконтакте (96%). На втором месте по популярности программа по обмену фотографий Instagram (45%).


 

2. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ И МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ

8% молодежи Вологодской области считают, что положение в регионе благополучное. Подавляющее большинство расценивает его как удовлетворительное (58%). Еще 18% полагает, что дела в регионе идут плохо.

Треть молодежи (34%) согласна с утверждением, что дела в регионе идут в правильном направлении. Ровно столько же считает наоборот. Еще треть молодых людей затрудняется дать оценку.

57% молодежи довольны проживанием в Вологодской области. 19% молодых людей хотели бы уехать из региона или страны в целом. По сравнению с 2012 годом, в 2 раза – с 7% до 14% возросла доля тех, кто предпочел бы уехать в другой регион России.

Среди молодежи муниципалитетов области, наиболее удовлетворены регионом проживания в Вологодском и Тотемском районах (по 74%). Наименьшее число тех, кого устраивает область как место жительства, в Сокольском (36%) и Харовском районах (44%). При этом, четверть молодежи Сокольского района желала бы уехать в другой регион, а 13% молодых людей Харовского района, при возможности, покинули бы страну.

72% молодежи области устраивает жизнь, которую она ведет. Этот показатель вырос по сравнению с 2012 годом на 8%.

Молодежь демонстрирует позитивный настрой в отношении своих долгосрочных перспектив. 62% молодых людей уверены в своем будущем. Этот показатель выше на 7%, чем в 2012 году.

Состоянию инфраструктуры в месте проживания молодежь дает разнонаправленные оценки. Наиболее благополучно обстоят дела с качеством телефонной (мобильной) связи – 75% респондентов оценивают ее состояние на «отлично» и «хорошо». Самые же низкие оценки связаны с коммунальным хозяйством и дворовыми территориями: лишь 20% молодых людей готовы согласиться с их благополучным состоянием.

В 2015 году первая десятка основных проблем, которые волнуют молодежь в месте проживания, осталась без изменений по отношению к 2012 году. Это, прежде всего, проблемы, связанные с личным материальным положением: низкий уровень зарплат, рост цен, безработица, развал местной экономики. При этом, по отношению к 2012 году, доля отмечающих этот круг проблем существенно возросла. Из противоположных тенденций следует выделить двукратное снижение количества молодежи назвавших жилищную проблему (снижение доли с 35% до 17%). Кроме того, в среднем на 5% уменьшилось обращение к проблемам роста цен на услуги ЖКХ, преступности и взаимоотношений между людьми.

 

3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Молодежь Вологодской области, как и в 2012 году, оценивает своих сверстников как людей в основном не склонных проявлять гражданскую и общественную активность. Лишь 17% респондентов полагает, что для современной молодежи характерно стремление быть полезными для общества и государства. 8% молодежи региона считает, что молодые люди ничего не должны государству. При этом, лишь 2% молодых людей региона высказывает мнение, что государство не должно помогать молодежи. Приоритетные направления помощи со стороны государства, по мнению молодежи: в трудоустройстве (71%), решении жилищных проблем (66%) и получении бесплатного образования (63%).

31% молодых людей считает, что они принимают активное участие в общественной жизни страны, региона, своего населенного пункта. По сравнению с 2012 годом, самооценка гражданской активности выросла в Череповце и районах. Самая высокая гражданская активность у молодежи Усть-Кубинского и Междуреченского районов (48 и 47% соответственно). Самая низкая – в Великоустюгском районе – 20%.

По отношению к 2012 году, в 2015 году партийные предпочтения молодежи сместились в сторону увеличения поддержки партии Единая Россия (на 13%). При этом, резко уменьшилось число тех, кто не одобряет ни одну из партий (с 34% до 15%). Подавляющая часть молодежи (97%) не состоит ни в одной из партий.

По сравнению с 2012 годом, уровень поддержки молодежью органов власти и должностных лиц к 2015 году существенно вырос. За исключением доли одобряющих деятельность Губернатора Вологодской области, она осталась неизменной - на уровне 48-49%. В Вологде существенно возросла поддержка Главы города – с 34% до 41%. Следует отметить и то, что молодежь Вологды оценивает высших должностных лиц и органы власти несколько ниже, чем молодые люди в среднем по области.

Наибольший уровень доверия среди молодежи у глав администраций Кирилловского и Устюженского районов (71% и 69% соответственно). Самая низкая поддержка у главы Вашкинского района – 23%.

Высокую оценку работе специалистов, отвечающих за реализацию молодежной политики на территории муниципального образования, дает молодежь Устюженского (67%), Кирилловского (65%) и Тотемского (65%) районов. Наиболее низкие оценки у специалистов Вашкинского (40%), Череповецкого (39%) и Харовского (38%) районов.

Возможность акций протеста оценивают, как вероятную, 17% молодежи. По мнению молодых людей региона, наибольшая вероятность протестных акций в Грязовецком (31%), Череповецком (27%) и Шекснинском районах (25%).

Принять участие в акциях протеста готовы 22% молодых людей. При этом, в Харовском, Никольском, Чагодощенском, Вашкинском и Великоустюгском районах на акции протеста готова выйти треть от всей молодежи (32-36%).

Молодежь готова принять участие в акциях протеста, прежде всего, из-за экономических проблем: низкого уровня зарплат, безработицы, роста цен. В Вологде, выше средних по области значений, в данном контексте важна проблема роста цен и транспортная проблема, в Череповце – жилищная проблема и экологическая обстановка, в районах – угроза безработицы, сокращение производства, проблемы с досугом и спортом.

 

4. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И СПОРТУ

66% молодежи Вологодской области оценивают свое здоровье как «отличное» и «хорошее». Для молодежи области здоровый образ жизни – это, прежде всего: отсутствие вредных привычек (67%), правильное питание (66%) и физическая активность (56%).

По сравнению с 2012 годом, значительно – на 13,5% возросла доля молодежи, считающей, что она ведет здоровый образ жизни. Относительно 2012 года, резко (на 27%) увеличилась и доля молодежи, занимающейся физкультурой и спортом.

Меньше половины молодежи области (43%) отмечает, что посещает в месте своего проживания места для занятий спортом. По сравнению с 2012 годом, посещаемость спортивных учреждений в Вологде возросла на 7%, а в районах снизилась на 8%. Наилучшая обеспеченность местами для занятий спортом, по оценкам молодежи, в Тотемском районе. Наибольший же спрос на подобные места в соседнем – Бабушкинском районе, где 45% респондентов высказали такое желание.

Почти половина молодежи не посещает спортивные учреждения по причине «отсутствия свободного времени». Еще 17% респондентов не устраивают цены на спортивные услуги, 10% не имеют возможности посещать учреждения по интересующим видам спорта, а 6% не довольны качеством предоставляемых услуг.

В большинстве муниципальных образований региона молодежи не хватает для занятий спортом бассейнов. В Вологде и Череповце более четко выражена потребность в велосипедных дорожках, а в районах - в строительстве ледовых центров.

С 2012 по 2015 год произошло резкое сокращение употребления молодежью алкоголя всех категорий (например, крепких спиртных напитков на 12%). Увеличилась доля как тех, кто совсем не употребляет алкоголь, так и тех, кто употребляет его редко. За три года ощутимо снизилось и число курящей молодежи, с 25% до 13%.

 

5. МОЛОДЕЖЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ

77% молодежи региона предпочитают официально зарегистрированный брак сожительству. Если отдать предпочтение сожительству, вместо официально зарегистрированного брака, готово 10% молодежи области, то приемлемой формой постоянных отношений «гражданский брак» считает уже 30% молодых людей.

По мнению молодежи области, основу брака составляют прежде всего: уважение и верность друг другу - 82%, любовь – 76% и дети – 38%. Для молодежи Вологды в большей степени, чем в среднем по региону, важны «романтические основы» отношений - любовь, уважение и верность, а также, секс. Череповецкая молодежь более прагматична и рациональна: для нее более существенны в браке ответственность и «здоровый расчет». Для молодых людей из района особенно значимы в браке - дети.

Для мужчин в большей степени, чем для женщин, в браке существенны: секс, «здоровый расчет» и положение в обществе, а для женщин – любовь, уважение и верность друг к другу, дети и ответственность.

Более половины молодежи Вологодской области выросли в двухдетных семьях (54%), и почти столько же полагает, что это «идеальный вариант» семьи, который может быть ими реализован при благоприятных условиях. Однако, в существующих (экономических и социокультурных) реалиях молодые семьи все чаще склонны планировать одного ребенка в семье (среднее значение 1,55). Окончательно уходят в прошлое по-настоящему многодетные семьи: и если выросло в семьях, где было 4 и более ребенка 6% молодежи региона, то планирует иметь в своих семьях столько же детей лишь 3% молодых людей.

С 2012 по 2015 год произошло существенное снижение среднего числа детей, которое молодежь планирует иметь в своих семьях: с 1,84 ребенка на семью до 1,55.

3% молодежи области не хотели бы иметь детей. Основная причина не экономическая, а «нежелание менять привычный образ жизни» (31%). Помимо нее, для молодежи Вологды важной причиной является неудовлетворительное материальное положение (33%), а для череповчан то, что дети могут стать препятствием в карьерном росте (31%). Молодые люди в районах опасаются нестабильной экономической обстановки в стране (21%).

Среди основных причин, разрушающих семью или препятствующих ее созданию, молодежь называет: неуважение друг к другу (59%), безответственность (48%), материальные трудности (44%). Злоупотребление алкоголем тоже является здесь важным фактором – эту причину выбрало 36% респондентов (в районах – 38%).


 

6. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Из числа работающей молодежи, больше всего занятых в торговле (25%), промышленном производстве (18%), образовании (17%), сфере обслуживания (15%).

43% респондентов еще не имеют опыта работы. Учитывая, что в опросе приняло участие 63% учащихся и студентов, примерно 30% из них уже занимались трудовой деятельностью.

Молодежь, получившая среднее образование, больше, чем в среднем по области, занята в сельском и лесном хозяйстве. В торговле и сфере обслуживания в целом, а также в здравоохранении, трудится молодежь преимущественно со средним специальным образованием. Молодые люди с высшим образованием нашли себя в сферах промышленного производства, транспорта, связи, науке и образовании, а также - управлении.

Молодежь, чаще всего, находит работу посредством обращения к друзьям и знакомым (27%), через родственников (22%) и самостоятельно в сети интернет (19%). При поиске работы молодежь руководствуется, прежде всего: уровнем заработной платы (58%), интересом к работе (51%), удобством графика работы (48%), возможностями профессионального роста (22%) и атмосферой в коллективе (21%).

Не работает по специальности 42% молодежи. Молодежь объясняет трудоустройство не по профессии преимущественно причинами: отсутствия спроса не нее на рынке труда (26%), изменением своих профессиональных интересов (19%), низкой оплатой труда в данной профессии (13%), неподходящими условиями работы (12%).

Лишь 6% молодежи зарабатывает достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Больше половины – 57%, утверждает, что денег хватает лишь на текущее потребление продуктов и одежды, на технику приходится откладывать. 21% молодежи средств хватает только на продукты.

7. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ

Для молодежи региона наиболее значимыми являются ценности: личной безопасности, отношений в семье, состояния здоровья, материального благополучия и возможности достижения поставленных целей. Наименее важны такие аспекты как экономическая и политическая обстановка в стране, а также климат.

Основные интересы молодежи связаны с семьей (41%), учебой (16%) и высоким уровнем материального дохода (13%). Духовная жизнь, общение и профессиональная самореализация смещены на периферию потребностей.

Половина молодежи (51%) полагает, что успех в жизни связан, прежде всего, с «наличием хороших связей с нужными людьми». Кроме связей, важен профессионализм (42%) и трудолюбие (35%).

Молодежь региона предпочитает из доступной культурной инфраструктуры регулярно посещать парки и кинотеатры. 86% молодых людей редко или никогда не пользовались услугами музеев, а 88% - практически не бывают в театрах. 24% молодежи районов никогда не посещало кинотеатры, 31% - музеи, 52% театры. Это не может быть объяснено только слабым развитием соответствующей инфраструктуры в муниципалитетах, так как от четверти до трети молодых людей из Вологды и Череповца также никогда не посещали музеи и театры.

61% молодежи свое свободное время проводит в сети интернет. Этот показатель вырос по сравнению с 2012 годом на 4%. Вместе с тем, за три года резко снизился просмотр телевидения (на 9%) и увеличилась доля занимающихся спортом, чтением и личными увлечениями.

Считают себя религиозными 59% молодежи региона. Чем выше уровень образования у молодежи и чем старше возраст, тем уровень религиозности выше.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.127 с.)