Российской Федерации на мировом рынке рыбной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российской Федерации на мировом рынке рыбной продукции



Современное состояние рыбохозяйственного комплекса и место Российской Федерации на мировом рынке рыбной продукции можно оценить посредством анализа ряда показателей, характеризующих производство, состояние фондов и инфраструктуры.

С 2010 по 2015 гг. отечественный улов рыбы находится в рамках от 4,2 до 4,5 млн.тонн, из которых на долю российской исключительной экономической зоны, а также Каспийского, Азовского и Чёрного морей приходилось 73 % (около 3,5 млн. тонн), на зоны иностранных государств – 18 %, на открытое море – 4% и на аквакультуру – 0,24% (Приложение 9).

В 2015 году основой отечественного промысла по-прежнему оставался Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, который, начиная с 2007 года, дает не менее 65% общероссийского улова. Доля Северного рыбохозяйственного бассейна, начиная с 2003 года, составляет менее 25 %, Западного –около 8%, Азово-Черноморского – около 2,2%, Волжско-Каспийского – около 2,5 %[13] (Приложение 10).

Современное отечественное морское рыболовство базируется на отечественных ресурсах и примерно на четверть зависит от ресурсов исключительной экономической зоны других стран и открытых районов Мирового океана. При этом Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн практически полностью работает на ресурсах исключительной экономической зоны РФ, а Северный и Западный только на 20 - 25 %. Но поскольку Дальневосточный бассейн обеспечивает свыше 60 % общего улова и около 90 % улова в Российской Федерации, он и определяет расположенность ресурсной базы в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В 2015 году основой отечественного промысла по-прежнему оставалось несколько главных объектов: тресковые (минтай, треска, пикша), сельдь, тихоокеанские лососи - горбуша, кета, нерка (Приложение 11).

Начиная с 2008 года, эти объекты составляют свыше 65 % общего российского вылова, данные породы рыб в наибольшей степени определяют экономику рыбного хозяйства.

Около 98% произведенной продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении составляет товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы (Приложение 12). В 2015 году масса пищевой продукции по-прежнему составляла около 88% от массы улова, что говорит о низкой степени его использования на производство основного продукта с высокой добавленной стоимостью – филе, консервов и другой продукции с высокой степенью переработки.

В объеме выпущенной в 2015 году пищевой продукции доля мороженой рыбы составила 62,2 %, а доля филе ­2,41 %, что соответствует средним значениям за 2010 - 2014 гг. – 59,4 % и 1,9 % соответственно. Сдвигов в сторону увеличения доли выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в 2015 году не произошло (Приложение 13).

В составе экспорта рыбопродукции 97 % объема составляет пищевая продукция, техническая продукция такая как рыбная мука, рыбий жир не экспортируется, что является еще одним фактом слабого развития производства с высокой добавленной стоимостью. Российский экспорт рыбопродукции имеет сырьевую направленность. В 2015 г. доля мороженой рыбы составила 66,99%, а филе – 10,21% (Приложение 14). Из этого следует, что в стране есть проблемы в сфере рыбопереработки и реализации на внутреннем рынке.

Основными импортерами российской рыбной продукции являются: Китай, Южная Корея, Япония, Нидерланды, Республика Беларусь (Приложение 15).

Сырьевой портрет российского рыбного экспорта формируется в основном за счет мороженого минтая, объем экспорта которого в 2014 году составил 705 934 тонн – 48% общего объема мороженой рыбы.

Высокая доля отечественной мороженой рыбы должна оставаться на внутреннем рынке, задача которого обеспечить население качественной и доступной рыбой. Для экспорта мороженая рыба допустима только в том случае, если эта рыба является конечным продуктом на потребительском рынке, но зачастую она становится сырьевым товаром и перерабатывается за границей, что служит источником добавленной стоимости и рабочих мест для других стран мира. В данном случае Россия как экспортер сырьевой продукции выступает таким источником.

Практически весь закупаемый мороженый минтай перерабатывается в Китае, импортирующего 73% поставляемого на внешний рынок российского минтая. Импортеры мороженого минтая действуют так, чтобы российские рыбаки были в большей степени заинтересованы в экспорте мороженого минтая, а не филе. Для этого они обеспечивают опережающий рост цены на мороженый минтай по сравнению с ценой филе минтая, что делает доход на одну тонну улова при производстве филе минтая на экспорт меньшим по сравнению с таковым при экспорте мороженого минтая (Приложение 16).

Например, в 2008 – 2013 гг. при экспорте мороженого минтая на 1 тонну улова в среднем за год формировался межгодовой прирост дохода в 29 долларов США, а при экспорте филе минтая межгодовое падение дохода в 24 доллара США. Разница в доходе на 1 тонну улова: 29 + 24 = 53 доллара США, а с учетом большей себестоимости филе – ещё выше[14].

Сырьевой характер экспорта и, в частности, минтая определяется согласованными с государством-импортером действиями крупнейших предприятий-импортеров и отсутствием соответствующих координации и действий в Российской Федерации. Очевидна низкая экономическая эффективность экспорта минтая, поскольку он вывозится за рубеж в минимальной степени переработки, в основном в виде мороженой рыбы, преимущественно без головы.

Другой важный показатель, характеризующий состояние российского рыбохозяйственного комплекса и рынка – рыбопромысловый флот.

Рыбопромысловый флот является основой материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса. Он составляет более 70% основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90% общего вылова. На судах производится более 92% общего объема мороженой продукции, более 96% рыбной муки и около 15% консервной продукции.

По состоянию на 2014 г. в отрасли насчитывается 2196 судов с мощностью г. д. свыше 55 кВт, большая часть судов находится в эксплуатации свыше 20 лет (Приложение 17).

Количество судов эксплуатируемых сверх нормативного срока службы с 2000 по 2014 гг. увеличилось на более чем на 36% при постоянном сокращении общего количества судов с 3082 до 2196 (Приложение 18).

Необходимо иметь в виду, что нормативный срок службы – это установленный ведомственным документом условный срок, в течение которого суда должны сохранять работоспособность, а их стоимость полностью возмещаться за счет амортизации. Нормативный срок службы судов установлен приказом Госкомрыболовства РФ от 24.04.2001 № 123. Этот срок меньше срока фактической эксплуатации судов, зависящего от конкретного состояния судна.

Российский флот нуждается в модернизации и обновлении с целью повышения экономической эффективности промысла за счет снижения расхода топлива, шума двигателя, увеличения скорости хода судна с орудиями лова и другого, а также приведения основных показателей работы судна в соответствие с международными требованиями.

Состояние портовой инфраструктуры имеет важное значение для организации переработки и быстрой доставки продукции потребителю. Портовая инфраструктура рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации включает в себя 16 рыбных терминалов, находящихся на основной территории морских портов, и 27 рыбных терминалов, включенных в границы морских портов и расположенных на удалении от основного порта в местах нахождения рыбохозяйственных организаций, имеющих собственные или арендованные причалы.

По состоянию на 2014 г. в рыбных терминалах имеется в наличии более 20 км причального фронта с глубинами у кордона 4,5 - 10,5 м, практически 90% из них – в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс».

Большая часть гидротехнических сооружений морских рыбных терминалов (причалы, молы и т.п.) построена в 50-60-х годах прошлого века и имеет значительную изношенность или находится в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования[15].

Это явилось одной из причин переориентации судовладельцев на получение услуг в иностранных портах и снизило загрузку российских морских портов и рыбоперерабатывающих предприятий. В целом деятельность рыбных портов была переориентирована с обслуживания рыбопромысловых судов на перевалку различных видов грузов, включая уголь, металлолом, строительные материалы, автомобили, контейнеры. Во Владивостоке и в Находке доля рыбы в грузообороте бывших рыбных портов упала ниже 5%.

Перерабатывающие мощности рыбохозяйственного комплекса являются основой роста производства рыбной продукции, на сегодняшний день, основной объем (свыше 90 %) перерабатывающих мощностей по выпуску мороженой рыбы и кормовой муки расположен на судах рыбопромыслового флота. Мощности консервного производства в основном (85 %) расположены на берегу.

Имеющиеся рыбоперерабатывающие мощности рыбохозяйственного комплекса в среднегодовом исчислении используются примерно наполовину.

В частности, в 2014 г. среднегодовые мощности по выпуску икры были задействованы на 42,7 %, мороженой рыбы – на 45,2 %, филе – на 58,7 %, консервов – на 45,9 %[16].

Состояние российского рыбохозяйственного комплекса по большинству показателей отстает от мировых лидеров таких как Китай и Южная Корея, что затрудняет не только обеспечение российского рынка качественной рыбной продукции по доступным ценам, но и выход на лидирующие позиции на мировом.

Развитие рыбного хозяйства рассматривается как компонент стратегического значения, обеспечивающий экономическую и продовольственную безопасность, поскольку способствует развитию ряду смежных отраслей (судостроение, машиностроение, транспорт) и социально-экономическому развитию страны.

Современное состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства характеризуются усилением конкуренции среди стран, осуществляющих производство рыбной продукции, за право использования водных биоресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб, а также за рынки сбыта рыбной продукции. Россия в настоящее время представлена на мировом рынке как поставщик рыбного сырья, а не как производитель высококачественной продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.009 с.)