Вопрос: Функции философии права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Функции философии права



Вопрос: Функции философии права

1) Мировоззренческая - задача сформировать правовое мировоззрение. Видеть право в контексте социальной действительности. Правовое мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и представлений о праве, о роли человека в жизни общества. Задача философии права сформировать объективный взгляд на право. Обосновать некий универсальный характер права.

2) Методологическая функция – выражается в том,что философия являлась прородительницей всех наук, она разрабатывает совокупность приемов и способов. В рамках философии права разрабатываются такие категории, которые потом используются другими науками.

3) Гносеологическая функция – проблемы познания права. Основная задача гносеологии получение истинных знаний. Отсюда вытекает еще одна задача- получение предпосылок и условий для получения истинных знаний. Единство гносеологии и Онтологии(наука о бытии) – единство заключается в единстве теории познания бытия. Единство теории и практики – заключается в,том что субъект познания по сути оказывается включенным в социально – правовую практику. Правовая практика сама становится объектом изучения. Практика дает необходимый материал для исследования, но и те знания которые получает теория, влияют на практику. Гносеология как функция философии права включает себя определенные принципы познания.

4) Оксеологическая функция – оксеология- наука о ценностях. Дать обоснование праву как ценности. философия права дает обоснование основных правовых ценностей, к которым относятся свобода, равенство,справедливость.

ВОПРОС: Философия права в системе юридических наук.

Некоторые авторы считают, что философия права – чисто философская наука. Её разделяет Хропанюк. Вторая позиция заключается в том, что философию права включают в общую теорию государства и права. Третья позиция – авторы рассматривают фп как самостоятельную науку, но в тоже время которая находится на стыке философии и юриспруденции. По мнению Марченко – необходимо говорить о взаимосвязи и взаимодействии философии права и теории права: у фп и теор п общий объект познания – правовая реальность, ТП и ФП изучают правовую реальность под разными углами зрения: ТП – пытается выявить закономерности возникновения явления, ФП – определяет место и роль права в жизни общества, она акцентирует внимание на оценку, взаимодействие обусловлено общими целями и задачами. ТП - пытается понять, откуда берется, чем обусловлено, ФП – что дает право. Общие методы познания. Общие функции. Но учитывая, что за ФП признают самостоятельность должны быть и отличия: ФП и ТП олицетворяют разные уровни исследования. Выделяют 3 уровня познания: практическая, второй уровень, ……., третий уровень- это философия права. Философия права – это более глубокий уровень. Различие выделяют в предмете, если объект один, то предметы отличаются. Предмет ФП – это пределы основания, ценность, смысл права. ТП - закономерности. различаются характер и способ получения новых знаний о праве. ТП- индуктивная, философия права формируется в качестве дедуктивного знания - из нескольких положений выводится знание достоверного характера. Отличие проявляется в понимании сущности права ТП – ориентирована на установление объективных свойств. В ФП – ставит воей задачей понять ценностное отношение человека к праву, сущность рассматривается с позиции ценности. Важным разделом ФП является антропология права. ФП рассматривает правовые явления через призму человека, а ТП не затрагивает этот вопрос, и раздела антропология нет.

ВОПРОС: методология права

Методология права – это не только методы, это более широкое понятие. Методология можно рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле – это систематизированная совокупность познавательных средств, позволяющая исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ этих средств.

Элементы:

1) Система уже сложившихся знаний. Новые знания должны быть логически связаны с предыдущими знаниями. Система уже сущ знаний образует смысловой фон. Система уже сложившихся знаний не должна давить на исследователя, исследователь должен отталкиваться от них, но не быть связан ими.

2) Концептуальные идеи – это исходные суждении о предмете, его программные предположения, предвосхищения, эти идеи гипотетически высвечивают определенные характеристики предмета. Пример (Гегель – основное сущностное проявление права – свобода, Соловьев – видел в праве нравственность, и право служит для соблюдения нравственности в обществе)

3) Парадигма – это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, и признанных научной общественностью на данном этапе – это уже сложившиеся суждения, принятые научной общественностью, то есть большинством. Парадигмы в праве, чаще всего выражаются в типе правопонимания. Существует 2 основных типа правопонимания: 1) правовой позитивизм – отождествление права как явления сложного с позитивным правом, тоесть право выраженное в нормах, закрепленное в источниках. Позитивизм стремится дать ценностно нейтральное понятие. Достоинства – стремление к четкости, определенности, ориентация на юридическую практику, позитивизм очень четко акцентирует внимание на формирование и обеспечивание определенного правопорядка. Порядок- каждому гарантирована прострация, в которой человек может вести себя как хочет. Ориентация граждан на законопослушное поведение – с одной стороны хорошо, а с другой стороны законы могет быть не справедливыми, законы принимают люди, и как человеческая деятельность подлежит критики. Не всегда законы соответствует требованиям. 2) естественно - правовое мышление. считается геометрально противоположным позитивизму, хотя сейчас появляются ученые, которые говорят о единстве позитивного и естественного права. Естественно – правовое мышление исходит из того, что права как система норм основывается на определенных объективных началах.Главный ориентиров функционировании развития права является человек, его естественная природа. Для жизни необходимо закрепить правила, но эти правила исходят от человека

4) Методологические принципы – познавательные алгоритмы аналитического познания(смотри проблемы теории государства и права) 1) группа принципов – отражают специфику интеллектуального подхода – цивилизационный принцип изучения. Принцип историзма

2) группа- позволяют обнаружить связь предмета с другими явлениями – принцип единой социальной реальности 3) отражают законы самого мышления (если превые 2 группы связаны с предметом, то 3 группу сост принципы опред мышления) – рационализм 4) принципы, которые формируют мировоззренчиское мышление, которые формируют правовое мышление.

5) методы познания (смотри проблемы ТГП)

ВОПРОС: Позитивное право

Позитивное право – система норм формально определенных, общеобязательные формы и правила поведения установленные государством. Позитивное право – это писанное право, имеющие внешневыраженную форму. Источником позитивного права является государство, оно формулирует закрепляет и обнародует право. Годурственные органы составляю люди, поэьтому присутствует субъективный фактов. Когда государство чьи- то потребности закрепляет, а чьи –то нет. И общество постоянно должно закявлять о своих правах. Позитивное право представляет собой нормативно ценностный регулятор. Нормативный – выраженный в нормах права. Норма понимается как не просто выраженные установление правило, но и как правила закрепляющие НОРМАЛЬНЫЕ правила поведения. То есть допустимое правило поведения. Ценностные означает - право само по себе ценность, но право выступает в качестве ОЦЕНКИ поведения. На основание норм позитивно права мы оцениваем поведение субъекта. Основные свойства позитивного права: всеобщность, нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность (вкл 3 момента: 1) номы нужно закрепить 2) нужно сказать механизм их применения 3) возможность применения принуждения)

Позитивное право

Различия

2 естественное возникает вместе с человеческой цивилизацией и культурой; позитивное – когда возникает государство

3 естественное выражается только в юридических нормах, обычаях, традиций; позитивное – в определенных формальных нормах, которые фиксируются в юридических актах (писаная форма)

4 естественное – основные права человека (жизнь, свобода, личное господство, др) принадлежат ему с рождения и неотъемлемы; позитивное – государство признает их и устанавливает меры их реализации, но не считает их неотъемлемыми.

5 естественное никогда не отождествляется с законодательством, поэтому может иметь выражение в религиозных началах, нравственных; позитивное выражается в законодательстве

6 естественное тесно взаимосвязано с культурой; позитивное – больше атрибут цивилизации

7 естественное право нацелено на установление справедливых начал в обществе, поскольку берте свое начала в естественно-правовой природе; позитивное – ориентир есть интересы государства

8 естественное больше проявляется в индивидуальном правосознании, где оно связывает существование человека с универсальными и всеобщими понятиями; позитивное через него же связывает человека с государством и его институтами

Сходство

1 позитивное признается необходимой формой существования естественного права

- бытие естественного право может быть только в выраженном позитивном праве

2 позитивное право находится в зависимости от естественного права

- естественное первично по отношению к позитивному и определяюще по отношению к позитивному

3 позитивное придает естественному праву такие свойства и признаки, без которых естественное право не может себя реально осуществлять и реализовать себя как та необходимая мера свободы

–> Они отличные друг от друга явления, даже противоположные где-то, но взаимосвязаны между собой –> они – единство противоположностей, каждое из которых содержит в себе свою противоположность: естественное в качестве формы своего существования позитивное право, а оно – содержательную требований естественного права

 

Вопрос: Функции философии права

1) Мировоззренческая - задача сформировать правовое мировоззрение. Видеть право в контексте социальной действительности. Правовое мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и представлений о праве, о роли человека в жизни общества. Задача философии права сформировать объективный взгляд на право. Обосновать некий универсальный характер права.

2) Методологическая функция – выражается в том,что философия являлась прородительницей всех наук, она разрабатывает совокупность приемов и способов. В рамках философии права разрабатываются такие категории, которые потом используются другими науками.

3) Гносеологическая функция – проблемы познания права. Основная задача гносеологии получение истинных знаний. Отсюда вытекает еще одна задача- получение предпосылок и условий для получения истинных знаний. Единство гносеологии и Онтологии(наука о бытии) – единство заключается в единстве теории познания бытия. Единство теории и практики – заключается в,том что субъект познания по сути оказывается включенным в социально – правовую практику. Правовая практика сама становится объектом изучения. Практика дает необходимый материал для исследования, но и те знания которые получает теория, влияют на практику. Гносеология как функция философии права включает себя определенные принципы познания.

4) Оксеологическая функция – оксеология- наука о ценностях. Дать обоснование праву как ценности. философия права дает обоснование основных правовых ценностей, к которым относятся свобода, равенство,справедливость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.015 с.)