Лесосплавные пути и их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лесосплавные пути и их характеристика



Лесосплавными путями называются водоемы и водотоки, используемые для лесосплава. Водоемы могут быть представлены озерами, водохранилищами и морями. Водотоки представляют собой реки различных видов: равнинные – со скоростью течения до 1,25 м/с, полугорные (предгорные) – со скоростью течения 1,25...2 м/с и горные – со скоростью течения свыше 2 м/с. Река – это постоянный водоток, текущий в естественном русле и питающийся стоком атмосферных осадков и от грунтовых вод с площади своего бассейна.

Река, которая впадает в море или озеро, называется главной рекой. Река, впадающая в главную реку, называется притоком 1-го порядка. Река, впадающая в приток 1-го порядка, называется притоком 2-го порядка и т.д.

С учетом пропуска различного вида и размеров лесоматериалов, лесосплавных единиц и судов реки классифицируют на 5 категорий, которые характеризуются различной шириной и глубиной (табл.). Различают также реки по преобладающему виду питания: с весенним половодьем; с весенне-летним и летним половодьем; с паводочным режимом.

Фазы водного режима (половодье, паводок, межень) определяют колебание уровней в реках, что обязательно учитывается при планировании сроков и способов лесосплава. Весеннее половодье – основная фаза режима рек снегового питания, имеющая ежегодную повторяемость. Паводки – быстрые, кратковременные подъемы и спады воды, характеризующиеся нерегулярностью. Межень – период самой низкой водности.

В процессе кругооборота воды в природе происходит ее перемещение в виде стекания по речному руслу, называемое речным стоком. Определяется речной сток количеством воды, протекающему по руслу за какой-либо промежуток времени. Сток прямо связан с фазами водного режима. Колебания речного стока также учитывают при организации лесосплава.

Таблица

Категории лесосплавных рек

Наименование рек Ширина рек, м Глубина судового хода, м
равнинных и полугорных горных
Очень малые реки (ручьи) до 6 до 6 менее 0,6
Малые реки 6…13 6…15 0,45…0,8
Средние реки 13…25 15…45 0,6…1,4
Большие реки 25…55 45…100 1,1…2,0
Крупные реки более 55 более 100 более 2,0

Для обеспечения гарантированного лесосплава водный путь характеризуется определенными габаритами, в соответствии с которыми устанавливаются габаритные размеры лесотранспортных единиц. Для установления необходимого соответствия между габаритами водных путей и лесотранспортных единиц вводятся понятия лесосплавного и судового ходов. Лесосплавным ходом называется полоса лесосплавного пути с достаточными для лесосплава глубинами, шириной и радиусами закругления. Судовым ходом называется такая полоса водного пути, габариты которой обеспечивают условия для судоходства.

К габаритам водного пути относят глубину, ширину, радиус закругления судового или лесосплавного хода.

К габаритам лесотранспортных единиц относятся: осадка, высота, ширина и длина.

Между указанными габаритами водного пути и лесотранспортных единиц должно быть полное соответствие. Исходя из этих требований глубину лесосплавного (судового) хода определяют, как

, (87)

где – осадка лесотранспортной единицы (плота, судна и т.д.);

– донный запас – минимальное расстояние между самой низкой точкой транспортной единицы и дном реки в самом мелком месте.

Значение принимают: для молевого сплава м; для плотового сплава м при м и м – при м; для судов м при м.

Ширину лесосплавного хода с учетом указанных выше требований находят по формулам:

при молевом сплаве

, (88)

при сплаве в сплоточных единицах

, (89)

при плотовом сплаве на прямолинейном участке и одностороннем движении

, (90)

при двустороннем движении

, (91)

где – максимальная длина сплавляемого бревна;

– запас по ширине, равный примерно 1 м при молевом лесосплаве;

– длина сплоточной единицы;

– ширина сплоточной единицы;

– запас по ширине, равный 2…3 м при лесосплаве сплоточными единицами;

– ширина плота;

, – ширина соответственно плота нижнего и верхнего направлений;

, – соответственно с каждого борта плота или судна на рыскливость и дрейф под действием бокового ветра.

Для определения ширины лесосплавного хода при двустороннем движении используют также упрощенную, но достаточную для практических расчетов формулу

, (92)

Уширение реки против расчетных значений по формулам (88)…(92) предусматривается на ее криволинейных участках, характеризуемых радиусом кривизны . Это уширение учитывается формулой

, (93)

где – длина жесткосчаленной части плота.

В формуле (93) величина должна определяться по формуле (90).

Длина переходного участка реки от уширенной части к нормальной принимается равной 20-кратной длине уширения .

Минимальная величина радиуса кривизны определяется по выражению:

для транспортных единиц заданной длины

, (94)

для плотов с буксирной тягой:

вниз по течению

, (95)

вверх по течению

, (96)

На реках первоначального сплава при буксировке плотов значение можно принимать по условию

, (97)

где – длина гибкого плота.

Наименьшая ширина водного пути, при которой допускается его использование, называется для расчетных условий сжатой шириной реки , определяемой зависимостью

, (98)

где – коэффициент использования для лесосплава реки в сжатом состоянии, равный в зависимости от ширины реки в пределах от 10 м до 200 м (большие значения для меньшей ширины реки ).

Скорость перемещения лесоматериалов по водному пути зависит от скорости течения воды. Но время перемещения лесоматериалов определяется не только скоростью течения воды, поскольку в пути следования возможны различного рода остановки.

При технологических расчетах используются три понятия скорости: техническая, путевая и коммерческая.

Техническая скорость перемещения транспортных единиц определяется с учетом времени, чистого ходами она непосредственно зависит от скорости течения воды. Однако скорость течения воды в пределах сечения реки неодинакова. Она различная на разных уровнях – поверхности, средних уровнях и у дна. Она также различна в центре водотока и у берегов. Ход судов, фарватер лучше совмещать со стрежнем реки – линией наибольших поверхностных скоростей. Однако габариты лесотранспортных единиц часто выходят за границы максимальных скоростей течения. Поэтому в технологических расчетах принимают во внимание средние поверхностные скорости течения при заданном уровне воды в пределах сплавного или судового хода. Эти скорости называются эксплуатационными. У плывущих в воде лесоматериалов скорость их перемещения оказывается меньше скорости движения воды из-за воздействия сил ветра, трения между собой и о берега и воздействия центробежных сил на поворотах сплавной трассы.

При молевом сплаве и сплаве лесосплавных единиц вольницей техническая скорость определяется соотношением

, (99)

где – эксплуатационная скорость течения реки;

– коэффициент перехода от средней поверхности скорости реки к технической скорости движения лесоматериалов (коэффициент замедления), принимаемый равным – при м/с и – при м/с.

Для лесотранспортных единиц при их буксировке (варповании) техническую скорость определяют по формулам:

по течению

, (100)

против течения

, (101)

при отсутствии течения

, (102)

При известном расстоянии проплава и времени чистого хода техническую скорость лесотранспортной единицы можно определить по формуле

, (103)

При расчете путевой скорости наряду с чистым ходом лесотранспортной единицы учитываются стоянии в пути

, (104)

где – продолжительность стоянок.

При расчете коммерческой скорости кроме стоянок в пути учитываются еще стоянки в пунктах отправления и прибытия

, (105)

где – продолжительность стоянок в пунктах отправления и прибытия.

Путевую и коммерческую скорость принимают во внимание при технологических расчетах транспортирования плотов с буксирной тягой и судов.

Характеристикой водного пути является его лесопропускная способность. Лесопропускной способностью реки (участка реки) называется количество лесоматериалов, которое может беспрепятственно проплыть через расчетный створ за определенный промежуток времени. Соответственно лесопропускная способность может быть часовая, суточная и навигационная. Она различна для молевого и плотового лесосплава и также зависит от параметров лесосплавного хода (ширины, глубины), скорости течения реки, периода стояния сплавных горизонтов воды, размеров сплавляемых лесотранспортных единиц, расположения пунктов пуска леса в сплав, уровня организации лесосплавных работ.

Навигационную лесопропускную способность реки для лесной зоны России при молевом сплаве можно определить по эмпирической зависимости

, (106)

где – эмпирический параметр, учитывающий особенности рельефа, местности и гидрологических условий;

– площадь водосбора (площадь земной поверхности, за счет которой осуществляется питание данной реки);

– показатель степени, характеризующий средние лесопропускные способности реки.

Величины и взаимосвязаны и колеблются в пределах: от 0,75 до 0,8 при изменении от 0,65 до 1,2.

Приняв ерзание значения и , эмпирическую формулу (106), можно представить в виде

, (107)

Для определения суточной лесопропускной способности реки используют формулу

, (108)

где – рабочее время обслуживания створа реки (обычно 14 ч);

– средняя поверхностная скорость течения реки;

– сжатая ширина лесосплавного хода;

– коэффициент замедления скорости;

– коэффициент заполнения площади лесосплавного хода;

– объем лесоматериалов, плотно размещающихся на 1 м водной акватории.

Коэффициенты и зависят от скорости течения и при изменении от 0,25 до 2,5 м/с изменяется от 0,9 до 0,35, а – от 0,2 до 0,4. При расчетах используют также их произведение , которое равно при м/с и при м/с.

При лесосплаве в течение сплавного сезона из-за изменения уровня воды в реке (высоты стоянки) суточная лесопропускная способность реки изменяется. Поэтому при расчете сезонной лесопропускной способности реки учитывают интервалы времени стояния высоких , средних и низких уровней стояния

, (109)

Для определения значений величин, входящих в формулу (176) строят графики зависимостей значений величин от колебаний уровней воды за рассчитываемый период лесосплава. В случае незначительных колебаний уровней расчет можно упростить, взяв средние значения за весь период лесосплава

, (110)

При плотовом сплаве суточную лесопропускную способность реки определяют по формуле

, (111)

где – объем плота или сплоточной единицы;

– средний интервал по времени между лесотранспортными единицами.

При планировании объема лесосплава и расчете сезонной лесопропускной способности реки на отдельных участках реки возможно превышение объема лесосплава над лесопропускной способностью. В этом случае возникает дефицит лесопропускной способности реки

, (112)

Для устранения возможных дефицитов и повышения лесопропускной способности рек в целом проводят мероприятия, направленные на улучшение сплавных путей.

Улучшающие лесосплав мероприятия должны быть направлены на обеспечение: достаточной лесопропускной способности, соответствующей намеченному объему лесосплава; наименьших трудозатрат на проплыв лесоматериалов; габаритов водного пути, соответствующих виду лесосплава; скоростного оптимального режима.

Выполнение указанных требований может быть достигнуто более простыми мелиоративными мероприятиями или более сложными, связанными с выполнением сложных мелиоративных работ.

При более простых мероприятиях производят: очистку берегов водотоков от деревьев, пней и кустарников на ширину 3...5 м при высоких уровнях воды – для прохода рабочих, обслуживающих лесосплав и предотвращения засорения русла от подмыва стоящих близ воды деревьев; очистку русла от отдельных топляков, камней и других предметов, препятствующих сплаву; устранение препятствующих сплаву небольших островов, мысов и т.д.; спрямление русел рек одиночными прокопами, углублением отдельных перекатов; закрытие несплавных рукавов, старых русел и проносов сооружениями простейшего типа; строительство временных плотин. Выполнение указанных простейших мелиоративных мероприятий предусматривается за счет средств лесозаготовительных предприятий.

Если требуется проведение более сложных мелиоративных работ, то создаются специализированные строительные организации. Целесообразность их создания должна увязываться с общим планом транспортного освоения лесных массивов.

Берегоочистительные работы производят с использованием специализированных машин и моторизированного инструмента. Бечевник (береговая полоса) расчищается от растущих деревьев, зарослей кустарника и пней, начиная от урезов воды при меженных горизонтах на ширину с учетом наивысших сплавных горизонтов воды.

Русловыправительные работы выполняют с помощью универсальных агрегатов ЛТ-156 и ЛС-36, созданных на базе трактора ТТ-4. В их комплект входит сменное рабочее оборудование для выполнения различных руслоочистительных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ: скрепер, бульдозер, бревнотолкатель, копровое устройство.

Дноуглубительные работы выполняются с помощью земснарядов ЛЕ-23Г и В-37. Они предназначены для работы на участках реки, засоренных затонувшей древесиной. Топляки могут удаляться с помощью гидромонитора.

Топлякоподъемные работы выполняют с помощью агрегатов ЛС-41 и Т-2 (более простого, не имеющего гидромонитора). Агрегаты устанавливаются на понтоне и имеют грейфер для подъема топляков с погрузкой их на специальные суда-шаланды. Производительность агрегата ЛС-41 на подъеме топляков составляет до 120 м3 в смену, а Т-32 – до 80 м3 в смену. Целесообразно применять специальные топлякоподъемные агрегаты в местах массового скопления затонувших бревен – в лесохранилищах, акваториях лесоперевалочных баз и др.

Эффективным средством улучшения лесосплавных путей является обоновка лесосплавного хода – ограждение, препятствующее разносу лесоматериалов по пойме, их оседанию на отмелях. Обоновку выполняют из отдельных бревен или многобревенных пакетных бонов.

Для обеспечения прохода лесоматериалов и лесотранспортных единиц на перекатах и порожистых участках реки применяют искусственное сужение русла с помощью продольных или поперечных дамб (под углом 60...70° к направлению течения) и полузапруд. В сжатом сечении происходит не только подъем воды, но и за счет увеличения скорости течения размыв наносов. В порожистом дне делают прорезы.

Для регулирования стока лесосплавных рек строят водоподъемные и водосливные плотины. Кроме насыпных: плотин, как правило, постоянных (со сроком службы более 5 лет) применяют временные (со сроком службы менее 5 лет) – каркасного и запанного типа. Водонепроницаемой преградой в них служит гибкий экран. Плотины из гибкого (синтетического) материала быстро разбираются и переносятся с одного створа реки на другой.

Для того чтобы обойти большие пороги, водопады и спрямить большие излучины реки, строят искусственные лесосплавные пути в виде каналов и лотков, используя дорожно-строительную технику общего назначения и специальную лесомелиоративную, указанную ранее.

Наплавные сооружения

При транспортировании по водному пути несвязанных лесоматериалов и лесотранспортных единиц необходимо обеспечивать им не только свободное перемещение, но при этом препятствовать их выносу за пределы лесосплавного хода, не давать расплываться по затопленным берегам, излишне их не повреждать и не засорять. Направляют транспортируемые по воде лесоматериалы и сплоточные единицы, специальные наплавные сооружения.

Одним из эффективных и простых таких сооружений являются боны. Устройство сплавного пути с их помощью называется обоновкой. Боны представляют собой деревянные или металлические поплавки, удерживаемые тем или иным способом в воде около мест, непредназначенных для лесосплава.

Наибольшее распространение получили реевые боны. Рея-боковая гидравлическая опора, представляющая собой вертикальный щит, опущенный в воду (рис. 12).

Реевый бон удерживается под определенным углом относительно течения воды за счет гидравлического равновесия сил, действующих на бон и на реи. При этом должно учитываться также действие сил ветра на бон и сил воздействия плывущего леса.

Тело бона (деревянного) представляет собой одно или несколько связанных между собой бревен (болтами, проволочной обвязкой и т.д.). Металлические боны состоят из понтонов, скрепленных цепями или канатами.

Рея изготавливается из дощатого щита. Необходимую жесткость ее крепления к щиту обеспечивает распорка. В конструкциях реевых бонов предусмотрена регулировка угла установки рей.

Схема установки реевых бонов показана на рис. 13, а.

В необходимых случаях применяют многоопорные боны, устанавливаемые на сваях (рис. 13, б), козлах или якорях.

Лесоматериалы и лесотранспортные единицы необходимо не только направлять по лесосплавному ходу, но и задерживать в лесохранилищах для их сортировки и изменения в случае необходимости вида сплава (молевой переводится в плотовой или лес грузится в суда).

Лесохранилищем называется акватория, используемая для приема лесоматериалов и их временного хранения. Скопления в лесохранилище бревен или сплоточных единиц называется пыжом.

Лесозадержание осуществляется при использовании сооружения, называемого запанью. В промежуточных пунктах транспортирования лесоматериалов устанавливают промежуточные (передерживающие) запани. Их также используют при регулировании подачи лесоматериалов в коренную запань. Последняя устанавливается в конечном пункте молевого сплава или сплава в сплоточных единицах.

Запань может быть поперечная (рис. 14, а), перекрывающая всю ширину реки, и продольная (рис. 14, б), перекрывающая только часть реки и оставляющая проход для судов и плотового лесосплава.

Поперечные запани лежневого типа (лежень – один или несколько канатов) устанавливают на несудоходных и временно судоходных участках реки. Основными элементами поперечной запани являются: лежень, плитки-поплавки, лесопропускные ворота, береговые опоры.

Лежень с одной ветвью устанавливают на реках шириной до 250 м со скоростью течения не более 0,8 м/с и на реках шириной до 150 м со скоростью течения до 1,25 м/с. На реках шириной более 250 м независимо от скорости течения и на реках со скоростью течения более 1,25 м/с независимо от ширины устанавливаются лежни из двух ветвей, разделенных сеткой (лежнево-сетчатая запань).

Плитки-поплавки служат для поддержания лежня и передачи давления пыжа на лежень (пыж – скопление лесоматериалов в запани). Плитки могут быть бревенчатые или из металлических понтонов.

Лесопропускные ворота поперечных запаней устраивают удалением нескольких плиток-поплавков и перекрытием образовавшегося пролета деревянными или металлическими мостиками.

Концы лежня закрепляют на берегах реки при помощи свайных опор.

Продольная запань состоит из 2-х частей – поперечной и продольной. Поперечная часть запани аналогична по конструкции рассмотренной поперечной запани. Продольная часть может быть гибкой и жесткой. Основу гибкой части составляет продольный лежень, закрепленный на плавучих опорах. Удерживаются наплавные опоры с помощью донных русловых опор и канатов-выносов, прикрепленных к береговым опорам. При скоростях течения реки более 2 м/с продольную часть запани иногда закрепляют на промежуточных свайных или железобетонных опорах, устанавливаемых в русле. Элементами жесткой продольной части запани служат бревна.

Лесосплавные рейды

Лесосплавным рейдом называют лесосплавное предприятие или производственный участок, на котором выполняется комплекс работ для изменения вида дальнейшего водного транспортирования лесоматериалов или после выгрузки их на берег. Лесосплавные рейды могут включать в себя: акваторию, оборудованную лесонаправляющими и лесозадерживающими сооружениями; комплекс специального плавучего оборудования, обеспечивающего выполнение основных производственных функций рейда; лесосплавной флот; поселки и вспомогательные предприятия, в т.ч. ремонтно-механические мастерские, энергетическое хозяйство, узел связи и т.д.; деревообрабатывающие цеха; затоны для зимнего отстоя плавсредств.

Рейды разделяют на следующие типы: сортировочно-сплоточно-формировочные; формировочные; переформировочные; рейды приплава; рейды погрузки в суда; лесные порты.

Сортировочно-сплоточно-формировочные рейды устраивают в пунктах перехода от молевого к плотовому лесосплаву. На этих рейдах осуществляют сортировку, сплотку и формировку плотов для дальнейшей транспортировки с буксировкой.

Формировочные рейды располагают в пунктах перехода от лесосплава в сплоточных единицах к плотовому лесосплаву или в пунктах непосредственного формирования плотов из сплоточных единиц береговой сплотки.

Переформировочные рейды устраивают на путях плотового лесосплава в тех местах, где из-за изменения габаритов лесосплавного хода требуется изменение габаритов плотов. На этих рейдах плоты переформировывают в плоты новых габаритов, производя при необходимости замену или добавление элементов в такелажной оснастке плотов. На регулируемых водных путях плоты переформировывают в отдельные секции для пропуска через шлюзовые камеры. С этой целью возле плотин создают пришлюзовые рейды.

Рейды приплава располагают в акваториях пунктов прибытия лесоматериалов потребителю или перевалки на другие виды транспорта. На этих рейдах происходит задержание лесоматериалов и доставка к местам выгрузки. Технологический процесс этих рейдов должен быть увязан с технологическим процессом лесоскладских работ лесоперерабатывающего или лесоперевалочного предприятия.

Рейды, или участки погрузки в суда устраивают в тех местах, где лесоматериалы, поступающие молевым лесосплавом или в сплоточных единицах, сортируют и грузят в суда. Грузить в суда лесоматериалы могут и на сортировочно-сплоточно-формировочном рейде.

На крупных реках, водохранилищах и устьях рек, впадающих в море, создают специализированные предприятия в условиях смешанного транспорта (железнодорожного и водного-речного и морского), называемые лесными портами. В лесных портах обрабатывают лесоматериалы, прибывающие в вагонах по железной дороге и речных плотов с тем, чтобы произвести их сортировку и погрузку в суда или сформировать плоты морской сплотки.

Сортировочно-сплоточно-формировочные рейды устраивают в пунктах перехода от молевого к плотовому лесосплаву. Эти рейды, имеющие широкое распространение, имеют и самую сложную технологию работ (рис. 15).

Технологический процесс работы рейда начинают с разборки пыжа в главном водохранилище. Пыж, сформированный в запани, разбирают вручную или с использованием машин и механизмов, для чего используют лебедки, тракторы, катера и специальные агрегаты. Агрегаты (Т-117, Т-135) устроены на базе судов с усиленным корпусом и специфическими обводами. Для безопасной и достаточно эффективной работы могут использовать специальное навесное пыжеразборочное оборудование с челюстным забором бревен, устанавливаемое в передней части судна (ЛС-15, ЛС-17).

Для облегчения структуры пыжа ниже генеральной запани устанавливается вспомогательная. Освобожденные от пыжа лесоматериалы при помощи ускорителей гидравлического или механического принципа действия перемещаются к главным воротам сортировочного устройства. Здесь они вручную или с помощью механизмов разворота устанавливаются относительно направления течения потока в определенном порядке, называемом щетью. Щеть бревен может быть продольная, поперечная, косая и беспорядочная. Наиболее часто применяют поперечную щеть, удобную для сортировки бревен.

Для пропуска леса через ворота запани с одновременной отсортировкой коротья и длинномера и установкой основного потока бревен в поперечную щеть применяют машину ЦЛР-12. Машина устанавливается на понтонах, имеет барабанные ускорители и рольганги для подачи и сортировки лесоматериалов. Кроме барабанных ускорителей (УБ), рабочими органами которых являются барабаны с шипами или канатными струнами, используются канатные ускорители (2ТУМ), цепные (ЛС-26) и гидравлические (потокообразова-тели) (ЛР-39). Канатные и цепные ускорители перемещают бревна, контактируя с их верхней (относительно воды) поверхностью, а гидравлические ускорители увеличивают скорость течения за счет создания с помощью винта дополнительного потока воды. Ускорители воды применяют, если скорость течения воды менее 0,3 м/с.

При скорости течения воды более 0,8 м/с возникают трудности с нормальным протеканием процессов обработки бревен, (бревна двигаются слишком быстро). В этом случае в главном коридоре устанавливают гасители скоростей течения потока. На пути потока устанавливают пластинчатые гасители или прутяные барьеры. Их установка позволяет снизить скорость течения в зоне сортировки бревен до 0,5…0,6 м/с.

Тип сортировочного устройства определяется гидрометрической характеристикой акватории, объемом поступающих лесоматериалов, требуемой дробностью сортировки и технологическими особенностями работы рейда.

Сортировочные устройства веерного типа имеют радиально расположенные сортировочные дворики. Их применяют при объеме сортировки до 1000 м3 в смену не более чем на 5 групп. Используют в озерных условиях для набивки кошелей.

Дробность сортировки повышается до 6…8 и более групп при суточном объеме сортировки более 1000 м3 на сортировочных устройствах коридорного типа. В устьях сплавных рек, если позволяет их ширина, устанавливают двухсторонние сортировочные устройства, а в случае стеснения акватории по ширине – односторонние.

Повысить дробность сортировки можно в комбинированных сортировочных устройствах с коридорным и веерным расположением сортировочных двориков.

Производительность сортировочного устройства зависит от сменной пропускной способности главного сортировочного коридора , определяемой по формуле

, (113)

где – продолжительность смены;

– поверхностная скорость течения воды в коридоре;

– коэффициент заполнения коридора, равный ;

– объем среднего по размеру бревна;

– диаметр среднего по толщине бревна.

При расчете производительности на сортировку древесины на рейде можно использовать формулу с регламентированными затратами времени

, (114)

где – норматив времени на подготовительно-заключительные работы, которые принимаются в пределах 15…20 мин в смену – при ручной подаче древесины, 30…35 мин. – при механизированной;

– регламентированные перерывы на отдых и личные надобности, которые составляют 45…50 мин в смену – при ручных работах и 30…35 мин – при применении механизмов;

– время цикла сортировки (мин/м3), в которое входят затраты времени на подачу древесины к запанным воротам, на пропуск древесины через запанные ворота, на продвигание по главному коридору и на сортировку древесины.

Например, при сортировке на установке с 20 сортировочными двориками комплексной бригадой из 30 человек может быть выполнен объем работ 3500 м3 в смену (более 100 м3 на одного рабочего).

Отсортированные в сортировочных двориках лесоматериалы поступают в сплоточные устройства, где из них путем обвязки (увязки) определенного количества бревен образуют сплоточные единицы. Как указывалось ранее, основными сплоточными единицами являются пучки, хотя также могут готовить плоские и сигарообразные сплоточные единицы. Пучок представляет собой сплоточную объемом 5…100 м3 единицу в виде эллиптического цилиндра, составленную из бревен или хлыстов. Более крупные сплоточные единицы с оснасткой повышенной прочности применяют на водохранилищах, больших озерах и морях. Пучки обвязывают отожженной проволокой или специальными обвязочными комплектами. Для придания правильной формы и прочности бревна и хлысты укладывают в пучок комлями в разные стороны, а концы их выравнивают. Прочность пучка существенно зависит от соотношения осей его поперечного сечения, представляющего собой эллипс

, (115)

где – коэффициент формы, который принимают: для озерных условий плавания ; для каналов и шлюзованных рек ; для речных условий .

Транспортной характеристикой пучка является его осадка в воде , определяемая по формуле

, (116)

где – лимитируемая глубина;

– запас глубины, который устанавливается при плотовом сплаве м, а при молевом м.

Высота пучка связана с его осадкой в воде следующей зависимостью

, (117)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.091 с.)