Понятие и объекты интеллектуальной собственности на предприятии, их значение для повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и объекты интеллектуальной собственности на предприятии, их значение для повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности.



Современная экономика развитых стран – это экономика, основанная на знаниях, инновационных решениях, источником и механизмом развития которой является интеллектуальная деятельность, обеспечивающая в конечном итоге создание материальных ценностей. Интеллектуальная деятельность – это процесс умственной (мыслительной) деятельности, ориентированный как на постижение выработанных человечеством знаний в определенной области, так и на выработку и применение новых знаний для решения различного рода проблем (научных, производственных, социально-культурных и т.п.) Творчество предполагает получение качественно новых, оригинальных или усовершенствование (улучшение) имеющихся культурных, материальных и иных ценностей. Результатом творческой деятельности является интеллектуальный продукт, который при определенных условиях становится интеллектуальной собственностью его создателя или лица, к которому имущественные права переходят в силу закона или договора.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.980) к объектам интеллектуальной собственности относятся: 1) результаты интеллектуальной деятельности:

произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); 2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: фирменные наименование; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания; 3) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидулизации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг. Права, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, ограничены сроком действия, территорией, и являются исключительными. Законодательством устанавливаются конкретные сроки действия прав, по истечении которых объекты интеллектуальной собственности могут беспрепятственно использоваться любыми физическими или юридическим лицами. Исключительный характер прав означает допустимость совершения их носителями любых предусмотренных законом действий с возможностью запрета третьим лицам совершать такие же действия без согласия правообладателя. Все действующие методы по оценке объектов интеллектуальной собственности в международном стандарте и большинством оценщиков рассматри­ваются с позиции трех классических подходов — затратного, рыночного, доходного.

При использовании затратного метода стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется по формуле C3 = С1234, где С1 приведенные затраты на создание ОИС, руб.; являются суммой фактически произведенных затрат на выполнение НИР в полном объеме (от поиска до отчета) и разработку всех стадий технической документации. С2 — приведенные затраты на правовую охрану ОИС, руб. (оформление заявочных материалов на получение патента (свидетельства), оплата пошлин за подачу заявки, проведение экспертизы, получение патента (свидетельства) и поддержание в силе и т.п.). С3 — приведенные затраты на маркетинговые исследования, руб.; С4 — приведенные затраты на доведение ОИС до готовности промышленного использования и коммерческой реализации, руб. Приведенные стоимостные оценки (здесь и далее по тексту) — это любые оценки (затраты, прибыль и т.п.), приведенные к году расчета.

39. БУХГАЛТЕРСКАЯ И РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ. ЗАТРАТНЫЙ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И ДОХОДНЫЙ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Представленное видение экономической сущности стоимости предприятия касается только стоимостного измерения, зафиксированного в формулярах бухгалтерского учета. Рыночная стоимость предприятия может быть выше или ниже. Она зависит от доходности субъекта хозяйствования. Если доходность предприятия выше, чем на аналогичных предприятиях в конкурентной среде, то рыночная стоимость предприятия будет выше бухгалтерской. Если доходность ниже, то и рыночная стоимость будет меньше той, которая представлена в материалах бухгалтерского учета. Бухгалтерская стоимость представлена в балансе предприятия и поэтому имеет название второе название - балансовой стоимости. Бухгалтерскую стоимость можно рассчитать двумя способами. Первый - по данным пассива баланса: это стоимость собственного капитала за вычетом тех фондов и резервов, которые являются собственностью предприятия, а не акционеров (например, страховые фонды созданные за счет себестоимости продукции). Второй –это стоимость чистых активов, как разница между стоимостью совокупных активов и обязательств, представленных в пассивах баланса, а также фондов и резервов упомянутых выше. Рыночная стоимость предприятия – это сумма, за которую субъект хозяйствования может быть продан на рынке. Бухгалтерская и рыночная стоимость предприятия имеют еще одно название – капитализация. Если акции акционерного общества продаются на фондовом рынке и имеют рыночную стоимость, то капитализация рассчитывается путем умножения рыночной стоимости акции на общее число обыкновенных акций, выпущенных компанией. Стоимость акции по данным баланса предприятия можно рассчитать путем деления стоимости чистых активов на количество обыкновенных акций. Рыночная и балансовая стоимость акции, как правило, имеют различное количественное выражение, что зависит от многих внешних и внутренних факторов. Расчет стоимости предприятия затратным методом имеет свои достоинства и недостатки. К положительным моментам относится простота расчета по данным имеющейся бухгалтерской отчетности. К недостаткам - неполное соответствие бухгалтерской и рыночной стоимости. Если предприятие имеет более низкую доходность (рентабельность собственного капитала), чем конкуренты, то рыночная стоимость будет меньше балансовой. И наоборот. Если предприятие достигло высокого уровня доходности в своей рыночной нише, то покупатель может заплатить больше, чем указано в счетах бухгалтерского учета. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия применяется тогда, когда есть практический опыт продажи аналогичных объектов. Сфера его применения ограничена, так как одинаковых по цене и результативности субъектов хозяйствования в реальной рыночной ситуации не так много. Преимущество этого метода – простота оценки, а недостаток – отсутствие или ограниченность публичной информации о доходности фирмы, ее кредитной истории и перспективе. В зависимости от наличия исходной информации применяется метод сделок (известна стоимость аналогичного проданного предприятия) или метод рынка капитала (по материалам публикаций). Доходный подход к оценке стоимости является наиболее сложным в расчетах. Метод дисконтирования денежных потоков применяется в том случае, если разрабатывается бизнес-план инвестиционного проекта. В нем должна быть представлена стоимость совокупных и чистых активов, чистая текущая стоимость и приемлемый срок возврата капитала. Метод капитализации базируется на следующей исходной позиции: если по бизнес-плану известна возможная годовая прибыль, а по данным публичной отчетности известна средняя доходность в рыночной нише, то можно рассчитать стоимость предприятия путем деления прибыли на доходность.


40. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. СУЩНОСТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. РОЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Адаптация предприятия к внешней среде – это процесс его приспособления, прежде всего, к изменяющимся условиям рынка. Цель адаптации предприятия – удовлетворение потребностей рынка, 0,получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства и достижение финансовой устойчивости предприятия в условиях рыночных отношений. В процессе адаптации предприятия к внешней среде постоянно возникает проблема выбора. Из-за ограниченности производственных ресурсов приходится постоянно выбирать на что направлять, как использовать имеющиеся ресурсы, что и в каком количестве производить. Таким образом, выбирать – это значит решать, от чего отказаться, а что производить. Выбор и адаптация предприятия к рынку заключается и в том, к какому из известных способов производства данной продукции следует отдать предпочтение. Адаптация предприятия к внешней среде осуществляется посредством: организации коммерческого расчета; организации маркетинга; реструктуризации предприятия; создания конкурентной среды на основе разгосударствления и приватизации государственной собственности; оптимизации специализации, кооперирования, концентрации и комбинирования производства; организации и мотивации высокопроизводительного труда; организации системы планирования на предприятии; организации системы современного менеджмента и антикризисного управления; активизации инновационно - инвестиционной деятельности; повышения конкурентоспособности предприятия и товара; санации убыточных предприятий и восстановления их платежеспособности; государственного регулирования экономики предприятий.

Реструктуризация предприятия – комплекс мероприятий по организационной, управленческой, технической, имущественной, финансовой адаптации предприятия к внешним условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности товаров.

Реструктуризация предприятия предполагает изменение внутренней структуры предприятия, которая состоит из ряда подсистем: экономической, технической, технологической, организационной, социальной и финансовой. Между отдельными подсистемами предприятия складываются определенные взаимозависимости, пропорции, от которых зависит эффективность производственной его деятельности. Например, один и тот же объем выпуска продукции может быть достигнут при различных количественных сочетаниях труда и капитала. Возможность замещения труда капиталом и капитала трудом характеризуется предельной нормой технологического замещения факторов производства.

Санация – процесс восстановления устойчивой платежеспособности и финансового оздоровления предприятия, предусматривающий переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику.

41. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНОВ.

Планирование – это способ реализации экономического закона накопления капитала (имущества). Планирование – эк. метод управления. Цель план-ия – обоснование плановой прибыли, эк. эф-ти и роста стоимости на год (месяц) и на перспективу.

Предпосылки планирования - формирование нормативной базы, наличие и постоянная корректировка правового обеспечения, стандар­тизация плановых процедур и документов, компьютеризация процесса планирования. Объекты план-ия: объединение, предприятие, произ-во, цех, бюро, участок, бригада. Предмет план-ия – себестом-ть, финансы, имущ-во (недвиж-ть, оборотный капитал), труд (числ-ть, произ-ть труда, оплата), произв-ая программа, произ-ая мощность, план-ие инноваций, планир-ие инвестиций, эк-ая эф-ть, экология. Система планирования — это совокупность видов, форм, методов и показателей по предмету и объекту планирования. Формы: стратегический план, бизнес-план, техэкономплан, оперативно-производственный план. Виды: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный. Уровни: объединение, предприятие, цех, участок. Методы: нормативный, балансовый, сетевой, экономико-матем. метод. Показатели: основные, дополнительные, обобщенные, частичные.

Принципы планирования - непрерывность, оптимальность, ста­бильность, комплексность, альтернативность, выделение приоритетов, системность, наличие учета, оценка критериев.

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов: стратегический план – долговременный план, как правило, охватывающий период 10 – 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей; долговременные планы – разрабатываются не несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана; текущие планы – детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. оперативные планы – детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов; инвестиционные проекты – долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей;

бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

42. ТЕХЭКОНОМПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛЬ, ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД, РАЗДЕЛЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Техэкономплан предприятия предусматривает планирование технико-экономического развития и совершенствования предприятия и его подразделений, а так же повышение технического, организационного и экономического уровня производства.

Планирование технического прогресса пр-ия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения орга­низации пр-ва, научной организации труда, капитального ре­монта основных фондов, пр-ва новых видов продукции и про­ведения научно-исследовательских работ. Технический уровень пр-ва определяется соответствием дей­ствующих на предприятии средств пр-ва, машин и оборудова­ния, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники. Уровень технического развития характеризуется следующими ос­новными параметрами: состав и структура орудий труда по видам выполняемых опера­ций, мощности и возрасту; соответствие применяемых на предприятии технологий совре­менным мировым требованиям, позволяющим создавать конкурентос­пособную продукцию; энерговооруженность и фондовооруженность персонала пр-ия. Показателями технического уровня пр-ва являются специ­ализация проиводства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность пр-ва и уро­вень механизацию и автоматизации пр-ва. Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии осуществляется наиболее квалифицированными работни­ками технических и экономических служб и начинается с выявления фак­тически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспективные направления повышения техни­ческого уровня, составляются перспективные и текущие плановые зада­ния, разрабатываются конкретные мероприятия по их выполнению. При планировании оцениваются экономические и социальные по­следствия внедрения новой техники. Определение эффективности по­зволяет сделать вывод об экологической целесообразности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих мате­риальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабель­ность и конкурентоспособность производимой с их помощью про­дукции, а также улучшающих условия труда. Основные показатели эффективности: срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены; объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии; рост производительности труда; увеличение объема выпускаемой продукции; повышение рентабельности пр-ва и снижение себестои­мости производимой продукции; План повышения технического уровня пр-ия включает раз­работку и внедрение следующих мероприятий: замену действующих средств труда более совершенными; модификацию действующих средств труда; внедрение новых технологий; применение новых материалов; улучшение условий и организации труда работников.

Организационный уровень пр-ва — это система организа­ции управления пр-ва, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы пр-ия для достижения основных его це­лей. При составлении плана улучшения организации пр-ва ана­лизируют состояние на предприятии средств пр-ва, органи­зацию труда и пр-ва. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня пр-ия используется стан­дартная методика оценки экономической эффективности каждого ме­роприятия,

43. ТЕХЭКОНОМПЛАН ЦЕХА: ЦЕЛЬ, ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД, РАЗДЕЛЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

На средних и крупных предприятиях, имеющих в своем составе несколько производственных и функциональных подразделений, существует система централизованного внутрифирменного планирования. Все показатели делятся на три большие группы:

-утверждаемые, те которые доводятся в виде директивного планового задания цехам;

-расчетные, те которые рассчитываются в цехах исходя из директивных заданий;

-оценочные, те из числа утверждаемых и расчетных, которые используются для оценки результатов деятельности подразделения и премирования (депремирования) персонала.

Исходя из специфики производства, на каждом предприятии разрабатывается своя система внутрифирменного планирования и плановых показателей. Один из возможных вариантов приводится ниже.

Утверждаемые плановые показатели основных цехов:

-товарная продукция в натуральном изменении по номенклатуре и в стоимостном выражении по себестоимости или по цене;

- фонд заработной платы,

-норматив оборотных средств.

Расчетные плановые показатели: численность работников, себестоимость продукции, прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Оценочные показатели для премирования руководителей и специалистов основных цехов:

выполнение производственной программы по номенклатуре и ассортименту;

себестоимость продукции (работ, услуг),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.021 с.)