Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Башкирские пословицы и поговоркиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Культура Башкортостана Программа для 1 – 4 классов общеобразовательных школ (рекомендовано Министерством образования РБ) ВВЕДЕНИЕ На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделяться гуманитаризации образования. На первый план начинает выходить духовное, человеческое. Понятно поэтому - какое место отводится в нашей республике предмету «Культура Башкортостана», по которому предполагается введение обязательного экзамена во всех школах. Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе. В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. При этом приоритет отдается изучению культуры коренного народа. Как определено в документах ООН: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того, как она была завоевана или заселена другими народами» (Коренное население. М., 1990, с.29). Составители программы исходили из признания: - самобытности и неповторимости национальной культуры как неотъемлемой части всей мировой культуры; - процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур, их историзма и обусловленности исторической судьбой народа; Основные задачи курса «Культура Башкортостана»: - содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений; - формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации; - способствовать возрождению и развитию национальных культур. Отведенное в программе количество часов представляет собой обязательный минимум, который может быть увеличен за счет часов школьного компонента. Программа предмета для начальных классов составлен по тематическому принципу, в I – II классах он сочетается и с сезонным принципом расположения материалов.
В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю. Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения). Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения. Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах. В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащихся и приобщения их к культурным национальным ценностям отдельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне. Учащиеся по культуре Башкортостана должны знать:
- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов; - по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы. Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях. - по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ; - по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.). - по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца. Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической литературы, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д. Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления учащихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д.
I КЛАСС В I классе в первой половине учебного года ведется работа по закреплению приобретенных в детских садах умений и навыков слушать и понимать содержание прочитанных учителем текстов, аудио и видеоматериалов, а также навыков пересказа прослушанного, ответов на вопросы. Тексты художественных произведений башкирских писателей могут предлагаться для чтения после завершения обучения их грамоте.
Программа I класса предусматривает беседы с учащимися о родном крае, доме, семье, школе, учителе, окружающей природе, родной республике, ее столице - г. Уфе, Родине, временах года и т.д; ознакомление детей с текстами художественных произведений башкирских писателей и сведений из других источников по данным темам. В программу включены также стихи и рассказы; посвященные праздникам, произведения некоторых жанров башкирского фольклора, музыки и живописи. I четверть Первый раз в первый класс Рассказ учителя о школе, о начале нового учебного года, о классе, об уроках. Прослушивание стихотворений башкирских поэтов о школе. X. Габитов. В школе. А. Игебаев. Вилю так хочется запеть. Прослушивание песни Р. Хасаншина на слова С. Алибаева «Здравствуй, школа!». Родной дом, родной край. Беседа с учащимися о родном селе (городе, поселке), его жителях, красоте окружающей природы, достопримечательностях. Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своем доме, улицах. По заданию учителя рисуют один из объектов родного села (города, поселка). Чтение художественных произведений о родном доме, родном крае. М. Сюндекле. Красив Урал; Р. Мифтахов. Обращение к птицам. Уфа - столица Башкортостана Ознакомление учащихся с названием Республики Башкортостан. Объяснение понятия «столица». Рассказ о г. Уфе, многонациональном составе жителей, главных улицах, площадях и т.д. Рассказ о гербе города. В беседе используются цветные открытки, буклеты, фотоснимки и др. Г. Рамазанов. Уфа; Н. Грахов. Я живу в г. Уфе; Прослушивание песен М. Валеева на слова К. Даяна «Уфа - город мой», X. Ахматова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - прекрасная моя столица». Золотая осень До занятия можно организовать экскурсию на осеннюю природу. Дети обращают внимание на цвета полей, деревьев и другие признаки осени. На уроке проводится беседа о полученных на экскурсии впечатлениях. Прослушивание стихотворений башкирских поэтов об осени. Г. Шамсутдинов. Любит ли арбуз. Г. Юнусова. Падают листья. А. Ахметкужин. Осень. Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова М. Карима «Падают листья березы». Наша школа, наш учитель. Беседа о родной школе. Учитель знакомит детей типами школ (начальная, основная, средняя, гимназия и т.д.), контингентом и учащихся, количеством классов и т.д. Даются сведения о классе. Через ответы на вопросы первоклассники выражают свои впечатления о первых днях в школе.
Чтение художественных произведений башкирских писателей об учителе. А. Игебаев. Серебряный колокольчик. М. Карим. Моему учителю. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы -первоклассники». День моей республики Рассказ учителя о дне 11 октября 1991 года. Разъяснение детям значений о государственного гимна, флага и герба Республики Башкортостан, смысла цветов и эмблемы во флаге. Прослушивание государственного гимна Республики Башкортостан. Учащиеся рисуют и раскрашивают флаг. Башкирский орнамент Объяснение понятия «орнамент», рассказ об орнаментах разных народов, их назначении. Ознакомление учащихся с основными отличительными элементами башкирских орнаментов. Рисование и раскрашивание учащимися некоторых элементов башкирского орнамента. Играем и поем, весело живем Беседа с учащимися о дружбе и товариществе. Объяснение учителем понятия «друг». Определение взаимоотношений в классе через ответы на вопросы учителя. К. Киньябулатова. Зухра и цыплята. М. Дильмухаметов. Игра. Р. Тимершин. Спор. Прослушивание мелодии Р. Хасанова «Игра». Загадки и кулямасы Разъяснение значения жанра загадки. Сведения о сходстве загадок у разных народов. Ознакомление с загадками башкир о растительном и животном мире Урала, о географических особенностях родного края. Прослушивание кулямасов, высмеивающих ленивых и глупых людей; «Суд Еренсе». «Хорошие нравы». «Как два ленивца сгорели». «Семь волков». II четверть В мире танца Рассказ учителя о башкирских народных танцах, их возникновении, значении движений, о мужских и женских национальных костюмах (используются костюмы или их макеты, цветные открытки, фотоснимки, альбомы). При возможности демонстрируются наиболее популярные народные танцы: «Бишбармак», «Байык». Если их нет, то прослушиваются мелодии к этим танцам. Г. Юнусова. Плясун. Наша семья Беседа о взаимоотношениях в семье, об отношении детей к родителям, братьям, сестрам. В ходе беседы выясняются отношения детей к своим родственникам. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким. Ш. Биккулов. Айбулат и Ташбулат. Сынок. X. Габитов. Наша семья. А. Игебаев. Мой братишка. Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Н. Наджми «Отчий дом». Поиграем, ребята Урок может проводиться во дворе школы, в спортзале, а также в классе. Вступительное слово учителя о башкирских народных играх, их возникновении, характере. Привитие интереса у учащихся к народным играм, развитие внимания, формирование двигательных навыков. Игра: «Ак тиряк, кук тиряк». Уральская зима Беседа об основных приметах зимы, опираясь на наблюдения учащихся. Рассказ учителя о зимних месяцах. Выяснение вместе с учащимися отличительных особенностей каждого из них - декабря, января, февраля.
Б. Бикбай. Горка. Ш. Биккулов. Зима. С. Муллабаев. Следы на снегу. Прослушивание песни Р. Муртазина на слова К. Даяна «Дед Мороз», «Елка - зимние иголки». Наша Родина Рассказ учителя о Российской Федерации ее границах, территории, географическом положении. Доходчивые сведения о республиках и областях, входящих в состав РФ, столице РФ г. Москве. Ш. Биккул. Слово даем. Г. Байбурин. Подарю стране цветы. Прослушивание песен К. Рахимова на слова Я. Кулмыя «Родина» и «Страна моя» (музыка и слова народные). III четверть В нашем доме - гость Рассказ учителя о традициях и обычаях башкирского народа, связанных с гостеприимством. Используются пословицы и поговорки о гостях. Далее урок может строиться в игровой форме по сценарию, заранее составленному учителем. Г. Юнусова. В гостях. «Башкир - охотник» Работа по картине К. Давлеткильдеева «Башкир - охотник». Сведения о художнике, о художественной гимназии в г. Уфе, которая носит его имя. Беседа по картине связывается с отраслью хозяйства башкир - охотой. Прослушивание башкирской народной сказки «Охотник Юл-дыбай». В мир прекрасного Разучивание башкирских народных танцев. Занятие можно провести с привлечением специалиста, который сначала знакомит с основными элементами движения, показывает их, затем со всем классом разучивает один из коллективных танцев. В дальнейшем разучивание башкирских народных танцев можно продолжить на внеклассных занятиях. Народные танцевальные мелодии «Гульназира», «Карабай» и др. Защитники мира Беседа о Дне Защитников Отечества, вооруженных силах страны. Чтение произведений писателей о воинах. М. Харис. Пусть Родина не забывает меня. Т Арслан. Стоят часовые. Прослушивание мелодии X. Заимова «Будь готов». Праздник сестер и матерей Рассказ учителя о Дне 8 Марта, который ежегодно отмечается как праздник матерей, бабушек и сестер; объяснение, что в этот день в классе мальчики поздравляют девочек, а дома - матерей и других родственниц; что взрослые также дарят женщинам цветы и подарки. Лучшим подарком для первоклассника своим одноклассницам и матерям могут быть их прилежная учеба, примерное поведение, отличные оценки. Г. Гумер. Буду как мама. М. Гали. Аниса. Прослушивание песни М. Бикбовой на слова Г. Гумера «Праздник матерей». Мой родной Башкортостан Рассказ учителя об образовании Республики в 1919 году, географическом расположении, наиболее крупных городах, реках, горных массивах. Прослушивание песен о реках, горах, районах («Долины прекрасной Агидели», «Долины прекрасной Демы», «Круглое озеро», «Мечетлино», «Абзелил», «Сармасан» и т.д.). На уроке используются картины, иллюстрированные юбилейные издания, открытки, фотоальбом, физическая карта республики. М. Хай. Я славлю жизнь. Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава тебе, Башкирия!». IV четверть Весна Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. Используются картинки, репродукции, цветные изображения с видами весеннего пейзажа, календарь «Башкортостан». М. Карим. Прилетай. С. Алибаев. Кто принес весну? К. Даян. Весенние цветы. Прослушивание песен Р. Хасанова на слова М. Щигапова «Весенняя песня». Праздник в ауле Беседа по картине А. Лутфуллина «Праздник в ауле». Сведения о жизни и творчестве художника, о его родине. Работа по картине. Мы за мир, за дружбу Рассказ учителя о праздниках I Мая и Дня Победы. Ознакомление с историей возникновения этих праздников. Между двумя уроками можно сводить детей к обелискам воинов-земляков, павших в Великой Отечественной войне; в Уфе - к Вечному огню в парке им. И. Якутова; возложение цветов. Беседа о полученных впечатлениях. Я. Кулмый. Отряд на параде. Ф. Рахимгулова. Праздничные дары. Р. Нигмати. Слава победителям. Прослушивание песни 3. Исмагилова на слова Н. Идельбая «Лети, мой гнедой». Скоро лето Беседа с учащимися о летних месяцах, летней природе, об участии детей в охране природы. Рассказ учителя о летних заботах и отдыхе людей, о башкирском национальном празднике сабантуй, истории его возникновения. (Используются цветные фоторепродукции из альбомов, календаря «Башкортостан» и др.). Ф. Рахимгулова. Дождь идет. Р. Хисаметдинова. Тучи. Н. Грахов. Зеленый патруль. Обобщающая беседа по предмету. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Прощай, первый класс!». КЛАСС Во II классе продолжается работа по закреплению навыков усвоения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель постепенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства. I четверть Здравствуй, родная школа! Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной школе, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом. Г. Юнусова. Первое сентября. Ш. Бабич. Книга. Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школьные годы». Золотая осень Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отличительных приметах уральской осени. X. Габитов. Осень. А. Игебаев. Сентябрь. Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домаш-никова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето». Рассказы Фарита Исянгулова Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове. В мире танца Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирском государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были разучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»). Последующие занятия могут быть продолжены вне урока. Славные люди Башкортостана Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина. Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются иллюстрации, открытки, видеоматериалы и др. II четверть По памятным местам г. Уфы Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом музее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепродукции, альбомы, открытки). Н. Наджми. В Уфе есть дом. Г. Давлетов. Город на горе. Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица». Детский фольклор Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение сказок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица старика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок. Башкирские народные игры Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе. III четверть Наше счастье - в труде Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере различных профессией родителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отмеченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.). X. Габитов. У нас у всех забота. Р. Шаммас. За работу. А. Ахметкужин. Грабли. Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка». Сказки о животных Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях». Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости. На страже мира Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Муха-метьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им звания Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. (В школах г. Уфы до урока можно совершить экскурсию к памятнику). День 8 Марта Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отношение, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого. А. Ягафарова. Колючее платье. Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму». Из прошлого Башкортостана Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совместной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасака-ле, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г. Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин». Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскадрон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами. Р. Бикбаев. Заветное слово. Композитор 3. Исмагилов Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев». Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям». Н. Наджми. Загиру Исмагилову. Салют Победы Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведений изобразительного искусства. Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед. Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми. Узоры года Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Баш-книгоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая информация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике. В поход на природу Беседа о местных достопримечательностях природы, топонимике местности, знакомство с их историей и легендами о них. Ознакомление детей с основными правилами, которые необходимо соблюдать во время однодневного (без ночевки) похода. После такого урока (в воскресный день во второй половине мая) можно организовать однодневный поход на природу. Г.Юнусова. Походная песня. Обобщающая беседа по предмету. КЛАСС В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учителя и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправленная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Учащиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан. Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой, Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, художников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др. I четверть С новым учебным годом! Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе. Чтение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году. Г. Юнусова. Перемена. Г. Давлетов. Отличник Юмагул. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники». В мире сказок Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличиях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персонажей к родной земле. Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке. Детский фольклор Игра — «Перстень — бычок» Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют какой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента. С. Т. Аксаков - наш земляк Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведениях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы. Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки». Поэт Г. Салям. Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма. II четверть Города Башкортостана Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них. Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем. Б.Бикбай - Ишимбай. В. Трубицын. Золотая Туймаза. С. Злобин и Салават Юлаев Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям. Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998). Башкирские писатели детям Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, обитающих в наших краях. Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка». Уральская зима Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др. Х.Габитов. Зима. А.Ахметкужин. Дедушка Мороз. Н.Наджми. Зима. М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Первый снег». III четверть По музеям Уфы Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экскурсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук. Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д. В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из названных музеев. Сказки 3. Биишевой Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошедших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию. Композитор Хусаин Ахметов Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями. Шежере - моя родословная Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений. Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шежере» (Уфа, 1960). Поэт Р. Гарипов Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай». Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь». Театр и дети Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день. Используются альбомы, открытки, фотоснимки. Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер. Мой родной Башкортостан Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана. М.Карим. Березовый лист. К.Киньябулатова. Чай. Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан». IV четверть Любимые поэты детворы Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте. Тукай и Башкортостан Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана. Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей». Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая. Никто не забыт Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии. Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». Предания и сказы Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жанра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содержанию. Художники рисуют для детей Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями. Обобщающая беседа по предмету.
КЛАСС В IV классе совершенствуются навыки учащихся по усвоению, запоминанию и устному изложению полученной из разных источников информации, расширяются знания об истории, культуре, литературе родной республики. На уроках намечается ориентация на более углубленную подачу материала по отдельным деятелям литературы и искусства, историческим лицам. В IV классе дети знакомятся с жизнью, деятельностью и творчеством писателей М. Гафури, X. Давлетшиной, Р. Нигмати, Д. Юлтыя, Б. Бикбая, композиторов Р. Хасанова, Р. Саха-утдиновой, художников К. Давлеткильдеева, Б. Домашникова, А. Лежнева, Э. Тюлькина, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой (по выбору), актеров 3. Бикбулатовой, 3. Насретдиновой и др. I четверть Здравствуй, новый учебный год! Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира. М. Гали. Книга. Г. Давлетова. Диктант. Г. Юнусова. Живи, книга. Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога». Природа Башкортостана. Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близлежащих к одному из данных объектов школах можно совершить экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям. Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань». По театрам республики
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.218 с.) |