СД.Ф.05.01 – Теория и история народного декоративно-прикладного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СД.Ф.05.01 – Теория и история народного декоративно-прикладного творчества



 

16. История изучения народного декоративно-прикладного искусства и народного декоративно-прикладного творчества. Основные отрасли научного знания, занимающиеся изучением народного декоративно-прикладного искусства и творчества.

Формирование и развитие народного искусства исследовались этнографами, искусствоведами и фольклористами. Каждое направление отличается своими, методами исследования.

В 1864 в Москве по инициативе А.С. Уварова создано Московское археологическое общество (МАО), одно из ведущих научно-исторических обществ в дореволюционной России. Общество сплотило археологов, историков и любителей старины с целью совместной разработки археологической науки в России. В 1909 была создана Комиссия по изучению старой Москвы (во главе с Уваровой) с целью изучения, сохранения. популяризации материалов по истории Москвы.

Во второй половине.19 века В.В. Стасов положил начало изучению факторов, определяющих черты русского народного искусства. Это исторические условия, влиявшие на формирование образно-сюжетного строя, и комплекс элементов.традиционной "культуры.

Первое десятилетие после Октября - это начальный период разработки проблем народного изобразительного творчества.

С конца 20-ых годов началась активная собирательная работа. В 1932 году создается Институт художественной и кустарной промышленности; его сотрудники вели экспедиционную работу.

В 1939 году открывается отдел народного искусства в Государственном Русском музее.
В это же время начинается изучение художественной традиции в народной архитектуре
Вышли в свет труды этнографов и искусствоведов, посвященные резьбе, крестьянскому
жилищу.

Издается коллективный труд «Русские. Историко~э'г нограф ическии атласу». Этнографы

показали хронологическую многослойностъ русского народного искусства.

Фольклористы в своих трудах рассматривали связь народноготворчества с окружающей

действительностью. Богатырев.

В 50 - 60 -ые годы издается серия трудов «Худ ожественные промыслы РСФСР». Издаются

и другие серии, монографии, альбомы;.книги мастеров. Следует отметить труд Разиной

«Русское народное творчество: проблемы декоративного искусства».

B 1981 году b Москве открыт "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - художественный музей и научно-методический центр по собиранию, хранению, изучению и пропаганде декоративно-прикладного и народного искусства России.

 

Издаются сборники трудов.

Искусствоведы раскрывают эстетическую ценность народного искусства, изучают изобразительные средства - форму, колорит, композицию.

Этнографы рассматривают художественные традиции как отражение этнической истории народа, запечатленной в произведениях народного искусства.

Фольклористы показали единство фольклора и изобразительного творчества, как элементов единого народного искусства.

Археологи дают конкретный материал для изучения народного декоративно-прикладного творчества.

Фольклористика, Этнопедагогика, Этнология, Антропология, Этническая история, Этнопсихология и т.д.

МУЗЕИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА, группа художественных музеев, документирующих эволюцию эстетических представлений народа, запечатленных в художественных формах произведения традиционного народного искусства.

В сво­ей деятельности Народного искусства музеи опираются на достижения искусствознания, эт­нографии, истории, краеведения, соприкасаются с другими художествами, в первую очередь художественно-промышленными и кустарными музеями (кустарные музеи и выставки. художественно-промышленные музеи и выставки).

 

17. Традиционные художественные промыслы Урала. История возникновения и особенности развития. Выдающиеся достижения (Касли, Златоуст, Н. Тагил, Куса об одном из них).

В последние годы с развитием рыночных отношений на Южном Ура­ле все более широко развивается декоративно-прикладное искусство. По­мимо известных центров, таких как Челябинск, Златоуст, Касли, Куса по­являются новые в разных районах области: в Нязепетровском районе изго­товляют берестяные изделия, в городе Коркино керамику и изделия из со­ломки, в городе Озерске - росписи на батике (фирма «Брегет»), в Южно-уральске сразу три предприятия занимаются выпуском художественного фарфора. Получили распространение производство художественного стек­ла, резьба по дереву, кружевоплетение, вязание на спицах. В старых центрах открываются все новые виды деятельности. В Челя­бинске получила известность фирма «Уральская бронза». В Златоусте семь предприятий занимаются производством гравюры на стали. В Кусе рабо­тают камнерезные мастерские. В златоустовском филиале Государственно­го Южно-Уральского университета с конца XX века ведется подготовка мастеров ковроделия. Руководитель — челябинский художник, выпускник Высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной КХВ.Егаков. В Челябинской государственной академии культуры и искусств ведет­ся подготовка руководителей кружков декоративно-прикладного творчест­ва. При научно-методическом центре народного творчества Челябинской области работают мастерские ковроткачества и других народных ремесел.

Среди них: мастерские «Практика», «Формула», «Лик», «Урал-холдинг», «КХО» и другие, в которых работают известные граверы на стали заслуженные художники России Г.М.Берсенев и Н.В.Лохтачева, лауреат Государственной премии России С.Ф.Чернов.

 

18. Художественное литье из чугуна на Урале. Основные центры, предпосылки возникновения, особенности и направления развития, ведущие мастера и художники, современное состояние.

Возникновение уральского чугунного художественного литья было связано с необходимостью удовлетворить самые насущные потребности и местного населения и уральской промышленности.

В продукции уральских заводов первых десятилетий XVIII века большое место занимают различные чугунные предметы домашнего обихода. С началом деятельности Екатеринбургского завода на нем успешно отливают чугунные горшки, котлы, чугунные заслонки к печам.

В первой трети XVIII века чугунное литье широко применяется как в самой уральской заводской архитектуре, так и в промышленном оборудовании. (Так, например, под брусьями, на которые устанавливались молотовые горны, отливались фигурные столбы; фигурными были оси и под брусьями, на которых устанавливались фабричные «колошные трубы»). Важным фактором, повлиявшим на развитие художественного чугунного литья, стал выпуск на уральских казенных заводах чугунных пушек. На их изготовление шел чугун высокого качества. Большое значение имело безукоризненное совершенство отливки, начиная от получения формы и кончая качеством металла. Не случайно поэтому Каменский завод, изготовивший в первой четверти XVIII века немало артиллерийских орудий, дал во второй половине столетия образцы декоративного чугунного литья.

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Кроме них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский заводы. Ведущее место среди уральских заводов, производивших художественные чугунные отливки, длительное время занимал завод г. Кусы, часто успешно соперничавший по мастерству даже с Каслями так как в Кусе работали многие умельцы, известные на всем Урале (Мурзин Н., Иконников Ф., Шалапов П., Завоеванов В., Сабуров В., Дятлов В., Зубов И.и др.). В Кусе изготовлены отливки по скульптурам Лансере Е.., Либериха Н., Клодта П. и других. Слава Кусинского литья всегда была в тени славы каслей из за частого использования одних и тех же моделей.

Каслинский чугунно литейный завод. Приступил к художественному производству позже многих других заводов Урала. В начале Х1Хв. в Каслях отливают горшки, чаши и другие хозяйственные изделия. Лишь во второй четверти Х1Хв. зарождается и быстро развивается художественное литье. В каслях отливают в 1845г. 6 диванов, 8 подсвечников, 6 тарелочек, множество корпусов для часов и др. В 40-х годах Х1Хв. Касли завоевывают широкую известность. Каслинские мастера умело, и разумно использовали опыт лучших мастеров других заводов. На завод были приглашены 12 чеканщиков и 12 формовщиков среди них выдающиеся братья Смолины. В 1876 г. На завод приглашается скульптор Канаев М. Д. который не только обогатил каслинское литье своими произведениями но и предал им народный характер («Избушка на курьих ножках», «цыганочка», «геркулес разрушающий пещеру ветров» и др.). В след за Канаевым приезжает скульптор Бах Н. Р. он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья. Большой вклад в каслинское литье внесли русские скульпторы Лансере Е. А., Либерих И., Обер А. Л..

В 1921г. приезжает Клодт К. А., продолживший традиции Канаева М. Д. и Баха Н. Р. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает несколько своих произведений. В советский период над современной тематикой кроме Клодта К. А. в каслях работали скульпторы Гоский Н., Озерский М. За последние 30 лет прошлого столетия Каслинские произведения 12 раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках.

Современное состояние литья

В последние годы большое внимание уделяется будущему литья: его проблемы обсуждаются во многих научных трудах, на специальных симпозиумах; не обошел этой проблемы и Международный конгресс литейщиков состоявшийся в 1973 г. в Москве. Вопросам футурологии литья посвящены работы членов-корреспондентов АН УССР А. А. Горшкова, Ю. А. Шульте, Профессоров В. М. Шестопала. П, П. Берга, Л. М Мариенбаха. Англичанина Дж. А. Ройнольдса и других. И это не просто дань моде прогнозирования. Идет принципиальный спор: не только о том, каким быть литью в будущем, но и о том, быть ли ему вообще. Однако при глубоком научном подходе к рассматриваемой проблеме ученые единодушно подходят к выводу: что литье будет играть важную роль в жизни и деятельности человека в

далеком будущем, какие существуют доказательства: 1)Сплав металлов улучшает их физические и механические свойства. 2)При литье возможно получить заготовку любых размеров любой конфигурации или с максимальным приближением конфигурации заготовок к конфигурации готовых деталей. 3)Более быстрая утилизация отходов. 4)Литью поддаются почти все металлические сплавы. 5)Современные литейные процессы легко механизируются и автоматизируются. 6)Для производства отливок не обязательны полуфабрикаты сырьевых источников. Какбы не менялась структура машиностроения металлургии, энергетики, промышленности бытовых предметов они останутся заказчиками сложных литых заготовок. С истощением например, железных запасов встанет вопрос о быстрой утилизации отходов железных сплавов и в этом случае литье будет вне конкуренции. Кроме того сырьем для литья могут быть пластмассы, камень, стекло и многие материалы.

 

19. Холодное украшенное оружие на Урале. Особенности формирование и развития промысла, основные направления развития, ведущие художники, современное состояние (основные предприятия).

Первая четверть XIX в. принесла уральской художественной культуре новый вид искусства – Златоустовскую гравюру на стали, связанную с украшением холодного оружия. Урал не был родоначальником русского холодного оружия, но стал продолжателем традиций тульских оружейников. Организация производства оружия была связана с военными событиями 1812 г. Изготовление украшенного холодного оружия в Росси до начала XIX в. носило, с одной стороны, кустарный характер, являясь уделом отдельных мастеров самородков, с другой – его производством занимались мастера Московской оружейной палаты, а также государственные Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, на которых производство носило второстепенный характер.

20 февраля 1807 г. выходит указ Сената с предписанием немедленно преступить к постройке завода. Златоустовский железоделательный завод был заложен в 1751 г. наследниками тульского промышленника Перфилия Мосолова после подписания контракта с Оренбургской канцелярией. Кроме холодного оружия она должна была изготовлять и предметы быта: столовые и перочинные ножи, вилки, ложки и т.д. Весной 1816 г. По реке Ай отправился в путь первый караван с опытной партией холодного оружия. В 1817 г. после окончания с золотой медалью Горного кадетского корпуса, в Златоуст был назначен унтер-офицер П. П. Аносов. Он опытным путем воссоздает забытые секреты производства булата. В 1854 г. Управителем Златоустовской оружейной фабрики становится известный инженер и ученый-металлург Павел Матвеевич Обухов. Он создал пять сортов литой стали, которая окончательно вытеснила с фабрики дорогостоящую английскую сталь, уступавшую по качеству обуховской. Большую роль в увеличении числа заказов сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых являлась Златоустовская оружейная фабрика. Начало гравировальному искусству на оружии положили немецкие мастера из западноевропейских центров производства холодного оружия Золинген и Клингенталь. Русское производство вскоре превзошло заграничное. Аналогичная ситуация произошла и в искусстве украшения оружия. Из Европы Шафы привозят технику травления, огневого золочения и воронения.

В стиле ампир создавали свои произведения Шафы, И. Бушуев, И. Бояршинов, В. Южаков, Я. Варламов и др. Бушуев и Бояршинов вводят в украшение оружия сюжет: динамичные многофигурные композиции на историческую и бытовую темы, грандиозные массовые сцены, чего не было у Шафов. Кроме того Бушуев использует разнообразные сочетания золотых плоскостей изображения и матового фона. Он необычайно расширяет при изначальной скупости цветовую палитру стали, умело, используя изменение цвета при воронении или синении, подчеркивая холодную красоту вороненого стального клинка теплым мерцанием золота, заставляя сверкать узор как «паутинку». Именно благодаря восточным традициям, в 80-е г. XIX в. появляется геометрический орнамент: сквозной и стилизованный, окруженный золотой каемкой.

В 80-е г. мастера А. Серовиков, И. Клюев и другие гравируют ножи, столовые приборы, спичечницы, портсигары, блокноты. Этому способствуют и новые технологии – «штамповка» и «гальванопластика». Они резко снижают качество рисунка, но вместе с тем отвечают требованиям времени: украшенные бытовые изделия утилитарного пользования требовались сотнями и тысячами.

Наряду с массовыми изделиями мастера Златоуста создавали уникальное наградное и памятное оружие, вручавшееся выдаю­щимся отечественным полководцам и госу­дарственным деятелям.

Существовали следующие техники гравирования: травление, синение, воронение, золочение, гальваническое золочение, золотая и серебряная насечка, выпуклая насечка, углубленная насечка, гравирование, штамповка.

Сегодня искусство Златоустовской гравю­ры на стали переживает своеобразное вто­рое рождение. Традиции лучших европей­ских и уральских мастеров продолжают и развивают специалисты: завода «Булат» и его подразделения КХО («Коллекционное холодное оружие»), мастерских «ЛиК», «Формула», «Практика», «Грифон», «Мезон» и др.

Украшенное холодное оружие, письмен­ные приборы, ножи для бумаги, винные и охотничьи наборы, кубки и вазы, трости, настенные панно — вот далеко не полный перечень изделий златоустовских мастеров гравюры на стали.

 

20. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы от Древней Руси до XVIII века: основные центры, виды и характерные особенности.

Декоративное искусство тесно связано со всем изобразительным искусством. В декоративном искусстве воплощение эмоций и настроений осуществляется посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве.

Мебель и предметы обихода - Отделка сусальным золотом, медью, золотой тесьмой, ярким бархатом, с крупными и травными узорными разводами сообщала мебели особенную декоративность. На Руси широко были распространены деревянные матрицы для печатания пряников и тканей. Роспись по дереву - один из национальных, наиболее самобытных видов декоративного искусства Руси. Связь между архитектурными памятниками с иконописью, декоративной росписью предметов быта подтверждается общностью технических приемов росписи темперой. Мезенская, пинежская, печорская, вологодская, олонецкая, северодвинская школа росписи, пермогорская, ракуловская, пучугская, шенкурская, поморская, городецкая, хохломская, мериновская и семеновская, федосеевская, загорская, холуйская и мстерская, тверская (калининская) роспись. Деревянная скульптура. Исследователи связывают ее появление с появлением скульптурных изображений языческих божеств. Деревянные изваяния святых, нательные кресты. Гончарные изделия. Керамика приднепровских славян V-VTI веков заметно развивается ко времени образования Киевского княжества. Центрами, где происходил подъем и развитие русской утилитарно-бытовой и скульптурной керамики в конце XVII века - начале 18в, были Гончарная слобода в Москве и Гжель. Изделия из цветного и черного металла. Холодная и горячая ковка, чеканка, литье. Железное оружие нередко украшалось медью, инкрустацией (насечкой) серебром и золотом Резьба по кости. Резьба по кости и рогу наряду с резьбой по дереву и камню издавна была распространена на Руси. Клыки моржей, кости крупных животных, ископаемая мамонтовая кость, турьи и оленьи рога употреблялись для изготовления поделок. Набойка. Узор печатался, «набивался» чаще всего на холсте, изредка на бархате, шерсти, атласе. Набойка продавалась на торгах в Москве, Архангельске, Сольвычегодске, Костроме, Великом Устюге, Астрахани, Ярославле, Ростове, Суздале, Владимире, Твери, Вологде, Вольске.

Дохристианское мировоззрение находило свое художественное выражение в народном творчестве и сохраняло свои традиции в фольклоре и прикладном искусстве. Борьба официальной религии с «идолопоклонством», сыграла свою роль, в частности, в становлении национальных традиций каменной резьбы. Эпоха раздробленности и татаро-монгольское нашествие оказали существенного воздействие на развитие народного прикладного творчества Древней Руси.

В русском искусстве XVII в.,борьба старых традиций и новых тенденций осваивалась стилистика западноевропейского искусства. Реалистические устремления в искусстве. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало благоприятные условия для развития народного творчества, что подготовило почву для расцвета отдельных его направлений в XVIII в.

Процесс объединения всех сфер жизни русского общества начинается с XVII в. (время правления царя Алексея-Михайловича, отца Петра I).

Мебель и предметы обихода: тесная связь деревянной утвари и мебели с архитектурой и внутренним убранством дома. Использовали отделку сусальным золотом, медью, золотой тесьмой, ярким бархатом. Встречается травный узор и сюжетные изображения. Особого расцвета достигает геометрическая, резьба; Роспись по дереву: роспись предметов быта тесно связана с иконописью общностью технических приемов росписи темперой. Приемы религиозной и светской живописи русского средневековья очень близки к искусству XI - XIII веков. Основные центры росписи; Деревянная скульптура; Деревянная мелкая пластика; Гончарные изделия; Резьба по кости; Набойка; Вышивка; Металл цветной и черный; Роспись по металлу; Эмаль; Монументально – декоративная резьба по дереву; миниатюрная лаковая живопись; Кружево; Ковроткачество.

 

21. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы России XVIII – XX вв.: основные центры, виды и характерные особенности.

В 18 веке широко были распространены виды ручного труда с художественным уклоном. Целые деревни занимались каким-нибудь ремеслом. Огромное влияние на декоративное искусство XVIII века оказало западное искусство. Искусство народной резьбы XVIII века опиралось на массовое домашнее производство предметов обихода.

В 18 веке продолжает развиваться резьба по дереву, резьба по кости, набойка, вышивка, кружево (Галич, Вологда, Торжок, Рязань, Орлец и т.д.), металл цветной и черный (развитие чугунного литья Урал, Тула, Олонецк), роспись по металлу (Урал – Нижний Тагил, Невьянск; фабрики Петербурга, Митавы, Москвы). В 19 веке эмаль - финифть (Петербург, Ростов, Москва), монументально-декоративная резьба по дереву – декоративное убранство жилья, рельефные украшения речных судов; предметы обихода из дерева – печатный лубок; роспись по дереву – Северодвинская, Мезенская, Новгородская – Хохлома, Городец, Нижний Тагил – роспись туесов; деревянная мелкая пластика – деревянная игрушка (с. Лысково, с. Богородское, Городец); миниатюрная лаковая живопись – папье-маше с лаковой живописью; ковры; набойка; ручное ткачество; вышивка; кружево – Галич, Торжок, Вологда, Калязин, Серпухов, Звенигород ит.д.; гончарное искусство.

Во второй половине XIX века и в начале XX века среди обеспеченных классов были популярны художественные изделия из кости и серебра. Искусство декоративной росписи лакированных изделий из папье-маше и металла также связано с городской культурой. Гончарные изделия мастеров Скопино занимают особое место в русском народном искусстве конца XIX - начала XX века. По всей территории бытует домашнее ткачество, ковроделие, гончарство, резьба и роспись по дереву, кружевоплетение и вышивка, иг­рушечное дело и другие ремесла. Характерным художественным явлением в 20-х годах было стремление художников народных промыслов создать новый, советский орнамент, элементами которого на первых порах служили советский герб и пятиконечная звезда. Произведения декоративного искусства в 30-е годы весьма разнообразны. Это - продукция государственных фабрик и кустарных художественных промыслов. Войны ХХ века нанесли непоправимый урон НХК России.

 

22. Центры художественной росписи и резьбы по дереву в России, особенности их формирования и развития. Характеристика одного из центров.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломекой, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадекая роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

Богородская резьба. Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада село Богородское. Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород липы, ольхи, осины. Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой богородский мишка выступающий в компании с человеком.

Абрамцево - Кудринская резьба. Свое название абрамцево-кудринская резьба получила от села усадьбы Абрамцево и деревни Кудрине, где она возникла в конце XIX века. Резьба выполняется при помощи резака и набора стамесок, в одних случаях - с предварительным нанесением контура рисунка на поверхность изделия, в других - без разметки. Орнамент абрамцево-кудринских изделий большей частью растительный и состоит из вьющихся побегов или веток с листьями и цветами. Изделия выполняются из липы, березы, ольхи.

Трехгранновыемчатая резьба. В настоящее время трехгранновыемчатой резьбой оформляются шкатулки, коробочки, настольные лоточки, изготовляемые в ряде областей: Кировской, Архангельской, Вологодской, Томской, Иркутской и других. Орнамент изделий, оформленных трехгранновыемчатой резьбой, состоит из кругов - розеток с радиально расходящимися лучами-лепестками, в сочетании с прямоугольниками, ромбами, квадратами, прямыми и ломаными линиями.

Изделия из бересты. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность. Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись

Теснение по бересте Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры - круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности.

Резьбу по бересте. Первым резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался.

Хохлома. Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVIJ века. Свое название оно получило от села Хохлома.

Мезенская роспись. Город Мезень, центр Мезенского района Архангельской области. С 1779 уездный город Архангельской губернии, центр росписи по дереву.

Пинежская роспись. Пинега - поселок городского типа, в Пинежском районе Архангельской области.

Печорская роспись. Печора - река на Севере - Востоке Европейской части России. Село Усть-Цидьма и другие явились центрами, где шла переписка, книг религиозного и светского характера, нередко украшаемых заставками или рисунками.

Вологодская роспись. Народные промыслы: плетение кружев главным образом в Вологде и прилегающих к ней чернь по серебру (Великий Устюг) и деревообработка.

Олонецкая роспись. Олонецк - центр Олонецкого района, республики Карелия. «Северодвинская школа росписи. Северодвинская водная система - один из старейших водных путей России. В неё входят реки: Сухонь, Шексна и др. Природа богата лесами и полезными ископаемыми, что способствовало развитию промыслов, и в частности по деревообработке,

Пермогорская роспись. Пермогорское село территориально расположено в Архангельской области. Росписи по лопасти прялки делятся на две части.

Ракуловская р оспиь Архангельская область. Б орокская рсюпись_Село Борок расположен в Северозападном регионе России.

Нижнетоемская роспись Село Нижнетоемское расположено в бассейне реки Сев. Двина

Пучугская роспись. Село Пучуг находится в бассейне реки Северная Двина.

Шенкурская роспись. Шенкурск - центр Шенкурского района Архангельской области Рос-си;? В дореволюционной России развивалось деревообрабатывающее ремесло.

Каргопольская роспись. Каргополь - центр Каргопольского района Архангельской обл. Расположен на Левом берегу р. Онеги. Промыслы были связаны, с рыболовством и обработкой дерева.

Поморская роспись. Поморье - это территория севера Архангельской области.

Алтайская роспись. Алтайский край расположен на Юго-Западе Сибири

Костромская роспись. Кострома - центр Костромской области.

Городецкая роспись. Городец - город в Нижегородской области России.

Хохломская роспись. Хохлома - село Коверыинского Ра-а Нижегородской обл. России

Мериновская и семеновская росписи. Семенов - центр Семеновского района Нижегородской области. Центры художественной обработки дерева, и росписи.

Федосеевская роспись. Ремесло возникло в деревне Федосееве, недалеко от г. Семенова.

Полховско-майданская роспись. Промысел возник в бассейне р. Волги и Камы.

Загорская роспись. (Сергиевский посад) Загорск город в Московской обл-ти России.

Холуйская и мстерская росписи. Мстёра до начала XX века - Богоявленская слобода. Мстера, поселок в Вязниковском районе Владимирской области России. Холуй – посёлок городского типа в Юнском районе Ивановской области России.

Тверская (Калининская) роспись. Тверская область примыкает территориально к Московской области

ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА

Точно определить время возникновения на Руси деревянной скульптуры трудно. Исследователи связывают ее с появлением скульптурных изображений языческих божеств. Деревянные изваяния святых, нательные кресты. Искусство резьбы по дереву позднее было перенесено на Каменную резьбу. Но деревянная резьба сохранилась в убранстве церквей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.068 с.)