Динамика добычи и экспорта газа, млрд. Куб. М 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика добычи и экспорта газа, млрд. Куб. М



  отчет оценка прогноз 2015/2011, %
2013 год 2014 год 2015 год
варианты
А 1, 2 А 1, 2 А 1, 2 А 1, 2
Добыча газа 668,9               100,9 105,5
Экспорт газа 189,7 193,3 185,4 204,4 186,6 206,5 189,4 209,1 99,8 110,2
                       

Прогнозируемый умеренный рост добычи газа (до 706 млрд. куб. м в 2015 году) будет определяться тенденциями спроса, более активным освоением месторождений ОАО "Газпром", а также увеличением добычи независимыми производителями газа в условиях их недискриминационного доступа к Единой газотранспортной системе. При этом спрос на газ на внутреннем рынке позволит к 2015 году увеличить потребление до 491,8 млрд. куб. м, а на внешнем рынке увеличить экспорт газа до 209,1 млрд. куб. метров. Экспорт СПГ в 2013-2015 гг. составит не менее 10 млн. т ежегодно.

В условиях, когда непростая ситуация на европейском энергетическом рынке осложняется возможностью новой рецессии, дальнейшим снижением спроса на топливно-энергетические ресурсы на мировых рынках, антироссийской направленностью «третьего энергетического пакета» и увеличением конкуренции со стороны рынка ближневосточного газа, а также снижением внутреннего спроса, за трехлетний период возможно уменьшение добычи газа на 82 млрд. куб. м по сравнению с вариантом 2, в том числе за счет предприятий группы Газпром – на 54 млрд. куб. метров. При этом снижение внешнего спроса приведет к сокращению экспорта на 58,7 млрд. куб. м (или около 72% от общего объема снижения добычи газа). В условиях существенного ухудшения конъюнктуры на внешних газовых рынках могут возникать риски дальнейшего снижения добычи газа.

В условиях более высоких цен на газ и увеличения спроса на внешнем рынке будут расширяться возможности по наращиванию добычи газа, в результате за трехлетний период прирост может составить 51 млрд. куб. м по сравнению с вариантом 2, при этом почти 55% прироста обеспечат независимые производители газа и нефтяные компании. Около 40 млрд. куб. м дополнительных объемов газа будет направлено на экспорт.

С учетом ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток», а также намечаемых программ европейских государств по закрытию атомных электростанций (в Германии и Швейцарии) существуют предпосылки для заключения договоров с новыми покупателями (порядка 20 млрд. куб. метров).

Основной прирост добычи газа на предприятиях ОАО «Газпром» будет обеспечен за счет вывода на проектную мощность Бованенковского месторождения, а также ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Прогнозируется ввести в разработку валанжинские залежи Заполярного и Песцового месторождений, Ныдинскую площадь Медвежьего месторождения. Пик инвестиционной активности ОАО "Газпром" предусматривается в 2014 году, когда общие инвестиции в промышленное строительство могут превысить 1,4 трлн. рублей.

В 2013-2015 гг. в целом по добыче природного газа инвестиции прогнозируются в объеме более 1,4 трлн. рублей, при этом доля инвестиций ОАО «Газпром» составит 63% от общего объема. К 2015 году инвестиции в добычу газа возрастут в 2,2 раза к уровню 2011 года. Немаловажную роль в приросте объемов инвестиций в добычу газа окажут капитальные вложения в освоение Южно-Тамбейского месторождения (ОАО «Новатэк»), хотя начало добычи планируется только в 2016 году.

Перспективными проектами в магистральном газопроводном транспорте в среднесрочной перспективе будут начало строительства газопроводов «Южный поток» и «Якутия-Хабаровск – Владивосток», а также расширение газопровода Ухта – Торжок. Инвестиции в транспорт газа в 2013-2015 гг. оцениваются в объеме около 2,6 трлн. рублей, при этом в 2015 году капиталовложения в транспортировку газа возрастут в 1,4 раза к уровню 2011 года.

Программой инновационного развития ОАО «Газпром» предусматривается разработка технологий по снижению удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на собственные технологические нужды и потери, что позволит высвободить к 2015 году порядка 2,2 млрд. куб. м газа для потребления. В 2015 году предусматривался рост производительности труда более чем на 10% к уровню 2011 года.

Производительность труда в целом по добыче природного газа в 2015 году может возрастти на 8-9 процентов.

Добыча угля

Добыча угля в 2011 году составила 333,8 млн. тонн (103,7% к уровню 2010 года) – это наивысший показатель в России за постсоветский период. Использование производственных мощностей по добыче угля в 2011 году составило 79%, рентабельность к затратам на производство проданной продукции 38,5 процента.

В 2011 году спрос внутреннего рынка на угольную продукцию увеличился до 232,1 млн. т (108,4%). По данным Росстата, в условиях роста экспортных контрактных цен экспорт угля уменьшился до 110,8 млн. т (95,6%) из-за имевших место ограничений в инфраструктуре перевозок и перевалки угля в портах, а импорт, в основном из Казахстана, увеличился до 31,4 млн. т угля (106,2 процента).

На финансирование мероприятий по реструктуризации угольной отрасли за счет средств федерального бюджета израсходовано в 2011 году 6,8 млрд. рублей.

В 2012 году добыча угля с учетом итогов работы угольной отрасли в первом полугодии текущего года оценивается в размере 342,7 млн. т (102,7% к уровню 2011 года), в том числе объем угля для коксования составит 67 млн. т (103,5%) при сохранении тенденций роста спроса на них. Внутреннее потребление товарного угля ожидается на уровне 230,1 млн. т (99%). Удельный вес угля Кузнецкого и Канско-Ачинского угольных бассейнов в общем объеме добычи угля будет возрастать ввиду наличия развитой ресурсной базы.

С учетом внешнеэкономической конъюнктуры, потребностей внутреннего рынка и транспортных возможностей экспорт угля в 2012 году оценивается в размере 120,7 млн. т (108,9% к уровню 2011 года).

В 2012 году темпы роста объемов инвестиций в обновление производства оцениваются 104,5-104,7 процента.

Основными ограничениями развития отрасли являются:

высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у потребителя достигает более 50 процентов);

низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные переходы) и портов;

устойчивая тенденция снижения внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (только в случае более чем двукратного повышения цен на газ, возможно, возобновить интерес инвесторов к развитию угольной промышленности);

отсутствие стимулов к повышению качества и глубины переработки угля, а также получения новых видов угольной продукции в условиях невостребованности у потребителей;

высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.

Правительством Российской Федерации был принят ряд мер, направленных на решение проблем развития угольной отрасли, и в первую очередь по вопросам государственного управления промышленной безопасностью и военизированными горноспасательными частями, обязательного проведения дегазации на угольных шахтах, повышения мер административной ответственности за нарушения требований безопасности.

При разработке прогноза развития угольной промышленности до 2015 года учитывалась реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в угольной отрасли, предусмотренных в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года в части: завершения мероприятий по реструктуризации отрасли; технического перевооружения и интенсификации угольного производства; увеличения объемов обогащения угля; снижения аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях; мероприятий по эксплуатации природоохранных объектов и мониторингу экологических последствий; дальнейшего развития экспортного потенциала.

Программа конкретизирует основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, относящиеся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.

Целью этой Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Динамика добычи и экспорта угля (вариант 2), млн. тонн

  отчет оценка       2015/2011, %
прогноз
Добыча угля 333,8 342,7       104,9
Экспорт угля 110,8 120,7       110,1

Добыча угля в 2015 году прогнозируется в объеме 350 млн. т (104,9% к уровню 2011 года). Увеличение добычи угля в этот период будет обеспечиваться за счет роста потребления угля электростанциями в связи с увеличением выработки электроэнергии и тепла до 135 млн. т (106,5%), а также продолжающегося роста спроса на уголь на внешнем рынке.

В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры экспорт угля к 2015 году составит 122 млн. т (110,1% к уровню 2011 года). На увеличение объемов экспортных поставок угля окажет влияние увеличение мощности Мурманского морского торгового порта по перевалке угля до 14 млн. т в год, а также выход в 2012 году на полную мощность второй очереди автоматизированного комплекса угольного терминала в Усть-Луге – 12,4 млн. т угля энергетических и коксующихся марок в год. Импорт угля в 2015 году прогнозируется на уровне 28 млн. т (89% к уровню 2011 года)

В 2013-2015 гг. среднегодовые темпы роста объемов инвестиций на техническое перевооружение, реконструкцию и поддержание действующих мощностей составят 103 процента.

За прогнозный период до 2015 года производительность труда в угольной отрасли – объем добычи на одного занятого в отрасли – увеличится до 2500 т/чел. в год (в 1,3 раза по отношению к 2011 году).

Решению задач, связанных с разработкой новых технико-технологических решений, интенсифицирующих производственные процессы с обеспечением безаварийной энергоэффективной и экологически безопасной работы горных предприятий, будет способствовать также реализация «Технологической платформы твердых полезных ископаемых», в рамках которой намечается осуществление полного инновационного цикла работы с месторождением от поиска и разведки месторождений до получения ряда товарных продуктов глубокой переработки минерального сырья с одновременной подготовкой высококвалифицированных кадров, реализующих новые технологии в промышленном производстве.

Выделение средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной отрасли не в полном объеме может привести к невыполнению параметров, установленных в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Производство нефтепродуктов

Индекс производства нефтепродуктов в 2011 году составил 103,3% к уровню предыдущего года, а объем первичной переработки нефти – 257,9 млн. т (103,2% к 2010 году). При этом доля переработки нефти в объеме ее добычи возросла до 50,6% (в 2010 – 49,4%). Использование среднегодовой мощности в отчетном году составило 92,7%, уровень рентабельности к затратам на производство проданных товаров – 19,8 процента. Экспортировано нефтепродуктов в 2011 году 132,4 млн. т или практически на уровне 2010 года, из которых на страны дальнего зарубежья и СНГ приходится 90% и 10% соответственно. Глубина переработки нефтяного сырья продолжала отставать от мирового уровня (85-95%) и составила 70,8% (в 2010 году 71,1%), что было обусловлено отсутствием заинтересованности нефтяных компаний в использовании углубляющих схем переработки мазута и дефицитом мощностей каталитического крекинга и гидрокрекинга, а также действовавшей системой взимания экспортных пошлин, при которой пошлина на мазут была ниже, чем на светлые нефтепродукты.

В целях снижения уровня производства и экспорта мазута, увеличения инвестиций во вторичные процессы переработки, а также повышения уровня добычи и экспорта нефти в сентябре 2011 г. было принято решение о переходе на систему взимания вывозных пошлин «60-66» (60–коэффициент в расчете ставки пошлины на нефть был уменьшен на 5 п.п., 66 – единый коэффициент в расчете ставок пошлин на «темные» и «светлые» нефтепродукты), а фактическое применение началось в октябре 2011 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716). С 1 января 2015 г. будет установлена ставка экспортной пошлины на мазут на уровне ставки пошлины для нефти.

Кроме того, во второй половине 2011 года были заключены четырехсторонние соглашения между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Ростехрегулированием по производству светлых нефтепродуктов и модернизации производственных мощностей НПЗ, которые предусматривают обязательства нефтяных компаний по модернизации НПЗ с 2011 года до 2015 года. Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий нефтепереработки в 2011 году составили 241,6 млрд. рублей против 185,3 млрд. рублей в 2010 году.

Нефтеперерабатывающий сектор помимо значительного износа основных производственных фондов и низкой глубины переработки нефти характеризуется также и неэффективностью территориальной структуры имеющихся перерабатывающих мощностей.

С учетом итогов работы нефтеперерабатывающей отрасли в первом полугодии 2012 г. объем переработки нефти в 2012 году оценивается на уровне 261,8 млн. т (101,5% к 2011 году), экспорт нефтепродуктов – 135,1 млн. т (102,%), при этом рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составит порядка 124-126,5% к уровню 2011 года.

Следует отметить, что в 2012 году, несмотря на продолжающийся рост объемов первичной переработки нефти и производства основных нефтепродуктов, темп их роста несколько снижается против уровня 2010 и 2011 годов. Глубина переработки нефти остается еще достаточно низкой (примерно 71%). Доля переработки нефти составляет около 51% от объемов ее добычи.

В структуре экспорта нефтепродуктов преобладает жидкое топливо, при этом доля топочного мазута в общем объеме экспорта снизится с 39% в 2011 году до 38,1% в 2015 году (с 51,6 до 47,4 млн. тонн). Основными направлениями экспорта нефтепродуктов, которые сохранятся и в прогнозный период, являются страны Европы (на уровне 72-73%) и страны Азии (на уровне 22-23 процентов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.021 с.)