Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы



Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы будут связаны с повышением результативности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок.

На эти цели будет направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной активности: Фонда содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Российской корпорации нанотехнологий, а также Внешэкономбанка.

В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих годах будет являться поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели будет направлена деятельность Фонда посевных инвестиций объемом 2 млрд. рублей, созданного ОАО «Российская венчурная компаний» совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональных венчурных фондов.

Дальнейшее развитие получат объекты инновационной инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны, инновационно-технологические и инжиниринговые центры, центры сертификации, трансфера технологий, коллективного пользования и т.д.), для чего в 2010 -2012 годах будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд. рублей.

В целях формирования инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий ГК «Роснанотех» создается сеть нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. В результате их работы будут создаваться инновационные компании и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. В 2010 году начато создания 4 центров в городах Казань, Новосибирск, Зеленоград и Дубна, на период до 2015 года планируется создание до 19 центров.

Также будет продолжено создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие новых инструментов активизации научной и инновационной деятельности

В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» будут созданы условия для эффективного функционирования национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в качестве ключевого элемента инновационной национальной системы, что позволит объединить и сконцентрировать возможности уникальных ядерно-физических установок, исследовательских комплексов, а также ресурсы, направляемые на их развитие и обеспечение деятельности, для решения задач модернизации экономики страны.

В 2011-2013 гг. активно продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели сформулированы основные задачи ГК «Роснанотех» – коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. К 2015 году в результате деятельности корпорации объем производства нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует ГК «Роснанотех», должен составить не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.

Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики внесет Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации её результатов в Сколково. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.

Планируемые результаты и целевые показатели прогноза

С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2011-2013 годов планируется нивелировать имеющиеся кризисные тенденции и достигнуть следующих основных показателей.

В 2009 году уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,13% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика, предусмотренная во втором варианте прогноза. В этом случае общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17% ВВП к 2013 году. В случае реализации более консервативного сценария величина расходов на НИОКР практически не изменится и составит 1,12% ВВП. При этом доля средств федерального бюджета за указанный период уменьшится с 72,1% до 67,7% в первом варианте и 70,2% во втором, а доля собственных средств предприятий увеличится с 5,3% до 10,8% (в обоих вариантах).

Объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил в 2010 году 10,4 млрд. рублей. Во втором варианте предусмотрен рост расходов на развитие высокотехнологичного комплекса, что приведет к увеличению финансирования государственных фондов в научно-технической сфере до 15 млрд. руб. к 2013 году, в противном случае объем выделяемых фондам средств останется на уровне 2010 года.

От уровня государственных расходов на науку и инновации в значительной степени будет зависеть удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного исследователя. В первом варианте она достигнет к 2013 году 860 тыс. рублей по сравнению с 650 тыс. рублей. в 2009 году, а во втором – возрастет до 1 млн. рублей.

В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе, укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2010-2013 годах сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, количество таких организаций в 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 8,8% в первом варианте и на 8,6% – во втором и составит соответственно от 3247 до 3255 единиц.

При этом ожидается, что более высокими темпами будет уменьшаться число организаций с государственной формой собственности – на 8,9% в первом варианте прогноза и на 12,7% – во втором, что объясняется рационализацией системы бюджетных учреждений. Кроме того, численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, будет снижаться в среднем на 2,6-2,7% в год в зависимости от варианта развития. Это связано с сохранением негативной тенденции оттока и старения научных кадров.

Во втором варианте прогноза ожидается, что сокращение персонала будет происходить более медленными темпами. В результате, общая численность научного персонала может снизиться по отношению к уровню 2009 года на 10% во втором варианте и на 10,3% в первом. Доля исследователей в общем количестве персонала, занятого исследованиями и разработками, должна вырасти с 49,3% в 2009 году до 51-53,4% в 2013 году по первому и второму варианту соответственно. При этом доля исследователей в возрасте до 39 лет составит 30,5-31,5% в зависимости от сценария экономического развития по сравнению с 28,4% в 2009 году, а удельный вес кандидатов и докторов наук в общем числе исследователей вырастет с 61% до 62-63% к 2013 году соответственно в первом и втором вариантах.

В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса, в обоих вариантах прогноза ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. Так, в первом варианте доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигнет к 2013 году 10,6%, а во втором – 10,8%, что выше показателя 2009 года (10 процентов).

При этом доля уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет в общей стоимости машин и оборудования участников НИС вырастет к 2013 году до 65% во втором варианте и до 60% в более консервативном сценарии по сравнению с 40% в 2009 году.

Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2009 года снизились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,6 процента. В 2013 году указанные расходы предприятий будут в первом варианте выше уровня 2009 года на 24,4%, во втором варианте – на 34,4% (в ценах соответствующих лет). Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2013 году на 19,1-22,5%, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства – на 46,7%-81,1% в зависимости от сценария экономического развития.

Вырастет и коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, подданных российскими заявителями). В расчете на 1 млн. человек к 2013 году будет подаваться 197 и 200 заявок соответственно в первом и втором вариантах прогноза при том что в 2009 году подавалось 193 заявки.

В результате, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 5,1% в 2009 году до 5,5% в 2013 году в первом варианте и до 6,0% во втором. Изменится и структура экспорта. По консервативному варианту удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 7,6%, а по более оптимистичному – до 8,1% к 2013 году, превысив показатель 2009 года (7 процентов).

В то же время будет постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий – со 100 в 2009 году до 400 и 600 в 2013 году по первому и второму варианту соответственно.

Промышленность

В 2009 году промышленность стала эпицентром экономического кризиса. Производство упало на 9,3% к 2008 году. В связи с резким падением инвестиционного и потребительского спроса наибольший спад зафиксирован в обрабатывающих секторах (84,8% к уровню 2008 года). При этом по отдельным секторам экономики (машиностроительный комплекс, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая промышленность) снижение было еще более глубоким.

Оживление мировой конъюнктуры, а также предпринятые государством меры по стимулированию внутреннего спроса, защите отечественного производителя и точечной поддержке реструктуризации ведущих предприятий способствовали уже в середине 2009 года возобновлению промышленного роста.

В 2010 году ожидается рост промышленного производства на 7,6%, что позволит компенсировать большую часть кризисного спада. В целом за четыре года рост промышленного производства оценивается на уровне 121,9% к уровню 2009 года. Таким образом, несмотря на глубокий спад промышленного производства в прошлом году, восстановление показателей развития промышленности до предкризисного уровня можно ожидать уже к 2012 году.

Основными драйверами роста будут выступать обрабатывающие сектора экономики на фоне стагнации добывающих отраслей, что обусловлено ожидаемым изменением характера посткризисного развития с частичным смещением акцентов на внутренние рынки.

 

Индексы промышленного производства в 2009-2013 гг. (вариант 2b), %

Отрасли промышленности отчет оценка      
прогноз
Промышленность - всего 90,7 107,6 103,9 103,8 104,9
Добыча полезных ископаемых 99,4 103,5 101,0 100,5 100,9
Обрабатывающие производства 84,8 109,9 105,4 105,5 106,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 96,1 104,0 101,6 101,1 101,3

 

Структура промышленного производства в 2010 году и в прогнозный период характеризуются снижением доли ТЭК и увеличением доли отраслей инвестиционного спроса.

Структура промышленного производства в ценах 2009 года (вариант 2b), %

Отрасли промышленности отчет оценка      
прогноз
Промышленность - всего          
ТЭК 45,5 43,7 42,6 41,3 39,8
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 21,0 20,1 19,5 18,8 18,1
Производство кокса и нефтепродуктов 10,7 10,2 10,0 9,8 9,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 13,8 13,3 13,0 12,7 12,2
Потребительский комплекс 14,0 13,5 13,6 13,6 13,5
Пищевая промышленность 13,2 12,7 12,7 12,7 12,6
Легкая промышленность 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9
Отрасли инвестиционного спроса 15,8 17,2 18,0 19,2 20,7
Производство строительных материалов 3,2 3,1 3,2 3,3 3,4
Машиностроение 12,6 14,0 14,8 15,9 17,3
Отрасли промежуточного спроса 23,5 24,1 24,3 24,4 24,6
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 2,5 2,4 2,4 2,3 2,3
Лесопромышленный комплекс 3,4 3,4 3,4 3,4 3,4
Химический комплекс 6,5 6,9 6,9 7,0 7,0
Металлургия 11,1 11,4 11,6 11,7 11,8

По итогам 2010 года наиболее значительный рост ожидается в производстве машиностроительной продукции (120,2%) как инвестиционного, так и потребительского назначения, что обусловлено восстановлением спроса в отраслях-потребителях (нефтегазовая промышленность, энергетика, строительство инфраструктуры), а также эффективностью принимаемых мер по стимулированию потребительского спроса.

Высокие темпы могут быть достигнуты в химическом производстве (112,5%), а также в металлургическом комплексе (111 процентов). Опережающий рост данных секторов определяет интенсивное восстановление емкости внутреннего рынка, а также оживление конъюнктуры на мировых рынках. Следует отметить, что в связи с введением большого числа запретительных мер в отношении доступа российской продукции на внутренние рынки зарубежных стран возможность экспортного развития данных отраслей в среднесрочной перспективе будет иметь ограниченный характер (за исключением цветной металлургии). Вместе с тем по мере роста внутреннего спроса и импортозамещения доля химического комплекса и металлургической промышленности будет устойчиво возрастать.

В 2011-2013 годах наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли конечной переработки. При индексе производства 106,7-109,1% по годам их вклад в рост промышленного производства составит 1,9-2,8%, сырьевые отрасли обеспечат 1,3-1,6% общего прироста при темпе 105,1-105,9%. Вклад ТЭКа в общий рост промышленности составит 0,3-0,6 процента

Увеличение реальных располагаемых доходов населения в сочетании с улучшением условий потребительского кредитования обеспечит стабильный уровень спроса на товары потребительского комплекса (пищевая промышленность, легкая промышленность, бытовая электроника). Доля потребительского комплекса в 2011-2013 гг. будет сохраняться на уровне 13,5-13,6 процента.

В среднесрочной перспективе реализация мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит заложить основы устойчивого многофакторного развития промышленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.013 с.)