Защита выпускной квалификационной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита выпускной квалификационной работы.



По специальности 050709

"Преподавание в начальных классах"

(повышенный уровень)

1. Вид итоговой государственной аттестации:

- итоговый экзамен по психологии и педагогике;

- итоговый экзамен по русскому языку с методикой преподавания;

- итоговый экзамен по начальному курсу математике с методикой преподавания;

- защита выпускной квалификационной работы.

2. Объем времени на подготовку и проведение: б недель.

3. Сроки проведения:

Итоговые экзамены-с 18.05.2011 г. по 31.05.2011 г.

Выполнение выпускной квалификационной работы - с 01.06.2011 г. по

14.06.2011г.

Защита выпускной квалификационной работы-с 15.06.2011 г.-по 28.06.2011 г.

4. Необходимые экзаменационные материалы:

Защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы. Дипломная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значи­мость.

4.1.1.Темы выпускных квалификационных работ:

1. Грамматические игры как средство обучения грамматике английского языка детей младшего школьного возраста.

2. Пути формирования коллектива младших школьников во внеклассной деятельно­сти.

3. Причины страхов младших школьников и способы их преодоления.

4. Формирование орфографического навыка младших школьников на уроках рус­ского языка.

5. Изучение нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

6. Формирование морфологических умений младших школьников на уроках русско­го языка.

7. Дидактическая игра как метод стимулирования мотивации учебной деятельности у учащихся класса на уроках русского языка.

8. Формирование экологических представлений на уроках окружающего мира в на­чальной школе.

9. Англоязычный фольклор на уроках английского языка как одно из эффективных средств расширения страноведческого кругозора младших школьников.

10. Использование пословиц и поговорок в обучении иностранному языку младших школьников.

11. Творческие задания на уроках москвоведения как средство повышения уровня знаний младших школьников.

12. Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления в процессе обуче­ния.

13. Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления в процессе обуче­ния.

14. Особенности использования игровых форм обучения на уроках москвоведения как средство повышения положительной мотивации младших школьников.

15. Внеклассные мероприятия как средство развития мотивации к изучению англий­ского языка в начальной школе.

16. Система работы учителя по ознакомлению младших школьников с Конвенцией о правах ребенка.

17. Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе как способ расширения лингвистических знаний.

18. Причины агрессивного поведения младших школьников и способы психолого-педагогической коррекции.

19. Наглядность на уроках английского языка в начальной школе как средство раз­вития познавательной активности младших школьников.

20. Использование проектной методики в обучении английскому языку на началь­ном этапе.

21. Использование краеведческого материала во внеклассной работе по москвоведе-нию как средство развития познавательного интереса младших школьников.

22.Внеурочная работа по москвоведенгао в начальной школе как средство расшире­ния знаний о Москве. 4.2. Экзамен по психологии и педагогике.

4,2.1. Наименование разделов и тем, перечень вопросов:

ПСИХОЛОГИЯ

[. Общие основы психологии.

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии.

Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими отраслями знаний.

Основные тгапы развития психологии. Основные психологические теории. Отечественная психология.

Методы психологического познания. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Тема 2. Психика и ее развитие.

Понятие о психике, ее структуре функциях. Психика и этапы ее развития (А.Н. Леонтьев).

Сознание как форма психического отражения. Понятие сознания. Функции сознания; психологическая структура сознания.

Развитие сознания, самосознания как результата самопознания. Структура са­мосознания, самооценка, образ Я. Специфика бессознательного, его структура.

Тема 3. Деятельность как способ существования.

Понятие деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура инди­видуальной деятельности.

Внешняя и внутренняя деятельность. Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Условия формирования навыка.

Тема 4. Человек как индивид.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека. Теории темперамента: гуморальные, конституционные, физиологические. Свойства темперамента. Психологическая характеристика людей разных ви­дов темперамента.

Тема 5. Человек как субъект, личность и индивидуальность.

Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности. Направленность личности. Факторы развития личности. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование ха­рактера.

Типология характера. Акцентуация характера.

Понятие мотива и мотивации. Виды мотивации.

Понятие о способностях. Задатки. Структура способностей.

Общие и специальные способности. Условия развития способностей.

Тема 6. Эмоционально - волевая организация деятельности.

Эмоции и чувства. Функции эмоций. Виды эмоциональных состояний. Формы и виды чувств, высшие чувства. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Мотивация и волевая активность. Волевые качества человека.

Тема 7. Познавательная деятельность.

Внимание. Понятие о внимании, функции внимания, виды и свойства внима­ния, типы внимания.

Ощущение. Классификация ощущений. Закономерности ощущений.

Восприятие. Понятие о восприятии. Виды. Свойства восприятия.

Память как мнемический процесс. Понятие о памяти. Классификация видов памяти.

Характеристика процессов памяти. Основные закономерности памяти. Инди­видуальные особенности памяти и рациональные приемы запоминания.

Мышление. Понятие о мышлении. Классификация видов мышления по раз­личным основаниям.

Операции мышления. Формы мышления. Мышление и речь.

Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика. Свойства речи.

Воображение. Понятие о воображении. Функции воображения. Виды вообра­жения. Способы создания образов. Этапы творческого процесса.

Раздел П. Возрастная и педагогическая психология.

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии.

Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии в отечественных и зарубежных теориях. Структура возрастной и педагогической психологии.

Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии.

Основные закономерности психического развития.

Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития.

Культурно - историческая теория развития высших психических функций Л.С Выготского.

Обучение и развитие, зоны развития по Л.С. Выготскому.

Тема 3. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы.

Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Возрастные кризисы. Ново­образования возраста. Сензитивные периоды.

Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петров­ский).

Деятельность и развитие. Понятие о ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев).

Тема 6. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития дошкольника. Психологические новообразова­ния, связанные с периодами кризиса.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Взаимоотношение де­тей в игре. Общение в дошкольном возрасте.

Другие виды деятельности дошкольника: продуктивная, учебная, трудовая.

Познавательное развитие дошкольника.

Личностное развитие дошкольника.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Тема 2. Теории обучения.

Соотношение обучения и развития. Теория Л. С. Выготского об опережающей роли обучения.

Теория планомерного формирования умственных действий (П..Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

Общие основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

»но - познавательной деятельности

школьника.

Использование различных теорий обучения в работе учителя. Сотрудничество учителя и учащихся как субъектов учебно-познавательной деятельности.

Влияние стилей педагогической деятельности на успешность обучения.

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24

Предмет возрастной психологии. Теоретические проблемы и прикладные за­дачи.

Методы возрастной психологии. Специфика методов, доступных учителю. Теории психического развития ребёнка в зарубежной психологии С. Холл, В. Штерн, Д. Уотсон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже.

Культурно - социоисторический подход к психическому развитию в теории Л.С. Выготского.

Психическое развитие и его закономерности. Движущие силы, условия и фак­торы психического развития. Ведущая деятельность и ведущий тип общения.

Обучение и развитие. Актуальное развитие и зона ближайшего развития. Сен-зитивные периоды.

Возраст. Стабильные и критические периоды развития. Возрастная периоди­зация Д.Б. Эльконина.

Психическое развитие дошкольника. Особенности и направления развития по­знавательной и личностной сферы..Психологическая готовность к школьному учению.

.Социальная ситуация развития младшего школьника. Адаптация к школе..Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника..Развитие восприятия в младшем школьном возрасте..Развитие внимания в младшем школьном возрасте..Развитие памяти младшего школьника..Воображение в младшем школьном возрасте..Развитие мышления младшего школьника..Развитие речи младшего школьника..Особенности личностного развития младшего школьника..Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

.Игровая и трудовая деятельность младшего школьника..Линии психического развития подростка..Линии психического развития ранней юности.

.Перспективы совершенствования начального обучения на основе реализации психологических теорий учебной деятельности.

.Психологические факторы, определяющие эффективность учения. Причины неуспеваемости. Предупреждение отставания в учении.

26.Роль социальных факторов в развитии личности. Механизмы и этапы социа­лизации.

27.Психологическое обоснование воспитательных воздействий.

28.Характеристика педагогических способностей. Профессионально-педагогические качества личности.

29.Стили педагогического общения. Различия в способах педагогического воз­действия.

30.Стили и модели семейного воспитания. Характеристики детско - родитель­ских отношений.

ПЕДАГОГИКА Раздел I. Введение в педагогическую профессию.

Тема 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.

Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды.

Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требова­ний общества к педагогу на современном этапе.

Педагогическая деятельность, ее аспекты. Содержание педагогической дея­тельности.

Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном про­явлении профессионализма. Компоненты профессиональной компетентности.

Понятие о профессиограмме как качественно - описательной модели предста­вителя педагогической профессии, ее составляющие.

Перечень вопросов

1. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия их взаимосвязь.

2. Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы.

3. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Факторы, влияющие на раз­витие личности.

4. Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обя­занностях ребенка: Декларация и Конвенция о правах ребенка.

5. Методы педагогических исследований.

6. Система образования в Российской Федерации.

7. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.

8. Понятие и сущность процесса обучения. Функции процесса обучения, их взаимо­связь.

9. Структура процесса усвоения знаний, умений и навыков. 10.Традиционная система обучения.

11.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

12.Понятие содержания образования. Факторы, влияющие на содержание образова­ния.

13.Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерыв­ности и качества образования.

14.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

15.Понятие метода обучения. Различные подходы к классификации методов обуче­ния.

16.Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения.

И.Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.

18.Типология и структуры урока. Современные требования к уроку.

19.Психолого-педагогический анализ урока.

20.Подготовка учителя к уроку.

21.Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в на­чальной школе.

22.Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников.

23.Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки в на­чальной школе.

24.Воспитание как часть педагогического процесса.

25.Воспитание как педагогический компонент социализации.

26.Системный, личностный, деятельностный подходы к воспитанию.

27.Современные концепции воспитания.

28.Детский воспитательный коллектив. Педагогическое руководство воспитатель­ным коллективом.

29.Методы воспитания, их классификация.

30.Функции, основные направления и формы деятельности учителя-классного ру­ководителя.

4.3. Экзамен по русскому языку с методикой преподавания. 4.3.1. Наименование разделов и тем, перечень вопросов.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Введение

Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма обще­народного языка.

Основные разделы курса. Его значение в профессиональной подготовке. Цели и задачи учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины с другими дисциплина­ми.

Тема 1. Понятие о лексикологии. Лексическое и грамматическое значение слов.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. По­нятие о лексике и лексикологии.

Значение слова. Типы лексических значений слов. Слово как лексическая и грамматическая единица языка. Многозначность слова. Омонимия, ее виды.

Синонимия и синонимические ряды слов. Антонимия.

Тема 2. Лексика современного русского языка.

Словарный состав, его подвижность и изменчивость. Исконно русская лекси­ка. Заимствованные слова в русском языке. Лексические кальки.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее употребления.

Лексика литературного языка. Профессионализмы. Терминологическая лекси­ка.

Диалектная лексика.

Жаргонная лексика.

Просторечия.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассив­ного запаса. Понятие о пассивном и активном запасе слова: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Тема 3. Фразеологические обороты, их семантические, грамматические и сти­листические признаки.

Общее понятие о фразеологии. Основные типы фразеологических единиц. Ис­точники фразеологических единиц.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Тема 3. Пмя прилагательное.

Значение имени прилагательного. Категории рода, числа, падежа.

Разряды прилагательных по значению.

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения имен прилагательных.

Краткие прилагательные, их функции.

Склонение имен прилагательных, правописание окончаний.

Словообразование имен прилагательных. Правописание гласных и согласных в суффиксах прилагательных (н-нн, к-ск). Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Сложение основ. Правописание сложных прилагательных.

Переход прилагательных в другие части речи.

Тема 4. Имя числительное.

Разряды числительных, их значение. Простые, сложные, составные числи­тельные.

Склонение количественных числительных. Образование и склонение порядко­вых числительных.

Правописание сложных и составных числительных, слов, обозначающих дробные величины.

Разряды местоимений по значению. Морфологические и синтаксические свой­ства местоимений различных разрядов.

Склонение местоимений.

Правописание неопределенных местоимений. Частицы не и ни в отрицатель­ных местоимениях, сочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное.

Значение глагола, его морфологические и синтаксические свойства.

Неопределенная форма глагола. Две формообразующие основы глагола.

Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы.

Категория вида. Категория наклонения. Категория времени. Категория лица.

Правописание гласных е, я, а в суффиксах глаголов, правописание суффиксов ова - ева, ива - ыва. Правописание ь в глагольных формах.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Правописание е, и в глаголь­ных окончаниях I и II спряжения.

Способы образования глаголов.

Тема 7. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы.

Причастие. Значение и грамматические признаки. Признаки глагола и прила­гательного у причастия. Категория вида и времени. Разряды причастий, их образо­вание.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Пра­вописание н - нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Склонение причастий и правописания окончаний.

Причастный оборот.

Частица не с причастиями.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Значение и грамматические признаки. Признаки глагола и на-, речий у деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Деепричастный оборот.

Переход деепричастия в наречия и предлоги.

Тема 8. Наречие и слова категории состояния.

Значение и грамматические свойства наречия. Разряды наречий по значению. Правописание суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Частицы не и ни в местоименных наречиях.

Отличие наречий с приставками от других частей речи. Слитное и раздельное написание наречий.

Вопрос о словах категории состояния.

Тема 9. Служебные слова. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая функция предлогов.

Предлоги производные и непроизводные.

Правописание предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание).

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая функция союзов. Сочини­тельные и подчинительные союзы. Правописание подчинительных союзов. Отличие союзов зато, чтобы, тоже и др. от местоимений с предлогом и частицей.

Частицы как служебные части речи. Формообразующие частицы.

Слитное и раздельное написание частицы не с различными частями речи.

Употребление частицы ни.

Междометие. Значение и функция междометий в речи. Группы междометий по значению.

Знаки препинания при междометиях.

Звукоподражательные слова.

Раздел VL Синтаксис и пунктуации.

Перечень вопросов

1. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма обще­народного языка.

2. Понятие о лексике и лексикологии. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения.

3. Общее понятие о фразеологии. Основные типы фразеологических единиц.

4. Словари русского языка. Основные типы словарей.

5. Фонетика как особый раздел науки о языке. Основные фонетические единицы.

6. Звуки речи. Классификация согласных и гласных звуков. Фонетическая транс­крипция.

7. Понятие об орфоэпии. Главнейшие орфоэпические правила.

8. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки. Слоговой принцип русской графики.

9. Орфография как раздел науки о языке. Принципы русского правописания. Ю.Морфологический состав слова в русском языке. Виды морфем. Типы основ

слова.

11.Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Принципы выделения частей речи в русском языке.

12.Имя существительное. Значение имени существительного, его морфологиче­ские и синтаксические свойства. Переход в существительное прилагательных и причастий. Синтаксические роли.

13. Имя прилагательное. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

14.Имя числительное. Разряды числительных, их значение. Синтаксическая роль.

15. Местоимение. Разряды местоимений по значению. Морфологические и син­таксические свойства местоимений различных разрядов.

16. Глагол. Значение глагола, его морфологические и синтаксические свойства. 17.Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Значение и граммати-

ческие признаки причастия и деепричастия. Синтаксическая роль причастий и деепричастий.

18. Наречие и слова категории состояния. Значение и грамматические свойства наречий. Разряды по значению. Вопрос о словах категории состояния.

19. Служебные слова: предлоги, союзы, частицы. Синтаксическая функция пред­логов и союзов. Значение и функция междометий в речи.

20. Словосочетание как дексико-синтаксическая единица. Классификация слово­сочетаний по главному слову. Типы связи в словосочетании.

21. Предложения как основная синтаксическая единица. Классификация предло­жений по цели высказывания, по интонации. Пунктуация в конце простого предложения.

22.Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Класси­фикация односоставных предложений по наличию подлежащего и сказуемого.

23. Сложное предложение. Общее понятие о сложном предложении. Виды слож­ных предложений.

24. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы, их классификация. Знаки препинания.

25. Сложноподчиненные предложения. Главная и придаточная часть в сложно­подчиненном предложении. Союзы и союзные слова.

26.Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями.

Знаки препинания. 27.Прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой и косвенной ре-

чью. Знаки препинания. Диалог. Знаки препинания в диалоге.

28. Предмет и задачи функциональной стилистики. Типы и стили речи.

29. Специфика языка художественной литературы.

30. Литературная норма как основное понятие правильной речи. Основные недо­четы в речи детей.

Введение

Русский (родной) язык как предмет преподавания в начальных классах школы, его место и значение в учебно-воспитательной работе. Задачи обучения русскому языку в начальных классах в соответствии с типовой программой. Основные разде­лы общеязыковой и специальной подготовки младших школьников в области пись­ма, чтения, слушания и говорения. Система учебных материалов по русскому языку в современной школе.

Соответствие структуры курса методики преподавания русского (родного) языка в начальных классах основным разделам начальной филологической подго­товки младших школьников в общеобразовательной школе.

Раздел 1. Методика обучения грамоте. Каллиграфия.

Тема L Русский язык с методикой преподавания.

Научные основы методики обучения русской грамоте. Звуковая система рус­ского языка, графика, орфоэпия, лексикология; особенности процесса чтения и письма у обучающегося грамоте; этапы процесса формирования навыков чтения и письма; педагогические требования к процессу обучения грамоте (чтению и пись­му).

Понятие о методике обучения грамоте. Классификация методов обучения гра­моте. Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте в русской дореволюционной и современной школе. Традиции и новое в методике обучения грамоте. Характеристика современного метода обучения грамоте: взаимосвязь ана­лиза и синтеза; параллельное обучение чтению и письму; изучение звуков в соответ­ствии с данными научной фонетики; учет принципа частности при определении по­следовательности введения букв; слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики.

Тема 2. Подготовительный период о.г.

Учебно-воспитательные задачи подготовительного периода. Организация кол­лектива, постепенный переход от игровой деятельности к учебной, выявление уров­ня развития речи и мышления детей 6 и 7 лет и их подготовленности к обучению чтению и письму, обогащение речи детей. Продолжительность этого периода. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми.

Содержание занятий в подготовительный период. Практическое знакомство детей с речью, предложением, словом, слогом, звуком; обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу с опорой на схемы-модели слова; логопедическая ра­бота и формирование у детей необходимых привычек для успешного обучения письму (правильная посадка при письме, умение держать ручку, располагать "Рабо­чую пропись" во время письма); графические упражнения при подготовке детей к письму (рисование, штриховка); знакомство с разлиновкой; упражнения для разви­тия руки и глазомера; письмо первых букв; приемы, обеспечивающие безотрыв-ность письма букв.

Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся. Обучение связному устному рассказу по серии картинок.

Структура уроков в подготовительный период. Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.

Наглядные пособия и дидактический материал. Звуковые модели. Линейные схемы, слоговые модели. Предложение.

Тема 3. Основной (букварный) период обучения грамоте.

Учебно-воспитательные задачи. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в букварный период.

Звуко - слоговой анализ на уроках обучения грамоты. Приемы звукового ана­лиза. Учет звукового и слогового состава слов при выборе исходных, опорных слов для анализа. Использование схем-моделей слов, отражающих количество звуков в слове, их порядок, взаимосвязь и характер. Упражнения в слышании звуков. Озна­комление с твердостью и мягкостью согласных.

Методика изучения букв, обозначающих мягкость и твердость согласных.

Формирование первоначальных навыков чтения. Звуко - слоговой анализ на уроках обучения грамоте. Приемы звуко - слогового анализа и синтеза при овладе­нии позиционным принципом чтения - чтение слогов и слов по ориентирам. Ис­пользование вспомогательных обозначений, облегчающих овладение навыков чте­ния (графический анализ).

Ознакомление с ударением в слове. Слоговое чтение. Переход к чтению це­лыми словами. Чтение слов, предложений и связных текстов. Повторное чтение с соблюдением словесных ударений и интонаций живой речи.

Тема 4. Завершающий (послебукварный) период обучения грамоте.

Совершенствование навыков чтения. Индивидуальный подход к обучению де­тей, пришедших в 1 класс умеющими читать. Виды самостоятельных работ для де­тей разной подготовленности. Дополнительные тексты для читающих детей.

Индивидуальный подход к обучению детей, овладевающих грамотой с за­труднениями. Специальные упражнения для них. Требования к чтению учащихся в конце периода обучения грамоте. Недостатки чтения, их причины.

Развитие речи и мышления учащихся в процессе обучения грамоте. Обогаще­ние и уточнение словаря детей на основе расширения их представлений в связи с чтением слов, предложений и связных текстов. Пути обогащения словаря детей. Способы проверки понимания детьми прочитанных или записанных слов и предло­жений. Целевые словарно-логические упражнения (сравнение, обобщение, группи­ровка, классификация, установление временной последовательности). Развитие у учащихся лингвистического чутья (многозначные слова, омонимы). Работа над предложением. Пересказ прочитанного по вопросам. Подбор заголовков к тексту. Составление устных рассказов по сюжетной картине или по серии картинок.

Уроки обучения грамоте в букварный период. Комплексный характер позна­вательно-воспитательных и учебных целей этих уроков, их структура, методика проведения. Сочетание на уроке коллективных и индивидуальных форм работы. Чтение вслух и про себя, игровые приемы и элементы занимательности при обуче­нии чтению и письму. Специфика урока обучения грамоте при сочетании с занятием внеклассным чтением в букварный период.

Наглядные пособия, дидактический материал и оборудование для работы по чтению, письму, развитию речи и мышления учащихся в букварный период. Прие­мы работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом. Роль и место разрезной азбуки и разрезных слогов на уроках чтения и письма.

Обзор современной литературы по методике обучения грамоте и развития ре­чи.

Общие правила планирования учебно-воспитательной работы в период обуче­ния грамоте на урок, на неделю, на период обучения.

Тема S. Первоначальное обучение письму.

Виды работ для усвоения детьми начертаний букв и их соединений. Использо­вание "Рабочих прописей" на этом этапе обучения. Показ учителем правильного на­чертания букв и их соединений. Списывание с доски, с прописи, с таблицы, с печат­ного текста. Письмо слов под диктовку (на слух) с предварительным звуко -слоговым анализом. Проговаривание записываемых слов. Переход к письму слов без предварительного анализа.

Фонетико-графические и грамматико-орфографические наблюдения и обоб­щения. Усвоение детьми некоторых орфографических правил.

Совершенствование навыков письма. Требования к качеству письма к оконча­нию обучения грамоте. Виды письменных работ. Индивидуализация упражнений для детей, с затруднениями овладевающих письмом. Использование прописей для повторительных обобщающих упражнений по письму. Контроль за правильностью

письма.

Цели занятий письмом в начальных классах школы - совершенствование гра­фической стороны письма и формирование навыка письменной речи.

Психофизиологическая основа навыка письма. Связь навыка письма с разви­тием письменной речи. Графическая сторона письма (в отличие от орфографиче­ской). Шрифт для обучения в школе. Взаимосвязь графической и орфографической сторон языка.

Понятие о методе обучения письму в начальных классах школы. Традиции и новаторство в методике обучения письму в современной школе (краткий историке-критический обзор).

Содержание, объем и место упражнений в письме (чистописании) на уроках, русского языка в начальных классах. Письмо букв по группам в порядке усложне­ния их начертаний. Специальные упражнения для развития руки, глазомера и усвое­ния форм букв и их элементов. Письмо предложений и связных текстов для укреп­ления навыка письма. Списывание с печатного текста и другие виды работ, для за­крепления графических навыков при усвоении. Переключение внимания учащихся на другие задачи (орфографические, пунктуационные, стилистические).

Требования к письму учащихся. Правильность и красота начертания букв, ритмичность и скорость при соблюдении правил и рациональных способов письма.

Предупреждение графических ошибок. Исправление ошибок и индивидуаль­ных отклонений в письме учащихся. Последовательное повышение требований к письму с учетом физического, психического и интеллектуального развития детей, развития их речи и формирования навыков самостоятельного учебного труда.

Гигиенические условия, необходимые для обучения письму. Освещение, ме­бель, оборудование, орудия письма и материалы (ручка, качество бумаги и разли­новка в тетради и др.). Таблицы и прописи, их значение в процессе обучения пись­му.

Учет и оценка качества графической стороны письменных работ младших школьников.

Особенности планирования работы по письму в начальных классах.

Тема 2. Содержание программ обучения чтению учащихся 1-4 классов.

Содержание раздела обучения чтению в 1-4 классах (программа обучения). Принципы построения программы. Разделы программы. Система знаний, умений и навыков, которая задается при обучении по букварю и учебной книге для чтения.

Система знаний, умений и навыков, которая задается в процессе чтения и изу­чения доступного круга детских книг. Слияние этих двух систем в деятельности учащихся при самостоятельном выборе и чтении детских книг. Требования к уча­щимся по годам и этапам обучения.

Учебный материал для обучения чтению. Характеристика учебных книг для чтения в 1-4 классах. Детские книги как учебный материал для уроков внеклассного чтения. Принципы отбора детских книг к урокам внеклассного чтения по годам и этапам обучения (количественные: одна книга - группа книг - книги из доступного круга чтения; качественные: тематика, видо - родовая, жанровая, авторская принад­лежность и т.д., соответствие гигиеническим нормам и читательским возможностям учащихся).

Тема 3, Методика классного чтения. Развитие навыка чтения.

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения: анализ слов с точки зрения значения и структуры (в частности, работа с разрезной азбукой), проговари-вание, чтение учащимися текста про себя с целью подготовки к чтению вслух или последующего коллективного анализа, предупреждение и исправление ошибок в чтении детей и др.

Обучение сознательному чтению. Приемы подготовки к восприятию текста, анализ текста со стороны содержания, идейного замысла,.художественных средств изображения; приемы синтеза во время обобщающей работы над произведением; творческие работы в связи с прочитанным.

Приемы работы над выразительностью чтения (показ образца чтения, крити­ческий анализ образца, овладение средствами выразительности: логическое ударе­ние, пауза, интонация, темп; подражание чтению учителя, наблюдение детей над приемами передачи в чтении учителя знаков препинания; эмоционально-психологическая подготовка детей к восприятию и чтению произведения вслух; чтение по ролям).

Специфика использования системы методов и приемов обучения чтению (по годам и этапам) в зависимости от литературного материала: методика работы над художественным произведением (рассказом., сказкой, басней, стихотворением), ме­тодика изучения научно-популярной статьи и очерка.

Приемы подготовки учащихся к восприятию художественных произведений, научно-популярных статей и очерков. Формы организации предварительной работы: экскурсии, просмотр фильмов, диафильмов, использование других видов наглядно­сти, рассказ, беседа как форма совместной деятельности учителя и учащихся, само­стоятельная подготовка учащихся к восприятию текста с помощью детской книга.

Чтение текста учителем как прием первичного знакомства с содержанием ху­дожественного произведения. Чтение научно-популярного текста учащимися про себя.

Повторное чтение и приемы анализа содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Выборочное чтение, ответы на вопросы своими словами, постановка вопросов учащимися, иллюстрирование текста, наблю-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.156 с.)