Общая характеристика предприятия. Производственная и организационная структура предприятия (подразделения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика предприятия. Производственная и организационная структура предприятия (подразделения)



При выполнении задания данного подраздела должны быть изучены следующие вопросы:

- направления предпринимательской деятельности предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия;

- номенклатура выпускаемой продукции и виды услуг;

- преобладающий тип производства;

- перспективы развития предприятия.

Изучение производственной структуры предполагает установление состава подразделений предприятия и их взаимодействия в производственном процессе. При изучении оргструктуры выясняется состав подразделений системы управления предприятием (отделы, бюро, лаборатории) и далее определяется их взаимодействие. После этого устанавливается подчиненность каждого структурного подразделения руководству первого уровня управления: директору, главному инженеру, главному экономисту, заместителям директора. Производственная, организационная и общая структуры предприятия (организации) вычерчиваются в виде схем. При построении организационной схемы предприятия рекомендуется использовать программный продукт MS Office Visio.

Функции и задачи отдела изучаются непосредственно в отделе, где студент проходит практику. Основное внимание обращается на функциональное назначение отдела, права и обязанности его сотрудников, применяемый в отделе документооборот, организационную структуру отдела.

Аналогичный круг вопросов изучается и на малом предприятии, где нет подразделений.

Характеристика бизнес-процедур и информационных процессов

В задании данного подраздела для построения функциональной модели бизнес-процессов необходимо использовать методологию SADT (IDEF0). Модель бизнес-процессов должна содержать контекстную диаграмму и диаграммы до 3 уровня декомпозиции.

Для описания документооборота и обработки информации используются диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD). Для описания логики потоков работ используется диаграмма в нотации IDEF3 (workflow diagramming).

При выполнении данного задания рекомендуется использовать CASE-средства.

Структура, состав технических и программных средств. Анализ информационной инфраструктуры предприятия

При выполнении задания особое внимание должно быть уделено изучению структуры программного обеспечения; функциям управления, выполняемым специалистами отдела (предприятия) и степени их автоматизации; способам автоматизации неавтоматизированных функций управления; применяемым способам оценки эффективности ЛВС и программного обеспечения.

Состав технических и программных средств рекомендуется оформить в виде таблицы 3.

Таблица 3 – Состав технических и программных средств

№ п/п Функция Программные средства для реализации функции Технические средства для реализации функции
       

Особое внимание обращается на оборудование автоматизированных рабочих мест (АРМ), определение их вида и видов обеспечения АРМ.

Порядок допуска пользователей к информационным и вычислительным ресурсам

Основными вопросами этого задания являются: описание закрепленных различных функций и задач на отдельном рабочем месте, наличия информационного взаимодействия между ними: БД, сетевые принтеры, Интернет и пр., наличие сети в подразделении или на предприятии. Практикант должен уделить внимание должностным обязанностям сотрудников: администратора прикладной программной системы (например, 1С:, Компас и т.п.); администратора БД; администратора ЛВС; специалиста по безопасности и пр.; изучить, проанализировать и зафиксировать в ежедневном документообороте вопросы технического и программного обслуживания; с разрешения руководителя по практике от предприятия изучить характеристики необходимой квалификации сотрудников, являющихся пользователями информационных систем.

Вопросы охраны труда и окружающей среды

В период производственной практики студент должен изучить:

- функции охраны труда;

- средства защиты окружающей среды и фактическое содержание мероприятий;

- меры безопасности при эксплуатации, наладке и ремонте информационных систем и вычислительной техники;

- вопросы эргономики и организации рабочего места управленческого персонала и операторов.

Организация системы информационной безопасности

Изучение и анализ информационного обследования по безопасности для базового предприятия основывается на внутренних разрешительных конфиденциальных документах. Сбор информации во время практики определяет руководитель практики от предприятия. Категорирование объектов информационной системы:

- положение о подразделении (отделе) защиты информации, типовые функции;

- концепция информационной безопасности, основные направления деятельности;

- допуск к объектам информационной системы;

- администрирование ЛВС, информационных систем, серверов, систем связи и телекоммуникаций;

- электронное архивирование;

- содержание информационных средств;

- обеспечение безопасности информационных систем и баз данных (информации);

- использование средств защиты информации;

- контроль за состоянием информационной безопасности. Аудит. Расследование нарушений;

- обучение персонала (пользователи, администраторы различного уровня, руководители);

- инструктажи.

Защита отчета по практике

Защита отчета проходит в день, установленный кафедрой. На основании защиты отчета, отзыва руководителя практики организации и замечаний руководителя практики от кафедры делается вывод о выставлении оценки. Оценка за практику выставляется в зачетную книжку и наряду с другими оценками участвует в подсчете среднего балла по дисциплинам.

Студент, не представивший отчет в срок или не получивший зачет при защите отчета о практике, проходит практику повторно в срок, установленный кафедрой «Вычислительной техники и информационных технологий» и согласованный с деканатом.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Цель и задачи практики

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения.

Целью преддипломной практики является выбор или уточнение темы выпускной квалификационной (дипломной) работы, сбор материалов для дипломного проектирования, практическая работа совместно с программистами-разработчиками или программистами-эксплуатационниками по созданию информационных систем, программных изделий, которые будут являться одной из основных частей завершенного дипломного проекта.

Задачами преддипломной практики являются:

- проведение подбора и подготовка материалов по теме выпускной квалификационной работы;

- приобретение практических навыков по разработке, проектированию и сопровождению функциональных задач, функциональных подсистем в соответствии с темой дипломной работы;

- применение методики проектирования экономических информационных систем, ГОСТов и стандартов (в том числе международных) при разработке реальных экономических информационных систем;

- изучение эффективности функционирования экономических информационных систем предприятия, анализ качества работы и исследование проблем информационных систем на предприятии;

- применение принципов проектирования экономических информационных систем с использованием типовых проектных решений и методов для автоматизации основных этапов проектирования информационных систем;

- приобретение практического опыта по экономическому анализу действующих экономических информационных систем.

 

Содержание практики

В период преддипломной практики студенты наряду со сбором материалов по дипломному проектированию должны участвовать в решении текущих производственных задач предприятия. Они могут занимать рабочие места разработчиков экономических информационных систем, программистов экономических подразделений, экономистов по вопросам маркетинга и др.

Набор необходимых материалов (исходных данных) для разработки дипломного проекта студенты собирают в отчет о прохождении преддипломной практики.

Содержание отчета по разделам преддипломной практики предопределяется методическими указаниями к выполнению дипломных работ.

Раздел «Организация дипломного проектирования» данных методических указаний определяет: «Задание на дипломное проектирование выдается студенту перед уходом на преддипломную практику. Студент должен иметь четкое представление о тех задачах, которые стоят перед ним на практике».

Помимо сбора материалов по перечисленным вопросам в отделах и службах предприятия студентам необходимо установить тесную связь с библиотекой предприятия, бюро технической информации, отделом стандартизации с тем, чтобы изучить и по возможности получить некоторую специальную литературу и руководящие материалы, которые могут быть использованы при дипломном проектировании.

Задание на дипломное проектирование с формулировкой темы дипломного проекта уточняется в течение первого месяца практики с учетом потребностей предприятия. Тема дипломного проекта должна быть реальной и актуальной для предприятия, где проходит практика. Независимо от места прохождения практики тема дипломного проекта должна быть утверждена на заседании выпускающей кафедры.

Разделы преддипломной практики и зоны документальной ответственности по службам и отделам представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Тематическое содержание практики

№ п/п Наименование разделов Служба, отдел предприятия
1. Общая характеристика предприятия. Производственная и организационная структура предприятия (подразделения) Руководство предприятия, отдел кадров
2. Характеристика бизнес-процедур и процессов сбора, передачи, обработки и вывода информации, используемые методики и алгоритмы расчетов в данном подразделении предприятия. Руководство предприятия и структурного подразделения
3. Структура, состав технических и программных средств. Перечень автоматизированных функций подразделения (места практики) Руководство и специалисты места проведения практики
4. Характеристика программных средств. Порядок допуска пользователей к информационным и вычислительным ресурсам, архивации данных, антивирусной и информационной безопасности. Должностные инструкции по работе с информационными ресурсами Служба администрации сети, служба технической эксплуатации
5. Анализ бизнес-процессов, требующих автоматизации. Определение приоритетных направлений автоматизации. Выбор задачи для реализации в качестве дипломного проекта. Руководство и специалисты места проведения практики
5. Общие, функциональные, информационные, технические и другие специальные требования к разрабатываемой системе. Техническое задание. Концептуальные модели системы с разных точек зрения. Утверждение технического задания. Руководство и специалисты места проведения практики
7. Эскизный проект решения. Логические модели системы. Прототип пользовательского интерфейса. Архитектура системы. Руководство и специалисты места проведения практики
8. Реализация заданий, порученных практиканту руководителем практики на предприятии. Руководитель в подразделении по месту практики

2.3 Индивидуальные задания на практику

Тематика индивидуальных заданий определяется характером преддипломной практики и должна быть связана с тематикой дипломного проектирования. Индивидуальные задания должны включать в себя как вопросы анализа разработки экономических информационных систем, так и вопросы формального описания экономических информационных процессов предприятия, информационных поисковых систем и баз данных.

Примерные темы индивидуальных заданий:

1. Информационная система планирования основных технико-экономических показателей деятельности предприятия;

2. Информационная система подсчета баланса,

3. Информационная система оперативного учета и анализа производственных процессов;

4. Система информационного обслуживания (администрирования) базы и баз данных;

5. Информационная система налоговых операций, в том числе, начисление налоговых выплат;

6. Информационная система для расчета показателей экономической эффективности;

7. Экономическая информационная система анализа и прогнозирования товарных рынков;

8. Информационно-управляющая система оптимизации портфеля ценных бумаг и др.

Подготовка к практике

Практика проводится на основе заключенных договоров с предприятиями о проведении практики. В отдельных случаях могут быть представлены гарантийные письма, подписанные руководителем предприятия. Договоры и гарантийные письма предоставляются не позднее, чем за месяц до начала практики. В случае необходимости, от вуза для руководителя предприятия готовится письмо с просьбой о предоставлении места практики. Распределение по местам практики и закрепление научных руководителей от кафедры утверждается приказом ректора по вузу и изменению без приказа не подлежит.

Студенты могут выбирать базовое предприятие для прохождения преддипломной практики самостоятельно. В случае невозможности самостоятельного выбора базового предприятия оно предоставляется выпускающей кафедрой.

Ответственный за практику преподаватель уточняет календарно-тематический план прохождения практики с учетом специфики базового предприятия, который согласуется с руководителем предприятия. В этом плане указывается место, общее содержание и сроки практики, а также сроки выполнения отдельных заданий.

Организация практики

При прохождении преддипломной практики студенты обязаны:

- подчиняться действующим правилам трудового распорядка, распоряжениям руководства предприятия;

- в полном объеме выполнять задания, предусмотренные данной программой и календарно-тематическим планом;

- представить на кафедру отчет о результатах практики с подробным изложением материала;

- представить на кафедру отзыв руководителя практики от предприятия;

- в установленные сроки защитить отчет на кафедре.

На студентов-практикантов, нарушивших правила трудового распорядка предприятия, руководители практики могут налагать взыскания, о чем сообщается ректору института, который в праве решить вопрос о возможности дальнейшего пребывания студента в институте.

Организацию и методическое руководство преддипломной практикой осуществляет преподаватель, назначенный кафедрой, а также руководитель базового предприятия или информационного подразделения.

Руководитель практики обязан:

- разработать план-график прохождения практики;

- обеспечить закрепление научных руководителей в соответствии с выбранным направлением практики;

- обеспечить проведение всех организационных мероприятий перед выходом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики по технике безопасности);

- обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие учебным планам и программам;

- организовать, если необходимо, исходя из учебных планов и программ, на базах практики совместно с руководителями практики от предприятия лекции и семинары по экономике, технологии и управлению производством, охране труда, инженерной психологии, стандартизации, патентоведению, охране труда, правовым вопросам;

- осуществлять контроль за обеспечением нормальных условий труда студентов, контролировать проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда;

- принимать участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной и преддипломной практик;

- рассматривать отчеты студентов по практике, давать отзывы об их работе и представлять заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;

- всю работу проводить в тесном контакте с руководителем практики от предприятия.

Руководитель практики студентов от предприятия, осуществляющий непосредственное руководство практикой, обязан:

- организовать прохождение практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководителем от института;

- ознакомить студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте;

- осуществлять постоянный контроль за работой практикантов, помогать им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, консультировать по производственным вопросам;

- обучать студентов-практикантов безопасным методам работы;

- контролировать подготовку отчетов и составлять на студентов-практикантов характеристики, содержащие данные о выполнении программ практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе.

Подготовка отчета по практике

По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от института одновременно с дневником, подписанным руководителем практики от предприятия. Отчет проверяется и визируется руководителем практики от предприятия. К отчету прилагаются следующие документы, заверенные печатью:

- план-график прохождения преддипломной практики (Приложение 1);

- отзыв (характеристика) руководителя практики от базового предприятия, (Приложение 2);

- заявка от предприятия руководству института на проведение исследований по указанной теме (Приложение 3).

Оформление отчета производится по определённым правилам. Текст печатается на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с одной стороны с соблюдением следующих параметров страницы и форматирования текста:

- цвет символов – черный;

- высота символов – 14 пунктов;

- левое поле – 20 мм;

- правое поле – не менее 10 мм;

- нижнее поле – 18 мм;

- верхнее поле – 10 мм;

- межстрочный интервал – полуторный.

Все листы, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию. Первым листом отчета является титульный лист. На титульном листе номер не проставляется. Номера страниц на листах проставляются внизу по центру. Листы подшиваются в папку вместе с диаграммами, схемами и другими иллюстрациями. Все схемы, формулы, графики должны быть пронумерованы и снабжены подписями и ссылками в тексте.

Отчет следует выполнять с обязательным разделением на разделы и подразделы. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах документа, обозначенные арабскими цифрами и записанные с абзацного отступа. Подразделы и пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Точка в конце номера разделов, подразделов и пунктов не ставится.

Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно удвоенному межстрочному расстоянию; между заголовками раздела и подраздела – одному межстрочному расстоянию.

Все таблицы нумеруют либо сквозной нумерацией, либо в пределах раздела арабскими цифрами. Над таблицей помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Название таблицы помещают после её номера после тире и пишут с прописной буквы без точки в конце. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Графическая часть проекта является как иллюстративным материалом, так и технической документацией на разработанный студентом проект информационной системы. Графический материал, помещенный в отчете, а также на листах, по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должен соответствовать требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

В текстовом документе должны быть выдержаны единые обозначения и единые размерности для используемых параметров. Допускаются только общепринятые сокращения слов, терминов, обозначений. Законченный отчет подписывается студентом и руководителем практики. Изложение должно быть ясным и четким, без повторений, количество иллюстраций – минимальным, но достаточным для пояснения изложенного.

Результаты расчетов представляются в виде таблиц. Схемы, графики и диаграммы выполняются с помощью графических компьютерных средств. Таблицы, графики, схемы и диаграммы нумеруются отдельно. Каждая из представленных структур должна иметь свой порядковый номер и название.

В отчет включаются (в порядке перечисления):

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- индивидуальное задание;

- основная часть;

- заключение;

- приложения.

В установленный срок все материалы, оформленные в соответствие с требованиями, передаются на кафедру для проверки руководителем практики от кафедры и написания им отзыва на кафедре. Результаты защиты оцениваются по пятибалльной системе и отражаются в ведомости и зачетной книжке.

При оценке итогов работы студента на практике учитывается отзыв руководителя практики от предприятия. В отзыве руководителя практики от предприятия должно содержаться:

- сроки начала и окончания практики;

- название подразделения предприятия, где работал студент;

- в каком качестве работал студент (инженер-программист, постановщик задач, техник и т.д.);

- краткое описание работы, выполненной студентом;

- личностная характеристика студента-практиканта;

- оценка, которую заслуживает студент.

Отзыв должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью с названием предприятия.

Примерный вид отзыва приводится в Приложении 2.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики с приложением соответствующих графиков, схем, чертежей и т.д. Общий объем отчета должен составлять 30-35 страниц.

Титульный лист отчета оформляется в соответствии с установленными требованиями (Приложение 4).

Оглавление включает наименование разделов отчета с указанием страниц, на которых размещено начало раздела.

Введение включает наименование организации – места практики, отдела за которым закреплен практикант, общая характеристика предприятия, выбранного для прохождения практики, материалы, документы, с которыми был ознакомлен, период, за который проведено исследование.

Основная часть отчета содержит:

- характеристику предприятия (организации, учреждения) и (или) подразделения, в котором студент проходил практику с указанием тех материалов, с которыми он ознакомился по этому вопросу;

- перечень бизнес-процессов в рамках функционирования предприятия, особое внимание должно быть уделено тем бизнес-процессам, которые будут подлежать автоматизации, представлены схемы информационных потоков, методики и алгоритмы расчетов;

- перечень программных продуктов используемых на предприятии (организации, учреждения) и (или) подразделении;

- перечень задач, подлежащих автоматизации с указанием приоритетных направлений;

- обоснование выбора задачи на дипломный проект;

- ключевые элементы технического задания на проектируемую систему/подсистему с выделением основных групп требований;

- концептуальная и/или логическая схема базы данных.

Заключение на основе проведенного анализа делаются выводы о состоянии предприятия, выявляются проблемы и вносятся предложения по выбору новых и/или совершенствованию существующих информационных систем, описывается, какой эффект получит предприятие при внедрении проектируемой информационной системы/подсистемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.061 с.)