Система и структура экологического права. Характеристика основных институтов экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и структура экологического права. Характеристика основных институтов экологического права.



Источники экологического права

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

К источникам (формам внешнего выражения) экологического права от­носятся нормативные акты и международные нормативные договоры.

Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей при­родной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различ­ных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязан­ности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).

В Конституции определены организационно-правовые основы осуще­ствления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавлива­ют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природо­пользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.

Особое место в системе экологического законодательства занимают фе­деральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов при­родных ресурсов.

К числу первых можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рациональ­ного природопользования и охраны окружающей природной среды.

Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использова­ния и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране ат­мосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др.

Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирова­ния, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответст­венность за нарушение установленных экологических требований.

Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде за­конов федерального уровня: Законе РСФСР «О плате за землю» 1991 г., Фе­деральных Законах «О континентальном шельфе» 1995 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О радиационной безопасности на­селения» 1996 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г. и др.

В настоящее время находятся в стадии разработки или принятия новые законопроекты экологического характера - о почвах, о растительном мире, новый Земельный кодекс, новая редакция закона об охране окружающей природной среды и др.

Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодек­се РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

Большой массив нормативных актов в системе экологического законода­тельства образуют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления. Среди них следует выделить акты, регулирующие использование отдельных видов природных ресурсов, определяющие систему органов государственного экологического управления в сфере использования и охраны земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, порядок осу­ществления экологической экспертизы и контроля, ведения государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов, исчисления размеров ущерба, причиненного экологическими правонарушениями*.

________

Существенное значение в регулировании экологических отношений име­ют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Консти­туции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила между­народных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установ­лены иные нормы, чем международным договором.

Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла­шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.

 

 

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений?

Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма существенную роль в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практики и руководящие указания по вопросам применения действующего законодательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с применением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, однако указанным органам не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, не предусмотренные законодательством РФ.

Особо важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ» от 9 января 1998 г. Лесной кодекс РФ по порядку принятия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими конституции РФ.

Тема 2. Правовые основы государственного экологического управления.

1 вопрос:

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и опреде­ление допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельно­сти на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко­номических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) про­верке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требовани­ям, а ее цель - в предупреждении вредных экологических и иных последст­вий такой деятельности.

Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экс­пертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей сре­ды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организа­циями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том чис­ле проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обяза­тельным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

- специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);

- экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномо­ченным органом по проведению экспертизы;

- заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, ор­ганизация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводить­ся экологическая экспертиза.

Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяй­ственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окру­жающую природную среду, а также ее результаты.

Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводи­мой на федеральном уровне, подлежат:

- проекты правовых актовРФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

- проекты комплексных и целевых федеральных программ;

- проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических зон и территорий с особым режимом природопользования;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

- проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри­ториальной организации производительных сил РФ;

- проекты инвестиционных программ;

- проекты комплексных схем охраны природы;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения, консервации и лик­видации объектов хозяйственной деятельности;

- проекты международных договоров;

- договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;

- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;

- проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;

- проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных терри­торий;

- иные виды документации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической эксперти­зы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую экспертизу;

- независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательст­вом. Его результатом становится заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объ­екта экологической экспертизы.

Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экс­пертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмот­рен законом и для заключения общественной экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспер­тизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет ре­ализации объекта экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

6 вопрос:

· Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.
В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.
Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др. Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.
В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание.

    • Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать:
      • данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию;
      • данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
      • указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
      • сроки действия лицензии и сроки начала работ;
      • условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
      • условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды;
      • некоторые другие элементы.

Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.

    • Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются:
      • перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
      • нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
      • перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов;
      • экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
      • сроки действия установленных экологических ограничений;
      • нормы экологической ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии: штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование.

Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам.
При наличии оснований орган, выдавший лицензию (разрешение), может приостановить ее (его) действие или аннулировать ее. Наиболее типичным основанием для аннулирования является нарушение условий действия лицензии.
Наличие лицензии дает хозяйствующему субъекту возможность заключить договор на природопользование с исполнительным органом государственной власти. В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.

Система и структура экологического права. Характеристика основных институтов экологического права.

Система экологического права есть единство взаимосвязан­ных правовых норм, правил поведения (и соответственно норма­тивных правовых актов — законов, указов, постановлений, реше­ний, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования общественных экологических отношений.

Соответственно эти правовые нормы не входят в систему дру­гих отраслей права, хотя система экологического права не сущест­вует изолированно и формируется во взаимодействии с другими отраслями права, и в первую очередь с административным и граж­данским. Наличие собственного предмета правового регулирова­ния, не совпадающего с предметом правового регулирования лю­бой другой отрасли права, является основным критерием отгра­ничения экологического права от других отраслей, позволяющим признать самостоятельное место экологического права в системе российского права.

В теории экологического права самостоятельность этой отрасли не вызывает сомнений, однако вопрос о ее системе остается дис­куссионным. Соответственно различны и мнения относительно со­отношения экологического права с другими отраслями права.

Признание экологического права (права окружающей среды) комплексной отраслью вообще отрицает ее самостоятельность, собственно как и самостоятельность гражданского, администра­тивного, уголовного и других упомянутых отраслей права. Так, если общественные экологические отношения регулируются нор­мами, к примеру, входящими в систему гражданского права, то эти нормы становятся одновременно и гражданскими, и экологически­ми, а две отрасли права становятся комплексными. Гражданское право, равно как и экологическое, теряет свой самостоятельный фундаментальный характер.

Созвучно этой теории представление об экологическом праве не только как о комплексной отрасли, но и как о над/супер/сверх­отрасли. В этой теории, хотя она и привлекательна, не ясно, в чем выражается надотраслевой характер экологического права, если земельное, водное и другие отрасли рассматриваются все же в ка­честве независимых от экологического и лишь делятся с экологи­ческим правом некоторыми своими нормами. Примечательно, что не экологическое право делится с лесным правом своими нормами, а наоборот. Это ставит экологическое право в подчиненное поло­жение по отношению к таким отраслям. Кроме того, если далее анализировать эту теорию, то выделить собственно экологические нормы как ядро отрасли тоже становится крайне трудной задачей. Нормы, регулирующие воздействия на водные объекты, носят пре­имущественно административный характер. Решения по нормати­вам качества и нормативам воздействий принимают органы государ­ственной власти в соответствии с административной процедурой. Их соблюдение обеспечивается мерами государственного контро­ля, а за их нарушение применяются меры юридической ответствен­ности, в том числе административной. Практически полностью административный характер носит и процедура экологической экспертизы. Подобным образом право собственности на природ­ные объекты устанавливается в специальных законах о природных объектах — Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ и др. Однако отношения собственности признаются предметом гражданского права, а Гражданский кодекс РФ имеет гл. 17 «Право собственно­сти и другие вещные права на землю». Конечно, можно включить в систему экологического права такую традиционную сферу пра­вового регулирования, как консервативная охрана природы, куда входят нормы по охране ценных природных комплексов, хотя и здесь участвуют правоотношения собственности, пользования, ад­министративного контроля. В этом случае система экологического права будет сужена до таких пределов, в которых вряд ли можно провозглашать общую задачу экологического права — поддержание благоприятных Природных условий для существования человека.

Трудно согласиться с точкой зрения о том, что в систему эколо­гического права входят только нормы, обеспечивающие охрану природных объектов, а их использование исключается. В этом слу­чае экологическое право вообще исчезает, а его место занимают отрасли земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и атмосферного права. Между тем наибольший эффект охраны при­родных объектов достигается в первую очередь путем регулирова­ния их использования, исключающего загрязнение данных объек­тов, истощение природных ресурсов, деградацию окружающей сре­ды. В российском законодательстве это достигается обеспечением рационального природопользования. Рациональное природополь­зование не нуждается в мерах охраны окружающей среды и при­родных объектов. В необходимых случаях дополнительно могут устанавливаться требования по восстановлению природных объ­ектов, но эти действия не носят самостоятельного характера, а яв­ляются частью пользования природными объектами. К примеру, лесопосадки как мера восстановления лесов, осуществляемые в рамках пользования лесным фондом, и охрана недр от пожаров, обводнения и других негативных изменений возлагаются на само­го недропользователя в рамках его деятельности по добыче полез­ных ископаемых.

Другими словами, охрана окружающей среды, хотя и имеет свои цели, не образует самостоятельной человеческой деятельно­сти, отделенной от природопользования. В подавляющем большин­стве случаев меры охраны окружающей среды, скажем, такие, как нормирование, лицензирование, экологическая экспертиза, инс­пекционный экологический контроль, являются по сути мерами регулирования природопользования. Исходя из этого выделение из системы экологического права норм, регулирующих отношения использования природных объектов, не соответствует фактически сложившейся в законодательстве системе правового регулирова­ния отношений по поводу окружающей среды и ее компонентов — природных объектов.

Еще более сложной является задача разграничения норм экологического пpaвa и норм административного и гражданского отраслей права. Если основным критерием выделения систем права признать наличие самостоятельного предмета правового регули­рования — однородных общественных отношений, то все отноше­ния по поводу окружающей среды как объекта этих отношений об­разуют систему отрасли экологического права и имеют свои жест­кие границы, не сливаясь с другими отраслями права. Поэтому нормы, регулирующие отношения собственности, входят в систе­му экологического права, а не гражданского. Тот факт, что природ­ные ресурсы объявлены недвижимым имуществом, не имеет значе­ния, так как право собственности на них не может быть реализовано в соответствии с общими правилами о недвижимости гражданского права, а должны соответствовать естественным законам сущест­вования мира природы, выраженным в нормах экологического права. Подобным образом разграничиваются системы экологиче­ского и административного права. Распространенные стандартные административные процедуры, закрепленные в административном праве, в регулировании экологических отношений могут использо­ваться адаптированно к общим задачам и принципам, выраженным в экологическом праве. Соответственно нормы, определяющие ад­министративный порядок предоставления природных объектов в пользование, осуществления государственного контроля, прове­дения экологической экспертизы, входят в систему экологическо­го права, а не административного.

Сложным остается вопрос о нормах, определяющих меры юридической ответственности за экологические правонарушения. Вероятно, здесь следует признать, что особенности окружающей среды как части материального мира не имеют существенного зна­чения и не требуют введения специальных мер ответственности, а объектом отношений ответственности выступают экологические правонарушения как вторичная категория по отношению к праву, выражающиеся в его несоблюдении. Поэтому нормы об ответ­ственности, выраженные в Кодексе РФ об административных пра­вонарушениях и в Уголовном кодексе РФ, не входят в систему экологического права, а охватываются соответственно админист­ративным и уголовным правом. В систему экологического права входят лишь отсылочные нормы в этой области.

Таким образом, систему экологического права образуют право­вые нормы, регулирующие все общественные отношения, связанные с реализацией права собственности, предоставлением в пользование и с использованием природных объектов, отдельных экосистем, включая нормы, направленные на предупреждение отрицательных изменений в состоянии окружающей среды и восстановление на­рушенных природных условий. Нормы земельного, водного, гор­ного, лесного, атмосферного и фаунистического права входят в си­стему экологического права. Они не могут быть рядом, они нахо­дятся внутри его.

Если система дает предметную, горизонтальную характеристи­ку права, то структура — это вертикальное построение отрасли, иерархия норм, их построение и взаимное положение. Юридиче­ская норма, регулирующая экологические отношения, — первич­ная ячейка права, элементарная единица в системе экологического права — представляет собой правило поведения соответствующих субъектов по отношению к окружающей среде и ее отдельным компонентам. Группы правовых норм объединяются и образуют раз­личные по объему норм структурные образования — подотрасли и комплексные институты экологического права по признаку одно­родности регулируемых общественных отношений.

Нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны отдельных природных объектов, объединяются в подотрас­ли земельного, водного, горного, лесного, фаунистического, атмо­сферного и заповедного права. Параллельно подотраслям сущест­вуют комплексные институты экологического права: правовое ре­гулирование обращения с отходами; обеспечение экологической безопасности; институт государственного экологического управ­ления; институт экологических прав граждан и др. В свою очередь, каждая подотрасль имеет внутреннюю структуру, когда нормы этих подотраслей также по принципу регулирования однородных отношений объединяются в институты. К примеру, система водно­го права включает институты: права водопользования; нормиро­вания воздействий на водные объекты; правового режима террито­риального моря и др. Вместе с тем выделение институтов экологи­ческого права — процесс динамичный. Изменения в экологической политике, появление новых экологических проблем, воздействий на окружающую среду, новых форм природопользования создают условия для формирования новых институтов, исчезновения или преобразования старых. Динамичность экологического права осо­бенно заметна в настоящее время, когда в условиях экономических и политических реформ решаются новые проблемы. К примеру, достаточно новыми являются институты: правового регулирова­ния генно-инженерной деятельности; экологических прав граждан. Существенные изменения произошли в системе комплексного ин­ститута обращения с отходами. Здесь появились не только новые правила, скажем, связанные с установлением процедуры лицензи­рования обращения с отходами, но и правила, определяющие отно­шения собственности на отходы, обращения с радиоактивными от­ходами.

Более статично развитие подотраслей экологического права, хотя и здесь можно ожидать изменений. К примеру, освоение кос­моса может создать основу для развития новой подотрасли эколо­гического права — космического права.

Несмотря на такое структурное построение норм экологиче­ского права, подотрасли и институты не обладают полной автоно­мией, границы между ними подвижны, а нередко и условными.

3 вопрос:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.033 с.)