Сибирь в русской литературе XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сибирь в русской литературе XVIII в.



Образ Сибири, а с ней и сибирской столицы Тобольска, формируется и в русской литературе. Наряду с представлением о Сибири как крае лихоимства, «гиблого места», куда ссылают за провинности, формируется и образ Сибири как края вольных и сильных людей. Именно в Сибири, после отставки от двора, укрепился в своём мнении о людях герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Стародум.. В Сибири своим честным трудом он скопил капитал и сохранил «неповрежденно», как он говорит, «мою душу, мою честь, мои правилы».

В биографии Александра Николаевича Радищева (1749-1802) годы пребывания в Сибири – тяжёлые годы ссылки, разлуки с близкими и тревоги за судьбу детей. Его отправили в Сибирь закованным в кандалы в сентябре 1790 года. Правда, в дороге условия содержания улучшились: сняли кандалы, выдали тёплую одежду. В Москве разрешили на день остановиться в доме отца. Его бывший начальник вельможный А.Р.Воронцов разослал губернаторам письма с просьбой облегчить ему тяжёлую дорогу. И тем не менее - это была дорога в ссылку.

В дороге, на пути в Тобольск, А.Радищев вёл дневник, который потом назовёт «Записками путешествия в Сибирь». Из этого дневника видно, что Сибирь и сибиряки произвели на него благоприятное впечатление. 15 декабря 1790 года, на подъезде к Тюмени, он записывает: « Народ в Сибири приветлив». 17 декабря его доставили в Тюмень. Он отмечает: «Тюмень стоит на Туре, на высоком берегу». На обратном пути в апреле 1797 года, он запишет подробнее: «На сей стороне города (в Заречье – Ю.М.) все кожевни… Вообще в Тюмени и в округе много всякого ремесла, и целая деревня имеет всегда одно. Неудивительно – из первых городов в Сибири».

Прибыв в Тобольск, он простужается и на месяц заболевает. Выздоровев, он получает разрешение тобольского губернатора А.В.Алябьева задержаться в городе до полного выздоровления. В начале марта к нему приезжают его близкие: брат, свояченица (жена умерла) Е.В.Рубановская с двумя младшими детьми. Радищев знакомится с тобольским обществом, сближается с издатеями и авторами журнала «Иртыш, впадающий в Иппокрену». Словом, оттаивает.

И всё же для А.Радищева Тобольск – «отдаленный отечества нашего край». В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего» он создаёт нравственный облик изгнанника: «…отлучённый от твоих ближних, среди людей, неизвестных тебе ни со стороны качеств разума и сердца, не нашед ещё, может быть, в краткое время пребывания твоего не токмо друга, но ниже приятеля, с коим бы ты мог сетовать во дни печали и скорби и радоваться в часы веселия и утех».

В дневнике Радищева есть запись, правда, очень краткая, назывными предложениями, но свидетельствующая, что он живо интересовался Тобольском и хорошо был осведомлён о нём: «Положение, типография, кожевни, кирпичные заводы, водоходство и ловля, базар… гулянье под Чувашами, образ из Абалака, торг… Аптекарский сад. Невольники. Сосланные. Монастырь Ивановский и Абалакский, гулянье наше туда».

Более обстоятельно образ Тобольска обрисован в его письмах к А.Р.Воронцову. Он отмечает: «Опричь огурцов и капусты, в здешних огородах не найдёшь ничего. Парники здесь не в употреблении, а оранжерей нет ни одной». Рассказывает он и о городском пожаре, в 1788 году спалившем большую часть города.: «Остатки погоревшего Тобольска стоят частью на прекрасном и здоровом, частью на выгодном, но нехорошем и вредном для здоровья месте ». Образ сибиряков воссоздан им с симпатией. Он выделяет в сибиряках высокие нравственные качества взаимовыручки. «После пожара, -пишет он, - скоро увидели со всех сторон водою и сухим путём привозимые печёные хлеба, которые сельские жители голодным и неимущим посылали горожанам безденежно… Сия черта,- заключает Радищев,- существенно означает доброту души сибирских многих поселян».

Ко времени первого семимесячного пребывания А.Н.Радищева в Тобольске относится и его стихотворение-ответ на вопрос любопытствующего:

 

Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду?

Я тот же, что и был, и буду весь свой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек1

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

В 1797 году, возвращаясь из ссылки, он пробудет в Тобольске 22 апрельских дня. Это будут грустные для него дни: скончается Е.В.Рубановская, ставшая в ссылке его женой. Она похоронена на Завальном кладбище. И хотя было тяжело на сердце, но, покидая Тобольск, Радищев напишет: «Сей город… навеки будет иметь для меня притягательность». А о Сибири в целом он скажет: «Как богата Сибирь своими природными дарами! Какой мощный край! Нужны ещё века, но как только она будет заселена, ей предстоит сыграть великую роль в летописях мира ».

 

 

Лекция IV

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТОБОЛЬСК 90-Х ГОДОВ ХVIII в.

 

Типография Корнильевых. Первая печатная книга. Журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». «Исторический журнал…» Д.Корнильева. «Библиотека… в пользу… всякого…. читателя». Т.М. Воскресенский. П.Сумароков. И.Бахтин. Н.Смирнов.

 

Типография Корнильевых.

В 1744 году тобольские купцы Медведевы получили разрешение завести бумажную мануфактуру. Она была построена в 15 верстах от Тобольска, вверх по реке Тобол, и с 1745 года стала делать бумагу. В 1788 году Медведевы половину бумажной фабрики продали тобольскому купцу 1-ой гильдии Василию Корнильеву. Позже, в 1793 году, Корнильев выкупил всю фабрику.

В январе 1783 года императрица Екатерина II издала Указ о вольных типографиях. На основе этого Указа В.Корнильев и задумал завести в Тобольске типографию. Он приобретает два печатных станка, отправляет их в село Аремзянское и приставляет к ним крепостного Мухина, обязав его освоить печатное дело. В январе 1789 года Корнильев объявляет об открытии типографии и о желании печатать в ней «на российском диалекте гражданскими литерами, а впредь стараться будет и на разных иностранных» книги. Для начала он выпускает два пробных «летучих» листка. Один из них адресовался епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму и содержал 20 строк стихотворного обращения. Второй информировал об освящении типографии.

Типографией заинтересовал тобольский губернатор А. В.Алябьев. Корнильев предложил ему печатать многочисленные указы и другие официальные бумаги, требовавшие рассылки по губернии.. За это Алябьев распорядился выдавать на нужды типографии 50 рублей ежемесячно. В 1790 году В.Корнильев передал типографию своему сыну Дмитрию.

1789 -1794 году оказались самыми плодотворными в деятельности типографии Корнильевых. За эти годы они издали десять книг и три журнала. В 1795 году умирает Василий Корнильев, вскоре А.Алябьев покидает Тобольск, а в 1796 году Екатерина II запретила все «партикулярные» типографии.

Император Александр I в феврале 1802 года вновь разрешил заводить частные типографии. Дмитрий Корнильев воспользовался этим разрешением и возобновил свое типографское дело в 1804 году. Тогда же им был издан в трех частях богословско-математически трактат «Истина благочестия христианского, доказанная воскресением Иисуса Христа с математической точностью». Этот трактат сочинил английский математик Диттон, а перевел на русский язык тобольский архиеписком Антоний Ш. Кроме этой книги, ничего другого Д.Корнильев уже не издал, ограничиваясь канцелярскими бумагами. В 1807 году в Тобольске появилась типография губернского правления. Д.Корнильев не выдержал конкуренции и закрыл свой предприятие.

 

Первая печатная книга.

Подготовив дела к открытию типографии, В.Корнильев обратился к П.Сумарокову с просьбой предоставить для печати какую-нибудь светскую книгу. Сумароков перевёл с французского и предложил для издания «английскую повесть» И.-Г.-Б.Пфейля «Торжество добродетельной любви», которая в его переводе стала называться «Училище любви». Повесть понравилась Корнильеву, и 31 января 1789 года он представил её в Тобольскую Управу благочиния с просьбой «освидетельствовать» её и, если «во оной не найдется ничего благопристойности противного», разрешить напечатать. Дозволение печатать было получено, и вскоре тоболяки зачитывались историей любви, предательств и преданной дружбы. В 1791 году потребовалось её второе издание. Тогда же вступил в силу Указ, согласно которого один экземпляр печатной продукции Корнильев обязан был направлять в библиотеку Императорской академии наук. Там и сохранился экземпляр второго издания первой в Тобольске печатной книги.

Повесть «Училище любви» представляет собой сентиментальное светское произведение с ориентацией на Руссо, который в то время был очень популярен. Особыми художественными достоинствами она не отличается. П.Сумароков выбрал её только затем, чтобы занимательной историей увлечь читателей и приохотить их к чтению.

Благородный англичанин после смерти своей жены отправляет любимую дочь Фанни в Англию. Вскоре у нее появляются поклонники – граф Рочефильд и лорд Дамби. Отец узнает об этом от своей сестры, которая сопровождает Фани, и отдает предпочтение Дамбию. Дочь же полюбила Рочифельда. А тот, оказавшись в Лондоне, отдается соблазнам светской жизни и попадает в любовные сети леди Сориленд. Она узнает о Фани и о том, что та ждет ребёнка, и требует, чтобы Рочифельд погубил девушку. Граф не может этого сделать, в отместку Сориленд вонзает ему в грудь шпагу. Спустя короткое время Рочифельд выздоравливает и возвращается к Фани, они тайно обвенчались, но тут снова появляется Сориленд, и он убегает к ней. Благородный Дамби предлагает Фани свой дом и отправляется на поиски её мужа. Леди Сориленд разорила графа, нашла себе нового любовника. И тому ничего не остаётся, как снова повиниться и вернуться к жене. Отец Фани примиряется с выбором дочери, он узнает в ее муже того, кто однажды спас его. Так счастливо завершается эта повесть.

«Училище любви» стало первым опытом сибирского книгоиздания. Не отличаясь оригинальностью, она приобщала сибиряков к мировой светской художественной литературы Основными её читателями стали учителя и ученики открытого в тот год в Тобольске Главного народного училища.

 

«Иртыш, превращающийся в Иппокрену».

В сентябре 1789 года из типографии В.Корнильева вышел первый номер литературно-публицистического периодического журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». В европейской России провинциальные журналы появляются в конце 80-х годов ХVIII века. В 1786 – 1787 года в Ярославле выходил журнал «Уединенный пошехонец», в 1787 году в Тамбове издавался журнал «Тамбовские известия». Тобольский «Иртыш…» стал третьим провинциальным журналом в России и первым подобного рода изданием в Сибири.

Журнал издавался при Главном народном училище на средства Тобольского приказа общественного призрения. Его редакторами официально были учителя училища Т.М.Воскресенский, И.Б.Лафинов, И.А.Набережнин и В.Я.Прутковский. Губернатор А.В.Алябьев проявлял интерес к журналу и патронировал ему. Ключевая роль в организации журнала, отборе материала и его редактировании принадлежала П.П.Сумарокову. В журнале публиковались губернский прокурор И.И.Бахтин, ссыльный солдат Н.С.Смирнов, председатель палаты уголовного суда Г.Х Фризе, ученики училища И.Трунин, А.Мамедов и др.

По формату журнал был невелик, от 3,5 до 5,5 печатных листов. Иллюстраций, как правило, не было. В качестве эпиграфа были набраны слова из «Оды к Фелице» Г.Р.Державина:

 

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки

И счастье дома находить.

 

Редакция «Иртыша…» ставила перед собой широкие просветительские задачи. Редакция хотела познакомить сибирского читателя с общепросветительскими проблемами времени, приобщить к образцам европейской культуры, осудить общечеловеческие пороки. Выход журнала вызвал интерес, его тираж в 300 экземпляров быстро разошелся. Ученик Главного народного училища, впоследствии автор «Иртыша…» Иван Трунин издание журнала приветствовал стихами:

 

Цвети, Сибирь, и украшайся

Наук начальным сим плодом.

На степень славы возвышайся:

Нет малого сомненья в том,

Что ты струями Иппокрены

Премноги узришь перемены,

Возвысишь до небес свой рок,

В науках узришь перемены.

Цвети Сибирь, пока блаженства

Сей на тебя лиётся ток!

Журнал широко знакомил тоболяков с оригинальными сочинениями своих авторов. Это были преимущественно поэтические жанры (поэма, ода, послание, стихотворная сказка, басня). Большинство публиковавшихся произведений, в соответствии с просветительскими задачами издания, имели сатирический характер, т.е. обличали пороки. Иногда это обличение носило социальный характер (например, «Сатира на жестокость некоторых дворян к их подданным» И.Бахтина).

Важная роль в журнале отводилась переводам. Предпочтение отдавалось популярным французским периодическим изданиям. Читателям «Иртыша…» предлагались и переводы сочинений Вольтера. Имена многих западноевропейских писателей и ученых тоболяки впервые узнали со страниц своего журнала.

С февральского номера 1790 года появилась рублика «Краткие исторические известия о разных происшествиях древних и новых времён, касательно происхождения народов, их исповеданий, законов, обычаев, наук, нравоучений и прочих примечания достойных вещей». Она призвана была носить познавательный характер и привлечь к журналу внимание читателей. Но интерес тоболяков к «Иртышу…» падал. Когда тираж упал менее 200 экземпляров, издание во второй половине 1790 года временно было приостановлено. Врядь ли это было связано с тем, что в это время в Тобольске отсутствовал П.Сумароков, главный организатор издания. По поручению губернатора А.Алябьева он ездил по губернии. По возвращении Сумароков вновь заручился поддержкой А.Алябьева, и с января 1791 года издание было возобновлено. В возобновлении издания сыграл свою роль и очень высокий отзыв о журнале А.Н.Радищева, который в это время находился в Тобольске по пути в ссылку и мнение которого Алябьев ценил.

Возобновление издания журнала никак не отразилось на его редакционной политике. Авторы с прежним энтузиазмом, без гонорара, стремились расширить интеллектуально-познавательные интересы сибиряков. Но тираж падал. Последняя, декабрьская книжка за 1792 год вышла тиражом в 106 экземпляров. На ней журнал прекратил своё существование.

 

«Исторический журнал…»

Принявший от отца права владельца типографии Дмитрий Корнильев одной из причин непопулярности «Иртыша…» и падения его тиража считал то, что редакция журнала не освещает местную жизнь и не уделяет внимания вопросам краеведения. Он затевает «Исторический журнал, или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов». Сам он выступил как автор, составитель, редактор и издатель одновременно. Первая часть «Исторического журнала…», вышедшего сразу же после прекращения «Иртыша…», в январе 1792 года, открывалась обращением к А.В.Алябьеву, в котором издатель и редактор сообщал, что он «за долг себе поставил выбрать из разных исторических и географических книг краткие, любопытство заслуживающие известия, как-то: о Сибири, Камчатке, Америке, Азиатских народах; о произрастании удивительных в Китае дерев; О разных родах зверей, рыб, птиц; о знатнейших городах, островах, берегах и о коммерции оных с приобщеним увеселительных повестей и анекдотов».

Журнал задумывался как краеведческий. Об этом свидетельствуют помещенные в первой части небольшие статьи: «О Сибири», «О качестве Сибири», «О бурятах и телеутах», «Известие о старинных татарских князьях в Сибири и о введении Кучумом в Сибири махометанской веры», «Описание прежде бывшей крепости Сибири» и т.д. Внимание Корнильева привлекли и соседние с Сибирью земли и страны. После статьи он помещал занимательный («увеселительный») рассказ. В журнале было и немало переводов из солидных европейских журналов и книг.

Д.Корнильев сообщал, что им собран материал для нескольких частей (выпусков) журнала. Однако вышли только два его номера. Издание прекратилось.

 

«Библиотека …в пользу и удовольствие всякого звания читателей».

После прекращения в 1791 году издания журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» П.Сумароков затевает другой журнал – «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей». В августе 1792 года в «Санктпетербургских ведомостях» публикуется объявление о подписке и так излагается редакционная политика: «Материи, коими книга сия будет наполнена, выбраны более нежели из пятисот иностранных лучших и новейших книг… Сия книга будет не в числе таких, которые по прочтении ни к чему более не служат, как только к умножению библиотеки, но что оную всегда иметь и почасту употреблять весьма нужно будет всякому, какого бы он звания и чина не был». Отсюда следует, что новое издание должно было носить просветительский характер и ориентировано было на публикацию переводов из иностранных источников.

Новый журнал выходил в Тобольске в 1793 – 1794 годах, печатался в типографии В.Д.Корнильева тиражом в 300 экземпляров на средства приказа общественного призрения. Разделы журнала («Статья ученая», «Статья экономическая» и т.п.) представляли собой свод научно-популярных знаний и призваны были быть интересны и полезны самому широкому читателю. Они знакомили его с образцами европейской мысли и художественной литературы (Ш.Монтескье, Д.Томсон, С.Геснер и др.). П.Сумароков полагал, что журнал даст представление о «настоящей» литературе и будет формировать читательский вкус. Этому призвана была служить установка на удовлетворение любознательности читателя, большинство материалов на русском языке печаталось впервые. Материалы отличались разнообразием: от научно-популярных до общеобразовательных, от заметок по домоводству и кулинарных и медицинских разделов до экономических статей. Читатель мог найти в журнале очерки быта и нравов народов, исторические биографии. Журнал был строго структурирован, имел подробное оглавление. Развитию любознательности читателя должна была служить и установка на удивление, элементы сенсации (например, «Любопытные критические рассуждения о некоторых неимоверных деяниях и сказаниях всеобщей древней истории»).

Формирование читательского вкуса было одной из определяющих в редакционной политике журнала. В 12 книге «Библиотеки…» за 1793 год была напечатана переведенная с французского из книги Ш.Батте «Принципы литературы» статья «О вкусе». Сумароков разделял и реализовывал изложенную в этой статье просветительскую концепцию улучшения вкуса с помощью разума и чувств. Еще ранее перепечатывается из VI тома французской «Энциклопедии» статья «Вкус». Авторами её были Вальтер, Монтескье и Даламбер.

Вызвав вначале, как это было и с «Иртышом…», интерес тоболяков, «Библиотека учёная…» особой популярностью не пользовалась. В конце 1794 года на 24 номере П.Сумароков прекратил ее издание. И только заступничество губернатора А.В.Алябьева помогло ему в тяжбе с Тобольским приказом общественного призрения, казне которого изданием «Иртыша…» и «Библиотеки…» был нанесен значительный урон.

 

Т.М.Воскресенский

Тобольские периодические издания выходили при активной помощи преподавателей и учеников Тобольского Главного народного училища. Среди них выделим Т.М.Воскресенского.

Тимофей Михайлович Воскресенский родился в 1766 году в семье дьякона Воскресенской приходской церкви при Троице – Сергиевой лавре. В 1786 году он окончил Троицкую духовную семинарию и был отправлен в распоряжение синода. Вскоре его назначили в Петербургскую учительскую семинарию, где он продолжил образование. В 1788 году его направляют учителем в Тобольское Главное народное училище, где в «высшем» (четвёртом) классе он преподавал широкий спектр дисциплин: математику и физику, русский и латинские языки, механику и даже архитектуру.

В Тобольске Т.Воскресенский сблизился с кругом лиц, организовавших журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». В этом журнале он выступил с рядом публицистических произведений. В первом номере, в сентябре 1789 года он публикует аллегорическую статью «Сновидение», в которой принял участие в журнальной полемике о призвании поэта. Чрезвычайно высоко оценивая сам род поэтических сочинений, Воскресенский считал, что писать стихи имеют право только особо одарённые люди. Не относя себя к таковым, он писал только прозой. Его сочинения носили преимущественно нравоучительный характер, он проповедовал идеи просвещения и добродетельного поведения («Ардостан», «Письмо одного пехотного майора, прежде бывшего кадетом Королевской военной школы, к молодым воспитанникам того ж училища» и др.). По жанру это были обращенные к читателям воспитательные и познавательные беседы, что отразилось в авторском определении их как «Речь…», с указанием даже даты произнесения. По больше части его сочинения – переводы с французского языка.

В 1794 году в типографии Д.Корнильева отдельным изданием вышла книга Т.Воскресенского «Слово о пользе физики…». Она в сокращенном виде была опубликована до этого в журнале «Библиотека учёная…». Книга предназначалась как учебное пособие для учеников Главного народного училища и пропагандировала основы физики как науки. В её состав было включено и стихотворение И.И.Бахтина «Благодарность и вопрос к господину учителю от мещанина Старолета Добромыслова», в котором физическая идея множественности миров излагалась в поэтической форме.

В конце 1794 года Т.Воскресенский уезжает из Тобольска. Известно, что после этого он преподавал в Тульском Главном народном училище, ставшем в 1805 году, как все аналогичные учебные заведения, гимназией. В 1810 году он был переведен в Калужскую гимназию, откуда осенью 1815 года и вышел на пенсию. Дальнейшие следы Т.М.Воскресенского теряются.

Но главная организующая роль в появлении тобольских периодических изданий принадлежала П.П.Сумарокову.

 

П.П. Сумароков.

Панкратий Платонович Сумароков родился в 1765 году во Владимире, в родовитой дворянской семье. В отечественной культуре эта фамилия прославлена драматургом Александром Сумароковым. Панкратий Сумароков приходился ему племянником. Он воспитывался в доме московского гражданского губернатора И.П.Юшкова, получил соответствующее его кругу образование и воспитание, знал несколько иностранных языков, рисовал, был музыкантом. В 18 лет он уезжает в Петербург и поступает на воинскую службу. Воинская служба протекала вполне благополучно. Но в 1785 году П.Сумароков стал невольным участником афёры с поддельной ассигнацией. Он был осуждëн, лишен воинского офицерского звания и дворянского достоинства и сослан в Сибирь, в город Туринск. Тобольским губернатором в то время был А.В.Алябьев, видимо, знавший Сумарокова. Он разрешил ему задержаться в Тобольске, а потом и вообще остаться в губернском городе. На годы тобольской ссылки и приходится расцвет творческой деятельности П.Сумарокова.

В Тобольске П.Сумароков быстро сблизился с немногими творческими интеллигентами города, среди них губернский прокурор И.И.Бахтин, ссыльный солдат Н.С.Смирнов, учитель Главного народного училища В.Я. Прутковский и др. По предположению сургутского литературоведа Д.В.Ларковича, они образовали некое подобие литературного кружка, вовлекли в него и ряд других тоболяков, в том числе и сына купца Корнильева Дмитрия Корнильева. Поддержали они и намерение Корнильевых завести в Тобольске типографию, обещали своё сотрудничество. П.Сумароков перевёл и предложил для издания повесть «Училище любви» и взял на себя хлопоты по формированию журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену».

В журнале «Иртыш…» он поместил целый ряд своих оригинальных сочинений, в основном стихотворных. Так, уже в первом номере (сентябрь 1789) он публикует стихотворную сказку «Искусный лекарь» и притчу «Быль» о супружеской неверности. Просветительский смысл имела притча «Отстрелянная нога», напечатанная в следующем номере. В 1789 году им была написана и в декабрьской книжке «Иртыша …» опубликована сатирическая «Ода на гордость», в которой поэт осуждает глухих к страданиям людей всесильных вельмож:

 

Вельможа, злом сим зараженный,

Рыданью страждущих внемли!

Воспоми, смертный ослеплëнный,

Что ты такая ж горсть земли!

Смеёшься ты, а брат твой стонет,

Ты в роскоши, в слезах он тонет,

Ты в счастии, а он в бедах;

Но ты словам сим не внимаешь:

Почто ж главу ты воздымаешь?

Злосчастных нет на небесах.

 

В январском номере за 1791 год П.Сумароков публикует свою комическую поэму «Лишенный зренья Купитон». Она признается лучшим его сочинением. Поэма построена по всем канонам бурлеска. В ней иронично повествуется о событиях, которые произошли на Олимпе во время отсутствия Зевса. Мальчик Эрот был оставлен дома под присмотром Дурачества. Дурак взял у мальчика лук и стрелы и по дурости вышиб ему глаза, навеки оставив слепым. Вот отчего, следовало из поэмы, любовь слепа и способна на дураческие поступки.

П.Сумароков выступал в самых разнообразных стихотворных жанрах: басня, мадригал, эпиграмма, притча, поэма. В ряде его произведений есть приметы сибирского пейзажа. Так, поэма «Лишенный зренья Купитон» открывается обращением автора, причём подчеркивается, что он живет в Сибири. В поэме «Альнаскар» мы встретим описание сибирской зимы. В стихотворении «Плач и смех» в его первом варианте есть упоминание о пожаре в Тобольске 1788 года. Всё это дало основание тобольской исследовательнице И.Ф. Платоновой назвать Сумарокова первооткрывателем сибирской темы в русской поэзии.

Значительное место в творчестве П.Сумарокова занимали переводы.

Тобольская ссылка Сумарокова окончилась с воцарением Александра I. Он вернулся в Москву. Одно время по поручению Н.М.Карамзина он редактировал журнал «Вестник Европы». Вскоре оставил литературу, поселился в своём подмосковном имении и увлекся химией. Пожар 1812 года уничтожил всё его имущество, он тяжело заболел и в 1814 году скончался. В 1832 году его сын издал большой том сочинений Панкратия Сумарокова, предварив его обстоятельным биографическим очерком

 

И.И. Бахтин.

Круг общения П.Сумарокова в Тобольске был довольно обширным. Именно он привлёк в журнал губернского прокурора И.И.Бахтина.

Иван Иванович Бахтин родился в 1755 году в небогатой семье орловского дворянина. Воинскую службу начал в 1772 году. Участвовал в русско-турецкой войне. В 1776 году в чине подпоручика артиллерии вышел в отставку. В 1782 году поступил на гражданскую службу и был назначен на должность стряпчего в Тобольский верхний надворный суд. Через год его перевели в Пермь, где он был назначен стряпчим Пермского губернатора, с в 1785 году – прокурором земского суда. С 10 марта 1788 года И.Бахтин снова в Тобольске, его назначают Тобольским губернским прокурором и производят в надворные советники.

Одно из первых стихотворений И.Бахтина датировано 1780 годом. Он печатался в 1786 году в журнале «Лекарство от скуки и забот». Активной творческой деятельностью занялся во время пребывания в Тобольске. И.Бахтин сблизился с кружком, чуть позже основавшим журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». Уже в первом номере за сентябрь 1789 года помещено его письмо «К господам издателям». В этом журнале за два года его существования И.Бахтин опубликовал 35 своих стихотворных произведения.

И.Бахтин пробовал свои силы в жанрах притчи («Завистники»), стихотворной сказки («Господин и крестьянка»), эпиграммы, басни, послания и др. К своей литературной деятельности он относился несколько иронично, скромно оценивая свой талант. Но к самой поэзии и призванию поэта относился очень серьезно. Он утверждал:

 

Пиит полезней всех из жителей земли.

Порочных он людей стихами исправляет…

 

В его поэтическом творчестве преобладали сатирические темы. В стихотворении «Со н» он программно заявлял: «Пороки исправлять вооружайся смело …». Наиболее резкой и смелой была его «Сатира на жестокости некоторых дворян к их подданным». Известна его стихотворная полемика с Н.Смирновым, в которой он в ответ на жалобы последнего, призывал спокойно жить, не обращать внимания на «тьму бед». Интересовался делами Главного народного училища, в стихотворении «Благодарность и вопрос к господину учителю от мещанина Старолета Добромыслова» развивал идею множественности миров. В Тобольске он встречался с А.Н.Радищевым.

В мае 1794 года И.Бахтин был переведен по службе сначала в Новгород-Северский, потом – в Калугу и в Тулу. С 1797 года он служит в Петербурге, в Экспедиции государственных доходов и в Министерстве финансов. Пользовался особым расположением императора Александра I. Его уважал Н.М.Карамзин, по рекомендации которого он был назначен губернатором в Харьков. И.Бахтин внес значительный вклад в становление и развитие Харьковского университета, за что был отмечен почётными званиями и благодарственными письмами, членством в ученых сообществах. В ноябре 1814 года Бахтин вышел в отставку.

В 1816 году И.Бахтин собрал свои стихотворения, как опубликованные, так и новые, и издал книгу «И я автор, Или Разные мелкие стихотворения». После этого он издал написанную еще в 1795 году драму «Ревнивый» и прозаическую книгу «Вдохновенные идеи». В периодическом издании «Дух журналов» выступил с рядом стихотворений, посвященных памяти Г.Р.Державина, среди которых выделим «Надгробие» и «К портрету надпись».

Умер И.Бахтин в Петербурге 26 апреля 1818 года, похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

 

Н.С. Смирнов.

Наряду с губернским прокурором И.Бахтиным, к сотрудничеству в журнале П.Сумароков привлёк и ссыльного солдата, недавнего крепостного Н.С.Смирнова.

Николай Семёнович Смирнов родился в 1767 году в Москве, в семье крепостного крестьянина, управлявшего московской усадьбой князей Голицыных. Получил вместе со своими сверстниками, молодыми княжатами, добротное домашнее образование, слушал лекции профессоров Московского университета, в совершенстве овладел французским, английским и итальянским языками. Отец его неоднократно подавал прошение о выкупе сына из крепостной зависимости, но неизменно получал отказ. В 1785 году Н.Смирнов предпринял попытку тайно бежать из России за границу, где в то время находились молодые князья Голицыны, и прибегнуть к их содействию. Он переменил имя, переоделся в офицерский мундир, но по дороге был схвачен. Его осудили на смертную казнь, которую Екатерина II заменила бессрочной отдачей в солдаты в Тобольский гарнизон. Очень быстро он обратил на себя внимание. В 1788 году ему был присвоен чин сержанта. Воинскую службу он совмещал с преподавательской деятельностью, давал частные уроки детям знатных горожан.

В Тобольске на страницах журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», состоялся литературный дебют Н.Смирнова. В декабрьском номере за 1789 год помещен его перевод стихотворения английского поэта Э.Юнга «Смерть Нарцисса». В предисловии к публикации Смирнов писал: «…старался я удержать в оном всю силу, пышность и отзывчивость выражений;всю мрачность, ужас и непонятное нечто, наполняющее душу унынием, жалостью и умилением; одним словом всё то, что образует Юнга и отличает его от других писателей»

В январском номере за 1790 год публикуются его оригинальные сочинения: «Басня», две песни («Утомился ль рок жестокой …» и «Во всём пространстве света …») и «Стихи на смерть».

 

О вы, которые рождаетесь на свет!

Мой взор на вашу часть без зависти взирает:

И самой смерти злей собранье здешних бед,

В сей жизни человек всечасно умирает.

Из недр ничтожества когда б я мог то знать,

И есть ли бы Творец мне дал такую волю,

Чтоб сам я мог судьбою управлять:

Я б жизнь не принял и презрел смертных долю.

 

«Стихи на смерть» Н.Смирнова стали широко известны благодаря полемики с И.Бахтиным. Тот тут же на страницах этого же номера журнала ответил Н.Смирнову стихотворением «Возражение»:

 

Я вижу, что тебе несносен этот свет;

Но мудрый иначе на жизнь свою взирает:

Утехи видя там, где видишь ты тьму бед,

Спокойно он живёт, спокойно умирает.

Ты прежде бытия хотел бы много знать

И жребий свой избрать иметь желал бы волю;

На что?.. Ах! волей днесь умей лишь управлять

И будешь ты блажить стократно смертных долю.

 

Впоследствии Н.Смирнов ответил в свою очередь И.Бахтину, но его «Ответ (рифмы те же)» в 90-е годы ХУШ века ходил в рукописи и был опубликован лишь в 1968 году.

 

Не много мудрецов рождается на свет;

Не всякий и мудрец без горести взирает

На бренну нашу жизнь – цепь вечных зол и бед;

Но в том уверен я, что мудрый умирает

Без страха и забот, и не желает знать,

Правдиво ль то, иль ложь, что он имеет волю

Своею волею в сей жизни управлять;

И мысля так, не чтёт блаженством смертных долю.

 

Оригинальные произведения Н.Смирнова появлялись на страницах журнала «Иртыш…» вплоть до его закрытия.

В 1790 году Н.Смирнова перевели в Забайкалье, где он возглавил в Кударинской крепости солдатское училище. С 1794 года он служит в Усть-Каменогорской крепости. Этот период отмечен также активным творчеством. Он пишет ряд прозаических и стихотворных произведений. В 1797 году Смирнов непродолжительное время был в Тобольске и встречался там с возвращавшимся из ссылки А.Н.Радищевым. Часто исполнял поручения командования, требовавшие особых знаний. В Иркутске он служил при казенной суконной фабрике. Неоднократные ходатайства непосредственного начальства о производстве Н.Смирнова в офицеры в Петербурге отклонялись.

После отъезда из Тобольска Н.Смирнов печатался под псевдонимом Даурец Номохон в московском литературно-художественном ежемесячнике «Приятное и полезное препровождение времени», где были опубликованы его переводы и 11 оригинальных стихотворений. Отдельными изданиями сочинения Н.Смирнова ни при жизни, ни в последующие годы не издавались. Во второй половине ХХ века они включались в сборники «Поэты 1790-1810 годов» (Л., 1971, серия «Библиотека поэта») и «Русская литература – век ХУШ: лирика» (М., 1990).

Умер Н.Смирнов в 1800 году в селе Тельминском, где была расположена Иркутская казенная суконная фабрика.

Лекция V.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.107 с.)